Консультация для педагогов Тема: «Привитие культуры общения со взрослыми»
консультация

Консультация для педагогов  

Тема: «Привитие культуры общения со взрослыми»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация 17.75 КБ
Файл Презентация к консультации2.37 МБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Тема: «Привитие культуры общения со взрослыми»

Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумываются над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, но и в том, как ребёнок ведёт себя, как держится на людях, каковы его манеры. Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т. к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому с правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.

Культура общения, как часть этикетного поведения, предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.  

         Культура общения обязательно предполагает культуру речи, наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

Не менее важно и научить ребенка внимательно слушать собеседника,

спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему.

Для воспитания этикетного поведения нами были  созданы все необходимые условия:

• Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из детей, для чего используются обращение по имена, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей;

• Пример взрослых, прежде всего воспитателя. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых.

• Связь с семьей - необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Общая цель семьи и детского сада - хорошо воспитанный культурный и образованный человек.

В своей работе мы используем следующие способы педагогического воздействия на детей:

• Приучение: детям даем определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Мы не только показываем, но и контролируем точность выполнения того или иного правила.

• Упражнение: многократно повторяем то или иное действие, например, здороваться, прощаться, благодарить, обращаться к кому-либо с просьбой, добиваемся осознание ребенком необходимости этих действий.

• Воспитывающие ситуации: создаем условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, попросить разрешения пройти, если на пути кто-то стоит или же просто «протиснуться» между стоящими.

• Поощрение: проводим различными способами, активизируя дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

• Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку, этим образом были для детей мы, воспитатель, родители, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.

• Разъяснение: мы не только читаем детям рассказ, но и разъясняем им, как и почему так следует поступить в той или иной ситуации.

• Беседа: помогает нам выяснить уровень знания детьми норм и правил поведения, проводим небольшой группой в 8 – 10 человек, в которой каждый ребенок мог высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек помогали мне правильно ее построить.

Наша задача состоит не только в том, чтобы дать детям определённую сумму знаний, но и научить руководствоваться ими в повседневной жизни.

В этикетном поведении высока значимость нравственного аспекта, поэтому на него необходимо постоянно обращать внимание детей. Уважение личности ребенка, понимание, дружелюбие и доверительность создают наилучшие условия для формирования этикетного поведения. Мы всегда обращаемся к детям по имени, их же приучаем обращению к взрослым по имени и отчеству, а к сверстникам – по именам.  Необходимый настрой создает, выработанный совместными усилиями, порядок поведения в группе, на занятии, в котором основными правилами являются следующие:

- сопереживать, проявлять дружеское участие и терпение;

- доброжелательно воспринимать других;

- не отказываться от участия в играх и упражнениях;

- не смеяться над другими.

Эффективно включаем в беседы употребленных к месту и вовремя пословиц и поговорок, например: «Мал, да удал», «И лес шумит дружней, когда деревьев много», «Где слова с делом расходятся - там непорядок водится», и т. д. Они учат сравнивать и обобщать хорошие поступки, заставляют задуматься о том, удалось ли им, детям, совершить добрые дела. Немаловажно и то, что детям демонстрируется красота родного языка, емкая мудрость народной речи.

Мы постоянно обращаем внимание на манеру общения детей друг с другом и со взрослыми, предлагаем им различные игры, жизненные и провокационные ситуации, давая их поступкам доброжелательную оценку, формируя в каждом ребёнке внутреннюю потребность строить общение с помощью вежливых слов.

Стараемся больше внимания уделять самоорганизации детей и связанному с ней контролю за собственными действиями и поступками. Привитие этих качеств - дело не простое и в то же время оно не требует каких-то особенных педагогических приемов; главное здесь - последовательность и настойчивость. Хорошее воздействие на детей оказывают короткие утренние беседы, как они себя вели дома, что делали самостоятельно, чем помогли взрослым.

Одним из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения является игра. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами, к соблюдение установленной дисциплины.

Огромную роль для формирования культуры поведения играют и театрализованные игры. Например, с детьми готовили постановку сказки «Репка». В ходе ее разбора обращаем внимание на культуру поведения в семье. Вся семья и домашние животные, и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело помочь деду - кормильцу вытащить репку. В семье каждый играет свою роль. И сама постановка сказки, и выступление с ней перед детьми и родителями несут осознание многих правил поведения в общественных местах, учат правилам поведения зрителей в театре. Вспоминаются правила гостевого этикета: в гости пришли родителя, их надо принять и развлечь.

Решению сложной задачи этического воспитания содействуют также игры – инсценировки, содержание которых мы тщательно продумываем. Такие инсценировки мы включаем и в содержание этических бесед и как самостоятельный методический прием. Тематика игр основывается на личном опыте детей: если ребенок сможет узнать себя и своих товарищей, вспомнит реальную ситуацию недавнего времени, он не останется равнодушным. Но делаю это я тонко и деликатно, имена в инсценировках использую вымышленные. Главное - привлечь внимание детей к моральной оценке ситуации, к способу разрешения конфликтов. Игры берем короткие, построенные на одном эпизоде, такие инсценировки могут исполняться и самими детьми или с помощью кукол.

Ребёнок - великий наблюдатель и подражатель – замечает любые мамины и папины поступки, слышит все их слова, перенимает от них суждения и манеру поведения, поэтому для меня было важной задачей – установить взаимосвязь между уровнем представления о речевом этикете у детей и родителей.

Мы приглашаем родителей на праздники, организовываем совместное чаепитие,  конкурсы. Познакомившись со сверстниками своего ребенка, родители не остаются безразличными к тому, как проявляется культура общения их ребенка с товарищами.

Навыки нравственного поведения у детей нашей группы стали более естественными и прочными, для нас самое главное, чтобы дети всегда вели себя по правилам не только в детском саду и дома, но и в любой обстановке, не только на глазах взрослых, под их контролем, но и по собственному желанию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыт работы по привитию культуры общения со взрослыми» Составила Байгалина Н.В.

Слайд 2

«Самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения» Антуан де Сент-Экзюпери, французский писатель, поэт

Слайд 3

Культура общении предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту.

Слайд 4

Условия необходимые, для воспитания этикетного поведения : Позитивный настрой; Пример взрослых; Связь с семьей.

Слайд 5

Способы педагогического воздействия: Приучение Упражнение Ситуации Поощрение Пример для подражания Разъяснение Беседа

Слайд 13

Всем спасибо! Начинайте каждый день с улыбки, и тогда мир улыбнется вам в ответ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура общения со взрослыми и сверстниками.

Человек, как существо социальное, постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует о...

презентация."Воспитание культуры общения с взрослыми и сверстниками через игру"

Воспитание культуры общения детей по средствам игры....

Консультация для педагогов Тема: «Ознакомление детей с трудом взрослых посредством проектной деятельности»

Для того, чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно с раннего детства знакомить детей с разными профессиями, ролью трула в жизни человека. Эффективно осуществлять эту работу  ...

Информационный буклет для родителей «Привитие навыков общения со взрослыми»

Информационный буклет для родителей «Привитие навыков общения со взрослыми»...

Воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками

Консультация для родителей"Воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками"...

Консультация для педагогов .Тема: "Звуковая культура речи"

Консультация для повышения эффективности образовательной работы с детьми по формированию звуковой культуры речи у дошкольников....