Знакомство детей с миром искусства через картины художников
статья

        В наше время – время богатой компьютерной технологии, дети не замечают красоту вокруг себя, становятся эмоционально бедны, не могут показать своё отношение к чему-либо, выразить чувства. Поэтому просто необходимо знакомить детей с произведениями искусства с детского сада. Отбирая произведения для детей, надо исходить из доступности их содержания. Наиболее доступны детям дошкольного возраста пейзажи Васнецова, Левитана, Шишкина, Саврасова. Эти замечательные картины русской природы вызывают у детей чувство любви к Родине и гордости за нее, воспитывают чувство прекрасного, вырабатывают умение видеть, понимать и любить природу.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство детей с миром искусства через картины художников

Федорова Ксения Николаевна,
воспитатель


«Главный способ привнесения искусства
в жизнь – воспитание у подрастающего поколения
повседневной потребности в красоте»
                                                                       А.С.Макаренко


        В наше время – время богатой компьютерной технологии, дети не замечают красоту вокруг себя, становятся эмоционально бедны, не могут показать своё отношение к чему-либо, выразить чувства. Поэтому просто необходимо знакомить детей с произведениями искусства с детского сада. Отбирая произведения для детей, надо исходить из доступности их содержания. Наиболее доступны детям дошкольного возраста пейзажи Васнецова, Левитана, Шишкина, Саврасова. Эти замечательные картины русской природы вызывают у детей чувство любви к Родине и гордости за нее, воспитывают чувство прекрасного, вырабатывают умение видеть, понимать и любить природу.
Знакомство детей с миром искусства через картины художников является длительным проектом: с младшей группы и до подготовительной к школе группы.
Но такие занятия у детей часто вызывает скукоту, они тяжело воспринимают и запоминают информацию. Поэтому, знакомство  детей с художниками  должно проходить в виде краткосрочных проектов, используя художественные произведения (стихи, сказки, рассказы, загадки и т.д.), музыкальные произведения, видеозаписи, дидактические и словесные игры, свободное рисование детей («Мастерская художника»), можно «подключать» к работе родителей.
 
  В младшем дошкольном возрасте знакомить детей с миром искусства, можно начать с художника  Виктора Михайловича Васнецова, как художника-иллюстратора. В этот период можно использовать иллюстрации Васнецова к сказкам и потешкам, послушать аудиозаписи с   колыбельными песнями, нарисовать героев потешек. В завершении проекта предложить родителям вместе с детьми разучить понравившиеся потешки и нарисовать иллюстрацию к ним, в итоге у вас получится общая книжка.

Старшие дошкольники способны понимать произведения живописи всех жанров: портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетную картину. Они знают, что такое «Набросок» и «эскиз». Работу по знакомству с репродукциями картин художников мира  можно вести по плану, используя нестандартные методы и ситуации:
 
1. Знакомство детей с биографией художника  (доступная информация)
2. Беседа по содержанию картины.
3. Прослушивание музыкальных произведений или просмотр музыкальных видеоклипов.
4. Разучивание стихотворений.
5. Игры и этюды.
6. Работа в «мастерской художника» (дети выступают в роли художников – это даёт возможность  каждому ребёнку проявить свои творческие способности)
 
Можно знакомить детей с картинами, связывая их с лексическими темами.
 
В лексической теме «Золотая осень» мы, конечно, используем картину И.И.Левитана «Золотая осень»
 
В период знакомства с репродукцией:
 

Познакомить детей с основными событиями в жизни Левитана.

Познакомить с рассказом Н.Григорьевой «Лес осенью» и сравнить его с картиной И.И.Левитана.

Провести Д/И игры: «Круговорот листьев» (на улице детям предложить разложить листья в порядке их изменения: от зелёного до вялого «Кто, что услышит в осеннем лесу?» (птичьи голоса, свои шаги, шорох листьев…)

Этюд-имитация «Лес шумит» (На основе воспоминаний прогулок в парках, дети имитируют движения качающихся деревьев при разной силе ветра и шуршание листьев)

Просмотреть музыкальный видеоклип «Осенний листопад»

В «мастерской художника» предложить детям создать свою картину «Золотая осень»: в виде рисунка, или аппликации, плоскостной лепки. Работу сопроводить произведением В.Свиридова «Грустная песенка».

 
Осваиваем тему «Одежда» на примере картины В.М.Васнецова «Алёнушка».
А  в подготовительной группе, изучая глубже эту тему, на основе этой картины,  мы сравниваем одежду разной эпохи и разного сословия.
 
В период знакомства с репродукцией:
 

Дети составляют пересказ сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Познакомить детей с краткой биографией В.М.Васнецова.

Рассказать, как появилась картина «Алёнушка».

Послушать «музыку воды» (музыка для расслабления).

Предложить детям составить радостное окончание истории об Алёнушке 

Разучить стихотворение Н.Кургановой «Алёнушка и художник» 

 Разучить считалку «Вышла Алёнушка гулять…»

Вышла Аленушка гулять,
Чтоб цветов себе нарвать,
Тишина кругом стоит
Лишь кукушечка кричит.
Ты, кукушка, не кричи,
А всю правду расскажи.
Сколько лет еще весной
Мы увидимся с тобой?
Она стала куковать,
Стала Аленушка считать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Выходи -  тебе играть!

В «мастерской художника» предложить детям представить, что Алёнушка стала принцессой или феей и отобразить её настроение и внешний вид в рисунке.

Картину  В.М.Васнецова «Три богатыря»,  можно связать с темой «Герои России».
 
В период знакомства с репродукцией:

Прослушать и сравнить два классических произведения «Три богатыря и Шамаханская царица» (где чувствуется мужество и сила богатырей – защитников, готовых в любую минуту сразиться с врагом) и произведение «Три богатыря на дальних берегах» (спокойная, лирическая музыка, когда богатыри могут отдохнуть).

 Познакомить с рассказом В.А.Сухомлинского «Соловьиное гнездо» и предложить сравнить богатырей на картине художника и солдат во время войны в рассказе известного педагога.

Провели игру-соревнование (между командами) «Богатырь ты будешь с виду и казак по духу» в сопровождении русской народной песни «Богатырская сила».

В «мастерской художника»: предложить нарисовать оружие (меч, булава, лук) , по которому можно узнать, какой из богатырей сидит на коне и раскрасить коня соответствующим цветом (раздать листы бумаги с эскизом коня). Рисование можно сопроводить «Богатырской симфонией» В.Бородина.

 
    На примере  картины Зинаиды Евгеньевны Серебряковой «За туалетом» мы познакомим детей с понятием «автопортрет».
В период знакомства с репродукцией:

  • Познакомить детей с основными событиями в жизни З.Е.Серебряковой.
  • Познакомить со стихотворением «Портрет» (отрывок из песенки С.Гладкова «Если видишь на картине»)

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на вас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Или смотрит балерина,
Или Вовка, твой сосед,
Обязательно картина
Называется портрет.

  • Этюд «Мы сегодня – художники – портретисты» (рассматривание своего лица в зеркале)
  • В «мастерской художника» предложить детям нарисовать свой автопортрет, глядя в зеркальце.

 
   
Провожая зиму и, обсуждая февральские метели, мы знакомим детей с картиной Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь».  
 
В период знакомства с репродукцией:
 

  • Познакомить детей с основными событиями в жизни художника и, как возникла идея написания картины.
  • Познакомить с рассказом В.Сухомлинского «Как звенят снежинки» и предложить сравнить описание природы в рассказе и на картине.
  • Разучить стихотворение С.Есенина «Белая берёза»
  • Этюд «Мы – снежинки» (дети представляют себя снежинками и выполняют движения, соответственно тексту)
  • В «мастерской художника» предложить нарисовать кружевные снежинки, или нарисовать берёзу, в сопровождении пьесы А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».

Лексическую тему «Весна. Перелётные птицы», конечно, связываем с картиной Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели».
 
В период знакомства с репродукцией:
 

  • Познакомить детей с основными событиями в жизни художника и, как возникла идея написания картины.
  • Познакомить и предложить проанализировать два небольших рассказа К.Ушинского «Ласточка» и «Скворец».
  • Разучить стихотворение Ф.Тютчева «Зима недаром злится…».
  • Этюд «Грачи прилетели» (имитация движений грачей и журавлей).
  • Отгадывание и инсценировка загадок о птицах.
  • В «мастерской художника» предложить создать свою картину «Грачи прилетели» в любые стили: рисунок, аппликация, плоскостная лепка. Работу можно сопроводить полькой И.Штрауса «Трик-трак».


В подготовительной к школе группе уместно взять картину Фёдора Павловича Решетникова «Опять двойка». Есть художники, которые изображают пейзажи, картины, натюрморты. Но есть и такие художники, которые любят наблюдать и рисовать жизнь людей. Это Федор Павлович Решетников и его работа, которая называется "Опять двойка".
 
В период знакомства с репродукцией:

Познакомить детей с краткой биографией художника.

 Познакомить и предложить проанализировать рассказа В.Сухомлинского «Цветок или волчья пасть»

Этюд «Кто проявил сочувствие?»

Ругали родители, вредным назвали,
Обидно немного. Заплакать мне что ли?
Но пес подошел, доверчиво глянул...
И нет ни обиды, ни боли!

В «мастерской художника»: сделать коллективную работу «Корзина успеха»


Очень важно научить ребёнка видеть красоту окружающих предметов, явлений и показать, как по-разному их отображают в своём творчестве художники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект группы «Пчелки»: Знакомство детей с миром природы через произведения В.В.Бианки.

Познакомить детей с жизнью и творчеством В.В.Бианки. Расширить и углубить знания детей о животном мире через произведения В.В.Бианки. Продолжать прививать детям любовь  к художественному слову, у...

Знакомство детей с миром природы через содержание произведений художественной литературы, используя прием моделирования.

Ведущая идея инновационного опыта: использование метода моделирования  при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественными произведениями природоведческой направленности. Источником изм...

Конспект НОД по знакомству с окружающим миром "В гостях у художника"

laquo; В гостях у художника» Цель:   познакомить с работой художника Задачи:1. Образовательная:- формировать представления детей о работе художника;- закреплять знания о цве...

Приобщение к миру искусства через танцевальную деятельность. Советы родителям.

Существует множество споров, полезна хореография для детей или нет. Каждый родитель хочет, чтобы их ребёнок был сильным, гибким и уверенным в себе. Всё это может дать такой вид деятельности, как хорео...

Проект «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с творчеством художника В.А. Федорова»

Проект «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с творчеством  художника В.А. Федорова»...

Приобщение детей к миру искусства через культурные практики

Приобщение детей к миру искусства через культурные практики...