Сказкотерапия в работе с дошкольниками.
материал (младшая группа)

Осипова Надежда Евгеньевна

Сказкотерапия в работе с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_dou_1.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

                           Сказкотерапия в работе с дошкольниками.

                                 

        «Если хотите, чтобы ваши дети росли умными, читайте им сказки» А. Эйнштейн

   

   Поступление детей в детский сад, нередко бывает сопряжено с тяжелыми эмоциональными переживаниями. Ребёнку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям.  Поэтому самый лучший подход -  это использовать в период адаптации метод сказкотерапии, так как    именно сказка облегчает ребенку вхождение в детский сад, а также положительно влияет на его здоровье.

  Сказки являются наиболее близкими и понятными детям, поэтому метод сказкотерапии является одни из наиболее эффективных и доступных для коррекции различных нарушений у детей дошкольного возраста. Сказкотерапия — это естественная форма общения и передачи опыта, органичная система воспитания новых поколений, это необходимое средство в постижении ребенком мира, как внешнего, так и внутреннего. Поэтому сказкотерапия для детей связана, прежде всего с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Сказка оказывает психотерапевтическое воздействие на детей, т.к. язык сказки доступен ребенку. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую.

  Сказкотерапия – это открытие тех знаний, которые живут в душе, это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.

  Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия). Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.              Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии.

   Занятия в детском саду сказкотерапией – метод, успешно применяемый и достаточно уже давно. Действительно, сказки пользовались и продолжают пользоваться популярностью у маленьких дошколят. Ведь у детей преобладает абстрактное мышление – а это значит, что информация, переданная посредством ярких образов, наиболее восприимчива. 
 Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.

Отправляясь в сказочное путешествие, ребенок успокаивается, отвлекается хоть на чуть-чуть от мамы. Дети идентифицируют себя с главными героями сказок, поэтому слушая истории о ребятах, похожих на них, им легче бороться со своими страхами и переживаниями.

  Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - серьезнейшее средство нравственного воспитания. Она делает души ребят мягче, отзывчивее, добрее. Сказка - это в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ. Это метод интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

  Сказкотерапия для детей раннего возраста играет особую роль в развитии ребенка, так как в этот период закладываются основы постижения окружающего мира. Чем привлекательнее, безопаснее и счастливее этот мир для ребенка в детстве, тем более счастливым и уверенным он будет ощущать себя во взрослой жизни. Данный психотерапевтический метод при работе с малышами выполняет несколько основных функций: обучающую, развлекательную и успокаивающую.

Чтение сказок маленьким детям способствует развитию их речевого аппарата, расширяет словарный запас, а присутствие в книгах красочных изображений, персонажей помогает процессу визуализации происходящих событий в тексте. Слушая сказку, ребенок знакомится с народным фольклором, запоминает пословицы и поговорки. Сказочные образы помогают развивать детскую фантазию, а фантазия помогает ребенку в развитии интеллекта. Кроме того, слушая сказку, ребёнок получает красивый и правильный образец речи, что чрезвычайно важно для речевого развития. Дети, которым с самого раннего детства читают сказки, стихи, потешки, гораздо быстрее начинают правильно говорить.

  Сказки развивают внимание. Слушая описание событий ребенок задействует все свое внимание и удерживает его на протяжении всей истории. Это, в свою очередь, на уровне эмоций, поощряет ребенка к размышлению, порождает в его голове множество разных вопросов, на которые он будет искать ответы.

  Сказки развивают руки: можно показать эпизод текста с помощью мимики и жестов, а можно   изобразить сказку схематично-  вырезать, склеить, изобразить на бумаге.

  Сказки прививают понятия о добре и зле. Слушая сказки, ребенок понимает, что такое хорошо и что такое плохо, как поступать правильно, а как не нужно. Кроме того, дети склонны подражать своим любимым героям. Нет необходимости убеждать, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире: дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

   Сказки знакомят с окружающим миром и взаимоотношениями людей. В раннем возрасте ребенок еще не умеет анализировать и логически мыслить. А в сказках все описывается простым языком и простыми словами, поэтому ребенку становится понятен окружающий его мир.                                                                                                                                            

   Сказки утешают. Благодаря сказочным историям ребенок понимает, что другие тоже испытывают трудности. Осознание того, что он не одинок, может поддерживать ребенка и успокаивать.Сказка испокон веков использовалась, как средство положительного воздействия на эмоциональное состояние ребенка. Самый яркий пример этого воздействия – сказка на ночь. Ребенок слушает успокаивающий, убаюкивающий ритм слов, слышит родной голос – все хорошо и засыпает. Если ребенка беспокоят плохие сны, то сказка легко поможет справиться и с этой проблемой.  

   Сказка воздействует на чувства ребёнка. Вместе с героями ребёнок учится проявлять доброту и благородство, рисковать собой ради других, совершать подвиги, становиться смелым, верным, справедливым. 

  Сказка для ребенка- это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений, история о дружбе, помощи, доброте, любви ко всему живому; она питает ум, учит мыслить, развивает память и внимание. Сказки дают ребенку чувство психологической защищенности, что дает ребенку положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу. Для работы с детьми раннего возраста используются простые сказки о взаимодействиях человека с живой природой, животными, птицами.

Проживая сюжет сказки, ребёнок учится преодолевать барьеры общения с другими детьми, находит адекватное телесное выражение эмоциям и чувствам.

  Сказкотерапия помогает раскрыть душу ребенка, наладить с ним контакт, упорядочить внутренний мир. Использование элементов сказкотерапии позволяет сократить время адаптационного периода у большинства детей. Сказка для ребенка является учебником жизненных и духовных знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия в работе с дошкольниками

В настоящее время психолого-педагогической литературе остаётся актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребёнка, становление его, личности, раскрытия твор...

"Сказкотерапия в работе с дошкольниками"

Достоинства сказкотерапии при работе с детьми дошкольного возраста....

Сказкотерапия при работе с дошкольниками

Сказкотерапия при работе с дошкольникамиВ настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка,...

Консультация для родителей "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"

Консультация для родителей "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"...

Консультация "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"

Сказка - особый способ освоения мира, позволяющий ребенку в специфической форме понять и систематизировать знания...

Сказкотерапия в работе с дошкольниками.

Влияние сказок на детей-дошкольников....