Доклад " Место элементов театрализации в ежедневных групповых развлечениях и досугах"
статья

Попкова Юлия Николаевна

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как  интересно можно жить в нем?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Малосергиевский  филиал МБДОУ ДС  №5 р.п. Тамала

                         

Доклад на тему:

«Место элементов театрализации в ежедневных  групповых  развлечениях и  досугах»

SDC17019.JPG

                                                                     

                                                                           

                                                                         Подготовила воспитатель

                                                                               Юлия Николаевна Попкова

2017г.                                    

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как  интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Она развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку. Театрализованная деятельность в детском саду организационно  пронизывает  все режимные моменты, включается во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Основа этой работы лежит в использовании потешек, прибауток, колыбельных песен. Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр-драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционально положительного отношения детей  к окружающему миру и их познавательному развитию.  Благодаря  такой формы работы общение с детьми становится более интересным и содержательным.
Во время занятий воспитатель может включать театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки.
Игровые приемы, используемые на занятии, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекают своей ненавязчивостью. Так, на занятие по математике в гости приходит Незнайка, который не умеет считать; на занятиях по ознакомлению с окружающим миром Капитошка с удовольствием постигает вместе с детьми секреты пользы воды для растений.
Известно, что самостоятельная игра возникает под воздействием впечатлений, полученных из окружающей среды. Большое впечатление на детей оказывают праздники и развлечения. Яркие впечатления, бурные чувства и переживания толкают детей на воплощение в игре увиденного. Дети обыгрывают знакомые песни, сценки, игры. Яркие сюжеты, хороводы, хорошее оснащение развивающей среды по данному направлению способствуют возникновению самостоятельной театрализованной  игры. 
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что самостоятельная театрализованная деятельность может развиваться, если:
детям отводят время и место для свободной самостоятельной театрализованной деятельности;
создается окружающая среда, питающая яркими художественными образами и сюжетами детские игры;
воспитатели являются образцами творческого поведения. Не секрет, что маленькие дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами (картинками, игрушками). Поэтому в моей группе первоначальное внимание было направлено на обогащение предметно-развивающей среды. В своей группе я создала уголок по театрализованной деятельности, в который входит следующее: 
- пальчиковый театр по сказкам «Теремок», «Колобок»; 
- теневой театр «Колобок», «Репка» ;
- театр на фланелеграфе  «Красная шапочка»;
- кукольный театр «Репка», «Теремок», « Коза и семеро козлят» ;
- волшебный сундук с костюмами сказочных героев : зайчик, Мальвина,  Незнайка,  Красная Шапочка ,Снегурочка, Дед Мороз, Петрушка ;
- ширма напольная;
- множество масок и полумасок. Дети познакомились с различными видами театра: пальчиковый, теневой, кукольный, плоскостные фигурки. Дети научились инсценировать с помощью воспитателя ( меня) знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки.
Дети стали разыгрывать несложные представления по знакомым сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест). Научились  говорить  тихо, громко , грубо, передавать интонацией удивление,  радость, печаль,  страх. 

 Дети смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Для того чтобы ребенок проявил творчество, я стремлюсь  обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления. 
Также театрализованная деятельность находит непосредственное отражение в праздниках, досугах, развлечениях, где дети показывают небольшие этюды, сценки из сказок, устраивают игры-пляски, водят хороводы. Непременно здесь используются костюмы для ряжения, атрибуты того или иного персонажа, шапочки или маски. Весело проходят в нашем детском саду Новогодние праздники , Мамин день, Праздник юмора и смеха. Коллектив ДОУ устраивает настоящее веселье для малышей и их родителей. 

Предлагаю детям игрушки, атрибуты для ряжения, эмблемы зверей для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка  Ряба»,  « Колобок», для постановки спектаклей «Коза и семеро козлят», «Красная Шапочка». Добиваюсь того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику, провожу индивидуальную работу с детьми, поощряю участие детей в инсценировках, желание играть роль. Дети учатся правильно называть театральное оборудование, бережно к нему относиться, ориентироваться в пространстве зала, следить за развитием действия. Большое внимание уделяю речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить   словарный запас детей прилагательными, глаголами, наречиями. Совершенствую  интонацию, развивая прямую и косвенную речь. Вместе сочиняем маленькие истории, поддерживаю коллективное придумывание диалогов. Воспитываю гуманные чувства: отзывчивость, умение радоваться успехам, огорчаться в случае неудачи, придти на помощь в трудную минуту.

 Сотрудничество с родителями включает в себя такие формы работы, как выступление на родительских собраниях; индивидуальное консультирование; помощь в изготовлении атрибутов, театральных костюмов и декораций; участие в написании сценариев; тематические выставки и папки-передвижки; участие в праздниках, развлечениях, театральных представлениях и  театрах  экспромтом.Театрализованная игра - одна из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип  обучения: учить играя! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурный досуг для детей среднего возраста с элементами театрализации по мотивам сказки С. Я. Маршака "Сказка о том, как тушили Кошкин дом"

Физкультурный досуг для детей среднего возраста   с элементами театрализации  по мотивам сказки С. Я. Маршака....

Развлекательный досуг с элементами театрализации для родителей "Наши мамы лучше всех" ко Дню матери во 2 младшей группе

Данный сценарий совместного развлечения детей и их родителей может быть полезен воспитателям детей младшего дошкольного возраста....

Физкультурный досуг с элементами театрализации «С Мишкой весело играть и здоровье укреплять»

Физкультурный досуг с элементами театрализации «С Мишкой весело играть и здоровье укреплять»(младшая группа)...

Физкультурный досуг с элементами театрализации «День Здоровья»

Физкультурный досуг с элементами театрализации «День Здоровья»...

Методическая разработка по проведению развлекательного досуга «Наши мамы лучше всех!» ко Дню матери во 2 младшей группе с элементами театрализации

Данный сценарий совместного развлечения детей и их родителей может быть полезен воспитателям детей младшего дошкольного возраста. В развлечении принимают участие воспитатели, воспитанники 2 младшей гр...

Сценарий физкультурного досуга с элементами театрализации «Как тушили кошкин дом»

Физкультурный досуг с элементами театрализации способствует становлению и обогащению двигательного опыта детей, способствовует их физическому развитию....

Логопедический досуг с элементами театрализации «Друзья спешат на помощь для детей с ОНР

АктуальностьРеализуется  комплексно-тематический подход и интеграция работы специалистов;Используются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР);Осуществляется плавный интегративный переход из одного...