Дополнительная образовательная Программа: «Театрализованная деятельность».
рабочая программа (старшая группа)

Шикова Наталья Владимировна

Развития речи детей средствами театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_obrazovatelnaya.docx514.96 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная

Программа:

«Театрализованная деятельность».

Актуальность программы :

Направленность программы :

Данная программа направлена на развитие речи дошкольника  в процессе театральной деятельности, развитие словарного запаса, навыков словообразования, правильного грамматического строя речи, развитие связной речи.  

Новизна программы :

Данная программа направлена на развитие у детей речи. В ходе её осуществления дети научатся  придумывать сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Данная программа охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную. Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.

Пояснительная записка

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5—7 лет (старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе.  

Цель программы — развитие речи детей средствами театрального искусства.

Задачи        

  • Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
  • Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений
    детей старших групп перед младшими и пр.).
  • Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
  • Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
  • Ознакомить детей  с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский театр и др.).
  • Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
  • Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Задачи :

1. Развивать у детей интонационную выразительность речи.

2. Развивать умение чувствовать характер литературного произведения.

3. Развивать у детей выразительность жестов, мимики.

4. Развивать умение различать жанры: потешка, сказка, рассказ, выделять положительные и отрицательные качества персонажей.

5. Развивать умение оценивать поступки героев, ситуации, чувствовать юмор.

6. Развивать умение детей принимать участие в инсценировках по сюжетам знакомых художественных произведений.

7. Поощрять инициативу, творчество.

8. Развивать умение чисто и  чётко проговаривать все звуки; согласовывать слова в предложениях.  

9. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Формы работы.

1.  Театрализованные игры.

2.  Занятия в театральном кружке.

3.  Рассказы о театре.

4.  Организация спектаклей.

5.  Беседы-диалоги.

6.  Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.

7.  Чтение литературы.

8.  Оформление альбома о театре.

9.  Показ представлений.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

1. Художественно – эстетическое :

«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.

«Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.

2.     «Речевое развитие», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

3.     «Познавательное», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).

4.      «Социально - коммуникативная», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.

Взаимодействие с родителями и специалистами :

Работа проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ:  к консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей.

Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.

Ожидаемые результаты :

Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.

Проявляют интерес, желание к театральному искусству.

Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.

Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.

Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.

Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.

Установлен тесный контакт с родителями.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.

Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Запоминать заданные позы.

Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка.

Знать 5—8 артикуляционных упражнений.

Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы.

Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.

Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.

Уметь составлять предложения с заданными словами.

Уметь строить простейший диалог.

Уметь сочинять этюды по сказкам.

Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.

Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки.

Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.

Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.

Находить оправдание заданной позе.

На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия. Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.

Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах. Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.

Знать и четко произносить в разных темпах 8—10 скороговорок.

Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.

Уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов.

Уметь подобрать рифму к заданному слову.

Уметь сочинить рассказ от имени героя.

Уметь составлять диалог между сказочными героями.

Знать наизусть 7—10 стихотворений русских и зарубежных авторов.

Содержание  программы .

       Содержание программы включает восемь основных блоков , представленных в таблице . Перечислим их .

       Блок 1 – основы кукловождения .

       Блок 2 – основы кукольного театра .

       Блок 3 – основы актерского мастерства .

       Блок 4 – основные принципы драматизации .

       Блок 5 – самостоятельная театральная деятельность .

       Блок 6 – театральная азбука .

       Блок 7 – проведение праздников .

       Блок 8 – проведение досугов и развлечений .

        Следует отметить , что блоки 1 , 5 , 8 реализуются на одном – двух занятиях в месяц ; блок 2 реализуется на двух занятиях в месяц ; блоки 3 , 4 – на каждом занятии ; блок 6 – на тематических занятиях 2 раза в год (по три занятия в октябре и в марте ) ; блок 1 реализуется 1 раз в квартал .

Программа разновозрастной группы ( сентябрь – май ) .

     Блоки

     Основной компонент

           Компонент ДОУ

Национальный региональный компонент

          1

               2

                               3  

                4    

1 . Основы кукловож

дения

Сентябрь – ноябрь . Задачи : продолжать обучать детей приемам вождения верховых кукол .

Игра : «Театр двух актеров» .

Этюды : «Радостная встреча деда с Жучкой» , «Неприятный разговор» , «Игра в жмурки» .

Декабрь – январь . Задачи : закрепление навыка кукловождения пальчикового театра .

Игра : «Театр двух актеров» .

Этюды : «К нам пришел зайчик» , «Цыпленок и петушок» , «Кот и петушок» .

Музыкальная фонограмма к этюду «К нам пришел зайчик» : «Зайчик» - муз. С.Головина .

Февраль . Задачи : обучение детей приемам кукловождения театра Бибабо .

Игра : «Театр двух актеров» .

Март – апрель . Задачи : продолжать формировать у детей навык вождения кукол театра Бибабо , побуждать их создавать танцевальные композиции и игровые импровизации с куклами этого театра . «Русский хоровод» - танцевальная композиция .

Танцевальная композиция с использованием музыкальной фонограммы коми композиторов – «Полька» (разные муз. Инструменты) .

Куклы Бибабо с элементами коми костюмов (кокошник , поясок , фартук с коми орнаментом) .

Май . Задачи : познакомить детей с приемами кукловождения марионеток , кукол с «живой рукой» .

Этюды : «К нам в гости страус пришел» , «Танец Аленушки» .

2 . Основы кукольного театра .

Продолжать развивать умение использовать куклы разных театров в разыгрывании сценок по знакомым сказкам , стихотворениям .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : прививать устойчивый интерес к кукольному театру ; поощрять активное участие детей в кукольном спектакле .

Сказки : «Кукушка» , ненецкая сказка .

Коми загадки : о кукушке .

Коми народная игра «Кукушка» (П.Образцов) .

Декабрь – февраль . Задачи : обучать детей правильному речевому дыханию , умению менять темп , силу звука , добиваться четкой дикции ; формировать интонационную выразительность речи ; вызывать интерес к пальчиковому театру , театру Бибабо , желание участвовать в спектакле с куклами этих театров ; развивать интерес к театру марионеток , к кукле с «живой рукой» .

Сказки : «Кот , петух и лиса» р.н.с. (пальчиковый театр ) .

«Жихарка» р.н.с. (театр Бибабо )

«Гуси лебеди» р.н.с.

«Хозяйка» - П.Синявский (Бибабо , кукла Аленушка из театра кукол с «живой рукой» ) .

Коми загадки : о коте , петухе , лисе , лодке , ветре , реке и береге .

Муз. Фонограмма «Трудолюбивая девочка» - муз. С.Головина .

3 . Основы актерского мастерства .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить свое настроение .

Этюды : «Удивление» , «Цветок» , «Северный полюс» , «Сердитый дедушка» , «Провинившийся» (М.Чистяковой ) .

Игры с пиктограммами : «Подбери фразу» ,«придумай и скажи фразу с интонацией карточки – пиктограммы »

Декабрь – февраль . Задачи : развивать память и фантазию детей .

Этюды :М.Чехова : на внимание , веру , наивность , фантазию .

Март – май . Задачи : развивать выразительность жеста .

Этюды :М.Чехова : «Вот он какой» , «Игра с камушками» , «Спать хочется» , «Карлсон» , «Золушка» .

Музыкальные фонограммы : для этюдов – колыбельные – музыка народная.

4 . Основные принципы драматизации

Продолжать развивать умения детей разыгрывать сценки по знакомым сказкам , стихотворениям с использованием атрибутов , элементов костюмов , декораций . Совершенствовать исполнительские умения

Сентябрь – ноябрь . Задачи : продолжать обучать детей самостоятельно выбирать средства для передачи образов , передачи диалогов , действий героев ; совершенствовать импровизационные способности , стимулировать желание изменять действия , вводить свои реплики ; обучать чувствовать своего партнера , стремиться подыграть ему ; продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм – драматизациям .

Сказки : «Три поросенка» , сказка в переводе С.Маршака .

Инсценировка : «Кто сказал «МЯУ» ?» (по В.Сутееву ).

Сценки : «Еж» , «Спор туч» (по стихотворению Л.Корчагина )

Сказки : «Лиса и заяц» , коми народная сказка.

Сценки : «Заболела наша Оля» , «Воробей» (по стихотворениям С.Попова ) .

Коми народные игры : «Воробей» , «Маленький воробышек» .

Декабрь – февраль . Задачи : продолжать развивать умение детей разыгрывать спектакль по знакомой сказке .

Сказки : «Лисичка – сестричка и серый волк» ,р.н.с.

«Путаница» ,К.И.Чуковский .

Инсценировки : «Одна варежка» (по стихотворению С.попова ) , «Зимний лес» (по стихотворению П.Образцова) .

Муз. Фонограммы к инсценировкам : «Пришла зима» - муз. Ф.Вокуева ; «Снег» - муз. В.Гущина ; «Падает снег» - муз. Г.Качанова ; «Снегирь» - муз. Г.Латкина .

Март – май . Задачи : развивать инициативу и самостоятельность детей в разыгрывании спектакля по знакомой сказке .

Сказки : «Красная шапочка» ,Ш.Перро .

Инсценировка : «Кто колечко найдет ?» по стихотворению С.Я.Маршака .

Инсценировки : «Новоселье» (по стихотворению П.Образцова ) ; «Один цветок» , «Для чего длинные волосы» (по стихотворениям С.Попова ) .

5 . Самостоятельная театральная деятельность .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : привлекать детей к самостоятельным играм с верховыми куклами на ширме.

Декабрь – февраль . Задачи : побуждать детей придумывать сказки , используя кукол пальчикового театра , театра Бибабо .

Март – май . Задачи : развивать желание импровизировать с куклами бибабо , марионетками , куклами с «живой рукой» .

6 . Театральная азбука .

Сентябрь – май . Задачи : продолжать формировать представления детей о театре , приобщать к театральной культуре ; познакомить с театром , его историей , устройством ; рассказать о театральных профессиях и видах театров , научить правилам поведения в театре .

Познакомить детей с театрами города Ставрополя через интернет .

7 . Проведение праздников .

Приучать детей к активному участию в подготовке и проведении праздников , в изготовлении атрибутов . Воспитывать эмоционально – положительное отношение к праздникам .

Сентябрь – май . Задачи : развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми , сверстниками и малышами ; воспитывать любовь и интерес к театральному искусству .

Мероприятия : «Лесная ярмарка» (праздник осени ) ; «Новогодняя елка» ; «Красная шапочка» - утренник , посвященный 8 марта .

8 . Проведение досугов и развлечений .

Организовывать просмотр спектаклей , концертов , постановок кукольного театра . Обучать внимательно смотреть и слушать выступления взрослых , детей , малышей , эмоционально откликаться на них . Воспитывать доброжелательность , умение правильно оценивать действия персонажей . Приучать активно участвовать в различных развлечениях , используя умения и навыки , полученные на занятиях .

Сентябрь – ноябрь .

1 . «1 сентября – День Знаний» с кукольным спектаклем «Три поросенка» в исполнении педагогов детского сада .

2 . «Кот и лиса» , кукольный спектакль в исполнении педагогов .  

3 . «Веселая ярмарка» - театрализованное представление (педагоги) .

4 . «Кеша и Иришка приглашают в гости» - театрализованное представление .

5 . «Дом , который построил Джек» - кукольный спектакль в исполнении детей подготовительной группы .

Декабрь – февраль .

Задачи : обучать детей правильно оценивать поступки действующих лиц , воспитывать добрые чувства .

1 . «Морозко» - р.н.с . в исполнении детей подг. Группы .

2 . «Твой носовой платок» - кукольный спектакль в исполнении сотрудников .

3 . «Мороз Иванович»  - кукольный спектакль в исполнении детей подготовительной  группы .

Март – май . Задачи : вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене , желание активно участвовать в различных развлечениях .
1 . «Шалунишки – котятки потеряли перчатки » , инсценировка по английской народной песенке (исполняют дети подготовительной группы )

2 . «День театра » - театрализованное представление ко Дню театра (последняя неделя марта ) .

3 . «День смеха» - театрализованное представление к 1 апреля .

4 . «Чистота – для здоровья нам нужна» - театрализованное представление ко дню здоровья (7 апреля ) .

5 . «Как на Пасху куличи» - ярмарка .

6 . « Как на пасху куличи» - кукольный спектакль в исполнении педагогов .

7 . «1 июня – праздник лета» - театрализованное представление .

1 . «Медвежьи няньки» - коми народная сказка в исполнении детей подготовительной группы .

Требования к уровню подготовки воспитанников  

     Группа

    Базовый компонент

             Компонент ДОУ

           1

                 2

                         3

5-6 лет  

Должен уметь :

1 . Разыгрывать сценки по знакомым сказкам , стихотворениям , песням с использованием кукол знакомых видов театров , элементов костюмов , декораций .

2 . Чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев , вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами .

3 . Выступать перед сверстниками , детьми младших групп , родителями , иной аудиторией .

Должен знать :

1 . Некоторые виды театров (кукольный , драматический , музыкальный , детский , театр зверей и т.д. ) .

2 . Некоторые приемы и манипуляции , применяемые в знакомых видах театров ; верховых кукол , пальчиковом , бибабо .

Должен иметь представления :

1 . О театре , театральной культуре .

2 . Истории театра .

3 . Устройстве театра (зрительный зал , фойе , гардероб ) .

4 . Театральных профессиях ( актер , гример , костюмер , режиссер , звукорежиссер , декоратор , осветитель , суфлер).

6-7 лет

Должен уметь :

1 . Самостоятельно организовывать театрализованные игры (выбирать сказку , стихотворения , песню для постановки , готовить необходимые атрибуты , распределять между собой обязанности и роли )

2 . Разыгрывать представления , инсценировки , использовать средства выразительности (поза , жесты , мимика , голос , движение ) .

3 . Широко использовать в театрализованной деятельности различные виды театров .

Должен знать :

1 . Некоторые виды театров (кукольный , драматический , музыкальный , детский , театр зверей и т.д. )

2 . Некоторые приемы и манипуляции , применяемые в знакомых видах театров : кукол – вертушек , тростевых кукол , напольном конусном .

Должен иметь представления :

1 . О театре , театральной культуре .

2 . Театральных профессиях (капельдинер , постановщик танцев и т.д. ) .

Оборудование детской театральной студии

1.Настольный  театр игрушек.

2.Настольный театр картинок.

3.Стенд-книжка.

4.Фланелеграф.

5.Теневой театр.

6.Пальчиковый театр.

7.Театр Би-ба-бо.

8.Театр Петрушки.

9.Детские костюмы для спектаклей.

10.Взрослые костюмы для спектаклей.

11.Элементы костюмов для детей и взрослых.

12.Атрибуты для занятий и для спектаклей.

13.Ширма для кукольного театра.

14.Музыкальный центр, видеоаппаратура

15.Медиотека (аудио- и CD диски).

16.Декорации к спектаклям

17. Методическая литература

Приложение 6

Инсценировка по стихотворению К. Чуковского «Черепаха».

Реквизит. Для детей – шапочки для роли лягушат, палочки, к одному концу которых прикреплены узелки путников, корзины, рюкзаки, чемоданы и т. п., для воспитателя – атрибуты для роли черепахи.

 Постановка.

Педагог читает детям стихотворение К. И. Чуковского «Черепаха».

До болота идти далеко,

До болота идти нелегко.

И на камень лягушки кладут узелок.

«Хорошо бы на камне прилечь на часок!»

Вдруг на ноги камень вскочил

И за ноги их ухватил.

И они закричали от страха:

«Это – че!

Это – ре!

Это – паха!

Это – чечере!

папа!

Папаха!

В процессе беседы выясняется, как дети поняли содержание произведения.

Затем работа ведется по традиционной схеме. Роль черепахи может исполнить воспитатель, роли лягушат – дети. Для предстоящего выступления детям понадобятся костюмы, атрибуты. Каждый ребенок для себя решает, как он будет выглядеть в этой роли, что возьмет с собой, отправляясь в дальний путь к болоту.

Вначале педагог предлагает детям продумать характеры своих героев – ведь лягушата могут быть такими разными: решительными, смелыми и тихими, застенчивыми, очень серьёзными, деловыми и рассеянными.

В дальнюю дорогу лягушата тоже собирались по-разному.

В зависимости от своего характера лягушата готовили продовольствие, собирали вещи. Так, например, легкомысленные лягушата не задумывались о предстоящих трудностях и, не желая затруднять себя, ограничивались маленьким узелком на палочке или коробкой для бутерброда. Но, очевидно, среди лягушат были и такие, которые хотели предусмотреть все. Они набивали свои чемоданы одеждой на все случаи жизни, брали огромные запасы продовольствия и т. п. Желательно, чтобы дети развили эту тему и подобрали как можно больше всякого рода атрибутов.

Специальное время надо посвятить отработке движений каждого лягушонка в зависимости от его характера и тяжести ноши. Можно условно разделить детей на подгруппы и продемонстрировать зрителям приход каждой из них к камню. Первыми идут самые быстрые, решительные, за ними тихони. Педагог как бы встречает их по дороге. Он подробно комментирует их действия, сочувствует тем и другим, интересуется, что каждый взял с собой. И только после разговора с ведущим начинается чтение текста.

При подготовке к спектаклю следует особое внимание уделить интонациям и жестам, свидетельствующим о страхе, который испытали лягушата.

Воспитатель условно делит детей на шесть подгрупп, каждая из которых произносит по одному словосочетанию («Это – че!» и т. д.), имитируя заикание от страха и сопровождая слова выразительными жестами, движениями. Важно объяснить детям, что раньше, когда они были маленькими, на сцене можно было вести себя достаточно свободно. Например, испуг лягушат передавать в виде хаоса, свалки. Теперь же они стали старше и должны продемонстрировать зрителям определенное мастерство, которое заключается в выразительности передачи жестов, движений, интонаций. Ведь короткое предложение «Это – че!» решительный лягушонок произнесет с возмущением, а робкий – со страхом, еле ворочая языком, и т. п.

Педагог в роли черепахи тоже должен вести себя на сцене достаточно выразительно. Черепаха спала и вдруг почувствовала на себе огромное количество лягушат. От неожиданности она вскочила, возмутилась и стала хватать их за ноги. Потом поняла, что не стоит беспокоиться, так как лягушата не представляют для неё опасности. Она уселась на траве и начала слушать возмущённые возгласы испуганных лягушек.

До начала спектакля педагог должен немного рассказать родителям и детям об авторе стихотворения Корнее Ивановиче Чуковском, напомнить, как много замечательных произведений, знакомых нам с раннего детства, им создано.

В конце рассказа о писателе важно подчеркнуть особую значимость его таланта для маленького ребёнка, умение в простенькой сценке передать юмор сложившейся ситуации.

Как всегда, воспитатель начинает спектакль с описания места, где происходят эти события. Можно придумать историю, почему лягушата были вынуждены пуститься в путь. Затем следуют встреча и диалог с лягушатами, и начало самого спектакля.

Слушание сказки «Маша и медведь»

Предварительная работа: подготовьте декорации к сказке — на листе ватмана нарисуйте (или наклейте) деревья, избушку; на картинке «Ягоды» раскрасьте ягоды и лукошки.

Цели:

Воспитательные — продолжать формировать у детей умение внимательно слушать сказку; дослушивать ее до конца; отвечать на вопросы взрослого; сопереживать героям сказки.

Обучающие — обучать правильно выполнять игровые задания; продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; активизировать словарь за счет существительных, обозначающих названия лесных ягод (малина, земляника, черника); способствовать употреблению и усвоению слов в самостоятельной речи; учить употреблять существительные мужского и женского рода в родительном, винительном падежах; знакомить с понятиями «по одному», «ни одного»; согласовывать существительные с числительным «два».

Развивающие — развивать зрительное, слуховое, тактильное внимание и память; продолжать развивать воображение.

Оснащение:

— цветной шнур;

— фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра;

— изображения персонажей сказки;

— декорации к сказке;

— фланелеграф;

— сюжетная картинка «Попробуй, найди»;

— картинка «Ягоды»;

— сюжетная картинка «Машенька в горнице».

Ход:

1. Организационный момент. Спросите детей: «Кто хочет стать паровозиком?» Попросите сказать, где находится паровозик (впереди состава). Предложите вспомнить и рассказать о том, что цепляют к паровозику (вагончики). Предложите сесть в паровозик (взяться за цветной шнур). Попросите «паровозик» дать гудок и отправиться в путь. Когда «паровозик» привезет вагончики в лес, предложите детям выйти из вагончиков и присесть на полянку (ковер).

2. Знакомство со сказкой. Сообщите детям тему занятия. Расскажите сказку «Маша и медведь». По ходу рассказа выставляйте фигурки героев сказки и декорации на фланелеграф.

3. Подумай и ответь. Задайте детям вопросы по содержанию сказки.

Мнемокарта

         Как звали внучку бабушки и дедушки?

Куда пошла Машенька с подружками?

Как Машенька потерялась в лесу?

Что увидела Машенька в чаще леса?

Кто жил в избушке?

Почему медведь решил оставить Машеньку у себя?

Почему медведь не отпускал Машеньку домой?

Что придумала Машенька, чтобы убежать от медведя?

Зачем попросила Машенька отпустить ее в деревню на денек?

Что испекла Машенька?

Куда положила Машенька пирожки?

Какие наставления дала Машенька медведю?

Как Машенька обманула медведя?

Почему девочка не разрешила медведю садиться на пенек и есть пирожок?

Что случилось с медведем в деревне?

Где нашли Машеньку дедушка и бабушка?

Как бабушка и дедушка стали называть Машеньку?

4. Развитие зрительного внимания. Скажите, что лес, в который пошли девушки, был дремучим. Спросите, что означает слово «дремучий». Положите перед каждым ребенком картинку «Попробуй, найди». Предложите ее рассмотреть. Попросите найти на картинке спрятавшуюся Машу и рассказать о том, где она спряталась. (За елкой.) Спросите, почему ребенок так решил.

5. Развитие счетных навыков («У кого сколько?»). Положите перед каждым ребенком картинку «Ягоды». Предложите детям рассмотреть и назвать все ягоды (малина, земляника, черника), изображенные на картинке вверху. Попросите найти такую же ягоду, растущую на кустике, и соединить одинаковые ягоды фломастером. Напомните, что Маша и девушки собирали ягоды в лукошки. Предложите рассмотреть лукошки на картинке. Попросите сосчитать ягоды в каждом лукошке (пять земляничек, три чернички, две малинки).

Предложите ребенку найти под рисунком цифры, назвать их. Попросите соединить лукошко с той цифрой, которая соответствует количеству ягод в нем. Спросите: «В каком лукошке больше ягод? А в каком меньше ягод?» Следите за тем, чтобы дети согласовывали существительное с числительным «два», «пять» в роде и числе (одна ягодка, две малинки, пять черничек).

6. Формирование грамматических категорий, развитие мышления (обобщение). Предложите детям отправиться в гости в медвежью избушку, в которой живет Машенька. Попросите детей рассмотреть картинку «Машенька в горнице». Попросите найти на рисунке Машеньку. Задайте вопросы по содержанию картинки.

Что делает Машенька? (Вяжет носок.)

На чем она сидит? (На сундучке.)

Попросите ребенка вспомнить и назвать предметы мебели, на которых можно сидеть (стул, табурет, кресло). Предложите назвать одним словом названные предметы (мебель).

7. Подведение итогов. Положительно оцените работу детей.

Инсценировка сказки «Маша и медведь»

Предварительная работа:подготовьте мнемокарту для пересказа сказки — разрежьте картинки по пунктирной линии и склейте их в одну ленту по порядку.

Цели:

Воспитательные — продолжать вырабатывать умение подражать; учить согласовывать свои действия с действиями других детей.

Обучающие — совершенствовать общую и мелкую моторику детей; обогащать словарь за счет новых имен прилагательных, глаголов; учить использовать в активной речи предлоги «около», «из».

Развивающие — развивать творческие способности детей; совершенствовать зрительное внимание и память; развивать воображение.

Оснащение:

  • куклы бибабо;
  • ширма;
  • косыночки по количеству девочек в группе;
  • шапочки медведей (по количеству мальчиков в группе);
  • мнемокарта.

Ход:

1.        Организационный момент. Покажите из-за ширмы куклу бибабо Петрушку. Скажите:

На спектакль скорей спешите И друзей с собой ведите. Занавес открывается, Спектакль начинается!

Предложите детям аккуратно сесть на расставленные полукругом стульчики.

2.        Инсценировка сказки. Скажите детям, что сегодня будет показан спектакль «Маша и медведь». Предложите детям стать актерами. Распределите роли. Наденьте на ручку каждого ребенка-актера куклу и предложите ему занять место за ширмой.

Скажите, что оставшиеся без роли дети будут зрителями. Расскажите, что зрители должны быть внимательными и громко аплодировать актерам.

Возьмите на себя роль бабушки-рассказчицы. Прочтите логически завершенный отрывок сказки. Предложите детям помочь вам рассказать сказку.

Помогайте детям наводящими вопросами или прямым продолжением рассказа текста, который вызывает у детей затруднение.

3.        Мимическая гимнастика. Предложите детям выбрать атрибуты для игры— шапочки медведя и платочек Машеньки. Попросите вспомнить и рассказать о том, какой был медведь. (Неуклюжий, сердитый.) Предложите мальчикам надеть шапочки медведей и показать, как ходит медведь. Затем предложите мальчикам показать сердитого медведя (сдвинуть брови, плотно сжать губы, сделать сердитым взгляд).

Предложите девочкам надеть красивые платочки. Попросите показать, как Машенька ходит и прыгает. Спросите у девочек, какой характер был у Машеньки (веселый, покладистый). Предложите девочкам подойти к зеркалу и изобразить веселую Машеньку (губы в улыбке, зубки видны, глаза веселые).

Предложите мальчикам поменяться с девочками атрибутами — теперь мальчики будут Машеньками, а девочки — злыми медведями.

4.        Подвижная игра. Предложите детям поиграть в подвижную игру «У медведя во бору». Выберите водящего и наденьте на него шапочку медведя. Предложите детям взяться за руки и образовать круг. Поставьте в середину круга стульчик. Посадите на него «медведя», который делает вид, что спит, а дети изображают, что рвут ягоды, собирают грибы и поют (или проговаривают текст):

У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь не спит, Все на нас глядит! Лукошко опрокинулось, Медведь за ним и кинулся.

 «Медведь» просыпается и ловит разбегающихся детей. Водящим становится тот ребенок, которого «медведь» поймал первым.

5.        Расскажи сказку. Положите перед каждым ребенком мнемокарту. Предложите ее рассмотреть и назвать изображенные символы. Попросите пересказать сказку по мнемокарте (совместно со взрослым).

Попросите ребенка вести указательным пальцем по карте (слева направо) и рассказывать сказку по сюжету.

  1. Подведение итогов. Положительно оцените работу детей.

Инсценировка сказки «Кот, петух и лиса»

Предварительная работа: познакомьте детей с цифрами 1, 2, 3, 4, 5; научите соотносить количество пальцев с соответствующей цифрой; подготовьте мнемокарту для рассказывания сюжета сказки: разрежьте картинки и склейте их в одну ленту по порядку номеров.

Цели:

Воспитательные — продолжать воспитывать уважение к действиям сверстников; дослушивать реплики до конца, не перебивать других детей; сопереживать героям сказки, разделять их чувства.

Обучающие — совершенствовать мелкую и общую моторику; продолжать активизировать словарь за счет новых глаголов, прилагательных и наречий (далеко, близко); закреплять счетные навыки; продолжать знакомить детей с цифрами (от 1 до 5); соотносить количество с обозначающей его цифрой; учить проводить простейшую инсценировку.

Оснащение:

  • кукла бибабо Петрушка;
  • пальчиковые шапочки героев сказки (см. рис. 1);
  • картинка «Лабиринт» (см. рис. 2);
  • игрушечный молоток;
  • ширма;
  • сюжетная картинка «Попробуй, найди» (см. рис. 3);
  • мнемокарта (см. рис. 4).

Ход:

1.        Организационный момент. Наденьте себе на руку куклу бибабо Петрушка.

Повернитесь к детям и прочтите рифмовку:

К нам Петрушка пришел, Нас в театр повел!

Предложите детям встать за Петрушкой и отправиться в театр. Посадите детей на заранее расставленные полукругом стульчики перед ширмой. Предложите детям сидеть тихо и внимательно слушать сказку.

  1. Инсценировка сказки. Вспомните вместе с детьми всех героев сказки и назовите их. Предложите детям стать актерами кукольного театра. Спросите, кто и кем хочет быть в сказке. Наденьте каждому актеру его героя на пальчик. Предложите актерам познакомить детей с персонажами сказки (кот, лиса, петух, дети лисы — Чучелка и Подчучелка) — согнуть пальчик с надетой на него пальчиковой куклой и назвать ее. Предложите детям вместе рассказать сказку, используя пальчиковый театр.

Рис. 1 Герои сказки

  1. Развитие зрительного внимания, мышления. Вспомните с детьми, куда уходил кот, когда искал петушка (в лес). Предложите детям помочь коту найти дорогу к избушке лисы. Положите перед каждым ребенком картинку «Лабиринт» (см. рис. 1).

Предложите детям рассмотреть лабиринт. Попросите найти дорожку, по которой он должен пройти, чтобы помочь коту. Скажите, что для этого надо провести по дорожке указательным пальцем.

Попросите рассказать, мимо каких растений проходил кот (мимо березы, мимо елки, мимо куста, мимо ромашек).

                                            Рис. 2. Лабиринт

4.        Развитие слухового внимания и памяти. Расскажите: «Кот нашел избушку лисы. Он стучался в дверь хвостом». Предложите детям внимательно послушать, сосчитать и сказать, сколько раз кот постучал хвостом в дверь. Возьмите игрушечный молоточек и стукните им за ширмой 5 раз. Предложите детям сосчитать количество ударов и назвать. Если ребенок затрудняется выполнить задание, уменьшите количество ударов молоточком; отстукивайте молоточком «на глазах ребенка»; пересчитайте количество ударов вместе.

Прибавляйте количество ударов по мере правильного выполнения задания (от 1 до 5).

  1. Развитие воображения и закрепление грамматических категорий. Положите перед каждым ребенком сюжетную картинку «Попробуй, найди» (см. рис. 3). Предложите ее рассмотреть. Попросите рассказать, где спрятались лисята от кота (за елкой, за березой, под кустом, под лопухом).

Рис. 3 Попробуй найди

  1. Рассказывание сказки с помощью мнемокарты. Попросите всех детей сесть на ковер и положите перед ними мнемокарту (см. рис. 4).

Предложите рассмотреть расположенные в каждой клетке символы и назвать их. Скажите, что можно рассказать сказку с использованием мнемокарты. Скажите, что сказку будем рассказывать по очереди. Начните рассказывать сказку сами, поместив указательный палец на символ, находящийся в первом квадрате. Предложите детям продолжить рассказ.

7. Подведение итогов. Положительно оцените работу детей.

Мнемокарта

Инсценировка сказки «Кто сказал  "Мяу"?»

Цель: познакомить со сказкой В. Сутеева «Кто сказал "мяу"?»;

учить отвечать на вопросы по содержанию сказки;

сформировать представления детей о животном мире и местах обитания животных;

развивать воображение при работе с символами; формировать умения имитировать движения, характерные для различных животных, под музыкальное сопровождение;

развивать мыслительные операции анализу (установление различий, исключение лишнего и т.п.).

Действующие лица: Ведущая, Щенок, Кошка, Собака (Мама), Петух, Лягушка, Пчела

(В центре зала стоит домик с окном.На полу возле дома лежит коврик.)

Ведущий:

Жил в домике Щенок

Веселый, озорной.

Он поиграть бы мог        

С тобою и со мной.        

Он лаял очень звонко,

Нисколько не скучал

И мамочку родную        

Совсем не огорчал.

(Появляется Щенок с мамой Песенка Щенка Муз.В.Шаинского)

Щенок:

Гав, гав, гав! Давайте же будем

Вместе весело играть.

Вместе бегать, вместе прыгать.

Кто же будет начинать?

(Танец Щенка с мамой Муз.В.Шаинского).

Вед:

Наш Щенок был очень весел,        ,

Очень боек, очень скор,

Но устал. И вот, зевая

Спать улегся на ковер.

(Мама укладывает Щенка спать. Он сворачивается клубочкам на коврике возле домика. Вбегает Кошка, подкрадывается к Щенку).

Кошка:

Спать улегся без обеда...

Разбужу-ка я соседа.

Погоди-ка милый мой,

Пошучу я над Тобой

Мяу-мяу! (убегает).

Щенок: (просыпается)

"Мяу!" кто сейчас сказал?

Кто поспать Щенку не дал?

Вед:

Выглянул во двор Щенок,

Видит: Петя-Петушок.

В красных новеньких сапожках

Учит всех играть на ложках.

Петушок:

Ко-ко-ко, Ку-ка-ре-ку!

Научить я всех могу.

(Игра на ложках).

Щенок:

"Мяу!" Ты сейчас сказал?

Ты поспать Щенку не дал?

Петушок:

Я кричу: Ку-ка-ре-ку!

По-другому не могу. (Уходит).

Вед:

Загрустил совсем Щеночек

Поскорей узнать он хочет.»

Кто же "мяу!'' говорит,

И подальше прочь бежит.

(Щенок через окно выпрыгивает во двор. За его спиной выглядывает Кошка, мяукает, и прячется. Раздается "Мяу ")

Щенок:

"Мяу!" кто сейчас сказал?

Кто поспать Щенку не дал?

Лягушка:

Я зелененькое брюшко,

Пучеглазая Лягушка.

Всем кто спросит без труда,

Отвечаю: Ква-ква-ква! (убегает).

Ведущей:

Вдруг опять он слышит "Мяу!"..

Видит он цветок в саду;

Подошел Щенок к цветку.

Нос свой сунул, отбежал.

Щенок:

“Мяу!” КТО сейчас сказал?

Пчела:

Ж-Ж-Ж. Повеж-жлевее пес,

Береги свой бедный нос.

Ж-ж-ж, не будешь зря соваться

Знай, на пчел нельзя бросаться. (Жалит щенка в нос).

(Щенок закрывает свой нос и обегает вокруг домика).

Щенок:

Ай, как носик мой болит,

Ай-яй-яй, как он горит!

Я теперь несчастный самый,

Позову на помощь маму.

Мама знает все на свете,

И на мой вопрос ответит.

Мама! Мама!

Мама:

Что, сынок?

Щенок:

Я прилег поспать часок.

Кто-то громко мне сказал:

"Мяу!" - сразу убежал.

Мама:

Просмотри-ка на окошко,

Кто сидит там, видишь?

Щенок        

Кошка.

Мама:

Кошка "мяу" говорит,

А еще она урчит.

Кошка:

Мур-мур, мяу.

(Кошка подходит к Щенку)

Щенок:

Подсказала моя мама

Это Ты сказала "Мяу!".

Кошка:

А сегодня мы вдвоем

Вместе песенку споем. (Поют песню "Моя Мама")

Ведущий:

Мамы деткам помогают,

Мамы их оберегают,

Учат мамы всех детей

И больших и малышей.

Зверюшки поют песню про маму. Муз.реперт.В.Шаинский.

Дети кланяются. Занавес закрывается.

Приложение 7

Консультация для родителей:

«Речь на кончиках пальцев»

                             Подготовила воспитатель:

Шикова Наталья Владимировна.

Консультация для родителей: «Речь на кончиках пальцев».

Цель: повышение уровня компетентности родителей в вопросах значения мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”, "Рука - это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука - это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита.

То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе:

  • Много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.
  • Необходимо читать ребенку.
  • Рассказывать обо всем, что его окружает.
  • Показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают.
  • И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

Значение развития мелкой моторики:

1. Повышает тонус коры головного мозга.

2. Развивает речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулирует развитие речи ребенка.

4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.

6. Развивает чувство ритма и координацию движений.

7. Подготавливает руку к письму.

8. Поднимает настроение ребенка.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.

Тонкая моторика - развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую - от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту.

Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка.

Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. Чем раньше вы начнете работу с ладошками, тем быстрее вы услышите от него первые слова. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.

Тонкая моторика является составной частью моторных способностей индивида и оптимального двигательного стереотипа социализированных движений. Её развитие базируется на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ритмических движений.

Под термином «тонкая моторика» понимаются высокодифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях это движения пальцев руки и элементов артикуляционного аппарата.  [4, С. 16]

Движения рук управляются несколькими механизмами:

А) чувствительность пальцев обеспечивает восприятие формы, веса, температуры, шероховатости, твёрдости и мягкости предметов;

Б) механизм регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяет выполнять движения точно и быстро;

В) кинетическая (двигательная) память обеспечивает автоматизацию навыков;

Г) зрение и мышление позволяют ребёнку: ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их параметры; выполнять целенаправленные движения; планировать и исправлять ошибки. [2, С. 64-65]

Чем старше становится ребёнок, тем большую роль приобретает влияние мелких движений пальцев рук на формирование его психических процессов. Учёные установили, что уровень психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук.

Проанализировав литературу по вопросу развития мелкой моторики рук, можно перейти к практическому опыту.

Как отмечают А. Е. Белая, В. И. Мирясова, аккуратно шить, вязать, плести из ниток и проволоки ребёнок может научиться в более старшем возрасте. Но элементарную ловкость в обращении с иголкой, спицами и нитками можно развивать уже сейчас. Такие занятия укрепят мышцы рук, помогут будущему первокласснику сосредоточиться во время школьного урока, терпеливо выполнять домашнее задания.

Для развития мелкой моторики рук можно рекомендовать занятия с пластилином, глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребёнок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев. Существует интересный способ развития пальцев руки – отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.

Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застёгивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, плетение нитей, косичек, завязывание шнурков и прочее.

Несколько интересных малышу занятий для развития моторики:

1. Например, переливание жидкостей из одной емкости в другую.

2. Играйте с мозаиками и пазлами.

3. Займитесь переборкой пуговичек или других предметов по размеру.

4. Собирайте конструкторы. Подбирайте их индивидуально по возрасту ребенка.

5. Рвите бумагу. Как ни странно, это тоже хорошо развивает мелкую моторику рук.

6. Научите ребенка опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.

7. Учитесь одеваться сами. Застегивание пуговиц и завязывание шнурков тоже отличная тренировка.

8. Лепите вместе из пластилина.

9. Рисуйте. Держание карандашей и кисточек в руках - отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски.

10. Вырезайте из бумаги разные фигурки. Начните с простых - круг, квадрат или треугольник, потом можете вырезать сложные картинки.

11. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия - заплетание косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.

12. На прогулке стройте из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки. Крупный песок и камни развивают ладошки.

13. Позовите ребенка помочь вам по хозяйству - лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод - отличная альтернатива играм.

14. Покупайте мягкие игрушки, наполненные мелкими шариками. Они предназначены как раз для развития детской мелкой моторики рук. В специализированных магазинах и отделах вы сможете найти и другие развивающие игры.

15. Всегда играйте с игрушками разных объемов, форм и размеров.

Никогда не ругайте малыша, если у него не получается хорошо работать ручками. Не отступайте, если задание кажется трудновыполнимым для ребенка. Больше занимайтесь с ним и хвалите за все успехи. Развитие моторики - неотъемлемая часть общего развития ребенка. Помимо развития речи, творческого начала и логики, это важная база для подготовки ребенка к школе.

Пальчиковые игры для детей 5-7 лет

Перелетные птицы

Тили-тели, тили-тели -

С юга птицы прилетели!

Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.

Прилетел к нам скворушка -

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж -

Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с

мизинца левой руки.

Все вернулись, прилетели,

Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

Песни звонкие запели!

Указательным и большим пальцами делают клюв –«птицы поют».

Хлеб

Муку в тесто замесили,

Сжимают и разжимают пальчики.

А из теста мы слепили:

Прихлопывают ладошками, «лепят».

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи -

Всё мы испечем в печи.

Поочередно разгибают пальчики, начиная

с мизинца.

Обе ладошки разворачивают вверх.

Очень вкусно!

Подводный мир

Посмотри скорей вокруг!

Делают ладошку у лба «козырьком».

Что ты видишь, милый друг?

Приставляют пальцы колечками у глаз.

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба-шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

На поляне дом стоит,

«Дом»   изобразить   двумя  руками,крышу дома

— пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.

Ну а к дому путь закрыт.

Правая и левая руки повернуты ладонями к себе,

средние пальцы с оприкасаютсядруг с другом,

большие пальцы — вверх («ворота»).

Мы ворота открываем,

Ладони разворачиваются параллельно друг другу.

В этот домик приглашаем.

Зимние забавы

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

Новогодние игрушки

Праздник приближается,

Елка наряжается.

Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз,

разводят       в стороны.

Мы развешали игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют ребят.

Крутят ладошками в воздухе - «фонарики».

Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)

Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)

В среду я пекла калач, (печём "пирожки")

Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")

Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)

А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Горох

Пять маленьких горошин

Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)

Вот выросла одна,

И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)

Но вот растёт вторая,

И третья, а потом

Четвёртая, пятая... (выпрямляем пальцы поочерёдно)

Сказал стручок: "Бом!". (хлопаем)

Зима

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),

Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)

С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.

Пальчиковая гимнастика должна проводиться каждый день по 5 минут дома с родителями и в детских учреждениях с педагогами.

Литература

  1. Белая А.Е., В. И. Мирясова Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 46с.
  2. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребёнка от трёх до пяти лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей.– 2-е изд, испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 96с.
  3. Савина Л. П.  Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособия для родителей и педагогов. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 48с.
  4. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
  5. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового занятия по дополнительной образовательной программе "Театральная деятельность как средство коррекции и профилактики дисграфии" для детей дошкольного возраста

Тема 17: Грамматическая тема: "Слова – признаки".Лексическая тема: "Дикие животные".Цель: Знакомство  со словами, обозначающими признак предмета....

Конспект группового занятия по дополнительной образовательной программе "Театральная деятельность как средство коррекции и профилактики дисграфии" для детей дошкольного возраста

Март,  2 - я неделяТема 41: Грамматическая тема: Гласные первого ряда.Лексическая тема: Рыбы.Цель: Познакомить с гласными первого ряда....

Дополнительная образовательная программа досуговой деятельности по художественно-творческому развитию детей "Веселый пластилин"

Потребность в отображении своих жизненных впечатлений дети удовлетворяют в разных видах изобразительной деятельности – рисовании, лепке, аппликации.Здесь же создаются условия для проявления...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная палитра» (нетрадиционные техники: рисования, аппликации, лепки)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная ...

Дополнительная образовательная программа кружковой деятельности «Шахматное королевство»

Шахматы – уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивае...

Дополнительная образовательная программа «Театральная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада»

Дополнительная образовательная программа «Театральная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада» для детей старшего дошкольного возраста логопедической...

Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста

Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий....