Игра для педагогов "Забавная экология"
методическая разработка

Рыжкова Татьяна Вячеславовна

Чтобы охранять природу, нужно хорошо ее знать. Этой теме мы и посвятим нашу игру. В игровой форме мы освежим наши знания о растительном мире, о лекарственных растениях, поговорим о проблемах охраны природы, будем отгадывать мелодии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_zabavnaya_ekologiya.docx520.94 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая игра для педагогов ДОУ

«Забавная экология».

Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии.

Задачи.

-Привлечь внимание педагогов  к рассматриваемому вопросу, повысить их активность, побуждать размышлять, анализировать.

-Способствовать активизации имеющихся у воспитателей детского сада теоретических знаний, практических умений и навыков.

-Содействовать творческому поиску, а также созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов. 

-Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада Вас приветствовать на экологической игре «Забавная экология». Сегодня мы собрались здесь, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. Чтобы охранять природу, нужно хорошо ее знать. Этой теме мы и посвятим нашу игру. В игровой форме мы освежим наши знания о растительном мире, о лекарственных растениях, поговорим о проблемах охраны природы, будем отгадывать мелодии.

Хотелось бы, чтобы девизом нашей викторины стали слова Вадима Шефнера из стихотворения «Человек». 

                     Ты, человек, любя природу, хоть иногда её жалей!

В увеселительных походах не растопчи её полей!

Не жги её напропалую и не исчерпывай до дна.

И помни истину простую: нас много, а она одна!

E:\рыжкова игра\DSC00130.JPG

Разминка «Экологическое лукошко».  

1. Наука о правильном природопользовании и охране живых организмов. (Экология)

2.Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений всего мира. (Красная книга)

3. Как называется растительный мир? (Флора)

4.Какой овощ содержит наибольшее количество каротина, так называемого «витамина роста»? (Морковь)

5.Наглядное восприятие детьми объектов и явлений природы. (Наблюдение) 

6. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях? (Липа)

7. Полезный комнатный цветок, запах листьев которого, отпугивает мух и комаров. (Герань)

8. Витаминное блюдо, приготовленное из измельченных овощей с добавлением соли и растительного масла. (Салат)

9. Великий русский полководец А.В.Суворов очень ценил эту злаковую культуру. Кашу, приготовленную из нее, он называл богатырской, ведь она не только вкусна, но и очень питательна. Что это за злак? (Гречиха)

10. Эта овощная культура до появления на Руси картофеля занимала в рационе крестьян второе место после хлеба. Как известно из народной сказки, она может вырасти до невероятных размеров. (Репа)

11. Круглый, овальный или квадратный цветник. (Клумба) 

- Следующий конкурс  «Оздоровительный» Каждый из вас знает, что природа - это не только красота вокруг нас: цветы, деревья, насекомые. Но ведь многие растения приносят нам пользу. Как называются такие растения? 

- Какие ягоды улучшают зрение? (Брусника, черника, отвар цветков малины)

- В какой ягоде есть витамины роста? (В смородине – каротин)

- Почему полезно находиться в сосновом лесу? (В сосновом лесу воздух сухой, легкий, целебный, в нем много кислорода, фитонцидов и полезных для человека элементов)

- Какие грибы выводят из организма радиацию? (Лисички)

- Какие растения улучшают сон? (Иван – чай, настойка ландыша, мак, листья подорожника, плоды боярышника, кора калины)

- Какое самое полезное варенье по содержанию в нем витамина С? (Рябиновое и смородиновое - сохраняет витамин С, даже во время варки).

- Ветки, какого растения не стоит ставить дома, голова разболится? (Черемухи, сильный дурманящий запах отгоняет от дерева мух, комаров, убивает многих вредных микробов, но дома ставить не стоит).

- У какого растения полезны кора, корни, цветы, ягоды? (У калины – цветы при аллергии, корни при простуде, кора при бессоннице и от кровотечения ягоды - при высоком давлении).

- Какие растения обладают успокаивающим действием? (Настойка ландыша, валерианы, Иван – чай, мята, мелисса, листья облепихи).

Познавательная минутка «Это интересно». 

Я задам сейчас вопросы,
Отвечать на них не просто.

- У какого дерева быстрее всех распускаются листья? (У тополя, утром еще дерево было безлиственным, а в полдень блестит и переливается развернутыми листьями).

- Кору, какого дерева не обгладывают зайцы, она ядовитая? (Кору черемухи).

- Почему брусника может долго храниться? (В бруснике есть бензойная кислота, которая защищает ягоды брусники от гниения и позволяет ей долго храниться).

- Чем полезен городу тополь? (Густая листва глушит уличный шум и очищает воздух: 400 молодых тополей за лето собирают 340 кг пыли).

- Для чего в лесу нужны мертвые деревья? (Деревья умирают от возраста и болезней и начинают гнить, этим самым добавляя питательные вещества в почву).

- Почему у березы летом ствол остается холодным? (Белый цвет хорошо отражает солнечные лучи, предохраняя березу от ожогов).

- Сколько лет растет лиственница? (400-500 лет).

- Чем поет кузнечик? (Трет крылья задними ногами.)

- Какое яйцо самое прочное? (Страусиное, выдерживает вес 15 кг.)

- Какая рыба носит имя человека? (Карп).

- Почему корова ложится? (Потому что не умеет садиться)

- Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (Сено)

- Какое животное всегда при деньгах? (Поросенок, у него всегда есть пятачок).

Конкурс «Поэтический».

- Художественное слово является очень действенным методом экологического воспитания дошкольников. Чтение стихов помогает раскрыть детям красоту природы через слово. Назовите авторов отрывков следующих стихотворений.

Вот север, тучи нагоняя, дохнул,

Завыл - и вот сама идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась клоками,  повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы проказам матушки зимы. А.С.Пушкин

Я пришел к тебе с приветом рассказать,
Что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало,
Рассказать, что лес проснулся, весь проснулся,

Веткой каждой, каждой птицей встрепенулся,
И весенней полон жаждой. А.А. Фет

Люблю грозу в начале мая, когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит…
Повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит…Ф.И.Тютчев

Зима недаром злится, прошла ее пора -
Весна в окно стучится и гонит со двора.
И все засуетилось, все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе уж подняли трезвон.        Ф.И. Тютчев

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком.
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком... С.А. Есенин

       

Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках с нежною каймой распустились листья белой бахромой.

И стоит берёза в сонной тишине и горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром (С. Есенин)

Блиц - опрос «Народный барометр» (Звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года»).

Ведущий. Как много было дедовских примет!
Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет.
Дошли до нас и вот - живут поныне.
 (Роман Ругин)

 - Каждого человека интересует, какая погода будет завтра, послезавтра, через неделю. Однако синоптики довольно часто ошибаются. Но на нашей планете есть существа, которые без всяких расчетов в состоянии предсказать погоду. Ученые называют сейчас около 600 видов животных и 400 видов растений, которые могут выступать как барометры, индикаторы влажности, температуры воздуха, предсказатели штормов, бурь или хорошей безоблачной погоды. Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

    Предлагаю вам небольшой блиц-опрос «Как растения и животные предсказывают погоду». Напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

- Муравьи стремительно закрывают все входы в муравейник… к дождю.

- Комары и мошки вьются столбом… к  хорошей погоде.

- Синичка с утра начинает пищать… к морозу.

- Собака свертывается и лежит калачиком… к наступлению холодов.

- Лошадь храпит - (к ненастью), фыркает… к теплу.

- Воробьи купаются в пыли или в луже…к дождю.

- Паук усиленно плетет паутину… к сухой погоде.

- Стрижи, ласточки низко летают… Дождь предвещают.

- Когда цветет черемуха… К холоду, заморозкам.

- Цветы перед дождем… Пахнут сильнее.

- Вороны садятся на нижние ветки деревьев… к ветру.

- Куры раскудахтались… Будет снег.

- Из березы течет много соку… к дождливому лету.

- Лягушки вечером громко квакают… к теплая погода.

- Много шелухи на луковицах…к холодной зиме.

Конкурс «Какое растение так называют?».

- Какую ягоду называют пьяникой? (Голубику, может одурманить человека)

- Какое растение называют «заячьей капустой»? (Кислица, очень любят зайцы)

- Какой гриб называют «полковником»? (Боровик или белый гриб.  Боровик, потому что растет в сосновых или еловых борах. Русские крестьяне считали боровик самым вкусным грибом. Белый,  потому что мякоть не темнеет при варке)

- Какой цветок называют «часами туристов»? (Кувшинка, утром цветок раскрывается, целый день ходит за солнцем, вечером закрывается. Она же предсказывает погоду, если ненастная погода - кувшинка не открывается совсем, не показывается из воды, или закрывается перед ненастьем)

- Какое дерево называют «поющим»? (Ель, так как из нее делают музыкальные инструменты: скрипки, арфы, виолончели, фортепиано)

- Какой гриб называют «дедушкиным дымком» или «волчьим табаком»? (Гриб-дождевик, если наступить на гриб он лопается и выбрасывает темный дымок)

- Какую ягоду называют «северным виноградом»? (Крыжовник)

- Какое дерево называют «свадебным деревом»? (Калина, им украшают свадебные столы, калина считается символом девичьей красоты, нежности и чистоты)

- Какой гриб называют «лесной смертью»? (Бледная поганка, даже маленький кусочек вызывает смерть, яд который содержится в ней сильнее, чем яд у ядовитых змей – гадюки и кобры)

- Какое дерево называют «гонким»? (Береза, т. к. дерево очень быстро растет)

 Конкурс  «Чья жалоба?».  По описанию надо догадаться, от какого животного эта «жалоба».

Жалоба №1. «Ох, не любят меня люди! Голос, видите ли, мой не нравиться и глаза говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня надо». (Сова)

E:\рыжкова игра\DSC00134.JPG

Жалоба №2. «На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравиться, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились! Обижают нас часто». (Летучая мышь)

Жалоба №3. «Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят, или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая.» (Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу - и они исчезнут).

Конкурс «Картины – загадки».

Ведущий. Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания. (Воспитателям предлагаются репродукции картин известных художников, писавших пейзажи. Необходимо определить автора и название произведения.)

E:\рыжкова игра\DSC00139.JPG                                             E:\рыжкова игра\DSC00141.JPG

И.И. Шишкин «Рожь». Картина русского художника Ивана Ивановича Шишкина, написанная им в 1878 году. На картине изображено Лекаревское поле близ Елабуги, в Вятской губернии. В настоящее время картина находится в собрании Государственной Третьяковской галереи в Москве.

И.И. «Золотая осень». Пейзаж русского художника Исаака Ильича Левитана, написанный в 1895 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее.

И.К. Айвазовский «Девятый вал». Одна из самых знаменитых картин  российского художника-мариниста армянского происхождения Ивана Константиновича Айвазовского, хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.  Написана в 1850 году.

А.И. Куинджи «Берёзовая роща». Картина русского художника Архипа Ивановича Куинджи, написанная в 1879 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи.

А.К. Саврасов  «Грачи прилетели». Знаменитая картина русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова, написана в 1871 году. Это полотно считается самым известным произведением Саврасова, а его появление рассматривается как «важный этап в развитии русской пейзажной живописи».. Хранится в Государственной Третьяковской галерее.

- Следующий конкурс «Угадай мелодию». Вам необходимо угадать мелодии песен о живой и неживой природе.

- Песня о том, что украшает город. (Песня «Городские цветы». Музыка М.Дунаевского, слова Л.Дербенева)

- То, что мы должны принимать таким, как есть. (Песня «У природы нет плохой погоды». Музыка А.Петрова, слова Э.Рязанов)

- О птицах, которые красиво поют. (Песня «Вы слыхали как поют дрозды». Музыка В.Шаинского, слова С.Островой)

- О превратностях жизни насекомых. (Песня «В траве сидел кузнечик…». Музыка В.Шаинского, слова Н.Носова)

- Песня о тех местах, где можно услышать красивое пение птиц. (Песня «Соловьиная роща». Музыка Д. Тухманова, слова А.Поперечного)

- Песня о цветке, который растет в горах. (Песня «Лаванда». Музыка В.Матецкого, слова  М.Шаброва)

- Песня об отдыхе животного с пресмыкающимся. (Песня «Я на солнышке лежу». Музыка Г.Гладкова, слова С.Козлова)

- Песня о полезной, красивой, но горькой ягоде. (Русская народная песня «Калинка»)

- Песня о  дружбе человека с животным. (Песня из мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса» «Человек собаке друг». Музыка В.Комарова, слова М.Либина).

Музыкальный конкурс.  Музыка - постоянный спутник человека во всей его жизни. Она, по выражению французского писателя Стендаля, «является единственным искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживания его дум». Любовь к природе у русского народа часто выражается в песнях.  Вам предстоит узнать песню по вступлению, и пpопеть куплет песни.

E:\рыжкова игра\DSC00143.JPG

Песня «Ой, рябина кудрявая...»

Песня «Смуглянка»

Песня «Во поле береза стояла»

Песня «Старый клен»

Песня «Ой, цветет калина»

Песня «Катюша»

Песня «Ландыши»

- А  сейчас я  прочитаю Вам стихотворение  Николая Старшинова «Давайте сохраним».

Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю, лететь в одном полёте.

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву на болоте.

О, как природа  мать терпима и добра!

Но чтоб её лихая участь не постигла,

Давайте сохраним на стрежнях осетра,

Касатку в небесах, в таёжных дебрях тигра.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все навек объединимся,

Давайте наши души вместе сохраним,

Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

- Наша игра подошла к концу.  Я буду рада, если Вы нашли для себя что-то интересное, познавательное, если у Вас появилось желание еще больше узнать о природе. И в заключение, я предлагаю спеть песню.

C:\Users\таня\Desktop\DSC00148.JPG

На мотив песни «Пусть бегут неуклюже…»

1.Пусть всегда светит солнце, зеленеют поляны,
Пусть всегда будет чистой река,
Пусть цветы расцветают, распускаются листья,
А по небу плывут облака.
Припев. Этот мир был нам подарен миллионы лет назад.
Сохранить природу нашу просим всех ребят. (2 раза)
2.На красивой планете будет радостно детям
Любоваться на лес и поля. Сбережем для себя мы,
Для друзей и для мамы. Дом, что мы называем Земля.

- Спасибо Вам за участие в моем мероприятии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-занятие по экологии в 1 младшей группе" Поможем лесу"

интеграция образовательных областей социализация, познание, безопасность...

Игра КВН по экологии

Тема " Нас учит Природа!"...

Игра КВН по экологии

1.Формирование экологического сознания детей через разные формы работ, в частности через игру.2. Приобщение родителей к проведению досуга вместе с детьми и подведение их к пониманию роли  и...

Игра-викторина по экологии

Воспитатель предлагает поговорить о городе,в котором живут.Игра-"Берегите город от мусора"Загадывание загадокРисование мусораИгра"Хоршо-плохо"Игра "Что сначала и что потом"Приложение...

Игра - путешествие по экологии

Цель: формирование экологической культуры у воспитанников СРЦН.Задачи:Систематизировать знания по экологии.Обучать детей способам познания окружающего мира.Развивать связную речь и активизировать слов...

Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной к школе группе на тему: Игра – викторина по экологии «Берегите наш город от мусора»

Задачи:1. Уточнить знания детей о значимости чистоты улиц города и о роли человека.2. Расширять знания детей о видах мусора, об его утилизации и вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов...

Мастер- класс Экологическая игра "Заседание юных экологов"

Цель: обобщить знания о живой и неживой природе, формировать познавательный интерес к природе родного края....