Опыт работы по обучению детей 5-7 лет финансовой грамотности.
статья (подготовительная группа)

Валебная Наталия Васильевна

«Нажить много денег — храбрость, сохранить их —

мудрость, а умело расходовать их — искусство»

 

Бертольд Авербах

 

       В 2019 году  я прошла курсы повышения квалификации по теме: «Основы финансовой грамотности для дошкольников в ДО», мне показалась, что эта тема очень  интересная и актуальная.

       В дошкольном возрасте ребенок становится  личностью, у него формируется ответственность, уважение и понимание других людей, а также способность  сделать свой выбор. В таком возрасте ребенок встречается с понятиями, что такое «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_ekonomicheskomu_vospitaniyu.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по финансовой грамотности дошкольников.

«Нажить много денег — храбрость, сохранить их —

мудрость, а умело расходовать их — искусство»

Бертольд Авербах

       В 2019 году  я прошла курсы повышения квалификации по теме: «Основы финансовой грамотности для дошкольников в ДО», мне показалась, что эта тема очень  интересная и актуальная.

       В дошкольном возрасте ребенок становится  личностью, у него формируется ответственность, уважение и понимание других людей, а также способность  сделать свой выбор. В таком возрасте ребенок встречается с понятиями, что такое «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать».

         Для того чтобы детям освоить новые понятия, им потребуется умения правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.

       Экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, поэтому данная проблема была выбрана мной в качестве темы по самообразованию.

Мой опыт заключается в разработке методических материалов, использование инновационных технологий, сценариев, которые дают знания о мире финансов и экономике, в которых ребёнок может быть главным действующим героем. Финансовое просвещение необходимо включать с детского сада, нужно обеспечить формирование и развитие уникальной личности воспитанника.

Использование данного опыта возможно в условиях ДОУ, в повседневной жизни, так как этот опыт охватывает всех участников образовательного процесса и используется во всех возможных формах взаимодействия с ребенком.

Моя цель работы - показать важность обучения дошкольников финансовой грамотности. Рассказать, с какого возраста нужно учить ребенка распоряжаться деньгами и отвечать за свои решения, на каких ступенях развития стоит говорить о финансах. 

 Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:

  • создать условия для формирования финансовой грамотности у детей;
  • познакомить детей с явлениями социальной действительности (понимание и оценка окружающего предметного мира);
  • расширить знания детей и дать осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд - товар - деньги» и «стоимость товара в зависимости от качества»;
  • развить эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, и управлять своими эмоциями;
  • воспитать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в различных жизненных ситуациях);
  •  развить навыки осмысленного поведения;
  • сформировать правильное отношение к деньгам как предмету, необходимого для жизни.

Свою работу по обучению детей финансовой грамотности я начала с опроса родителей.  Результат анкетирования среди родителей показал: 25% считают ещё рано внедрять в образовательный процесс финансовое воспитание, 10% считают, что эта тема детям не интересна, 15% ещё не думали об этом. Остальные 50% родителей согласны с внедрением в образовательный процесс задач по финансовому воспитанию старших дошкольников.

В своей группе я создала такие условия и предметно-развивающую среду, которые помогают каждому ребенку найти свой путь в «экономику» через игру, математику, рисование, что облегчает умственное и личностное развитие.

Знакомство детей с потребностями происходит в процессе непосредственно-образовательной деятельности, например: «Что такое потребность», «Как жили первобытные люди, и каковы их потребности», «Потребности  современного человека».

1 Этап: Обсуждение с детьми вопросов о том, что им необходимо сделать, когда они голодны или испытывают жажду, когда и зачем нужно одеться и умыться, когда хочется играть, гулять, рисовать, лепить, послушать сказку и т. д. Выяснение того, в чем именно заключается потребность: нужны ли им какие-то определенные предметы или помощь, забота, сочувствие и т. д., откуда берутся нужные вещи, кто предоставляет те или иные услуги, проявляет заботу и сочувствие. Знакомство с различными профессиями, с художественными произведениями о представителях разных профессий.

На 2 этапе работы знакомлю с экономическим понятием «потребность». Расширяю представления детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей, об экономических потребностях, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди. Обсуждаем с детьми, в чем заключается разнообразие потребностей людей. Например: потребности первобытных людей на земле были не велики. Еда, одежда да пещера, где можно спрятаться от бури и дождей. Потребности людей нашего времени шире, им необходимы и медицинская помощь, и транспорт, и образование.

3 этап. Решение практических задач.

На этом этапе вместе с дошкольниками выясняем причины, которые требуют обязательного удовлетворения потребностей (жилище, одежда, обувь, безопасность, еда, вода, воздух, медицинская помощь, транспорт). Знакомлю детей с правилами, которых надо придерживаться, находясь в том или ином месте, и с тем, как выполнять установленные правила.

После того, как дети получили знания, я выясняю, что необходимо для удовлетворения каждой из потребностей, какие для этого нужны товары и услуги, каковы требования к тем или иным потребностям. Выявляю зависимость между потребностями и правилами жизни.

В ходе знакомства с разделом  «Потребности» дети усваивают основные экономические понятия: потребности, жизненно важные потребности, возможности.

В разделе  «Труд» даю представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, домашний и т. д.); учу выделять последовательность трудовых действий; воспитываю уважение к труду и трудолюбию, отрицательное отношение к лени.

В разделе «Товар» формирую системные знания о предмете, выделяю новую сторону предмета - товар, как результат труда. Показываю детям последовательность изготовления товаров; зависимость цены товара от его качества и количества; знакомлю с разными формами сбыта товара: различные магазины, рынки, ярмарки. Воспитываю бережное отношение к вещам, игрушкам, орудиям труда, которыми мы пользуемся.

В разделе «Деньги» моей задачей является: уточнение и формирование представлений детей о деньгах, воспитание правильного отношения к деньгам как к предмету жизненной необходимости (деньги как средство удовлетворения основных жизненных потребностей, как средство купли - продажи). Основной идеей является то, что человек в современном мире не может сам производить все, что нужно ему для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров и услуг. Обмен товарами и услугами - путь удовлетворения экономических потребностей. Например: одна семья вырастила много картофеля, а другая много яблок. Что нужно сделать, чтобы у каждой семьи был и картофель и яблоки? Делается вывод о выгоде обмена (бартера) для обеих семей.

В разделе «Семейный бюджет», я подвожу детей к понятию новым словам: бюджет и из чего он состоит (зарплата, пенсия, стипендия).

Даю представление о доходе, его увеличении и уменьшении, о сути расходов, показать как много их в повседневной жизни. Воспитываю бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждаю жадность.

Формирование финансовой грамотности у дошкольников благополучно влияет на развитие мышления, фантазии, развивается речь и кругозор ребенка. Дети приобретают навыки правильно вести домашнее хозяйство, экономить семейный бюджет. Это было заметно, когда я провела с детьми итоговое мероприятие: «Юные финансисты». Таким образом, проведя целенаправленную работу, я убедилась, что финансовая грамотность играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста.

Результат моего опыта заключается в обеспечении положительной динамики по повышению уровня сформированности финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

     Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: что создание условий и практическая деятельность, а также тесная работа с родителями положительно влияют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появился интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, по новому подходят к решению игровых задач, в лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками.

         На самом деле многие родители не понимают насколько важно приобщить ребенка к финансовой грамотности ещё с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребенка к жизни, его приспособленности к обществу. Были проведены с родителями беседы: «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?», «Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников», консультации: «Правила карманных денег», «Дети должны знать цену деньгам», оформлен  информационный уголок, проведено родительское собрание «Уроки финансовой грамотности в семье». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по обучению детей рассказыванию по сериям сюжетных картинок

В статье представлен опыт работы МДОУ д/с №8"Ёлочка" по обучению детей рассказыванию по сериям сюжетных картинок...

Опыт работы по обучению детей чтению по методике Н.А. Зайцева.

Опыт моей работы, который использую на протяжении семи лет в обучении детей чтению по методике Н.А. Зайцева....

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и работы с родителями по профилактике ДДТТ

Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах должно проводиться с учетом их психофизиологических особенностей, важнейшей из которых является не сложившаяся нервно - пс...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...

Обучение детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, нео...

Познавательно-исследовательский проект «Лаборатория экономики и финансов» по обучению детей 5 - 7 лет финансовой грамотности

Паспортобразовательного проекта по финансовой грамотностиНаименование проектаПознавательно-исследовательский проект «Лаборатория экономики и финансов» по обучению детей 5 - 7 лет  фин...