Игра для педагогов "Забавная экология"
методическая разработка
Чтобы охранять природу, нужно хорошо ее знать. Этой теме мы и посвятим нашу игру. В игровой форме мы освежим наши знания о растительном мире, о лекарственных растениях, поговорим о проблемах охраны природы, будем отгадывать мелодии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 520.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая игра для педагогов ДОУ
«Забавная экология».
Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии.
Задачи.
-Привлечь внимание педагогов к рассматриваемому вопросу, повысить их активность, побуждать размышлять, анализировать.
-Способствовать активизации имеющихся у воспитателей детского сада теоретических знаний, практических умений и навыков.
-Содействовать творческому поиску, а также созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов.
-Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада Вас приветствовать на экологической игре «Забавная экология». Сегодня мы собрались здесь, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. Чтобы охранять природу, нужно хорошо ее знать. Этой теме мы и посвятим нашу игру. В игровой форме мы освежим наши знания о растительном мире, о лекарственных растениях, поговорим о проблемах охраны природы, будем отгадывать мелодии.
Хотелось бы, чтобы девизом нашей викторины стали слова Вадима Шефнера из стихотворения «Человек».
Ты, человек, любя природу, хоть иногда её жалей!
В увеселительных походах не растопчи её полей!
Не жги её напропалую и не исчерпывай до дна.
И помни истину простую: нас много, а она одна!
Разминка «Экологическое лукошко».
1. Наука о правильном природопользовании и охране живых организмов. (Экология)
2.Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений всего мира. (Красная книга)
3. Как называется растительный мир? (Флора)
4.Какой овощ содержит наибольшее количество каротина, так называемого «витамина роста»? (Морковь)
5.Наглядное восприятие детьми объектов и явлений природы. (Наблюдение)
6. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях? (Липа)
7. Полезный комнатный цветок, запах листьев которого, отпугивает мух и комаров. (Герань)
8. Витаминное блюдо, приготовленное из измельченных овощей с добавлением соли и растительного масла. (Салат)
9. Великий русский полководец А.В.Суворов очень ценил эту злаковую культуру. Кашу, приготовленную из нее, он называл богатырской, ведь она не только вкусна, но и очень питательна. Что это за злак? (Гречиха)
10. Эта овощная культура до появления на Руси картофеля занимала в рационе крестьян второе место после хлеба. Как известно из народной сказки, она может вырасти до невероятных размеров. (Репа)
11. Круглый, овальный или квадратный цветник. (Клумба)
- Следующий конкурс «Оздоровительный» Каждый из вас знает, что природа - это не только красота вокруг нас: цветы, деревья, насекомые. Но ведь многие растения приносят нам пользу. Как называются такие растения?
- Какие ягоды улучшают зрение? (Брусника, черника, отвар цветков малины)
- В какой ягоде есть витамины роста? (В смородине – каротин)
- Почему полезно находиться в сосновом лесу? (В сосновом лесу воздух сухой, легкий, целебный, в нем много кислорода, фитонцидов и полезных для человека элементов)
- Какие грибы выводят из организма радиацию? (Лисички)
- Какие растения улучшают сон? (Иван – чай, настойка ландыша, мак, листья подорожника, плоды боярышника, кора калины)
- Какое самое полезное варенье по содержанию в нем витамина С? (Рябиновое и смородиновое - сохраняет витамин С, даже во время варки).
- Ветки, какого растения не стоит ставить дома, голова разболится? (Черемухи, сильный дурманящий запах отгоняет от дерева мух, комаров, убивает многих вредных микробов, но дома ставить не стоит).
- У какого растения полезны кора, корни, цветы, ягоды? (У калины – цветы при аллергии, корни при простуде, кора при бессоннице и от кровотечения ягоды - при высоком давлении).
- Какие растения обладают успокаивающим действием? (Настойка ландыша, валерианы, Иван – чай, мята, мелисса, листья облепихи).
Познавательная минутка «Это интересно».
Я задам сейчас вопросы,
Отвечать на них не просто.
- У какого дерева быстрее всех распускаются листья? (У тополя, утром еще дерево было безлиственным, а в полдень блестит и переливается развернутыми листьями).
- Кору, какого дерева не обгладывают зайцы, она ядовитая? (Кору черемухи).
- Почему брусника может долго храниться? (В бруснике есть бензойная кислота, которая защищает ягоды брусники от гниения и позволяет ей долго храниться).
- Чем полезен городу тополь? (Густая листва глушит уличный шум и очищает воздух: 400 молодых тополей за лето собирают 340 кг пыли).
- Для чего в лесу нужны мертвые деревья? (Деревья умирают от возраста и болезней и начинают гнить, этим самым добавляя питательные вещества в почву).
- Почему у березы летом ствол остается холодным? (Белый цвет хорошо отражает солнечные лучи, предохраняя березу от ожогов).
- Сколько лет растет лиственница? (400-500 лет).
- Чем поет кузнечик? (Трет крылья задними ногами.)
- Какое яйцо самое прочное? (Страусиное, выдерживает вес 15 кг.)
- Какая рыба носит имя человека? (Карп).
- Почему корова ложится? (Потому что не умеет садиться)
- Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (Сено)
- Какое животное всегда при деньгах? (Поросенок, у него всегда есть пятачок).
Конкурс «Поэтический».
- Художественное слово является очень действенным методом экологического воспитания дошкольников. Чтение стихов помогает раскрыть детям красоту природы через слово. Назовите авторов отрывков следующих стихотворений.
Вот север, тучи нагоняя, дохнул,
Завыл - и вот сама идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась клоками, повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы проказам матушки зимы. А.С.Пушкин
Я пришел к тебе с приветом рассказать,
Что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало,
Рассказать, что лес проснулся, весь проснулся,
Веткой каждой, каждой птицей встрепенулся,
И весенней полон жаждой. А.А. Фет
Люблю грозу в начале мая, когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит…
Повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит…Ф.И.Тютчев
Зима недаром злится, прошла ее пора -
Весна в окно стучится и гонит со двора.
И все засуетилось, все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе уж подняли трезвон. Ф.И. Тютчев
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком.
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком... С.А. Есенин
Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках с нежною каймой распустились листья белой бахромой.
И стоит берёза в сонной тишине и горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром (С. Есенин)
Блиц - опрос «Народный барометр» (Звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года»).
Ведущий. Как много было дедовских примет!
Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет.
Дошли до нас и вот - живут поныне. (Роман Ругин)
- Каждого человека интересует, какая погода будет завтра, послезавтра, через неделю. Однако синоптики довольно часто ошибаются. Но на нашей планете есть существа, которые без всяких расчетов в состоянии предсказать погоду. Ученые называют сейчас около 600 видов животных и 400 видов растений, которые могут выступать как барометры, индикаторы влажности, температуры воздуха, предсказатели штормов, бурь или хорошей безоблачной погоды. Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.
Предлагаю вам небольшой блиц-опрос «Как растения и животные предсказывают погоду». Напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.
- Муравьи стремительно закрывают все входы в муравейник… к дождю.
- Комары и мошки вьются столбом… к хорошей погоде.
- Синичка с утра начинает пищать… к морозу.
- Собака свертывается и лежит калачиком… к наступлению холодов.
- Лошадь храпит - (к ненастью), фыркает… к теплу.
- Воробьи купаются в пыли или в луже…к дождю.
- Паук усиленно плетет паутину… к сухой погоде.
- Стрижи, ласточки низко летают… Дождь предвещают.
- Когда цветет черемуха… К холоду, заморозкам.
- Цветы перед дождем… Пахнут сильнее.
- Вороны садятся на нижние ветки деревьев… к ветру.
- Куры раскудахтались… Будет снег.
- Из березы течет много соку… к дождливому лету.
- Лягушки вечером громко квакают… к теплая погода.
- Много шелухи на луковицах…к холодной зиме.
Конкурс «Какое растение так называют?».
- Какую ягоду называют пьяникой? (Голубику, может одурманить человека)
- Какое растение называют «заячьей капустой»? (Кислица, очень любят зайцы)
- Какой гриб называют «полковником»? (Боровик или белый гриб. Боровик, потому что растет в сосновых или еловых борах. Русские крестьяне считали боровик самым вкусным грибом. Белый, потому что мякоть не темнеет при варке)
- Какой цветок называют «часами туристов»? (Кувшинка, утром цветок раскрывается, целый день ходит за солнцем, вечером закрывается. Она же предсказывает погоду, если ненастная погода - кувшинка не открывается совсем, не показывается из воды, или закрывается перед ненастьем)
- Какое дерево называют «поющим»? (Ель, так как из нее делают музыкальные инструменты: скрипки, арфы, виолончели, фортепиано)
- Какой гриб называют «дедушкиным дымком» или «волчьим табаком»? (Гриб-дождевик, если наступить на гриб он лопается и выбрасывает темный дымок)
- Какую ягоду называют «северным виноградом»? (Крыжовник)
- Какое дерево называют «свадебным деревом»? (Калина, им украшают свадебные столы, калина считается символом девичьей красоты, нежности и чистоты)
- Какой гриб называют «лесной смертью»? (Бледная поганка, даже маленький кусочек вызывает смерть, яд который содержится в ней сильнее, чем яд у ядовитых змей – гадюки и кобры)
- Какое дерево называют «гонким»? (Береза, т. к. дерево очень быстро растет)
Конкурс «Чья жалоба?». По описанию надо догадаться, от какого животного эта «жалоба».
Жалоба №1. «Ох, не любят меня люди! Голос, видите ли, мой не нравиться и глаза говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня надо». (Сова)
Жалоба №2. «На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравиться, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились! Обижают нас часто». (Летучая мышь)
Жалоба №3. «Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят, или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая.» (Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу - и они исчезнут).
Конкурс «Картины – загадки».
Ведущий. Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания. (Воспитателям предлагаются репродукции картин известных художников, писавших пейзажи. Необходимо определить автора и название произведения.)
И.И. Шишкин «Рожь». Картина русского художника Ивана Ивановича Шишкина, написанная им в 1878 году. На картине изображено Лекаревское поле близ Елабуги, в Вятской губернии. В настоящее время картина находится в собрании Государственной Третьяковской галереи в Москве.
И.И. «Золотая осень». Пейзаж русского художника Исаака Ильича Левитана, написанный в 1895 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее.
И.К. Айвазовский «Девятый вал». Одна из самых знаменитых картин российского художника-мариниста армянского происхождения Ивана Константиновича Айвазовского, хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Написана в 1850 году.
А.И. Куинджи «Берёзовая роща». Картина русского художника Архипа Ивановича Куинджи, написанная в 1879 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи.
А.К. Саврасов «Грачи прилетели». Знаменитая картина русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова, написана в 1871 году. Это полотно считается самым известным произведением Саврасова, а его появление рассматривается как «важный этап в развитии русской пейзажной живописи».. Хранится в Государственной Третьяковской галерее.
- Следующий конкурс «Угадай мелодию». Вам необходимо угадать мелодии песен о живой и неживой природе.
- Песня о том, что украшает город. (Песня «Городские цветы». Музыка М.Дунаевского, слова Л.Дербенева)
- То, что мы должны принимать таким, как есть. (Песня «У природы нет плохой погоды». Музыка А.Петрова, слова Э.Рязанов)
- О птицах, которые красиво поют. (Песня «Вы слыхали как поют дрозды». Музыка В.Шаинского, слова С.Островой)
- О превратностях жизни насекомых. (Песня «В траве сидел кузнечик…». Музыка В.Шаинского, слова Н.Носова)
- Песня о тех местах, где можно услышать красивое пение птиц. (Песня «Соловьиная роща». Музыка Д. Тухманова, слова А.Поперечного)
- Песня о цветке, который растет в горах. (Песня «Лаванда». Музыка В.Матецкого, слова М.Шаброва)
- Песня об отдыхе животного с пресмыкающимся. (Песня «Я на солнышке лежу». Музыка Г.Гладкова, слова С.Козлова)
- Песня о полезной, красивой, но горькой ягоде. (Русская народная песня «Калинка»)
- Песня о дружбе человека с животным. (Песня из мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса» «Человек собаке друг». Музыка В.Комарова, слова М.Либина).
Музыкальный конкурс. Музыка - постоянный спутник человека во всей его жизни. Она, по выражению французского писателя Стендаля, «является единственным искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживания его дум». Любовь к природе у русского народа часто выражается в песнях. Вам предстоит узнать песню по вступлению, и пpопеть куплет песни.
Песня «Ой, рябина кудрявая...»
Песня «Смуглянка»
Песня «Во поле береза стояла»
Песня «Старый клен»
Песня «Ой, цветет калина»
Песня «Катюша»
Песня «Ландыши»
- А сейчас я прочитаю Вам стихотворение Николая Старшинова «Давайте сохраним».
Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю, лететь в одном полёте.
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на реке и клюкву на болоте.
О, как природа мать терпима и добра!
Но чтоб её лихая участь не постигла,
Давайте сохраним на стрежнях осетра,
Касатку в небесах, в таёжных дебрях тигра.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все навек объединимся,
Давайте наши души вместе сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.
- Наша игра подошла к концу. Я буду рада, если Вы нашли для себя что-то интересное, познавательное, если у Вас появилось желание еще больше узнать о природе. И в заключение, я предлагаю спеть песню.
На мотив песни «Пусть бегут неуклюже…»
1.Пусть всегда светит солнце, зеленеют поляны,
Пусть всегда будет чистой река,
Пусть цветы расцветают, распускаются листья,
А по небу плывут облака.
Припев. Этот мир был нам подарен миллионы лет назад.
Сохранить природу нашу просим всех ребят. (2 раза)
2.На красивой планете будет радостно детям
Любоваться на лес и поля. Сбережем для себя мы,
Для друзей и для мамы. Дом, что мы называем Земля.
- Спасибо Вам за участие в моем мероприятии!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/19/picture-45024-1553001107.jpg)
Игра-занятие по экологии в 1 младшей группе" Поможем лесу"
интеграция образовательных областей социализация, познание, безопасность...
Игра КВН по экологии
1.Формирование экологического сознания детей через разные формы работ, в частности через игру.2. Приобщение родителей к проведению досуга вместе с детьми и подведение их к пониманию роли и...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/19/picture-924236-1495216942.jpg)
Игра-викторина по экологии
Воспитатель предлагает поговорить о городе,в котором живут.Игра-"Берегите город от мусора"Загадывание загадокРисование мусораИгра"Хоршо-плохо"Игра "Что сначала и что потом"Приложение...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/22/picture-939802-1508705155.jpg)
Игра - путешествие по экологии
Цель: формирование экологической культуры у воспитанников СРЦН.Задачи:Систематизировать знания по экологии.Обучать детей способам познания окружающего мира.Развивать связную речь и активизировать слов...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/12/picture-972644-1510504461.jpg)
Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной к школе группе на тему: Игра – викторина по экологии «Берегите наш город от мусора»
Задачи:1. Уточнить знания детей о значимости чистоты улиц города и о роли человека.2. Расширять знания детей о видах мусора, об его утилизации и вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/02/picture-604802-1522693684.jpg)
Мастер- класс Экологическая игра "Заседание юных экологов"
Цель: обобщить знания о живой и неживой природе, формировать познавательный интерес к природе родного края....