Дидактические игры на развитие памяти
консультация (старшая группа)

Тетерина (Шицко) Алена Сергеевна

Дидактические игры на развитие памяти

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_na_razvitie_pamyati.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры на развитие памяти

ТетеринаА.С.

Память - это способность человека к воспроизведению прошлого опыта, длительному хранению информации. Память играет одну из ключевых ролей в процессе обучения. Конечно, невозможно заниматься с ребёнком так, чтобы он запоминал всё непроизвольно, но чем интереснее для него будут занятия, тем прочнее и быстрее он будет усваивать материал.

«Узнай предмет»

Упражнение хорошо тренирует тактильную память у детей – способность запоминать ощущения после прикосновений. Малышу завязывают глаза и по очереди дают ему в руки разные предметы (3-10 штук), не называя их. Ребенок должен самостоятельно догадаться о том, что это за предмет. Затем предложите малышу назвать все предметы в той последовательно, в которой он их угадывал. Сложность такой игры на развитие памяти состоит в том, что ребенку необходимо выполнять 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание.

«Слушай и исполняй»

Цель: развитие двигательной памяти.

Ведущий называет вслух несколько движений, не показывая их. Ребёнку нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы.

«Зеркало»

Цель: развитие двигательной памяти.

Ведущий стоит в центре полукруга и демонстрирует разнообразные позы или движения. Дети повторяют за ним. Можно предложить повторять не то движение, которое выполняет ведущий в данный момент, а то, которое он делал до этого (движение с запаздыванием).

«Чудесные слова»

Такое упражнение способствует развитию слуховой памяти у детей 5-6 лет. Вам необходимо выбрать 20 слов, которые как-то связаны по смыслу, например, банан-яблоко, собака-кошка, дверь-окно. Слова зачитываются малышу 3 раза, при этом пары выделяются интонацией. Затем ребенку повторяют первое слово из пары, а он должен вспомнить второе. Так развивается кратковременная слуховая память, для тренировки долговременной – попросите малыша назвать слова через некоторое время.

«Рассказываем сказку»

Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания.

1 вариант: дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке.

2 вариант: выбирают тему сказки. Задача не выйти за пределы темы. Придумывая сказку, дети часто кого в ней убивают, пугают, уничтожают. В этом случае в конце игры обсуждается, кому и почему хочется об этом говорить, какие ощущения при этом испытывают.

«Скажи»

Цель: развитие эмоциональной памяти.

Мысленно поиграем в снежки.

Задание №1: представь снег. Вспомни, какого он цвета. Всегда ли он белый?

Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться, с чем можно сравнить снег в ясный зимний солнечный день.

Задание №2: Вспомни, как хрустит снег под ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнивать хруст снега под ногами человека.

Задание №3: Представь, что ты держишь в руках пригоршни снега. Что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?

Весёлый-грустный»

Показать ребёнку разноцветные карточки с наклеенными на них изображениями воздушных шаров, салютов, дождя, больного человека, лошади, солнца, разбитой чашки и т. д. затем спросить его, какие эмоции вызывает та или иная картинка? Нравится ли ему цвет картинки, фон? Задача взрослого – вовлечь ребёнка в активный процесс восприятия, в который сознательно включается эмоциональный фактор, что способствует долговременной памяти.

«Фотоаппараты»

Цель: развитие зрительной памяти.

Ребёнку в течении 5 секунд показывают карточку с изображением, затем убирают её. Попросите его показать, что на ней было изображено. Если ребёнок затрудняется ответить, задайте ему наводящие вопросы: сколько, какого цвета и т. д.

«Я положил в мешок»

Цель: развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания.

Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и груши». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя, и так далее.

«Пересказ по кругу»

Цель: развитие слухового запоминания

Ведущий читает текст, участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков, далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе слушают текст еще раз и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки

«Обезьянки»

Цель: развитие зрительной памяти

Ведущий предлагает детям: «давайте мы с вами сегодня превратимся в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все что видят». Ведущий на глазах складывает конструкцию, предлагая запомнить и точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.

«На что похожа?»

Цель: развитие осязательной памяти, вариативности воображаемого образа.

Оборудование: кусочек меха, шерсть, кожа, бумага…

Ход игры: дать детям почувствовать прикосновение какого-либо материала и пофантазировать — что это может быть? Например: положить на детскую ладошку кусочек меха; предполагаемые ответы — вата, пух, мягкая игрушка, шерсть кошки и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на развитие памяти

игры: создай образ, кому что нужно для работы....

Памятка для родителей "Дидактические игры на развитие памяти"

Память играет важную роль в нашей жизни. Мы живем в такое время, когда все больше и больше дел перепоручается компьютерам, в нашем распоряжении есть самые современные информационные технологии - от ка...

Дидактические игры по развитию памяти для детей средней группы

Небольшая картотека игр по развитию памяти...

Дидактические игры для развития памяти

Развитие произвольной зрительной памяти...

Статья "Роль дидактической игры в развитии памяти у дошкольнииков"

Роль дидактической игры в развитии памяти у дошкольниковВпечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – в...

Статья "Роль дидактической игры в развитии памяти у дошкольников"

Роль дидактической игры в развитии памяти...