Семинар «Нравственно-патриотическое воспитание детей через организацию мини-музея».
материал

Бровцына Марина Юрьевна

о создании мини-музея в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_muzey.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей через организацию мини-музея».

   «Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого – любви к своей семье,

к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит

в любовь к родной стране, к её истории,

прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д. С. Лихачёв

 Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.

Эти чувства не возникает сами по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства.

         Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традиция.

         Музей - это хранилище истории, где хранится большой накопленный опыт поколений, это один из способов познания ребенком окружающего мира.

        Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с разными знаменитыми людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность

        Мини-музей позволил   сделать  «музей» привычным и привлекательным для детей. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова.

          Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, рисуя, рассматривая экспозиции, дети усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами и мнением других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих.
Создание музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.  

        А какие формы, методы  работы используете вы в своей работе?

  • Метод проектов (Проект «Организация мини-музея в детском саду»). В процессе работы над  проектом решались вопросы нравственно-патриотического воспитания, развития познавательного интереса, формировались  навыки сотрудничества.  

      - Сотрудничество с объектами образования и культуры и обмен опытом работы (Библиотека ТЭФИ, детская библиотека, Тихвинский историко-краеведческий и архитектурно-художественный музей, школьный музей гимназии 2, музей центра «Вознесение»)

          К сожалению, в связи с небольшим помещением нашего музея, мы не смогли сделать «Русскую избу». Но к нам на помощь пришел экскурсовод, Ольга Николаевна,  из школы №2 и провела интереснейшую познавательную  экскурсию по  музею школы. Она нам рассказала и показала предметы быта, орудия труда, женский угол в доме и мужской. Рассказала о красном угле, показала старинную одежду. Для  нас  это было очень познавательно.

               А  в историка – архитектурном музее, при монастыре, нам не только рассказали, но и дали возможность сыграть один из дней деревенской жизни, под названием « Жили – были».  Также мы узнали, какими орудиями труда пользовались мужчины для того, чтобы скосить пшеницу, пропахать землю, изготовить хлеб. Но мы не только увидели эти предметы, но и попробовали монастырский хлеб.

              В своей работе плодотворно сотрудничали и с библиотекой ТЭФИ. Ребята с огромным интересом и желанием посещали эти экскурсии. Екатерина Валерьевна, наш  экскурсовод, рассказывала о великих русских художниках.

          Мы познакомились с творчеством Б. Кустодиева, с его картинами                    « Масеница». Художник отобразил красоту русского народного праздника, гулянье, ярмарки, балаганы. И сразу нам захотелось, совместно с родителями изготовить своих  кукол - маслениц. И был проведен мастер – класс.

  • Использование ИКТ помогает подавать материал детям более интересно, ярко (мультимедийные презентации, видеоклипы, показ видеоматериалов о родной земле, о героизме русского народа, о Великой Отечественной войне, о знаменитых битвах и сражениях). Начала работу по подбору материалов для «виртуального» музея.
  • Не менее актуальной и приемлемой формой работы по нравственно-патриотическому воспитанию является проведение тематических акций, которые направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка ( «Пополняем музей», ……………………..).
  • Мастер-класс. В процессе мастер-класса знакомила педагогов с последовательность знакомства детей с музеем, способами организации занятий, игровых досугов.

На базе мини-музея в этом учебном году для детей были проведены следующие мастер-классы: «Светлая Пасха», «Волшебная снежинка», «Здравствуй масленица»    

          Как же мы начинали создавать свой мини – музей?

Наш музей расположен в отдельном помещении и начинался всего с трех предметов: жернов, прялка, плетеные из лыка корзины. Данные экспонаты до сих пор самые популярные. В процессе работы перед нами встал вопрос о целесообразности и эффективности размещения экспонатов.

А как бы вы расположили экспонаты в своем музее?

         Экспонаты разместили так, чтобы ими не только было удобно пользоваться, но и так, чтобы, знакомясь с предметами, у ребенка сложилось представление об истории развития родной страны с 19 века и до наших дней. Дети не понимают, что такое 19 век или 20. У них идет только в понимании давным – давно или  время, когда жили наши предки.

       Также у нас в музее имеется и уголок не такого далеко прошлого, которое и мы с вами помним. В этом уголке находится пионерская форма, комсомольский значок, билет члена комсомола, карта Москвы 1979 года, карта с улицами нашего города. Дети с удовольствием её рассматривают.

        На вертикальных стеллажах находятся образцы Городецкой, хохломской, Дымковской росписи, Жостовские подносы.

          Но  у нас  есть и  проблема - невозможность  приобрести  старинные костюмы. Но мы вышли из этого положения, расположив иллюстративный материал на стенах, где ребенок может познакомиться с изделиями наших предков.      

        В музее нашлось  место для детских поделок, которые изготавливали они совместно с родителями.  

Далее в  мы решили расположить предметы по занятиям промыслам и ремеслам. Орудия труда – молотки, серпы, клещи и пр. на горизонтальной плоскости, чтобы дети могли не только на них смотреть, но и потрогать, ощутить тяжесть предмета.

На настенных полках изделия мужского рукоделия – шкатулки, лапти, вазы из бересты.

Изделия женского рукоделия стоят  на отдельном столе. Это и прялки, и веретена и утюги, и  пяльцы. Здесь же находится  и швейная машинка фирмы «Зингер». Различные вышивки, кокошники, народные игрушки  хранятся в старинном  сундуке.

         Когда у русского народа заканчивалось время  сбора урожая, а это приходилось на зиму, то чем можно заниматься зимой? Конечно же, кататься на санях. И мы долго искали такие деревянные сани. И удача была на нашей стороне, теперь старинные сани у нас в музее.

            В старшей группе  знакомили детей с историей прошлого предметов обихода. Детям было интересно узнать о появлении первых утюгов, о приключение обыкновенной электрической лампы. Мы узнали историю возникновения деревянной ложки, о том, как женщины использовали в своем хозяйстве коромысло, ушаты, кочерги.

            В подготовительной группе  был сделан акцент на традициях  и быте русского народа.  Продолжали знакомство и  со  сказками и  произведениями, в которых встречаются предметы с историей.

            Чтобы узнать историю нашей страны, необходимо детей познакомить с тем, как наша страна образовалась. Почему её прежде называли « Русь – матушка», с первым князем – полководцем Владимиром. Как именно этот князь крестил Древнюю Русь.

            Огромную радость и удовольствие приносят детям народные игры в пространстве музея или с использованием экспонатов музея. Народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из жизни. А они являются национальным богатством. Радость движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей. интересно наблюдать, как играя в игры «Звонарь», « Вышел Ваня погулять», «Ляпка», «Летела ворона…», ребята с восторгом припевают слова игры. А Екатерина Валерьевна познакомила нас с новой игрой « Капуста», которую мы с удовольствием играем в детском саду.

          Работа по народному творчеству протекает у нас и через изобразительное искусство. Дети с удовольствием раскрашивают кокошники, старинную посуду по росписи Гжели. А не так давно, в рамках театрального фестиваля, мы с ребятами создали постановку « Снегурочка». В этой сказке Снегурочка -  не главный персонаж, а русские люди – главные  действующие лица. Мы постарались передать с помощью танца с платками, с частушками, хороводами, с песнями и ,конечно, играми  атмосферу старинного праздника, когда люди радуются солнышку, приглашая его в гости. Каждый ребенок постарался создать радостное, веселое настроение.

       Знакомя ребят с бытом, традициями я старалась пропустить через все программные области. Например, в  учебном году проводилась открытые занятия по развитию речи «Читаем и рассуждаем». Начала занятие с того,  что дети называли предметы и  сказки, где  они встречаются.

Давайте с вами поиграем:

  • Где встречается корыто?
  • Стакан с подстаканником?
  • Коромысло с ведрами?
  • Ушат?

           Учитываем  то обстоятельство, что мини – музей расположен в небольшом помещении, то и посещать его могут небольшие группы детей. В настоящее время потенциал музея востребован. Педагоги используют экспонаты из музея на своих праздниках, занятиях, мастер – классах и устраивают временные выставки.

              Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых. Так давайте же, воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире, и согласии на нашей огромной, и в то же время такой маленькой планете Земля!

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

26 ноября 2013 года состоялся педагогический совет по теме: "Работа по развитию социальной компетентности и познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев"

26 ноября 2013 года состоялся педагогический совет по теме: "Работа по развитию социальной компетентности и познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев"Цель...

Создание условий для развития нравственно-патриотических чувств через организацию мини-музея «Кубанская горница»

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усвоив культурно-исторический опыт народа...

Статья. "Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста через организацию мини- музея в ДОУ".

quot;Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста через организацию мини-музея в ДОУ"Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена, в Российском госу...

Проект «Источник вдохновения» Художественно эстетическое - воспитание дошкольников через организацию мини - музея.

Проек предназначен для воспитателей  детских садов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Проект спосоьствует формированию фундамента будущих ченителей искусства и культуры нашей стр...

Образовательный проект нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через создание мини- музеев в детском саду

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, самым близким людям- матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с ближайшим окружением. Чувство Родины начинается и с восхищени...

Образовательный проект нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через создание мини- музеев в детском саду

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, самым близким людям- матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с ближайшим окружением. Чувство Родины начинается и с восхищени...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через создание мини- музеев в детском саду

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, самым близким людям- матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с ближайшим окружением. Чувство Родины начинается и с восхищени...