Консультация на тему "Воспитание у детей младшего дошкольного возраста послушания"
консультация (младшая группа)

Сегодня мы поговорим о том, как воспитать послушание ребенка, так как именно в 3-4 года дети вызывают больше всего хлопот у родителей своим поведением. Послушание – это первая и очень важная ступенька дисциплинированности. Без умения слушаться невозможна никакая дисциплина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_poslushaniya_v_mladshey_gruppe.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание

у детей младшего дошкольного возраста

послушания

Сегодня мы поговорим о том, как воспитать послушание ребенка, так как именно в 3-4 года дети вызывают больше всего хлопот у родителей своим поведением. Послушание – это первая и очень важная ступенька дисциплинированности. Без умения слушаться невозможна никакая дисциплина.

Но есть родители, которые считают, что человека красят самостоятельность, инициативность, а не слепая готовность подчиняться чужой воле. Безусловно, это необходимо, но ребенку в этом возрасте недоступно понимание многих моральных принципов, поэтому если он в своем поведении не находит опоры в твердой воле старших, он вырастет своевольным человеком.

Выдающийся педагог Макаренко писал: «Ребенок с младшего возраста должен слушаться родителей, если либо он не послушает сейчас, то он совершенно утратит послушание к 6-8 годам. Послушного ребенка легче научить доступным по возрасту хорошим делам, внушить ему, что хорошо, а что плохо, выработать у него привычку нравственного поведения».

  1. Опыт показывает, что дети легко подчиняются лишь в том случае требования взрослых, если они не возбуждены, если у него хорошее настроение.
  2. Нельзя также забывать, что отрицательную реакцию ребенка нередко вызывают непосильные требования взрослых, поэтому, чтобы избежать этого, требуйте от него то, что он наверняка может выполнить.
  3. Единство требований со стороны всех членов семьи.
  4. Очень важно объяснить для чего он будет выполнять эти требования.
  5. Дети реагируют не на то, что сказал взрослый, а как он это сказал, каким тоном (приказным тоном или с раздражением). Если хотите, чтобы ребенок выполнил ваши требования, обращайтесь к нему спокойно, ровно, а порой и ласково.
  6. Нужно следить за выполнением ваших требований. Контролировать ребенка надо деликатно, так, чтобы он не думал, что ему не доверяют, не верят в его силы.
  7. Избегайте распоряжений, заранее утверждающих детское непослушание («сколько раз тебе говорить!» или «пока 100 раз тебе не скажешь!»).
  8. Запрещать нужно действительно только то, что заслуживает осуждения и при этом объяснить причину запрета.
  9. Если никакие отвлечения не помогают и ребенок продолжает капризничать, надо набраться терпения и не реагировать на слезы ребенка.
  10.  Ребенок будет слушать вас, если вы его будете слушать.
  11.  Слушайте своих детей внимательно, чтобы самим разобраться в мотивах поведения, которое он демонстрирует.
  12.  Запрещая, надо быть твердым, настойчивым, не поддаваться жалости, ребенок должен научиться подчиняться слову «нельзя».
  13.  Недопустимы физические наказания, они унижают ребенка, приносят психологическую травму, развивается упрямство и фальш.
  14.  Недопустимо подменять требовательность упрашиванием («ну будь умненьким, ты же обещал слушаться»).

Никакие педагогические рекомендации не помогут, если вы собственным поведением не будете подтверждать того, что требуете от ребенка.

Запрещенные приемы:

  1. Не пугать.
  2. Не использовать угрозу, которую реально не можешь выполнить («я не буду с тобой больше разговаривать»).
  3. Поддаваться на провокации.
  4. Обещать подарок за хорошее поведение.
  5. Осуждать действия супруга, бабушки или дедушки при ребенке, если вы даже зашли слишком далеко.
  6. Наказывать лишением еды.
  7. Припоминать старые обиды, проступки.
  8. Унижать.
  9. Перекладывать на супруга наказание.

10 правил воспитания послушания:

  1. Реже употреблять слово «нет» (тогда оно будет иметь большой вес).
  2. Учитывать возраст ребенка.
  3. Запреты без частицы «не» («не трогай утюг – отойди от утюга»).
  4. Твердость в установлении правил.
  5. Глаза в глаза (чтобы ребенок не смог сделать вид, что он не слышит вас).
  6. Один, два, три (чтобы дать время все закончить).
  7. Тайм-аут (если ваше чадо не выносимо, лучше оставить его на некоторое время в одиночестве).
  8. Право на выбор (какие штаны оденем, что приготовить).
  9. Соблюдать режим дня.
  10.  Положительное подкрепление (хвалить детей).

Как воспитывать готовность к послушанию

Поведение детей, прежде всего, формируется в семье и в детском саду.

Семья – это первый коллектив ребенка, где должен быть строгий четкий режим. Ритмический распорядок дня содействует осознанному выполнению установленных правил. Упорядоченная жизнь не только залог здоровья, но и дисциплинированности. Непослушание обычно проявляется там, где нет строгого режима. Если ребенок гуляет и спит, ест и играет, когда ему заблагорассудится, то его поведение зависит от случая.

Послушание ребенка формируется в деятельности. Поэтому в режиме должно быть предусмотрено время для игр, занятий, то есть для всех ребячьих дел.

Известно, что большую часть времени дети проводят в играх. Игры создают у ребят жизнерадостное, бодрое настроение, хороший жизненный тонус, дают прекрасный отдых нервной системе. Наигравшись, дети становятся спокойнее, сдержаннее, охотнее подчиняются воле взрослых, опять-таки становятся послушнее. Игры воспитывают у детей волю, находчивость, инициативу. А когда в них участвуют взрослые, то эти качества развиваются особенно интенсивно. Совместные игры сближают детей и родителей, приучают к выполнению определенных правил и требований. Если требования членов семьи совпадают с требованиями детского сада, то это создает преемственность в формировании положительных навыков, они закрепляются.

А. С. Макаренко писал: «Необходимо воспитывать привычку выполнять распоряжения воспитателей, это не только делает легким воспитание, но и сберегает нервы ребенка, уменьшает всякий риск нелепых поступков, предупреждает капризы и сохраняет массу детской энергии.

Послушание – первая ступень дисциплинированности

В послушании выражается уважение и доверие ребенка к взрослым, стремление следовать их требованиям, перенимать их опыт.

А.С.Макаренко писал: «Ребенок в младшем возрасте должен беспрекословно слушаться родителей, ибо, если он не послушен сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6-8 лет».

В этом совете заключена мудрая мысль: чем младше ребенок, тем меньше его жизненный опыт, багаж нравственных представлений, поэтому он особенно нуждается в руководстве со стороны старших. Недопустимо, чтобы его природная активность, стремление к деятельности были неуправляемы.

Осознанное послушание ребенка при разумном воспитании складывается очень рано. Оно начинается с осознания детьми элементарных понятий – «нельзя» и «можно». Еще сидя на руках  у матери, малыш начинает понимать запрет и разрешение, если , разумеется, взрослые намеренно приучают его к этому.

Советы родителям о воспитании послушания

  1. Не злоупотребляйте запрещениями; запреты должны быть разумными и обоснованными. Когда запретов очень много, ребенку трудно усвоить, что «можно», а что «нельзя».
  2. Дав наказание, не отменять его.
  3. Не злоупотреблять нотациями, ребенок не всегда способен их понять.
  4. Добиваться от ребенка осознанного, добровольного послушания. Послушание под давлением родительской власти приучит его вести себя как надо, лишь в вашем присутствии, а когда вас нет, он будет поступать так, как ему заблагорассудится.
  5. Нужно быть тактичным, грубое слово, насмешка, ранит ребенка, вызывает сопротивление указанию старших.
  6. Очень хорошо помогает воспитанию послушания краткое и точное разъяснение детям, убеждение словом

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей: "Знакомство детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром"

Дети младшего дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Основная задача в этом возрасте - вызвать положительные эмоции от знакомства с окружающим миром....

консультация для родителей: "Знакомство детей младшего дошкольного возраста с искусством оригами"

теоретические знания и практические советы родителям по знакомству детей младшего дошкольного возраста с искусством оригами....

Консультация «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Возраст от двух до четырёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей пользовался внеречевыми средствами,...

Консультация «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Возраст от двух до четырёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей пользовался внеречевыми средствами,...

Консультация для родителей: «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с искусством оригами»

Теоретические знания и практические советы родителям по знакомству детей младшего дошкольного возраста с искусством оригами...

Консультация для родителей: "Знакомство детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром"

Дети младшего дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Основная задача в этом возрасте - вызвать положительные эмоции от знакомства с окружающим миром....

Материал для родителей. Консультация по теме "Ознакомление детей младшего дошкольного возраста (3 - 4 года) с русской народной культурой (фольклором) в семье".

В консультации для родителей раскрывается важность занятий с детьми дома русским народным творчеством, в частности фольклором, рассказывается о том, что фольклор является богатым источником познавател...