Приобщение детей к миру искусства через культурные практики
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Приобщение детей к миру искусства через культурные практики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnye_praktiki_v_doshkolnom_uchrezhdenii.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей к миру искусства через культурные практики

Стандарт ФГОС ДО планирует новое отношения участников к образовательной деятельности. Появилось понятие культурных практик. Н.Б. Крылова считает, что «культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка».

К культурным практикам можно отнести все разнообразие социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, исследовательских, практических, художественных способов действий, которые предпринимает дошкольник в своем опыте самостоятельно или при поддержке воспитателя и взаимодействии с ним.

Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям.

  1. Культурные практики, инициируемые, организуемые и
    направляемые взрослыми.
     Эти культурные практики направляются
    воспитателем на развитие самостоятельной коммуникативной,
    исследовательской, творческой и социальной активности дошкольников и
    основываются на поддержке детских инициатив и интересов.
  2. Культурные практики на основе инициатив самих детей. Это
    самостоятельная детская деятельность, которая протекает как
    индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками.

Независимо от направления в каждом совместном проекте происходит интеграция детского опыта. Перед детьми открываются возможности для осуществления культурных практик познания, совместного творчества, сотрудничества, коммуникации, эмоционального обмена и взаимной поддержки. Культурные практики являются естественной частью повседневной жизнедеятельности ребенка.

В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.   Условием осуществления культурных практик является свобода дошкольника в выборе средств реализации своей активности.  Предпосылкой реализации свободы является психологическая готовность осуществить выбор. Актуальной педагогической задачей становится обеспечение возможностей для каждого ребенка осуществлять самостоятельный выбор и «открывать себя» в различных видах деятельности.

В условиях культурных практик воспитатель занимает по отношению к детям позицию партнера. Как только позиция педагога перестает быть партнерской и становится «воспитывающей» или «обучающей», естественность культурных практик
сразу же нарушается.

Для расширения культурных практик ребенка значимы такие виды и формы активности как: свободное манипулирование различными предметами и материалами, наблюдения и опыты, экспериментирование, собственные пробы и ошибки, поиск и выбор, спонтанное изобразительное творчество и мн. др.

Практика ребенка становится культурной, когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления повседневного опыта, который накапливается постепенно, и создания собственных артефактов, образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (поскольку культура — сущностное качество любого вида и любой формы человеческой деятельности).

В культурных практиках дети самостоятельно, по своей инициативе и на основе своих индивидуальных желаний, интересов, потребностей, способностей, умений осваивают доступные им виды деятельности и способы поведения. Они действуют активно, свободно, уверенно, не боятся проявить инициативу, обосновать выбор, высказать свое собственное мнение, оценить ситуацию или поступок.

Культурные практики — это разнообразные способы самоопределения и самореализации ребенка, основанные на повседневных (обычных, привычных) и в то же время интересных для него самого видах самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Использование культурных практик в современных детских садах вызвано потребностью в расширении социальных и практических компонентов содержания образования для обогащения культурного опыта каждого ребенка с учетом его индивидуальности. Но для успешного воплощения этой идеи необходимо кардинальное изменение взгляда педагогов на культуру — формирование готовности увидеть в ней цель, смысл и основное содержание образования.

Рассмотрим приобщение детей к миру искусства через культурные практики.

Искусство – не только один из способов познания мира, но и само являет особый мир, живущий по своим законам. Лучше всего функции посредника между произведением искусства и дошкольником осуществляет экскурсовод. В нашем дошкольном учреждении экскурсовода заменяет воспитатель. Это позволяет сделать доступным нашим воспитанникам знакомство с коллекциями репродукций культурного наследия через проведение занятий-экскурсий на базе нашего ДОУ, использовать педагогами новых учебно-наглядных пособий в образовательном процессе, организовать передвижные вернисажи, галереи в детском саду.

Игровая форма проведения занятия-экскурсии захватывает детей, повышает их эмоциональную отзывчивость. Во время таких занятий используются приемы вхождения в картину, оживление картины, составление композиций, а также методы развивающего обучения: поисково-исследовательский, эвристический, проблемный. Цели таких занятий – экскурсий: приобщить детей к миру искусства; знакомить с разными видами изобразительного творчества; учить любоваться созданными произведениями.

Известно, что в воспитании дошкольников используется средовой подход, в связи с этим в группе оборудован уголок который, превращен в привлекательную картинную галерею.

Потребность в систематическом посещении музея, интерес к прошлому города и страны не возникают вдруг, а воспитываются с детства. Именно в детском саду наши дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем. Именно в мини – музее для ребёнка открывается возможность проникновения в историю и культуру города, что, несомненно, является основой патриотического воспитания в дошкольном возрасте.

Также нами используются игры, которые помогают знакомить детей с искусством. Для этого нам понадобятся репродукции картин их можно вырезать из журналов или распечатать на ксероксе.

  1. Разложи по жанрам. Цель игры: Знакомить детей с жанрами живописи: портрет, натюрморт, пейзаж. Материал: Карточки с репродукциями картин. Ход игры: Покажите малышу несколько репродукций. Объясните, что если на картине изображён человек - это портрет, если цветы, посуда и еда – натюрморт, если природа – пейзаж. Затем предложите ему разложить карточки с репродукциями на 3 кучки – в одну кучку все портреты, во вторую – натюрморты и в третью – пейзажи. Пусть ребёнок объяснит, почему он разложил именно так. Для начала лучше взять по 1-2 репродукции каждого жанра. Впоследствии, когда малыш уже хорошо научится различать жанры, можно увеличить количество репродукций. Также можно добавить другие жанры – анималистический, батальный и др.
  2. Разложи портрет по видам. Цель: Познакомить ребёнка с видами портрета (поясной, погрудный, в полный рост). Материалы: Репродукции портретов разных видов. Ход игры: Покажите ребёнку репродукции. Расскажите, что портрет бывает в полный рост, поясной (человек изображён по пояс) и погрудный (человек изображён по грудь). Вариант 1: Предложите малышу выбрать из карточек с репродукциями все поясные (или любые другие) портреты. Вариант 2: Перемешайте карточки. Предложите ребёнку разложить карточки на три кучки – пусть в одной будут портреты в полный рост, во второй – поясные портреты, в третьей – погрудные. Можете провести игру в виде соревнования между детьми или между взрослым и ребёнком – кто быстрее и правильнее разложит карточки.
  3. Из чего состоит натюрморт. Цель: Закрепить знания о жанре натюрморта, особенностях изображения, составных элементах. Материалы: карточки с изображениями разнообразных предметов, которые могут присутствовать в натюрморте (цветы, фрукты, посуда и др.) и которые в нём не нужны (например, человек или животное). Вариант 1: Разложите карточки перед ребёнком. Предложите малышу выбрать из предложенных изображений предметов те, которые могут присутствовать в натюрморте. Вариант 2: Выложите несколько карточек с предметами и попросите ребёнка найти лишний предмет – тот, который не изображают в натюрморте.
  4. Составь натюрморт. Цель: Закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету. Материалы: Вырезанные из бумаги изображения предметов, необходимых для создания натюрморта – вазы, цветы, тарелки, чашки, столовые приборы, фрукты, овощи, различная еда… Вариант 1: Предложите малышу составить натюрморт, какой он захочет. Вариант 2: Предложите ребёнку составить натюрморт, соответствующий определённому условию («Составь натюрморт, в котором будут только фрукты»; «Составь натюрморт, в котором будут цветы, но не будет посуды»; «Составь натюрморт из 5 предметов»…) Вариант 3: Составьте натюрморт с ошибками (например, положите лишние предметы, или расположите все предметы в одном углу, или наоборот, оставьте огромное расстояние между предметами) и предложите малышу исправить ваш натюрморт.  
  5. Узнай сказочного героя по силуэту. Цель: Закрепить знания о жанре портрета, учить выделять признаки, по которым узнаются персонажи. Материалы: Карточки с изображениями сказочных героев в цвете и в виде силуэта. При этом следует учесть, что герои должны обладать какими-то ярко выраженными признаками, по которым их можно будет опознать – Кот в сапогах (большие сапоги, шляпа), Буратино (длинный нос), Чиполлино (голова-луковица), Чебурашка (большие уши) и т.д. Вариант 1: Покажите ребёнку карточки с полноцветным изображением героев сказок. Попросите его найти к каждому изображению подходящий силуэт. Вариант 2: Покажите малышу карточку с силуэтом знакомого ему сказочного героя. Предложите угадать, кто это. Попросите объяснить, по какому признаку он догадался.
  6. Составь портрет сказочного героя. Цель: Закреплять знания детей о составных частях лица и их пространственном расположении. Материалы: Три овала лица, три пары глаз, бровей, три носа, рта, причёски, различные аксессуары. Вариант1: Предложите малышу собрать портреты разных сказочных героев. Например, попробуйте собрать портреты Буратино, Мальвины и Карабаса. Пусть кроха подберёт для каждого героя подходящие ему части лица. Например, длинный нос для Буратино, большой нос крючком для Карабаса, маленький носик для Мальвины. Кустистые брови для Карабаса, аккуратные изогнутые для Мальвины, в виде палочек для Буратино. Обсудите с малышом, какие могут быть у них губы, волосы, аксессуары… Вариант 2: Можете сами собрать портрет героя, но… с ошибкой. Например, сделать Мальвине длинный нос, или Карабасу изящные голубые глаза с длинными ресницами. Пусть ребёнок найдёт и исправит вашу ошибку.
  7. Найди недостаток в портрете. Цель: Закрепить знания о жанре портрета, о составных частях лица: лоб, волосы, брови, веки, ресницы, глаза, зрачки, нос, щеки, скулы, рот, губы, уши. Материалы: Карточки со схематичным изображением лица с недостающими деталями (лицо без носа, лицо без бровей, лицо без ресниц и т.д.) Ход игры: Предложите ребёнку найти недостаток, а затем нарисовать недостающую часть на своём месте. Начинать лучше с более заметных частей лица – нос, глаза, рот… Потом игру можно усложнить – тогда будут отсутствовать ресницы, зрачки глаз, веснушки…
  8. Составь пейзаж. Цель: Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предметы в пространстве, знакомить с расположением изображения на разных планах; закреплять знание жанра пейзаж, его видов (сельский, городской, архитектурный, индустриальный пейзаж, марина). Материалы: вырезанные из бумаги изображения деревьев, домов, камней, дорожек и других составных частей пейзажа. Ход игры: Предложите малышу выложить на листе бумаги пейзаж. Объясните ему, что предметы, расположенные близко, кажутся нам больше, чем предметы, расположенные далеко. Поэтому для создания правильной перспективы на заднем плане надо располагать маленькие деревья, а на переднем – большие (аналогично и про другие предметы). Сначала ребёнок будет выкладывать любой пейзаж по желанию, а затем можно усложнить задачу – предложить ему создать пейзаж определённого вида – например, городской или марину (морской пейзаж). Можете сами выложить пейзаж, но с ошибками – например, поместить мелкие предметы на передний план, а крупные – на задний. Или выложить городской пейзаж из высотных домов, и добавить в него лишние элементы – например, стог сена или колодец.
  9. Найди натюрморт, пейзаж, портрет в окружающем мире. Цель: Закреплять знание ребёнком жанров живописи, развивать внимание. Материалы: деревянная рамка (минимум 20х30 см). Ход игры: Предложите ребёнку поискать натюрморт в окружающем мире. Пусть он посмотрит по сторонам и найдёт что-то подходящее для натюрморта – вазу с цветами, фрукты на тарелке… Чтобы малышу было проще сориентироваться и отделить «натюрморт» от окружения, лучше всего смотреть на мир через рамку – пусть он держит в руках рамку и перемещается по комнате, пока в рамку не попадут подходящие объекты. Аналогично можно искать в окружении пейзажи и портреты.

Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в приобщении детей к миру искусства. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: Приобщение детей к музыкальному искусству через обучение игры на музыкальных инструментах"

Презентация  на тему: "Приобщение детей к музыкальному искусству через обучение игры на музыкальных инструментах"...

Семинара для музыкальных руководителей ДОУ «Приобщение детей к музыкальному искусству через разные виды музыкальной деятельности»

Семинара для музыкальных руководителей ДОУ «Приобщение детей к музыкальному искусству через разные виды музыкальной деятельности» 22 марта 2018 года в МБДОУ № 4 прошел муниципальный с...

Приобщение к миру искусства через танцевальную деятельность. Советы родителям.

Существует множество споров, полезна хореография для детей или нет. Каждый родитель хочет, чтобы их ребёнок был сильным, гибким и уверенным в себе. Всё это может дать такой вид деятельности, как хорео...

Воспитание интереса и уважение к культуре разных стран через ознакомление и приобщение детей к танцевальному искусству народов мира.

Пояснительная запискаВ современной меняющейся России обострился ряд противоречий, в частности, противоречия между ростом национального самосознания, вытекающее в попытку возрождения национальных культ...

Знакомство детей с миром искусства через картины художников

      В наше время – время богатой компьютерной технологии, дети не замечают красоту вокруг себя, становятся эмоционально бедны, не могут показать своё отношение к чему-либ...