Дополнительная программа
рабочая программа (старшая группа)

Гасанова Татьяна Владимировна

Дополнительная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesok_5-7.docx340.84 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1.  Пояснительная записка …………………………………………………...3

 Направленность программы      ……………………………………………..3

 Новизна…………………………… ……………………… ..……………….4

 Актуальность ………………  ………………………………………. ...........4

 Педагогическая целесообразность………………………     ……… ………5

 Организационно-педагогические условия……………………………    ….5

 Цель и задачи реализации программы……………………   ………………6

 Планируемые результаты освоения программы……………………...........7

 Формы аттестации ………………………………...………………………….8

  Оценочные материалы ……………………………………………………...11

 Оценка качества освоения программы ……………………………………..12

2.Учебный план ………………………………………………………. ……..12

Учебно-тематический план ………………………………………… ………13

Календарный учебный график……………………………………………….15

3. Содержание программы …………………………………… ……………..15

Рабочая программа учебного модуля «Фантазеры»……………………… ..16

Методика проведения занятий ………………………………...………..... …18

Описание тем………………………………………………………… ……….20

4. Методическое обеспечение программы ……………………...……….  . ..27

Описание форм и методов…………………………………………….............27

Материально-техническое обеспечение……………………...………………27

Наглядно-дидактический материал………………… ..………………………27

Фонотека………………………………………………………………………..28

 5.Список литературы ……………………………………………………………………………………28

 

  1. Пояснительная записка.

 «Выражение ребенком своих чувств - важный показатель понимания им мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития». Чаще всего раскрываться ребенку мешает застенчивость, неконтактность, детская агрессивность, конфликтность, тревожность. Это состояние возникает от внутренних переживаний ребенка. Но никогда не стоит забывать о значении игры в его жизни. Особое внимание стоит обратить на игры с естественными природными материалами, в том числе с песком. Еще совсем малышами ребятишки с удовольствием играют в песочнице, пересыпают его из ручки в ручку, проводят исследовательские действия, изучая свойства песка. В этот момент мы видим абсолютно заинтересованного ребенка своей деятельностью. У него создается свой маленький, но безопасный мир, в котором формируется свой игровой сюжет. И в этом мире наблюдательный взрослый увидит все мысли и эмоции малыша, его отношение к окружающему миру, его эмоциональное состояние.

Здесь можно выделить такое понятие, как песочная терапия, которая приобрела множество вариантов деятельности. Одной из них является пескография, или рисование песком. Песочная терапия - это прекрасная возможность рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка. Как оказалось, игры с песком имеют большое значение для всестороннего развития личности, для поддержания психического здоровья, а также развития познавательных процессов, мелкой моторики, тактильных ощущений.

Направленность программы.

Программа направлена на психоэмоциональное развитие   дошкольников 5-7 лет путем рисования песком (пескография) на световом столе.  Составлена на основе    методических рекомендаций М. Зейц «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница». Работа по пескографии организуется в форме дополнительной кружковой работы. Занятия проводятся один раз в неделю, во вторую половину дня, с подгруппой детей (4 человека) и индивидуально.  Длительность занятий определяется возрастом:   дети 6-го года жизни: 25 минут; дети 7-го года жизни: 30 минут.   Программа состоит из 36 занятий. Разработан учебно-тематический план.   Срок реализации: 1 год.

Новизна

Пескография (Sandard - рисование песком) - деятельность, которая пользуется последнее время большой популярностью как среди взрослых, так и среди детей. Но вместе с тем, пескография - новый вид деятельности, который редко используется в работе детских садов. Деятельность с песком является очень эффективным методом развития личности дошкольника, решения многих педагогических и психологических задач, что было описано во многих методических пособиях. Пескография дополняется световым столом, придающим занятиям и играм особую загадочность, повышает интерес дошкольников. Вместе с тем, дети используют различные способы манипуляции с песком, получая при этом определенное изображение. Это помогает детям выразить себя, не опасаясь неудачи.

Актуальность

            Принято считать, что образы художественного творчества людей отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, эмоциональные всплески и переживания.   Существует несколько воздействий на эмоциональное состояние детей средствами искусства, наиболее приемлемым, в работе с дошкольниками, является рисование, и как одно из направлений - пескография. Ее особенность в том, что практически каждый ребенок может участвовать в    работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков.                                    Рисование на песке в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру ребенка, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Рисование в дошкольном возрасте – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе отрицательных или негативных. Поэтому рисование на песке широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний. «Художественное самовыражение» используют в работе с детьми с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально-волевой сферы личности, способствующих как духовно-нравственному, так и физическому оздоровлению, представляя такую систему здоровьесберегающих воздействий, которая основана на занятиях изобразительной деятельностью, а также применяется с целью сохранения или восстановления здоровья детей.  

   Использование метода пескографии в развивающей работе с детьми дошкольного возраста позволяет глубже понять внутреннее состояние ребенка, помогает отреагировать на негативные переживания и снять возникшее психоэмоциональное напряжение (например, агрессию, тревожность, застенчивость).

Педагогическая  целесообразность

  По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

Организационно-педагогические условия

Реализация программы рассчитана на 1 год при объёме: 36 академических часов (периодичность занятий – с  сентября по май).

Время проведение занятий: 1 раз в неделю  не боле 30 минут. Обязательно на занятии применяются пальчиковые гимнастики,  динамические паузы, перерывы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы- 5-7 лет, количество детей в одной группе – 1, 4.

      На обучение по дополнительной общеобразовательной программе «Песочная фантазия» принимаются все желающие дети, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья,  для них составляется по необходимости адаптированная программа.

   Принципы реализации программы:

  • Принцип поддержки разнообразия детства;
  • Принцип развивающего и воспитывающего характера, направленного на всестороннее развитие личности и индивидуализации ребёнка;
  • Принцип связи обучения с жизнью;
  • Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы;
  • Принцип доступности обучения, индивидуальности, преемственности, результативности;
  • Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;
  • Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

       Формы организации деятельности: группами, парами, индивидуально.

     Формы проведения занятий: занятие-игра, сказка, конкурс,  праздник, путешествие, вернисаж, выставка, галерея, открытое занятие, практическое занятие, творческая мастерская.

Цель и задачи реализации программы

Цель:  стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком.

Задачи:

Образовательные:

1.Формировать пространственные представления (ориентировка на плоскости).

2. Тренировать мелкую моторики рук, координацию движений, пластику, которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает речь;

3.  Развить межполушарное взаимодействие (создание рисунков двумя руками одновременно);

4.  Учить применять имеющиеся знания в свободной деятельности.

5. Учить детей самостоятельно находить способы достижения поставленных задач.

6. Сформировать систему знаний, умений  и навыков по обучению разным приемам рисования песком.

Развивающие:

1. Развивать умение, сравнивать, анализировать и обобщать.

2. Развивать любознательность  как основу познавательной деятельности.

3. Развивать творческие способности.

4. Способствовать развитию мелкой моторики и творческой активности детей.

5. Развивать  внимательность, наблюдательность, творческое воображение и фантазию через разные технику пескографии.

Воспитательные:

1.  Повышать личностностный потенциал ребенка (уверенность, самостоятельность, ответственность). 

2. Гармонизировать эмоциональное состояние, умение расслабляться.

3.  Снимать эмоциональное напряжение у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей.
4. Прививать любовь к труду, научить доводить начатое дело до конца, видеть результат своего труда.

5. Формировать художественно - эстетический вкус.

6. Учить замечать красоту в повседневной жизни.

Планируемые результаты освоения программы

К концу обучения по программе «Песочная фантазия» воспитанники будут

 знать:

  • приёмы и способы рисования песком;
  • правила поведения, научатся быть сдержанными, терпеливыми, вежливыми, отзывчивыми  в процессе взаимодействия; уважительными по отношению  к труду других людей. 
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с сыпучими материалами;             

уметь:

  • изготавливать рисунки из предложенных материалов по образцу, по замыслу, выбирать материалы с учётом их свойств, определяемым по внешним признакам;
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • работать с предлагаемыми материалами, применять полученный опыт работы в своей деятельности;
  • импровизировать;
  • работать в группе, в коллективе;
  • выполнять работы с использованием различных материалов;
  • самостоятельно организовать выставки детского творчества.

применять:

  • самостоятельно знания, умения, навыки по работе с различными материалами (песок, декоративные камни, трафареты);
  • накопленные сведения и знания  о многообразии изобразительного искусства.

Формы аттестации

1.​ Выставки детских работ в детском саду.

2. Электронный фотоальбом детских работ.

3. Участие в городских выставках детского творчества, конкурсах городского, регионального, российского и международного уровня.

К формам аттестации относятся текущая и итоговая аттестация, которая включает в себя выставки, творческие мастерские,  презентации детских работ, практическое занятие, презентация потрфолио детей и др.

Текущая аттестация проводится в форме контрольного занятия или наблюдений, выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности, форма фиксации – контрольный лист.

         Итоговая аттестация проводится в виде  занятии - презентации «Мы – волшебники» - форма фиксации – диплом или грамота. Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения  по дополнительной программе, а также предусматривает выполнение комплексной работы (задания).

Конечным результатом выполнения программы предполагается участие в викторинах, выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.

Способами контроля над успешностью реализации программы являются контрольные занятия, на которых обучающиеся выполняют задания согласно пройденным темам и получают оценку: «низкий уровень» «средний уровень», «высокий уровень ».

Оценка «высокий уровень» выставляется при исчерпывающем выполнении поставленной задачи за безупречное исполнение задания в том случае, если задание исполнено ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме, выявлено свободное владение материалом, объём знаний соответствует программным требованиям.

Оценка «средний уровень » выставляется при достаточно полном выполнении поставленной задачи (в целом)  за хорошее исполнение задания в  том случае, когда обучающимся демонстрируется достаточное понимание материала, проявлено индивидуальное отношение, однако допущены небольшие неточности. Допускаются небольшие погрешности не разрушающие целостность выполненного задания. Обучающийся в целом обнаружил понимание материала.

Текущий контроль

по реализации

 дополнительной общеобразовательной программы

на 20___    20____уч.год

 

Название  учебного объединения __________________________________________________________________

Дополнительная общеобразовательная программа и срок её реализации

_____________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество педагога________________________________

_______________________________________________

Год обучения  _____________________________________________________

п/п

Фамилия имя

обучающегося

Форма проведения (практические задания)

Дата

проведения

Результат

1.

 

 

 

2.

 

 

 

                                              

ПРОТОКОЛ №

Результатов итоговой аттестации

             ________ учебный год

 

Название  учебного объединения _______________________________  

Вид аттестации__(итоговая)_____________________________________________

Дополнительная общеобразовательная программа и срок её реализации

_____________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество педагога________________________________

Дата проведения         _______________________________________________

Год обучения  _____________________________________________________

Форма проведения      _____________________________________________

Форма оценки результатов: уровень (высокий, средний, низкий) ________

 

№ группы____________

 

п/п

Фамилия имя

обучающегося

Форма проведения

Результат

аттестации

1.

 

 

 

 

Всего аттестовано _________ воспитанников

Из них по результатам  аттестации показали:

                                 ПО ИТОГАМ АТТЕСТАЦИИ

Высокий уровен(В) –количество  детей

Средний уровень(С)-количество детей

Низкий уровень (Н)

 количество детей

                                                  Оценочные материалы

К оценочным материалам относятся: наблюдение, диагностика, творческая деятельность, практические занятия.

   Педагогическая диагностика  (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А., Дьяченко О.М.)

Таблица №1

Ф.И. ребенка

Возраст

Уровни развития

Развитие воображения

Развитие восприятия

Развитие моторики рук

1

2

3

4

5

6

Таблица №2

Уровни

Начало

года

Конец

года

Низкий – беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, результат не получен или репродуктивный характер деятельности при низкой самостоятельности, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества. 5 баллов

Средний – высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера; качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.10 баллов

Высокий – дальний перенос, развитые комбинаторные умения, использование пооперационных карт, общественный способ конструирования; полная самостоятельность, освоение позиции субъекта; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны. 15 баллов

Количество детей в группе

Оценка качества освоения программы

 Наименование

Основные показатели оценки

Формы и методы контроля и оценки

 Пескография

Дети знакомы с техникой рисования на световом столе, имеют    знания  в области работы с песком, испытывают радость творчества, освоены разные приёмы рисования песком. Самостоятельно придумывают сюжет и воплощают его. В работе используют дополнительный материал, декоративные камни, бусины, крупу и другое.

Текущий контроль в форме практических заданий.

 Итоговый контроль в виде занятия-презентации «Мы – волшебники»

  1. Учебный план

Учебный план состоит из   модуля, который имеет свои задачи, планируемые результаты  и предусматривает  формы аттестации по модулю.

№ п/п

 

Модуль

          Количество часов

Форма аттестации

Всего

   Теория

Практика

1.

 Фантазеры (5-7 лет)

36

8

28

  Занятие –презентация «Мы волшебники»

                              

Учебно-тематический план

№ п/п

Модуль

Тема

              Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1.

 Фантазеры

36

8

28

 

1.1.

«Путешествие в песочную страну»

0,5

1,5

Текущий контроль

1.2.

«Осенний лес»

0,5

1,5

1.3.

«Подводный мир»

0,5

1,5

1.4.

«Смотрим мы в окно»

1

1.5.

«Дремлет лес под сказку сна»

0,5

1,5

1.6.

«Волшебные превращения ладошки»»

0,5

1,5

1.7.

«Павлин»

 

1

1.8

«Зимние превращения»

0,5

1,5

1.9

«Новый год»

0,5

1,5

1.10

«Котик»

1

1.11

«Отгадай загадку»

0,5

1,5

1.12

«Книга сказок»

0,5

1,5

1.13

«На дне морском»

0,5

1,5

1.14

«Военная техника»

0,5

1,5

1.15

«Портрет  мамы»

1

1.16

«Весеннее настроение»

0,5

1,5

1.17

«В далеком космосе»

0,5

1,5

1.18

«Волшебная полянка»

0,5

1,5

1.19

«Моя семья»

0,5

1,5

1.20

«Мы волшебники»

0,5

1,5

Итоговый контроль

Итого часов:

36

8

28

        

Годовой календарный учебный график

на 2019 -2020 учебный год

Регламент образовательного процесса: 1 раз в неделю  

   Режим работы кружка: по пятницам.

   Продолжительность занятия - не более 25-30 минут

   Время проведения занятия: 15.40-16.10, 16.15-16.45

Начало учебного года

01.09.  2019г.

Продолжительность учебного года в

(неделях)

36 недель

Продолжительность учебных  недель в месяц

4  недели

Продолжительность занятий в неделю

1 занятие

Окончание учебного года

31.05.2020г.

Летний оздоровительный период

01.06.2020г. -31.08.2020г.

3. Содержание программы

Программа   «Песочная фантазия» предназначена для детей 5-7 лет, срок обучения - 1 год. Реализация программы осуществляется на кружке, где дети неограниченны в возможностях выразить в своих работах мысли, эмоции, чувства, настроение. Использование различных приёмов и техник работы с песком способствует выработке умений видеть формы, строение различных  предметов и  явлений окружающей среды. Занятия кружка не носят форму «обучения или учения». Дети осваивают художественные приёмы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу изобразительной деятельности с помощью песка. Занятия превращаются в созидательный, творческий процесс педагога и детей при помощи необычного материала. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

В начале занятий проводится пальчиковая гимнастика; в ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток подбираются руководителем кружка, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.

В силу индивидуальных особенностей  развитие творческих способностей не может быть одинаково у всех детей, поэтому на занятиях используется дифференцированный подход, даётся возможность каждому ребёнку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Занятия проводятся с детьми один раз в неделю длительностью 25-30 минут.  Занятия проводятся индивидуально и в подгруппе (4 человека).

Рабочая программа учебного модуля «Фантазеры».

Задачи модуля:

 - научить разным приемам рисования  песком (рисовать темной фактурой песка на световом столе: насыпание кулачком, рисовать двумя руками одновременно);

- учить использовать различные инструменты в песочном рисовании (кисточка, коктельная трубочка, трафареты и т.д.);

 - обогатить знания   о технике с пескография;

- учить создавать песочные картины из песка по замыслу.

 

Ожидаемые результат:

Дети будут:

- знать разные приёмы рисования песком (рисовать темной фактурой песка на световом столе: насыпание кулачком, рисовать двумя руками одновременно);

- проявлять  положительные эмоции;

- уметь самостоятельно придумывать сюжет и воплощать его.

- уметь самостоятельно использовать дополнительный материал:  декоративные камни, бусины, пуговицы, крупу и другое.

Форма аттестации пройденного модуля – занятие-презентация «Мы -волшебники».

Учебно-тематический план учебного модуля «Фантазеры»

№ п/п

Модуль

Тема

              Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Фантазеры

36

8

28

 

2.1.

«Путешествие в песочную страну»

0,5

1,5

Текущий контроль

2.2.

«Осенний лес»

0,5

1,5

2.3.

«Подводный мир»

0,5

1,5

2.4.

«Смотрим мы в окно»

1

2.5.

«Дремлет лес под сказку сна»

0,5

1,5

2.6.

«Волшебные превращения ладошки»»

0,5

1,5

2.7.

«Павлин»

 

1

2.8

«Зимние превращения»

0,5

1,5

2.9

«Новый год»

0,5

1,5

2.10

«Котик»

1

2.11

«Отгадай загадку»

0,5

1,5

2.12

«Книга сказок»

0,5

1,5

2.13

«На дне морском»

0,5

1,5

2.14

«Военная техника»

0,5

1,5

2.15

«Портрет  мамы»

1

2.16

«Весеннее настроение»

0,5

1,5

2.17

«В далеком космосе»

0,5

1,5

2.18

«Волшебная полянка»

0,5

1,5

2.19

«Моя семья»

0,5

1,5

2.20

«Мы волшебники»

0,5

1,5

Итоговый контроль

В результате реализации задач модулей  дети будут иметь возможность не только познакомиться с техникой рисования на песке, но и узнать о его свойствах, качествах.  Снять психоэмоциональное напряжение и повысить уровень коммуникативных навыков.  

Для того, чтобы детские  работы  были выполнены на высоком уровне, на занятиях необходимо использовать  сюрпризные моменты, проблемные ситуации, игры, педагог может выступать  в роли феи, сказочника или  художника.

Методика проведения занятий

В подготовительной части проводятся упражнения для развития

мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию,

психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и

воображения.

Вводная часть предусматривает использование художественного

слова, просмотр видеоролика, презентации; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме.

Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать,

какие формы, штрихи стоит использовать.

Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Важную

роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с

учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности.  

Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и

рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения

итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются.

 Чтобы занятие прошло успешно необходимо учесть ряд условий:

1. занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере.

Ребёнку необходимо создать пространство для его самовыражения, не

устанавливая жёстких рамок и правил;

2. структуру занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребёнка;

3. образовательный процесс следует выстраивать с использованием игр и

игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей,

активности и самостоятельности в изобразительной деятельности;

4. необходимо:

  • поддерживать ребёнка в поиске своих ответов на вопросы, а не предлагать стандартные решения;
  • ценить его инициативу и мнение, но не молчаливое согласие с вами;
  • ценить природную мудрость ребёнка и его уникальность, но не учить его

«быть таким, как все».

5. желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы

движений.

6. необходимо предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить несколько правил:

  • по окончании занятий с песком необходимо мыть руки;
  • категорически нельзя бросаться песком;
  • не встряхивать песок на пол и не вытирать об себя руки.

 Во время рисования песком затемняется освещение, это позволяет детям

легче и глубже погрузиться в сказочную, таинственную атмосферу, стать

более открытым новому опыту, познанию, развитию.

В процессе обучения дошкольники учатся формулировать замысел и

удерживать его на протяжении деятельности; оценивать свои рисунки и

работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание,

соответствие действительности, эстетическую привлекательность.

Для воплощения каждого замысла используется определенное количество

песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные

детали прорисовываются дополнительно. Добавляя горсти песка, дети

учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым,

прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и

мысли.

       Описание тем учебного модуля «Фантазеры» (5-7 лет)

Месяц

    Тема

Программное    содержание

Материал

Предполагаемый результат

Форма проведения

занятий

сентябрь

Путешествие в песочную страну

познакомить с техникой пескографии, правилами работы с песком

песок, декоративные камни

знают технику рисования на песке, используют ее при создании рисунка на световом столе

Занятие - эксперимент

Осенний лес

учить рисовать деревья   двумя руками одновременно, путем вытеснения песка

  песок, декоративные камни

применяют способ рисования двумя руками одновременно путем вытеснения песка    

Занятие-путешествие

октябрь

Подводный мир

 учить рисовать на песке ребром ладони, добиваться выразительного образа

 песок, декоративные камни

умеют рисовать на песке ребром ладони

Занятие - сказка

Смотрим мы в окно

  вызвать интерес к созданию рисунка с помощью  техники рисования ребром ладони двумя руками одновременно

 песок, декоративные камни, бусины

 умеют создавать рисунок помощью техники рисования ребром ладони двумя руками одновременно  

Занятие-путешествие

Дремлет лес под сказку сна

учить рисовать на световом столе технике насыпания песка кулачком

песок, декоративные камни, бусины

умеют создавать рисунок помощью техники рисования на световом столе насыпая кулачком

Занятие-путешествие

ноябрь

Волшебные превращения ладошки

вызвать интерес к созданию композиции из песка с помощью дорисовывания отпечатка ладошки

 песок,   декоративные камни

проявляют фантазию при создании композиции из песка с помощью дорисовывания отпечатка ладошки

Занятие-игра  

Павлин

учить детей использовать знакомые техники рисования на песке при создании новой композиции

  песок, трафареты, декоративные камни, бусины

 самостоятельно  создают композицию, используя знакомые техники рисования на песке

Практическое занятие

декабрь

Зимние превращения

познакомить с техникой рисования ребром ладони, двумя пальцами одновременно

песок, декоративные камни, бусины

освоили технику рисования ребром ладони, двумя пальцами одновременно

Практическое занятие

Новый год

учить создавать выразительный образ, используя технику рисования пальцами обеих рук одновременно

 песок, декоративные камни, бусины

проявляют творчество при  создании рисунка

Занятие-сказка

Елочка

январь

Котик

 закрепить навыки владения разными техниками рисования на песке, побуждать к развитию инициативности и самостоятельности

 песок, декоративные камни, бусины, трафареты

 проявляют творчество и инициативу  при создании песочных картин, используя разные техники рисования

Занятие-сказка

Отгадай загадку

учить рисовать по замыслу, дорисовывать и превращать один предмет в другой

 песок, декоративные камни, бусины

 Проявляют инициативу и творческое воображение при дорисовывании и превращении одного предмета в другой

Занятие-презентация

Книга сказок

учить самостоятельно создавать образы, используя разные техники рисования на песке

песок, декоративные камни, бусины, трафареты, кисточки

умеют придумывать и   самостоятельно создавать образы, используя разные техники рисования на песке

Занятие-сказка

февраль

На дне морском

учить создавать рисунок по образцу, схеме

 песок, схемы, бусины

умеют  создавать рисунок по образцу, схеме

Занятие-презентация

Военная техника

учить самостоятельно создавать образы, используя разные техники рисования на песке

 песок, трафареты, бусины, кисточки

умеют придумывать и   самостоятельно создавать образы, используя разные техники рисования на песке

Занятие путешествие

март

Портрет  мамы

развивать активность, самостоятельность в применении разных техник рисования на песке

  песок, трафареты, бусины, кисточки, коктельные трубочки

  умеют придумывать и   самостоятельно создавать образы, используя разные техники рисования на песке

Занятие-превращение

Весеннее настроение

создавать условия для детского творчества

 песок, трафареты, бусины, кисточки, коктельные трубочки, декоративные камни

умеют на световом столе передавать свои представления о подарках разными изобразительно-выразительными средствами

Занятие-превращение

апрель

В далеком космосе

учить рисовать на световом столе способом выдувания и   вытеснения песка

песок, коктельные трубочки, декоративные камни

умеют рисовать на световом столе способом выдувания и вытеснения песка

Занятие-эксперемент

Волшебная полянка

учить создавать сюжет и композицию картины  на листе бумаги, а потом переносить его на световой стол

 бусины, песок, декоративные камни

умеют создавать сюжет и композицию картины  на листе бумаги, а потом переносить его на световой стол  

Занятие-презентация

май

Моя семья

побуждать к самостоятельному поиску способов изображения своей семьи

 бусины, песок, декоративные камни, коктельные трубочки

  умеют придумывать и   самостоятельно создавать портрет семьи, используя разные техники рисования на песке

Занятие - путешествие

Мы волшебники

совершенствовать технические навыки

бусины, песок, декоративные камни, коктельные трубочки

применяют разные техники рисования на песке

Занятие-презентация

      

Деятельность детей  в кружке организовывается  по двум направлениям:

 1. проведение   специально   организованного   обучения;

 2.создание условий для самостоятельных практических действий детей.

          1.Проведение   специально   организованного   обучения:

Каждое педагогическое мероприятие сопровождается художественно-речевым материалом (пальчиковые игры, физкультминутки, беседами и т.п.). Для поддержания интереса детей происходит    смена деятельности.   Основные разделы занятия: вводная  часть, включающая в себя игровую мотивацию, объяснение и показ, работа детей и итог занятия в игровой форме.

При организации занятий  по обучению детей  необходимо соблюдать  следующие условия:

  • учитывать возрастные  и индивидуальные особенности детей;
  • использовать   усложнения технических и изобразительных средств обучения для придания занятиям обучающего и развивающего характера;
  • обеспечить положительную оценку результатов деятельности ребёнка взрослыми и сверстникам;
  • доводить информацию  о   результатах  продуктивной  деятельности ребенка    его родителям, а также сверстникам  публично выражая свое одобрение и похвалу;
  • сохранять положительный эмоциональный настрой у детей в течение всего занятия, воспитывать у них нравственные понятия.

На занятиях   дети работают с различными материалами:

  • Природный материал (песок, ракушки, камни, шишки).
  • Декоративные камни, бусины.
  • Коктельные трубочки, счетные палочки.
  • Кисточки.

С первых занятий   необходимо  детей приучать  к аккуратности в работе, учить понимать,  что данный вид деятельности  не терпит торопливости и неряшливости. Перед обучением детей   работе с песком необходимо проводить  беседы по ознакомлению со свойствами материалов, с практическими свойствами этих материалов.

2. Создание  условий для самостоятельной работы детей

Для того, чтобы  поддержать интерес по изготовлению песочных картин, необходимо создать следующие условия:

-наличие разнообразных материалов для декора, с которыми дети могут самостоятельно действовать;

-обеспечение свободного доступа к  материалам;

-организация «Уголка ручного труда», где каждый вид материала хранится  в отдельной коробке;

-использование  ноутбука для показа познавательных, документальных и развлекательных видеороликов и фильмов.

Оценка детской деятельности осуществляется с позиции успешности решения  поставленных задач: что получилось хорошо и почему, чему еще следует научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки зависит от конкретно поставленной задачи. Постепенно усложняя содержание занятий, активизируя детский опыт, формируем  познавательный интерес как мотив учебной деятельности.

При оценке детских работ необходимо  отмечать оригинальность идеи, нестандартные способы развития сюжета (при этом отмечается  значимость каждого, ни в коем случае не обижая детей). Фотографиями детских работ можно украсить группу, раздевалку. Они будут служить праздничным украшением детского сада к праздникам. В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и взрослыми; радостные чувства объединяют детей, что очень важно для детей с нарушениями речи. Они перестают стесняться своей речи, смело идут на контакт.

При обучении детей на занятиях можно использовать  разные  формы  объединения:  парами,  небольшими группами, все вместе, каждый отдельно. Все коллективные работы имеют целевое назначение.

При выполнении коллективных работ осуществляется  нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

  • договариваться о совместной работе, ее содержании;
  • работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
  • планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
  • радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Дети  становятся более открытыми, раскрепощенными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях. У них повышается уровень развития коммуникативных навыков, они учатся общаться, дружить, работать в коллективе.

4. Методическое  обеспечение программы

                       Описание форм и методов проведения занятий

1. Словесные методы обучения:

беседа;

рассказ;

объяснение;

разъяснение;

вопросы проблемного и исследовательского характера;

                      словесные игры.

2. Наглядные методы обучения:

показ видеоматериалов, иллюстраций;

показ, исполнение педагогом;

наблюдение;

работа по образцу;

3.  Практические методы обучения:

тренинг;

 подвижные, пальчиковые развивающие  игры

                    изготовление детских работ

                     загадки

и др. методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей.

                                   

Материально-техническое обеспечение:

  • Световой стол с подсветкой (4 шт.);
  • Ноутбук;
  • Фотоаппарат;
  • Видеокамера;
  • Наборы декоративных камней (6 шт.);
  • Наборы бусин (6 шт.);
  • Трафареты;
  • Кисточки;
  • Коктельные трубочки.

Дидактическое обеспечение:

  • Мультимедийные презентации для детей 4-7 лет;
  • Упражнения для развития мелкой моторики;
  • Упражнения для межполушарного взаимодействия;
  • Система дыхательных упражнений.

Фонотека:

  • Сборник классической музыки «Музыкальная шкатулка»;
  • Шедевры инструментальной музыки «Морской прибой»;
  • Сборник инструментальной музыки «Саксафон»;
  • Сборник детских песен  «Вместе весело шагать»;
  • Шедевры классической музыки «Золотая классика»;
  • Сборник детских сказок «В гостях у сказки»;

5. Список литературы

1. Никитина О.Н. Песочное рисование в психолого-педагогической практике. СПб.-2013г.

2. Соснина М.В. Метод sand-art. Ресурсы рисования песком. СПб  - 2012г.

3. Мариелла  Зейц   « Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница»,  «Москва. Инт.» , 2010г.

4. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по песочной терапии», СПб, «Речь».

5. Белоусова О.А. Обучение дошкольников рисованию песком. – Журнал «Старший воспитатель» №5/ 2012г.\

6. Н.В. Дубровская «Рисунки, спрятанные в пальчиках«, «Детство - пресс», 2003г.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.sandpictures.ru
  2. http://www.jlady.ru
  3. http://www.u-sovenka.ru
  4. http://www.vita-studia.com
  5. http://www.mc-art.ru
  6. http://www.sandproject.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительной программе «Логика»

«Логика»(Развитие логического мышления у детей на основе занимательной математики). Программа по дополнительной образовательной программе  «Логика» разработана на основе программ «Детство» а...

" Рабочая программа"по реализации дополнительной программы музыкального развития «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо реализации дополнительной программы музыкального развития«Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевойв образовательной области «Художественно-эстетическое развитие...

Дополнительная программа по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "Говорушки -Ладушки". Программа ориентирована на детей в возрасте 3-4,5 лет (срок реализации 1 год)

Дополнительная программа по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "Говорушки -Ладушки". Программа ориентирована  на детей в возрасте 3-4,5 лет (срок реализ...

Рабочая программа (дополнительная программа по финансовой грамотности)

Цель программы – помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»...