Ковролинограф в предметно-развивающей среде группы раннего возраста.
материал по развитию речи (младшая группа)

Коротеева Лариса Максимовна

Ковролинограф в предметно-развивающей среде группы раннего возраста.

Мир, окружающий ребенка сложный. Малыш нуждается в знаниях, с помощью которых он познакомится с явлениями жизни, доступными для его понимания, осознает, что такое труд. Малыш, нередко методом проб и ошибок, старается всё узнать, понять, запомнить.

Важная особенность работы с детьми раннего возраста – опора на практические действия ребенка в конкретной ситуации и речь маленького ребенка тесно связаны с его непосредственным опытом. Они способны сосредоточивать свое внимание только на том, что им интересно, что их увлекает. Интерес к деятельности легко передается маленькому ребёнку, когда взрослый сам увлечен ею.

Важное место с детьми раннего возраста занимают развитие мелкой моторики пальцев рук ребенка, познавательное и речевое развитие.

Одним способом совершенствования пальчиковой моторики является метод ковролинографии.

Ковролинография – это занимательный комплекс развивающих игр на ковролине.

В группе раннего возраста в РППС размещен ковролиновый сенсорный комплекс. Для  изготовления комплекса я использовала полотно из петельчатого однотонного ковролина, размером 1,8 - 1м. Полотно размещено на стене и оформлено рамкой из деревянных реек.

Ковролинограф использую как в организованной деятельности, так и в свободное от занятий время, в ходе режимных моментов.

Ковролин удобен для раскладывания героев сказок  («Репка», «Колобок»,   « Теремок» и др.). Дети лучше запоминают сюжет сказки, а после – и сами с удовольствием пытаются пересказывать текст с использованием картин.

На ковролине также можно отразить реальные пространственные отношения между предметами. Ребенку раннего возраста понять это трудно. Этому могут помочь дидактическиеигры и занятия по всем разделам: по формированию сенсорных эталонов (дидактические игры «Подбери колеса к машине», «Собери урожай по корзинам», «Маленькие и большие», «У кого дорожка длиннее»,   и др.), по ознакомлению с предметным миром и миром природы, по развитию речи («Кто что ест?», «Чьи детки?», «Кто где живет?», «Кто спрятался за деревом?», «Что растет в огороде», «Дружная семья», «Овощи и фрукты» и др.), по изобразительной деятельности («Собери чайную пару по цвету», «В саду созрели яблоки», «Осеннее дерево» и др.). Все это происходит динамично и наглядно, что очень привлекает внимание малышей.

Современные материалы (ковролин и липучка) имеют  большую силу сцепления. Поэтому игровой материал прочно прикрепляется к ковролину и не падает с полотна во время занятий.

Развитие мелкой моторики рук и глазомера происходит постепенно с усложнением: 

- липучка,

- крючок,

- кнопка.

Ковролинограф позволяет выстраивать организованную образовательную работу с детьми фронтально, по подгруппам и индивидуально. 

Дидактические игры соответствуют требованиям ФГОС:

·      доступность – свободный доступ всех детей к играм, игрушкам, материалам;

·      насыщенность – наличие игровых вспомогательных материалов для игровой активности детей;

·      вариативность – наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, их периодическая сменяемость и появление новых предметов;

·      трансформируемость – возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи.

Для игры на ковролинографе применяю фетровые, бумажные (ламинированные) фигурки  и другие игрушки с липучками, изготовленные своими руками.

Расположенный ковролиновый комплекс в РППС помогает нам решить ряд задач:

·      расширяет представления детей об окружающем мире, а именно – предметный и природный мир;

·      способствует формированию сенсорных эталонов цвета, формы, величины;

·      обучает способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину, выполнять сложные глазомерные действия.

Таким образом, совместные игры детей с педагогом, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении радостным и полезным.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Предметно - развивающая среда группы раннего возраста"

Буклет "Предметно - развивающая среда группы раннего возраста"...

Презентация "Предметно-развивающая среда группы раннего возраста"

Описание предметно-развивающей среды ясельной группы в фотографиях с коментариями...

Предметно-развивающая среда группы раннего возраста « Ладушки»

Очень важным периодом в жизни ребенка является ранний возраст, в котором во многом определяется будущее маленького человека: его характер, склонности, способности, отношение к окру...

Организация предметно- развивающей среды группы раннего возраста в соответствии с ФГОС и ООПДО.

Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стоит особо  актуально.Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольног...

Модель центра предметно-развивающей среды группы раннего возраста

Краткое описание центров предметно-развивающей среды в группах пребывания детей раннего возраста...

Презентация предметно развивающей среды группы раннего возраста «НЕПОСЕДЫ»

Презентация предметно развивающей среды группы раннего возраста           «НЕПОСЕДЫ»...

Использование ковролинографии в предметно - развивающей среде группы раннего возраста

  Предметно-развивающая среда в группе является основным, базовым материалом на котором строится вся образовательная работа с детьми. Имея  в группе   достаточно грамотно ор...