Педагогическая деятельность 21 века. Риски. Перспективы.
статья

Хачатрян Лиана Ишхановна

Статься написана в форме интервью и отражают мои видения и размышления на тему "Педагогическая деятельность 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ped.deyat-t.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагогическая деятельность в системе образования 21 века: возможные риски и перспективы»

Давайте для начала, разберемся с понятиями. Что такое педагогическая деятельность? 

Это деятельность, при которой старшее поколение передает свой накопленный опыт практический и духовный младшему. Есть человеческие качества, духовные ценности, которые неизменны на протяжении веков. Но помимо них нужно сформировать разносторонне развитую личность, которая будет способна реализовывать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и общественных, государственных.

Насколько актуален опыт педагога накопленный в прошлом веке?

 Действительно в основе традиционной педагогики лежал опыт поколения. Но мир изменился, изменился темп жизни человека, изменилась скорость восприятия и обработка информации… А опыт педагога, старшего поколения, получен в прошлом веке. Получается новой педагогике нужны новые подходы, методы и практики..

А какие это подходы?

В новой педагогике есть лишь стандарты, ориентиры. Далее совместный творческий поиск всех участников педагогического процесса. Взрослый вместе с ребенком ищет пути решения, конечно взрослый опережает путь развития в силу своего опыта. Но это совместный путь. Так же педагогу необходимо постоянно совершенствовать и пополнять свои профессиональные знания. Важно живое общение педагогов между собой, обмен опыта.

Какой подход использую я в образовательной деятельности?

 В педагогике есть 2 похода. Монолог и диалог. Мне ближе диалог. Взрослый является посредником между учеником и окружающим миром, он - равноправный партнер диалогового взаимодействия с ребенком. Такой подход наполнен человеческим смыслом, выражаясь в сотрудничестве и сотворчестве.

В своей работе я обращаюсь с детьми, как с маленькими творцами. Прислушиваюсь к их советам, желаниям, даю им возможность выбирать. Это важно, дети чувствуют это доверие к ним и раскрываются.

Как эта свобода воспринимается детьми?

Важно, выстроить границы в таком подходе, иначе есть риск того, что свобода превращается в неуправляемость, творчество в хаос. Важно быть авторитетным лидером, а не авторитарным. Держать руку на пульсе.

Какова роль музыки в образовательном процессе?

По поводу приобщения к музыке, творчеству я могу сказать, что это однозначно важно и нужно. Именно через искусство  развивается творчество, креативность. А эти навыки уже применимы в других сферах. И вообще в нашем высокотехнологичном мире человеку важно найти способ эмоционального выражения. В этом году я начала вести дополнительные музыкальные занятия, основаннные на Орф-педагогике.  Высокая посещаемость показала, что данный подход нашел отклик у родителей, они осознают необходимость всестороннего развития личности их детей.

Сейчас появилась тенденция научить детей всему и чем раньше, тем лучше. Правильно ли это? Сейчас родители торопятся с обучение дошкольника, я считаю, что это негативно сказывается на ребенке. В то время, когда он должен познавать мир играя – его загружают бесконечными кружками. Все таки всему свое время. И в детстве нужно наиграться.

Кто участники образовательной деятельности?

Участниками педагогического процесса является Дети, родители, дошкольные учреждения, школа, высшие учебные заведения.

Какова роль родителей в образовательном процессе?

Педагогическая деятельность может быть профессиональной и непрофессиональной. И как раз родители должны участвовать в воспитании ребенка, передавать свой опыт.Но сейчас родители возлагают все большую ответственность на образовательные учреждения и не видят зону своей ответственности в формировании личности. Это пагубно сказывается на взаимоотношениях самих детей с родителями  и конечно на образовательном процессе. Высшим критерием такой согласованности представляется не просто взаимодействие педагогов, взрослых между собой, но их взаимосодействие, направленное на достижение конечной задачи. Этой конечной задачей является личность ребенка. Гармоничная, цельная, креативная.

Поэтому важно работать с родителями, обсуждать проблемы возникающие в процессе работы, вместе искать решения. Чаще всего это индивидуальная работа.

Мы живем в цифровую эпоху, где любую информация можно легко найти в интернете. Какова роль цифровых технологий в педагогической деятельности?

Здесь есть свои плюсы и минусы. Интернет- это неиссякаемый  источник разнообразной информации, которая подается в красочной и интересной  форме. Детям-дошкольникам это мультимедийное пространство  понятно и привлекательно. Виртуальный мир также дает много возможностей и открывает простор для творчества.  Все это, несомненно, помогает в процессе развития детей. Но в то же время, классические методы обучения становятся менее привлекательными, на фоне «яркой  обложки» мультимедиа, поэтому использование икт технологий должно быть дозированно педагогом, и , скорее, обогащать, а не полностью заменять живое взаимодействие в детском коллективе. Различные игры с использованием занимательных атрибутов, музыкальных инструментов, проблемные ситуации, помогают в заинтересовать детей в реальном мире, а не виртуальном.

А какие еще  есть риски?

Но здесь  много рисков. Они касаются скорее школьников. Я как мама, могу поделиться своим опытом. Поток информации велик, зачастую в информация в интернете бывает ложной, Надо учить ребенка в ней разбираться, обращаться с ней, фильтровать

Легко добытая информация - легко забывается. А вот знания основанные на опыте самого ребенка, полученные  в процессе познавательной деятельности,  эксперимента - более прочны, значимы.

Сложности с мотивацией к обучению. Когда ребенок понимает, что любая информация для него доступна, он теряет интерес в самостоятельном добывании новых знаний. Здесь важен личный пример родителей, беседы о важности знаний, о возможности быть интересным в кругу сверстников.

Дети начинают жить в виртуальном мире, поэтому так важно привить им с дошкольного возраста любовь к живым детским играм, получать радость от живого общения.  Виртуальный мир – это риск отчужденности.

Какие еще качества нужны человеку 21 века?

Человек, живущий в информационном обществе, должен быть ориентирован на непрерывное образование, т. е. в течение всей своей жизни должен учиться, узнавать что-то новое, приобретать различные навыки и всесторонне развиваться. Поэтому основная задача педагогической деятельности – научить учиться всю жизнь. Важный навык осваиваться в нестандартных ситуациях. Вот здесь и креативность придет на помощь, я думаю. Важно воспитывать этот навык с дошкольного возраста. В процессе работы не давать информация детям полностью, а заинтересовывать, предлагать пути решения. Создавать проблемную ситуацию и давать детям искать ответы.

Человек XXI века должен иметь широкое, не только специальное, но и гуманитарное образование. Такая база составляет основу успешной профессиональной работы, превращает человека в реального участника жизни общества, делает его привлекательным для общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...

Внедрение инновационных технологий педагогической деятельности воспитателя в современное дошкольное образование: проблемы и перспективы

На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами....

Внедрение инновационных технологий педагогической деятельности воспитателя в современное дошкольное образование: проблемы и перспективы

Общая цель инновационной деятельности в ДОУ - улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования....

Диплом участника Всероссийской педагогической конференции "Тенденции и перспективы развития современного образования", 2021

Диплом участника Всероссийской педагогической конференции "Тенденции и перспективы развития современного образования", 2021...