Народно – прикладное искусство – как средство художественно – эстетического развития детей с ЗПР.
методическая разработка (старшая группа)

Дердиященко Елена Игоревна

Каждый народ в бездонных копилках своей памяти хранит никогда не иссякающее богатство. Это искусство народа, правила и обычаи его жизни, любимые сказки и предания, самобытные праздники. Человеку необходимо знать свою малую Родину, свой родной уголок. В декоративно- прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы, традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними – это прикосновение к красоте и народной мудрости.................

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_konkurs.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Народно – прикладное искусство – как средство художественно –

эстетического развития детей с ЗПР.

Е.И. Дердиященко учитель- логопед, С.Н. Филиппова вопитатель, Е.М. Шматова воспитатель.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основной общеобразовательной школы №21 города Новокуйбышевска округа Новокуйбышевск Самарской области структурного подразделения «Детский сад «Терем-теремок».

Каждый народ в бездонных копилках своей памяти хранит никогда не иссякающее богатство. Это искусство народа, правила и обычаи его жизни, любимые сказки и предания, самобытные праздники. Человеку необходимо знать свою малую Родину, свой родной уголок. В декоративно- прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы, традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними – это прикосновение к красоте и народной мудрости.

В сочетании с небольшими стихами знакомство с народным искусством обладает огромной силой  эмоционального воздействия, становится более образным, красочным и доступным детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых и лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира, является хорошей основой для формирования духовного мира человека.

У детей с ЗПР наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений, неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия. Недостаточно сформированы и пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства в продолжение довольно длительного периода осуществляется на уровне практических действий; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации. Так же дети с ЗПР часто не могут осуществить полноценный анализ формы.

Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности детей с ЗПР, начиная с ранних форм мышления - наглядно-действенного и наглядно-образного. Дети могут успешно классифицировать предметы по таким наглядным признакам, как цвет и форма, однако с большим трудом выделяют в качестве общих признаков материал и величину предметов.

Ещё одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности. Эти дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности.

Также у них нарушен необходимый поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу.

Благодаря народно – прикладному искусству у воспитанников формируются чёткие представления об изделиях, дети в игровой форме получают некоторые сведения об истории промысла, используемых материалах, учатся выделять характерные средства выразительности. Также декоративно – прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. На занятиях по декоративно – прикладному искусству развивается речь, которая способствует обогащению и расширению словаря. В узорах декоративных росписей характерных для разных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента, что способствует  развитию элементарных математических представлений.

Поэтому наша работа носит поэтапный характер:

  • Знакомство с предметами народно – прикладного искусства в группе, на музыкальных занятиях.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Предварительное создание эскизов на бумаге.
  • Изготовление предметов народно – прикладного искусства из глины, или создание посуды из папье-маше (также используем деревянные заготовки – доски,  пасхальные яйца).
  • Перенесение задуманного декоративного узора на изделие.
  • Использование изготовленных детьми  предметов декоративно – прикладного искусства применяется на праздниках.

     Большую роль играет создание эстетической предметной среды. Был организован центр «Искусство», где собран наглядный материал: глиняные и деревянные игрушки, альбомы с фотографиями, книги, альбомы с практическими рекомендациями по изготовлению поделок, диски с видеоматериалами, дидактические игры.

        Во время непосредственной образовательной деятельности  и в свободное время дети лепят из глины и расписывают  дымковские игрушки, учатся расписывать посуду узорами с элементами городецкой , гжельской , жостовской  росписей, учатся наносить  узор «Золотая хохлома» . Результатом проделанной работы являются: волшебная «Жар-птица»; деревянные расписные ложки;  красивые жостовские подносы;  дымковские барышни ,индюки; пасхальные яйца; городецкие доски; гжельская посуда и т.д.

       Проводятся  фольклорные праздники, на которых дети  в русских народных костюмах поют народные песни, водят хороводы, играют на народных инструментах, танцуют с расписными ложками и балалайками. Так же предметы народно – прикладного творчества, сделанные своими руками, служат замечательным подарком на праздниках.

      Народно- прикладное искусство развивает  творческие стремления детей, обогащает словарный запас, расширяет  познания многогранности народно, развивает в детях нестандартность мышления, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно – прикладного искусства новизну и элементы сказочности.

Список использованной литературы.

  1. Комарова, Т.  Игра и изобразительное творчество [Текст] / Т. Комарова

           //Дошкольное воспитание - 2005. - № 4 - С. 74 - 76.

  1. Комарова, Т.  Чтобы каждый ребенок испытывал радость творчества [Текст] /Т. Комарова //Дошкольное воспитание - 2006. - № 3 - С. 81 - 83.
  2. Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях - Ростов - на - Дону «Феникс» - 2002г.
  3. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей - М. «Просвещение» - 1986г.
  4. Назарова К. Городецкие чудеса - Издательство «Малыш»- Ростов-на-Дону - 1977г.
  5. Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития. М., 2002.
  6.  Усупова А. П. Русское народное творчество детскому саду - М. Издательство «Просвещение» - 1972г.

10. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество- М. «Просвещение» - 1985г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративно-прикладное искусство-как средство художественно-эстетического воспитания дошкольника

формирование художественного вкуса средствами народного искусства...

Конспект НОД на тему:«Знакомство с декоративно- прикладным искусством Хохлома» ОО Художественно-эстетическое развитие

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Знакомство  с декоративно- прикладным искусством Хохлома»...

Презентация"Виды изобразительного искусства. Приобщение к изобразительному искусству как средство художественно – эстетического развития дошкольников в ДОУ"

В презентации представлены виды изобразительного искусства, рекомендованные дошкольникам для ознакомления в ДОУ, а также произведения, представляющие соответствующие виды искусств....