Опыт работы по обучению детей 5-7 лет финансовой грамотности.
статья (подготовительная группа)

Валебная Наталия Васильевна

«Нажить много денег — храбрость, сохранить их —

мудрость, а умело расходовать их — искусство»

 

Бертольд Авербах

 

       В 2019 году  я прошла курсы повышения квалификации по теме: «Основы финансовой грамотности для дошкольников в ДО», мне показалась, что эта тема очень  интересная и актуальная.

       В дошкольном возрасте ребенок становится  личностью, у него формируется ответственность, уважение и понимание других людей, а также способность  сделать свой выбор. В таком возрасте ребенок встречается с понятиями, что такое «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_ekonomicheskomu_vospitaniyu.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по финансовой грамотности дошкольников.

«Нажить много денег — храбрость, сохранить их —

мудрость, а умело расходовать их — искусство»

Бертольд Авербах

       В 2019 году  я прошла курсы повышения квалификации по теме: «Основы финансовой грамотности для дошкольников в ДО», мне показалась, что эта тема очень  интересная и актуальная.

       В дошкольном возрасте ребенок становится  личностью, у него формируется ответственность, уважение и понимание других людей, а также способность  сделать свой выбор. В таком возрасте ребенок встречается с понятиями, что такое «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать».

         Для того чтобы детям освоить новые понятия, им потребуется умения правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.

       Экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, поэтому данная проблема была выбрана мной в качестве темы по самообразованию.

Мой опыт заключается в разработке методических материалов, использование инновационных технологий, сценариев, которые дают знания о мире финансов и экономике, в которых ребёнок может быть главным действующим героем. Финансовое просвещение необходимо включать с детского сада, нужно обеспечить формирование и развитие уникальной личности воспитанника.

Использование данного опыта возможно в условиях ДОУ, в повседневной жизни, так как этот опыт охватывает всех участников образовательного процесса и используется во всех возможных формах взаимодействия с ребенком.

Моя цель работы - показать важность обучения дошкольников финансовой грамотности. Рассказать, с какого возраста нужно учить ребенка распоряжаться деньгами и отвечать за свои решения, на каких ступенях развития стоит говорить о финансах. 

 Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:

  • создать условия для формирования финансовой грамотности у детей;
  • познакомить детей с явлениями социальной действительности (понимание и оценка окружающего предметного мира);
  • расширить знания детей и дать осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд - товар - деньги» и «стоимость товара в зависимости от качества»;
  • развить эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, и управлять своими эмоциями;
  • воспитать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в различных жизненных ситуациях);
  •  развить навыки осмысленного поведения;
  • сформировать правильное отношение к деньгам как предмету, необходимого для жизни.

Свою работу по обучению детей финансовой грамотности я начала с опроса родителей.  Результат анкетирования среди родителей показал: 25% считают ещё рано внедрять в образовательный процесс финансовое воспитание, 10% считают, что эта тема детям не интересна, 15% ещё не думали об этом. Остальные 50% родителей согласны с внедрением в образовательный процесс задач по финансовому воспитанию старших дошкольников.

В своей группе я создала такие условия и предметно-развивающую среду, которые помогают каждому ребенку найти свой путь в «экономику» через игру, математику, рисование, что облегчает умственное и личностное развитие.

Знакомство детей с потребностями происходит в процессе непосредственно-образовательной деятельности, например: «Что такое потребность», «Как жили первобытные люди, и каковы их потребности», «Потребности  современного человека».

1 Этап: Обсуждение с детьми вопросов о том, что им необходимо сделать, когда они голодны или испытывают жажду, когда и зачем нужно одеться и умыться, когда хочется играть, гулять, рисовать, лепить, послушать сказку и т. д. Выяснение того, в чем именно заключается потребность: нужны ли им какие-то определенные предметы или помощь, забота, сочувствие и т. д., откуда берутся нужные вещи, кто предоставляет те или иные услуги, проявляет заботу и сочувствие. Знакомство с различными профессиями, с художественными произведениями о представителях разных профессий.

На 2 этапе работы знакомлю с экономическим понятием «потребность». Расширяю представления детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей, об экономических потребностях, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди. Обсуждаем с детьми, в чем заключается разнообразие потребностей людей. Например: потребности первобытных людей на земле были не велики. Еда, одежда да пещера, где можно спрятаться от бури и дождей. Потребности людей нашего времени шире, им необходимы и медицинская помощь, и транспорт, и образование.

3 этап. Решение практических задач.

На этом этапе вместе с дошкольниками выясняем причины, которые требуют обязательного удовлетворения потребностей (жилище, одежда, обувь, безопасность, еда, вода, воздух, медицинская помощь, транспорт). Знакомлю детей с правилами, которых надо придерживаться, находясь в том или ином месте, и с тем, как выполнять установленные правила.

После того, как дети получили знания, я выясняю, что необходимо для удовлетворения каждой из потребностей, какие для этого нужны товары и услуги, каковы требования к тем или иным потребностям. Выявляю зависимость между потребностями и правилами жизни.

В ходе знакомства с разделом  «Потребности» дети усваивают основные экономические понятия: потребности, жизненно важные потребности, возможности.

В разделе  «Труд» даю представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, домашний и т. д.); учу выделять последовательность трудовых действий; воспитываю уважение к труду и трудолюбию, отрицательное отношение к лени.

В разделе «Товар» формирую системные знания о предмете, выделяю новую сторону предмета - товар, как результат труда. Показываю детям последовательность изготовления товаров; зависимость цены товара от его качества и количества; знакомлю с разными формами сбыта товара: различные магазины, рынки, ярмарки. Воспитываю бережное отношение к вещам, игрушкам, орудиям труда, которыми мы пользуемся.

В разделе «Деньги» моей задачей является: уточнение и формирование представлений детей о деньгах, воспитание правильного отношения к деньгам как к предмету жизненной необходимости (деньги как средство удовлетворения основных жизненных потребностей, как средство купли - продажи). Основной идеей является то, что человек в современном мире не может сам производить все, что нужно ему для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров и услуг. Обмен товарами и услугами - путь удовлетворения экономических потребностей. Например: одна семья вырастила много картофеля, а другая много яблок. Что нужно сделать, чтобы у каждой семьи был и картофель и яблоки? Делается вывод о выгоде обмена (бартера) для обеих семей.

В разделе «Семейный бюджет», я подвожу детей к понятию новым словам: бюджет и из чего он состоит (зарплата, пенсия, стипендия).

Даю представление о доходе, его увеличении и уменьшении, о сути расходов, показать как много их в повседневной жизни. Воспитываю бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждаю жадность.

Формирование финансовой грамотности у дошкольников благополучно влияет на развитие мышления, фантазии, развивается речь и кругозор ребенка. Дети приобретают навыки правильно вести домашнее хозяйство, экономить семейный бюджет. Это было заметно, когда я провела с детьми итоговое мероприятие: «Юные финансисты». Таким образом, проведя целенаправленную работу, я убедилась, что финансовая грамотность играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста.

Результат моего опыта заключается в обеспечении положительной динамики по повышению уровня сформированности финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

     Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: что создание условий и практическая деятельность, а также тесная работа с родителями положительно влияют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появился интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, по новому подходят к решению игровых задач, в лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками.

         На самом деле многие родители не понимают насколько важно приобщить ребенка к финансовой грамотности ещё с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребенка к жизни, его приспособленности к обществу. Были проведены с родителями беседы: «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?», «Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников», консультации: «Правила карманных денег», «Дети должны знать цену деньгам», оформлен  информационный уголок, проведено родительское собрание «Уроки финансовой грамотности в семье». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...

Обучение детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, нео...

Познавательно-исследовательский проект «Лаборатория экономики и финансов» по обучению детей 5 - 7 лет финансовой грамотности

Паспортобразовательного проекта по финансовой грамотностиНаименование проектаПознавательно-исследовательский проект «Лаборатория экономики и финансов» по обучению детей 5 - 7 лет  фин...

Проект по обучению детей старшего дошкольного возраста финансовой грамотности "Семейный бюджет"

Проект по обучению детей старшего дошкольного возраста  финансовой грамотности "Семейный бюджет"...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования,  особое внимание уделяем обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах.  Целью работы является...

ПОЛОЖЕНИЕ Конкурс создание лэпбука «Обучение детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности»

Цель:Стимулирование творческой активности педагогов в разработке и внедрении инновационных образовательных материалов. Задачи:Разработка и создание лэпбуков, направленных на обучение детей основа...