Семинар-практикум для педагогов ДОО
материал

Борисенко Анна Владимировна

Даннгое мероприятие направленно на расширение знаний педагогов об организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми  и её последующее применение в практической деятельности педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_pedagogov.docx37.51 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад «Радуга» п.Агириш»

Семинар-практикум для педагогов

«Экспериментирование в детском саду»

Thumb Image - Микроскоп На Прозрачном Фоне Clipart - Full Size Clipart  (#1346964) - PinClipart                                 

Выполнила: Борисенко А.В.

Воспитатель

Цель: Расширение знаний педагогов об организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми  и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.

Задачи:

  • повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по познавательному развитию дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность;
  • представить участникам семинара одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
  • сформировать у педагогов мотивацию на использование в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной  активности дошкольников. 

Участники: педагоги ДОО

Материал: целлофановые пакеты, воздушный шарик, трубочка для коктейлей, нитки, скотч, мандарин с кожурой, мандарин без кожуры, таз с водой, сода, уксус, пластиковые бутылки.

Ход семинара

Уважаемые коллеги, рада приветствовать Вас на семинаре «Экспериментирование в детском саду».

Познавательное развитие детей дошкольного возраста – вопрос актуальный на сегодняшний день. Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и  непознанное. А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы.

Н.Н. Поддьяков  выделяет экспериментирование как основной вид познавательно -исследовательской (поисковой) деятельности. Учёный считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников: «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и  полноценнее он  развивается».  Знания, взятые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными

Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. Предлагаю Вам найти из предложенных определений, те который относятся к «Опыту» и «Эксперименту». А теперь проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

Опыт – метод познания окружающего мира через непосредственное, практическое изучение вопроса.

Эксперимент – это любой опыт, попытка осуществить что-либо, особый вид практики, предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого.

Как и любая деятельность, экспериментирование имеет свою структуру. Обсудите и выделите этапы в организации и проведении опытов с дошкольниками:

-  постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации;

-  прогнозирование результата (старший дошкольный возраст);

- уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования; -  уточнение плана исследования;

-  выбор оборудования и его размещение вместе с детьми в зоне исследования;

- выполнение эксперимента (под руководством воспитателя);

-  наблюдение результатов эксперимента;

 - фиксирование результатов эксперимента;

 - формулировка выводов (при педагогической поддержке в младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте).

Игра «Объяснялки»  (от детей)

1. Это такой прибор, в который если смотришь на что-то очень-очень маленькое, оно становится большим. Он похож на бинокль, у меня дома и в детском саду они игрушечные, а в школе настоящие. (МИКРОСКОП)

.2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).

3. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ)

4. Это такая стеклянная трубочка, в неё постоянно что-то наливают, добавляют какой-то порошок, в ней всё шипит, булькает и меняется цвет. С ней нужно быть очень осторожным. (ПРОБИРКА)

Блиц-игра «Вопрос-ответ»

1. Что первично: причина или следствие?

Ответ: следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины.

2. Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет.

Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развив. игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации.

3. Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.

Ответ: плавает-не плавает, извлечение звуков, исследование поверхности предметов.

4. Формы работы с детьми младшего возраста по познавательному развитию.

Ответ: наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование,  предметно-манипулятивная игра, развивающие игры, встречи с природой, ситуативные разговоры.

5. Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.

Ответ: любознательный - склонный к приобретению новых знаний, пытливый. Любопытный - мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям.

6. Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет.

Ответ: самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания.

Практическая часть

На практике можно столкнуться с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру. Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

Опыт 1 «Поймай воздух»

Материал: целлофановый пакет.

 Ход опыта: взять целлофановый пакет. Взмахом пакета набрать в него воздух и зажать пакет. Показать, что в нем находится воздух.

Опыт 2 «Запуск ракеты»

Материалы: воздушный шарик, трубочка для коктейлей, нитки, скотч.

Ход опыта: эта забава будет интересна малышу довольно долго. Натяните между двумя, расположенными в противоположных концах комнаты , стульями нить , предварительно продев ее сквозь трубочку от сока . Надуйте воздушный шарик и зажмите конец прищепкой , чтобы не выходил воздух . Нарисуйте фломастером на шарике иллюминаторы и напишите, например, « Союз». При помощи скотча приклейте шарик к трубочке и подтяните его к одному из концов натянутой нити. Разожмите прищепку и наслаждайтесь скоростным запуском ракеты.

Опыт 3  «Спасательный жилет»

Материалы: мандарин с кожурой, мандарин без кожуры, таз с водой.

Ход опыта: отгадайте, какой из мандарин утонет быстрее — в кожуре или без нее? Вопрос поставлен неверно — утонет вообще только один. Без кожуры. И даже несмотря на то, что тот, что в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет»: в кожуре есть много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий мандарин на поверхность воды. Этот же принцип можно увидеть, используя газированную воду и кусочек пластилина величиной с  горошинку.  Если бросить пластилин в стакан с газированной водой, он сначала утонет, а потом всплывет на поверхность, облепленный пузырьками воздуха. Эффект закончится, когда газ выдохнется, — пластилин утонет.

Опыт №4 «Надувающийся шарик»

Спросите детей, верят ли они в то, что воздушные шарики могут надуваться сами по себе. А затем докажите им, что очень  просто! Для опыта вам понадобятся только воздушный шарик, пластиковая бутылка, сода и уксус. Насыпьте в шарик 3–4 чайных ложек соды, а в бутылку налейте около 100 мл уксуса. Затем наденьте шарик на горлышко бутылки и потрясите его, чтобы сода из шарика пересыпалась в уксус. Теперь останется только наблюдать и удивляться. А объясняется этот опыт очень просто: при взаимодействии соды с уксусом выделяется углекислый газ, который и надувает шарик.

А теперь, уважаемые педагоги давайте поиграем в игру « Жидкое и твердое»

Педагоги встают, берутся за руки. Наш круг, как и вода, может менять форму (круг вытянуть в овал). А теперь представьте себе, что вода нагревается, ей становится жарко. Каждый из вас – частица пара. Ваши ладошки стали горячими, что вам стало трудно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет активно двигаться. (Педагоги начинают бегать). А теперь вас замораживают, вам становится холодно, что вы в этом случае делаете? (становимся, ближе друг к другу), конечно надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтобы вам было теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела форму, как частица льда. Наша группа- это все те же частицы воды, но каждый раз они соединены по- разному.

Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

                Завершить нам семинар-практикум мне бы хотелось синквейном. Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам.

1 строчка –это название темы

2 строчка –это определение темы в двух прилагательных или причастиях

3 строчка –это три глагола, показывающие действие в рамках темы

4 строчка –фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме

5 строчка –завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

Ответ:

1.  Эксперимент

2.  Увлекательный, познавательный

3.  Открывает, подтверждает,  доказывает

4. Жизнь без экспериментов скучна!

5. Исследование

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"

Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...

Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»

Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности  у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум "Психологическое здоровье педагогов"

Семинар-практикум  для педагогов ДОУ по теме "Психологическое здоровье педагогов"...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....