Программа кружка по ручному труду "Пчелка"
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Грищенко Татьяна Васильевна

Программа по ручному труду,  расчитана на три года обучения( 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет). Программа разработана с учетом ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа по ручному труду 82.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 14»

Принята:

на педагогическом совете

МДОУ «Детский сад №14»

протокол № __ от _________2020 г.

Утверждена:

приказом заведующего МДОУ

«Детский сад №14»

№ ___от __________2020г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка  дополнительной деятельности

по ручному труду «Пчёлки»

для детей 4-7 лет

срок реализации программы 3 года

2020 – 2023 учебный  год

составил:

воспитатель высшей

квалификационной категории

Грищенко Т.В.

с.Новоселицкое

2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка………………………..………………..……. с.3

1.2. Цель, задачи реализации программы ……………………….………..с.4

1.3. Принципы и подходы к реализации программы …………………... с.5

1.4. Продолжительность образовательного процесса, этапы……………с.5

1.5.Значимые для реализации программы характеристики.…..…………с.6

 1.6. Планируемые результаты освоения программы …………..…….…с.8 2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с

направлениями развития ребёнка………………………………………с.9

2.2.Учебно-тематический план…………...…………………………….…с.10

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Содержание работы по ручному труду………………………………..с.13

 3.2. Перспективный план занятий…………………….…………………..с.15

3.3.Взаимодействия с родителями…………………………………………с.31

4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

4.1. Перечень учебно-методического обеспечения………………………….с.33

4.2. Мониторинг освоения воспитанниками программных умений и навыков ……………………………………………………………………...с.34

Список использованной литературы…………………………..………с.34

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка.

Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания

ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы

личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает

познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом

эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится

художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний,

умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству. Одним из

важнейших факторов развития эстетического творчества детей является

использование в работе с детьми нетрадиционных техник, способов и форм ее

организации.

Одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду

является художественный ручной труд. Дополнительная образовательная программа

«Пчелки» создаёт условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество,

в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.

Художественный ручной труд способствует развитию согласованности

в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости,

точности в выполнении действий.

Работа кружка «Пчелки» нацелена на общее развитие ребенка и содержит задания различных видов с различными материалами. Работая с бумагой, картоном, ватными дисками, ватой, поролоном, салфетками, крупой и другими материалами. Ребенок получает дополнительные знания и практические умения, способствующие развитию мышц кистей рук, совершенствованию глазомера, расширению кругозора. У него расширяются представления о возможностях предметов, формируются навыки конструирования и моделирования.

Использование данных материалов значительно развивает объемное и пространственное мышление, мелкую моторику рук, учит логическому мышлению, ориентировке в пространстве, способствует эстетическому развитию детей, приобретению ими умения грамотно подбирать цветовые сочетания, формы, размеры, комплектующие изделия, детали. Таким образом, формируется художественный вкус, повышается творческий интерес к работе. У ребенка появляется созидательное отношение к окружающему, что является важнейшей предпосылкой для последующей трудовой деятельности.

Программа гармонично сочетается с основной программой художественно-эстетического развития детей, разнообразя ее художественными материалами, тематически поддерживает программу «От рождения до школы» научные редакторы Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность:

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно: желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата; желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих. Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможность их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.

Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата.

  1. . Цель, задачи реализации программы.

Цель программы: Обучение работе с разнообразными материалами направленного на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении и развитие творческих способностей. Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук.

Задачи, которые решаются в процессе работы с различными материалами.

  1. Воспитывать умение правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.
  2. Расширять знания о предметах и явлениях окружающей жизни, осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля при работе с различными материалами.
  3. Развивать умения, обеспечивать культуру труда на всех этапах трудового процесса (экономичное расходование материала, правильное обращение с инструментами, поддержание порядка на рабочем столе).
  4. Учить пользоваться речью – доказательством для обоснования своих суждений, для оценки результатов труда, любознательности, ценности.
  5. Планировать работу, последовательно рассказывать об основных этапах воплощения замысла, уметь договариваться о распределении обязанностей.
  6. Развивать комбинаторные умения, обеспечивающие проявления самостоятельности и творчества.

  1. . Принципы и подходы к реализации программы.

В Рабочей программе выделены основные принципы в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок, активный в выборе содержания своего образования;

- заинтересованность: изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным, это формирует желание у детей выполнять предполагаемую работу.

- последовательность: изучение познавательного материала последовательно (от простого, к сложному);

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество дошкольного учреждения с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

1.4. Продолжительность образовательного процесса, этапы.

Продолжительность реализации программы 3 года. Предусматривается 3 этапа работы:

1-й этап - с детьми 4-5 лет;

2-й этап – с детьми 5-6 лет;

3-й этап - с детьми 6-7 лет.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю (4 раза в месяц, 32 занятия в

год) по подгруппам 10-12 человек.

Дни занятий выбираются в соответствии с расписанием непосредственно

образовательной деятельности и в соответствии с требованиями СанПиН.

1.5. Значимые для реализации программы характеристики.

Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет

В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей.

Обнаруживается разница в предпочтениях, связанных с художественно-эстетической деятельностью, у мальчиков и девочек. Важным показателем развития ребенка-дошкольника является изобразительная деятельность. К 4 годам круг изображаемых предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать кисть по окончании работы, смешивать на палитре краски. Начинают использовать цвет для украшения рисунка. Могут раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом, украшать вылепленные предметы, используя стеку и путем вдавливая. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети задумывают конструкцию и осуществляют поиск способов ее исполнения. Могут изготавливать поделки из бумаги, природного материала. Начинают овладевать техникой работы с ножницами.

Составляют композиции из готовых и самостоятельно вырезанных простых форм. Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения форм дети переходят к фризовой композиции – располагают предметы ритмично в ряд, повторяя изображения по несколько раз.

Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до 2000 рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к книгам и фильмам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (2, 4, 6 сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:

1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);

2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки.

Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет

В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это не только изображение отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании дети могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью по «сырому» и «сухому»), использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения. В аппликации осваивают приемы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных оттенков. Используя в аппликации природный материал, дошкольники создают фигурки людей, животных, героев литературных произведений. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией (фризовой, линейной, центральной) с учетом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Дети могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше. Проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна. Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности.

К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. В отличие от ребенка раннего возраста, который способен лишь к элементарному различению таких сфер действительности, как природный и рукотворный мир, «другие люди» и «Я сам», к концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка. К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования.

1.6. Планируемые результаты освоения программы.

Ожидаемые результаты освоения программы: умение ориентироваться на листе, сформированность мелкой моторики, умение работать с цветом, сочетанием цветов, освоение приемами вырезания, навыков зрительного анализа, приемов работы с кистью, умение работать по образцу, умение составлять композицию, умение работать с разнообразным материалом.

Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются выставки детского творчества, проводимые в дошкольном учреждении и участие в детских творческих конкурсах разных уровней.

год обу

Первый год обучения дети 4-5 лет

  1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
  2. Умеет пользоваться ножницами и клеем.
  3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
  4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
  5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
  6. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
  7. Показывает уровень воображения и фантазии.
  8. Использует в работе разные способы ручного труда.


Второй год обучения дети 5-6 лет

  1. Знаком с различными материалами и их свойствами.
  2. Владеет навыками работы с ножницами и клеем.
  3. Владеет приемами работы с различными материалами.
  4. Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
  5. Использует различные цвета и оттенки для создания выразительности образов.
  6. Использует ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество.
  7. Проявлять фантазию и творческое мышление в изготовлении поделки.
  8. Использует в работе разные способы ручного труда.

Третий год обучения дети 6-7 лет

1. Знает различные материалы и их свойства.

2. Владеет свободно навыками работы с ножницами и клеем.

  1. Владеет приемами работы с различными материалами.
  2. Умеет создавать индивидуальные и коллективные поделки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
  3. Проявляет фантазию и творческое мышление в изготовлении поделок. 6. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.

7. Участвует в оформлении поделок на выставку.

8.Планировать работу, понятно рассказывает об основных этапах воплощения замысла.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с

направлениями развития ребёнка

На занятиях по художественному творчеству «Умелые ручки» реализуются 5

образовательных областей:

✓ «Социально-коммуникативное развитие» направленно на развитие общения

и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление

самостоятельности; развитие социального и эмоционального интеллекта,

эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к

совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного

отношения; формирование позитивных установок к различным видам труда и

творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,

природе.

✓ «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей ,

любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и

творческой активности; формирование первичных представлений о себе,

других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, звучании,

ритме и др.), о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и

праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях

природы, многообразии стран и народов мира.

✓ «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и

культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически

правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого

творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с

книжной культурой, детской литературы.

✓ «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие

предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения

искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование

элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,

художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживание

персонажам художественных произведений; реализации самостоятельной

творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной,

музыкальной и др.)

✓ «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах

деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением

упражнений, направленных на развитие координации и гибкости;

способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы

организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой

моторики рук, а также с правильным не наносящим ущерба организму,

выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в

обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах

спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей

здорового образа жизни, овладение элементарными нормами и правилами ( в

питании, двигательном режиме и др.)

2.2. Учебно-тематический план

Организация образовательного процесса регламентируется календарным графиком и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением.

Занятия проводятся во второй половине дня после дневного сна.

Продолжительность занятия для каждой возрастной группы разная и составляет для детей 4 – 5 лет (15-20 мин), для детей 5 – 6 лет (25-30 мин), для детей 6 – 7 лет (30-35 мин).

Учебный план занятий

Возраст детей

                               Количество занятий

в неделю

в месяц

итого

4-5 лет

1

4

32

5-6 лет

1

4

32

6-7 лет

1

4

32

Тематический план занятий

                

Тема

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Мониторинг

2

2

2

Игра-беседа

«Условия безопасной работы»

1

1

1

Работа с природным материалом

6

4

6

Работа с бумагой и картоном

7

7

6

Работа с бросовым материалом

10

12

11

Работа с семенами и крупами

3

3

3

Работа с соленым тестом

3

3

3

Итого

32

32

32

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития воспитания и развития навыков творческой работы детей программой предусмотрены следующие основные методы для детей:

  • наглядный;
  • исследовательский;
  • практический;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • поисковый.

Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, овладение  способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать  предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.

Работа с различными материалами, в различных художественных техниках

расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство, воображение, образное мышление, творческие способности.

Структура занятия


  1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Объяснение, показ различных приемов.
  4. Физкультурная пауза.
  5. Доработка изделия из дополнительного материала.
  6. Рассматривание готовых работ.

Методические рекомендации по организации игр – занятий

При организации игр-занятий, воспитателю необходимо помнить следующие правила:

1. Не мешать ребенку творить.

2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.

3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.

4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его

5. Поддерживать инициативу детей.

6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.

Используемые материалы: пластилин, клей, контейнеры от «киндер - сюрприза»сухие листья, семена растений, крупа, цветная бумага, салфетки, картонвата, ватные палочки, ватные диски, скорлупа яиц, фтулки от туалетной бумаги, фольга, трубочки для коктейля, губки для мытья посудыодноразовые тарелки, одноразовые ложки, крупа, малярный скотч, двойной скотч, самоклеющаяся бумага, стружка от цветных карандашей, гофрированная бумага, и другие материалы.

Инструменты и приспособления: ножницы; карандаш, фломастеры, клеёнка для аппликациикисточки для клея и красок, стаканчики, тряпочки для убирания лишнего клея, доски для лепки, стеки.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание работы по ручному труду.

В результате обучения по программе дошкольников:

– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, цветными нитками, скорлупками и т.д.

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Виды деятельности:

Работа с бумагой и картоном.

Технология изготовления игрушек из бумаги, помогающая педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности. Кроме того, изготовление игрушек из мятой бумаги – прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев.

Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них

можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: -

возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики

маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной

фактуры; - широкие возможности для проявления креатива.

Художественное моделирование.

Работа строится на имеющихся у детей навыков, полученных на занятиях аппликацией, оригами: складывание бумаги в разных направлениях, симметричное, силуэтное, контурное, вырезывание, склеивание и т. д.

Изготовление объёмных картинок.

Изготовление аппликации – достаточно лёгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объёмной аппликации отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объёмность предмета на аппликации из геометрических фигур за счёт приклеивания деталей к основному листу.

Работа с бумагой в нетрадиционной технике.

Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме.

Работа с бросовым материалом.

Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берёт на себя. Поделки, включённые в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение: для игр детей; для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома; их можно использовать в качестве подарков.

Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляется определённые требования: должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию); тщательно промытым и высушенным; доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.) При работе с бросовым материалом учитывается возрастные особенности детей: Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнял педагог.

Работа с природным материалом.

Создание оригинальных картин, изделий и композиций из природного материала, - одно из любимейших занятий детства. Дошколята с увлечением мастерят поделки и сувениры из самых разных материалов – шишек, желудей, плодов каштана, початков кукурузы, крылаток клена, ягод шиповника и просто из красивых листочков и веточек, семян, крупы. Когда дети начинают мастерить из природных форм, они не сразу понимают, что их замыслы и желания ограничены готовой природной формой. Они привыкли лепить из глины или пластилина, когда форму меняешь или создаешь по своему желанию, как хочешь или как можешь. Но любой природный материал уже облечен в заданную форму. Поначалу это может удивить или насторожить маленьких мастеров. Но через некоторое время они свыкаются с особенностями нового вида творчества и находят в этом несомненные достоинства. В конструировании из природного материала ребенок решает, в первую очередь, творческую задачу на создание художественного образа из готовых природных форм. Цвет и конфигурация листьев, шишек, желудей заданы изначально великим художником – природой; при этом они настолько естественны и гармоничны, что красивы в любых сочетаниях.

Поделки  из крупы.

Для детей дошкольного возраста полезно развивать мелкую моторику. Перебирать

предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения , конечно, важно. Но

деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу.

Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане.

С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы,

дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими

материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзья.

3.2. Перспективный план занятий

I ГОД ОБУЧЕНИЯ

Средняя группа (возраст детей 4-5 лет)

СЕНТЯБРЬ

Мониторинг умений и навыков воспитанников на начало учебного года.

                                                             Занятие №1

Игра-беседа «Условия безопасной работы».

ОКТЯБРЬ

                                                                    Занятие №2

«Мышка» Цель: учить детей создавать поделку из природного материала, передавая их характерные особенности. Воспитывать интерес и любовь к природе, умение начатое дело доводить до конца, творчество. Материал: засушенные листья липы и рябины, клей, кисти.

Занятие №3

«Грибочки на полянке» Цель: учить создавать композицию из природного материала (каштаны и желуди). Воспитывать интерес к конструированию из природных материалов; воспитывать любовь к природе.

Материал: каштаны, желуди, пластилин, картон круглой формы.

Занятие №4

Аппликация из листьев «Рыбки». Цель: учить создавать образ рыб из сухих листьев; развивать умение составлять композицию из 2-3 рыб. Воспитывать интерес к морским обитателям.

Материал: сухие листья, клей, салфетки.

Занятие №5

«Ежик». Цель: учить создавать образ ежа из сосновой шишки, путем добавления некоторых частей из пластилина. Воспитывать любовь к животным, желание им помогать.

Материал: сосновая шишка, пластилин, семена гороха.

НОЯБРЬ

Занятие 6

«Яблочки на дереве»

Цель: учить детей работать с бумажными салфетками разного цвета. Воспитывать желание делать поделки.

Материал: картон с трафаретом, клей, кисточка, салфетка бумажная.

Занятие №7

«Листопад»
Цель: учить детей работать с бумажными салфетками разного цвета (желтая, зеленая, оранжевая, красная). Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.

Материал: картон, трафарет, клей, кисть, салфетки бумажные.

Занятие №8

«Золотая осень» Цель: Научить детей лепить из пластилина деревья, передавая форму ствола, веточек, размещать на веточках семена, подбирая их по размеру. Воспитывать художественный вкус, развивать фантазию. Материал: горох, зерна кукурузы, семена тыквы, кабачков, пластилин, картон.

Занятие №9

«Груша»
Цель: учить детей работать с крупами и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: картон с трафаретом, клей, кисточка, пшено.

ДЕКАБРЬ

Занятие №10

«Грибок»
Цель: учить детей работать с крупами и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: картон с трафаретом, клей, кисточка, крупа.

Занятие №11

«Снежинка»

Цель: активизировать творческий интерес, активизировать положительные эмоции. Формировать умение создавать композицию из отдельных подготовленных деталей. Развивать мелкую моторику рук. Поощрять желание воплощать собственные идеи.

Материалы: клей белый, втулка от туалетной бумаги, порезанная на колечки, гуашь, кисточки для рисования, салфетка, клеёнка.

Занятие №12

«Снежинка» (продолжение)

Занятие №13

«Новогодняя елочка»

Цель: активизировать творческий интерес, активизировать положительные эмоции. Формировать умение создавать композицию из стружек от цветных карандашей. Поощрять желание воплощать собственные идеи.

Материалы: картон, клей, стружки от цветных карандашей, готовые украшения (серпантин, звездочки).

ЯНВАРЬ

Занятие №14

Новогодняя игрушка «Ангелочек»
Цель: учить детей работать с ватными дисками, клеем и пластилином. Планировать ход выполнения работы. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: ватные диски, нить, пластилин, клей, кисть.

Занятие №15

«Снеговик»

Цель: учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: картон, трафарет, клей, кисть, вата.

Занятие №16

«Овечка»
Цель: учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: картон, трафарет, клей, кисть, вата.

Занятие №17

«Котенок»

Цель: учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: картон, трафарет, клей, кисть, вата.

ФЕВРАЛЬ

Занятие №18

«Валентинка» Цель: учить детей работать с бумажными салфетками разного цвета (желтая, зеленая, оранжевая, красная). Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать интерес к техникам оформления. Способствовать развитию творчества. Материалы: картон трафарет, кисти, клей, ножницы, салфетки.

Занятие №19

«Подарок папе» Цель: развивать у детей творческое воображение, художественный вкус, фантазию. Совершенствовать мелкую моторику. Воспитывать интерес к художественному творчеству.

Материал: цветной картон, цветная бумага, клей, кисти, ножницы.

Занятие №20

«Грузовик» Цель: учить конструировать  грузовую машину, используя небольшие коробки. Дополнять образ грузовика мелкими деталями. Совершенствовать мелкую моторику, развивать конструктивные способности, воображение. Материал: небольшие коробочки, клей ПВА, кисти, цветная бумага.

Занятие №21

«Подарок маме»

Цель: учить детей составлять композицию из готовых форм по образцу; развивать умение работать самостоятельно, повторять определенную последовательность в узоре; развивать глазомер, мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность, усидчивость во время работы; воспитывать любовь к маме, желание дарить подарки.

Материал: заготовки к композиции из цветной бумаги, клей, кисти.

МАРТ

Занятие №22

«Узор на тарелочке» Цель: научить составлять узор на круге, равномерно прикрепляя семена на пластилин, чередовать цвета. Воспитывать художественный вкус, развивать фантазию. Материал: семечки арбуза, дыни, кабачка, зерна кукурузы, гороха, фасоли, пластилин, картон.

Занятие №23

«Цыпленок из мятой бумаги»

Цели: заинтересовать детей работать с бумагой, развивать детское восприятие, дающее различные ощущения и впечатления.

Материал: двусторонняя цветная бумага А4, клей; листы бумаги, карандаши, ножницы, кисти.

                                                           Занятие №24

«Забавные мышки»

Цель: учить детей составлять образ из бумажных заготовок, продолжать совершенствовать конструктивные навыки и умения: соединение частей при помощи клея, дополнять изображение деталями. Воспитывать у детей самостоятельность и интерес к работе с бумагой.

Материал: бумажные заготовки из цветной бумаги, клей, черная самоклеющаяся бумага, кисти.

Занятие №25

«Птичка»

Цель: учить создавать из бумаги объёмную фигуру – птицу. Закреплять навыки составлять образ из бумажных заготовок. Воспитывать художественный вкус, аккуратность.

Материал: бумажные заготовки из цветной бумаги, клей, черная самоклеющаяся бумага, кисти.

АПРЕЛЬ

Занятие №26

«День космонавтики»

Цели: продолжать учить выполнять объемную аппликацию. Воспитывать чувства патриотизма, чувства гордости за родину, желание узнавать все больше о Космосе, аккуратно работать с клеем и кистью.

Материал: цветной картон, заготовки звездочки и огонь, форма ракеты для вырезания, ножницы, клей, кисти.

Занятие №27

«Ромашка белая».

Цель: продолжать учить детей работать с цветной бумагой. Развивать творческое воображение, мышление, фантазию. Воспитывать у детей аккуратность в работе. Закрепить умение работать с тонкими полосами бумаги. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал: картинки с изображением ромашки, клей карандаш, тонкие полосы белой бумаги, жёлтые картонные круги для серединок.

Занятие №28

«Одуванчики» Цель: учить выполнять одуванчики из ватных палочек. Воспитывать у детей эстетический вкус и умение получать удовлетворение от проделанной работы. Материал: картон, заготовки листиков и стебелька одуванчика, пластилин желтого цвета, ватные палочки, предварительно выкрашенные в желтый цвет.

Занятие №29

«Цыпленок» Цель: создавать условия для формирования у детей умений украшать создавать поделку к празднику. Развивать мелкую моторику, творческое мышление и воображение. Воспитывать интерес к русским пасхальным традициям. Материал: пшено, яйцо из киндер-сюрприза, пластилин, глазки, клювик.

МАЙ

Занятие №30

«Истребитель»

Цель: учить собирать оригинальные по конструктивному решению модели. Совершенствовать умение работать с нетрадиционными материалами. Развивать у детей творческие способности в процессе    конструирования. Воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто  защищал Родину.

Материал: контейнер от киндера-сюрприза, самоклеющаяся бумага, заготовки звезд и вентилятора и хвоста самолета.

Занятие №31

«Божья коровка»

Цели: заинтересовать детей работать с бумагой, развивать детское восприятие, дающее различные ощущения и впечатления.

Материал: двусторонняя цветная бумага А4, клей; листы бумаги, черный фломастер.

                                                            Занятие №32

«Моя любимая игрушка» Цель: учить создавать полу объемное изображение предмета из соленого теста; развивать мелкую моторику, координацию и согласованность рук; внимание, творческие способности.

Материал: соленое тесто разного цвета, стеки, доска, картон.

Мониторинг умений и навыков воспитанников на конец учебного года.

II ГОД ОБУЧЕНИЯ

Старшая группа (возраст детей 5-6 лет)

СЕНТЯБРЬ

Мониторинг умений и навыков воспитанников на начало учебного года.

Занятие №1

Игра-беседа «Условия безопасной работы».

ОКТЯБРЬ

Занятие №2

«Овощи» Цель: научить детей лепить из пластилина овощи по заготовки силуэтам, соблюдая симметрию. Закрепить умение расплющивание, разглаживание. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Материал: зеленая и оранжевая чечевица, горох, семечки тыквы, арбуза подсолнечника, пластилин, стека, плотный картон зеленого цвета.

Занятие №3

«Ежик в лесу» Цель: закреплять умение детей создавать поделку из природного материала, передавая их характерные особенности. Воспитывать интерес и любовь к природе, умение начатое дело доводить до конца, творчество. Материал: трафарет силуэта ежика, семена клена, засушенные листья, клей, кисти.

Занятие №4

«Грибы на поляне»
Цель: научить лепить из пластилина грибы разного размера, передавая их характерные особенности. Воспитывать интерес и любовь к природе, умение начатое дело доводить до конца, творчество. Материал: серная и зеленая чечевица, пластилин, одноразовая тарелка, засушенные листочки деревьев.

Занятие №5

«Грибы на поляне» (продолжение)

НОЯБРЬ

Занятие №6

«Ветка рябины» Цель: Формировать умение детей работать с разным материалом (салфеткой), планировать свою работу. Закрепить приметы зимы. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Материал: картон, трафарет, салфетка белая, красная, клей ПВА, кисть, клеенка.

Занятие №7

«Змейка» Цель: совершенствовать умение работы с бумагой, ножницами и клеем. Вызывать интерес к изготовлению змейки  из бумаги. Развивать творческие способности, эстетический вкус, желание участвовать в оформлении группы.

Материал: зеленая цветная бумага разлинованные на полоски, ножницы, клей, самоклеющаяся бумага для оформления работы.

Занятие №8

«Лебедь из бумажных полосок» Цель: совершенствовать умение работы с бумагой, ножницами и клеем. Вызывать интерес к изготовлению птицы из бумаги. Развивать творческие способности, эстетический вкус, желание участвовать в оформлении группы.

Материал: белые листы А4 разлинованные на полоски, ножницы, клей, картон для оформления работы, готовый шаблон лебедя

Занятие №9

«Корзина с фруктами» Цель: учить выполнять поделку в технике лепки из соленого теста.  Развивать умение создавать полу объемную корзину с фруктами, развивать чувство композиции, цветовое восприятие, формировать умение передавать в работе характерные особенности внешнего вида фруктов (яблоко, сливы, груша, виноград».

Материал: разноцветное соленое тесто, лист цветного картона, стека.

ДЕКАБРЬ

Занятие №10

«Новогодняя елочка»

Цель: активизировать творческий интерес, активизировать положительные эмоции при выполнении объемной аппликации. Формировать умение создавать композицию из мятой бумаги. Поощрять желание воплощать собственные идеи.

Материалы: картон, клей, цветная бумага.

Занятие №11

«Новогодняя елочка» (продолжение)

Занятие №12

«Новогодний венок»

Цель: активизировать творческий интерес, активизировать положительные эмоции при выполнении подарка к новому году. Поощрять желание воплощать собственные идеи.

Материалы: картонное кольцо, клей, цветная бумага.

Занятие №13

«Новогодний венок» (продолжение)

ЯНВАРЬ

Занятие №14

«Снеговик»

Цели: заинтересовать детей работать с бумагой, выполнять поделку из мятой бумаги, развивать детское восприятие, дающее различные ощущения и впечатления. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: картон, бумага белая, бумага цветная, клей, кисть.

Занятие №15

«Заинька»
Цель: учить выполнять работу из бросового материала (ваты и бочонка от киндер сюрприза, дополнять изображения характерными особенностями. Развивать у детей мелкую моторику. Воспитывать интерес к работе из бросового материала.

Материал: контейнеры от киндер - сюрприза, вата, кисти, клей, цветная бумага (белого, розового, черного цвета).

Занятие №16

«Елочка в снегу»

Цель: продолжать учить детей работать с ватными дисками и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: картон, ватные диски, клей, кисть, синяя гуашь.

Занятие №17

«Улица нашего села» Цель: учить создавать транспорт , используя различные коробочки небольшого размера. Дополнять предмет не достающими деталями (фары, окошки, двери). Развивать творчество, фантазию. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: коробочки небольшого размера, клей, кисти, цветная бумага.

ФЕВРАЛЬ

Занятие №18

«Валентинка» Цель: учить детей украшать поделку цветами из трубочек для коктейля. Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать интерес к техникам оформления. Способствовать развитию творчества. Материалы: заготовка сердечка, трубочки для коктейля, ножницы, двойной скотч.

Занятие №19

Занятие №20

«Поздравительная открытка папе» Цель: продолжать учить украшать поделку трубочками для коктейля, развивать у детей творческое воображение, художественный вкус, фантазию. Совершенствовать мелкую моторику. Воспитывать интерес к художественному творчеству.

Материал: трубочки для коктейля, пластилин.

Занятие №21

«Цветок для мамы» Цель: учить аккуратно создавать букет из веточек туи и желтых шариков из салфетки. Воспитывать любовь к маме, желание дарить подарки.

Материал: желтые салфетки, веточки туи, клей ПВА, влажная губка, одноразовая тарелка.

МАРТ

                                                         Занятие №22

«Подснежники»

Цель: научить детей делать подснежники. Формировать бережное отношение к природе. Закрепить представление о подснежниках. Развивать мелкую моторику. Воспитывать у детей усидчивость, внимание, самостоятельность. Материал: пластиковые белые ложечки, пластилин, ножницы, пластиковые трубочки для коктейля, зеленая бумага.

Занятие №23

«Ежик»

Цель: учить создавать объёмную фигуру – ежика. Закреплять навыки составлять образ из стружек от коричневого карандаша. Воспитывать художественный вкус, аккуратность.

Материал: шаблон фигуры ежика, стружка от коричневого карандаша, клей, цветные карандаши.

Занятие №24

«Веселые осьминожки» Цель: учить создавать образ морского обитателя – осьминожку. Закреплять умение работать с картоном, нитками. Развивать внимание, координацию рук, творческие способности.

Материал: картонный шаблон, нитки, цветная бумага.

Занятие №25

«Смешная пчелка» Цель: учить создавать образ насекомых из флакончиков из под киндера. Развивать творческие способности, воображение, воспитывать любовь к природному миру, миру насекомых.

Материал: флакон из под киндера, ватные диски, гуашь, тонкие кисти.

АПРЕЛЬ

Занятие №26

«Ракета»

Цели: учить резать ножницами по линии, аккуратно работать с клеем и кистью. Воспитывать чувства патриотизма, чувства гордости за родину, желание узнавать все больше о Космосе.

Материал: цветной картон, фольга, фтулка от туалетной бумаги, самоклеющаяся бумага, ножницы, клей, кисти.

Занятие №27

«Рыбка» Цель: познакомить с новым материалом для аппликации - яичной скорлупой и техникой работы. Привить знания, навыки, практические умения по работе с бросовым материалом. Развивать эстетические чувства, познавательные интересы. Воспитывать ответственность. Материал: яичная скорлупа, краски, картон, клей, кисти.

Занятие №28

«Пасхальное яйцо» Цель: закреплять умение изготавливать поделку из яичной скорлупы. Привить знания, навыки, практические умения по работе с бросовым материалом. Развивать эстетические чувства, познавательные интересы. Воспитывать интерес с православным праздникам. Материал: яичная скорлупа, краски, цветная бумага, клей, кисти.

Занятие №29

«Пасхальное яйцо» (продолжение)

МАЙ

Занятие №30

«Голубь мира» Цель: учить собирать оригинальные по конструктивному решению модели. Совершенствовать умение работать с нетрадиционными материалами. Развивать у детей творческие способности в процессе конструирования. Воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто  защищал Родину.

Материал: белая одноразовая тарелка, самоклеющаяся бумага, цветная бумага, трубочки для коктейля.

Занятие №31

«Ромашка» Цель: учить выполнять цветы из ватных палочек. Воспитывать у детей эстетический вкус и умение получать удовлетворение от проделанной работы. Материал: картон, заготовки листиков и стебелька одуванчика, пластилин желтого цвета, ватные палочки.

Занятие №32

«Скоро лето!»

Цель: учить создавать коллективную композицию из разноцветной гальки. Развивать моторику рук, чувство композиции, цветовое восприятие. Воспитывать любовь к окружающей природе.

Мониторинг умений и навыков воспитанников на конец учебного года.

III ГОД ОБУЧЕНИЯ

Подготовительная к школе группа (возраст детей 6-7 лет)

СЕНТЯБРЬ

Мониторинг умений и навыков воспитанников на начало учебного года.

Занятие №1

Игра-беседа «Условия безопасной работы».

ОКТЯБРЬ

Занятие №2

«Грибная корзина» Цели: закреплять умение детей работать с бумагой, выполнять поделку из мятой бумаги, развивать детское восприятие, дающее различные ощущения и впечатления. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: картон, бумага цветная, клей, кисть.

Занятие №3

«Наш аквариум» Цели: закреплять умения детей работать с бумагой, выполнять поделку из мятой бумаги, создавать овальную форму рыбки. Развивать детское восприятие, дающее различные ощущения и впечатления. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: картон, бумага цветная, клей, кисть.

Занятие №4

«Белочка»
Цель: закреплять умение детей создавать поделку из природного материала, передавая их характерные особенности. Воспитывать интерес и любовь к природе, умение начатое дело доводить до конца, творчество. Материал: трафарет силуэта белочки, семена клена, гречневая крупа, горох, скорлупка грецкого ореха, клей, кисти.

Занятие №5

«Осенний букет»
Цель: закреплять умение детей создавать поделку из природного материала, передавая радостное настроение. Воспитывать интерес и любовь к природе, умение начатое дело доводить до конца, творчество. Материал: картон, засушенные цветы, листья деревьев и кустарников, клей, кисти.

НОЯБРЬ

Занятие №6

«Веселый ежик» Цель: закреплять умение детей создавать поделку из природного материала, передавая их характерные особенности. Воспитывать интерес и любовь к природе, умение начатое дело доводить до конца, творчество. Материал: картон с силуэтом ежика, семена клена, гречневая крупа, горох, семечки арбуза и подсолнечника, засушенные листья деревьев, клей, кисти.

Занятие №7

«Осеннее дерево» Цель: закреплять умение детей создавать поделку из природного материала, передавая радостное настроение осени. Воспитывать интерес и любовь к природе и творчеству. Материал: картон, засушенные цветы нарезанные ножницами, клей, кисти, гуашь.

Занятие №8

«Барашек»

Цель: закреплять умение детей работать с крупами и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: картон с трафаретом, клей, кисточка, рис.

Занятие №9

Топиарий «Цветочное дерево»

Цель: учить создавать топиарий, используя салфетки разных цветов; развивать композиционные умения и навыки; мелкую моторику рук, цветовое восприятие. Воспитывать любовь и уважение к маме, желание сделать для нее приятный подарок.

Материал: коробочка средних размеров, шпажки, салфетки разного цвета, лента.

ДЕКАБРЬ

Занятие №10

«Снежинка»

Цель: закреплять умение изготавливать новогоднюю объемную снежинку. Развивать моторику рук и глазомер. Воспитывать самостоятельность, инициативность, аккуратность. Воспитывать интерес к изготовлению поделки своими руками.

Материалы: цветная бумага, клей, кисти, ножницы.

Занятие №11

«Новогодняя елочка»

Цель: активизировать творческий интерес, активизировать положительные эмоции. Закреплять умение создавать композицию из трубочек для коктейля. Поощрять желание воплощать собственные идеи.

Материалы: картон, клей, трубочки для коктейля разных цветов.

Занятие №12

«Новогодняя открытка»

Цель: закреплять умение изготавливать новогодний подарок в технике скатывания салфеток. Развивать глазомер и мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, инициативность, усидчивость, аккуратность в работе. Вызывать желание сделать поделку своими руками.

Материалы: картинки Деда Мороза и Снеговика, простой карандаш, салфетки разного цвета, ножницы, кисточка, клей, тарелочка для клея, фломастеры, лист голубой бумаги; манная крупа, выкрашенная разного цвета.

Занятие №13

«Новогодний открытка» (продолжение)

ЯНВАРЬ

Занятие №14

«В лесу родилась елочка»

Цели: учить детей изготавливать поделку, в технике свертывания и гофрирования салфеток. Развивать творческие способности, фантазию, аккуратность. Способствовать стремлению достичь высоких результатов, доводить начатое дело до конца. Материал: картон, салфетки, ножницы, карандаши, клей, кисть.

Занятие №15

«В лесу родилась елочка» (продолжение)

Занятие №16

«Дедушка Мороз».

Цель: учить создавать изображение деда Мороза из соленого теста. Развивать цветовое восприятие, мелкую моторику рук, формировать умение доводить начатое дело до конца. Воспитывать интерес к работе с пластичными материалами.

Занятие №17

«Котенок»

Цель: закреплять умение детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: картон, трафарет, клей, кисть, вата.

ФЕВРАЛЬ

Занятие №18

«Валентинка» Цель: прививать детям интерес к изготовлению подарков своими руками. Развить творческие способности у детей. Совершенствовать умение нарезать ровные полоски по линиям. Развивать мелкую моторику рук, воображение и фантазию у детей. Воспитывать эстетический вкус у детей. Материалы: клей, цветная двухсторонняя бумага розового, желтого, голубого, зеленого и красного цвета, коктельная трубочка, толстая нитка.

Занятие №19

«Поздравительная открытка папе» Цель: изготовление праздничной открытки с использованием цветной бумаги и конфетти, развивать творческие способности у детей, Развивать мелкую моторику, художественный вкус. Воспитывать аккуратность во время выполнения работы.

Материал: цветной картон цветная, конфетти из цветной бумаги, белая бумага, клей, кисти, ножницы, готовые трафареты для окон и колес.

Занятие №20

Оригами «Щенок»

Цель: учить складывать поделку из цветной бумаги, украшать  изображение мелкими деталями (глаза, нос, рот). Развивать умение работать в технике «оригами», развивать моторику рук, воспитывать любовь к домашним животным, желание помочь им.

Материал: квадрат коричневого цвета, мелкие детали: рот, нос, глаза; клей ПВА, кисточка.

Занятие №21

«Тюльпаны для мамы» Цель: закреплять умение аккуратно создавать поделку из бросового материала. Воспитывать любовь к маме, желание дарить подарки.

Материал: гофрированная красная и зеленая бумага, зеленый скотч, ножницы, одноразовые ложечки.

МАРТ

Занятие №22

«Цветок для  моей бабушки»

Цель: учить создавать изображение цветка из соленого теста. Развивать умение работать с пластичными материалами, добиваться сходства с полевым или садовым цветком, развивать моторику рук, воображение, творческий потенциал.

Материал: разноцветное соленое тесто, шпажка, цветная лента, стека.

Занятие №23

«Зайчик»

Цели: учить детей выполнять поделку из полиэтиленовых пакетов. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать фантазию, усидчивость, аккуратность, умение доводить начатое дело до логического завершения.

Материал: полиэтиленовые пакеты, два шаблона круглой формы с прорезью внутри, ножницы, нитка, глазки.

Занятие №24

«Зайчик» (продолжение)

Занятие №25

«Веселые шуршунчики»

Цели: учить детей выполнять поделку из полиэтиленовых пакетов. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитание усидчивости, аккуратности, умения доводить начатое дело до логического завершения.

Материал: полиэтиленовые пакеты, два шаблона круглой формы с прорезью внутри, ножницы, нитка.

АПРЕЛЬ

Занятие №26

«Ракета»

Цель: закреплять умение изготавливать поделку из яичной скорлупы. Привить знания, навыки, практические умения по работе с бросовым материалом. Развивать эстетические чувства, познавательные интересы. Воспитывать чувства патриотизма, чувства гордости за родину, желание узнавать все больше о Космосе. Материал: яичная скорлупа, краски, цветной картон, цветная бумага, клей, кисти.

Занятие №27

«Ромашки» Цель: закреплять умение изготавливать цветы из бросового материала. Воспитывать у детей эстетический вкус и умение получать удовлетворение от проделанной работы. Материал: пластилин, одноразовые ложечки, цветная бумага, трубочки для коктейля.

Занятие №28

«Зонтик» Цель: активизировать творческий интерес, активизировать положительные эмоции. Закреплять умение создавать композицию из стружек от цветных карандашей. Поощрять желание воплощать собственные идеи.

Материалы: картон, клей, стружки от цветных карандашей.

Занятие №29

«Весна» Цель: активизировать творческий интерес, активизировать положительные эмоции. Закреплять умение создавать композицию из стружек от цветных карандашей. Поощрять желание воплощать собственные идеи.

Материалы: картон, клей, стружки от цветных карандашей.

МАЙ

Занятие №30

«Поздравительная открытка ветеранам» Цель: изготовление праздничной открытки с использованием цветной бумаги и конфетти, развивать творческие способности у детей, Развивать мелкую моторику, художественный вкус. Воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто  защищал Родину. Материал: цветной картон цветная, конфетти из цветной бумаги, белая бумага, клей, кисти, ножницы, готовые трафареты для окон и колес.

Занятие №31

«Бабочка»

Цель: закреплять умение детей создавать поделку из природного материала, передавая радостное настроение. Воспитывать интерес и любовь к природе, чувство прекрасного. Материал: картон, засушенные цветы, листья деревьев и кустарников, клей, кисти.

Занятие №32

«Божья коровка и пчелка».

Цель: учить создавать изображение божьей коровки и пчелки из пластмассовых крышек. Развивать воображение, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, развивать моторику, творческие качества. Воспитывать любовь ко всему живому.

Материал: пластиковые крышки, гуашевые краски, детали глаз, кусочки  прозрачного  пластика.

3.3. Взаимодействие с родителями.

В  семье и коллективе ребёнок впервые познаёт себя и мир вокруг. Важным моментом художественного развития детей является условия , при которых задаётся общее направление , согласованность в действиях воспитателя и родителей. Прежде всего, это благоприятный климат в семье и группе, уважительное отношение к художественным проявлениям ребёнка, как  бы просты и наивны они ни были. Беседы руководителя кружка «Пчелка» с родителями показывают , что во многих семьях взрослые увлекаются выполнением различных изделий для украшения быта. Этим родителям педагог может предложить участвовать в творческих тематических выставках, организуемых  в группе, выполненные  совместными усилиями родителей и детей. Темы выставок могут быть такими:

1.  « Осень, осень, в гости просим».

2. « Талантливые родители – талантливые дети» ( вязание, плетение, ткачество, вышивка, шитьё )

Проводя индивидуальную работу с родителями , педагог побуждает их быть более активными в создании дома атмосферы творчества, в организации совместных с детьми занятий по рукоделию, по изготовлению поделок из самых разных по качеству и фактуре материалов. Он рекомендует им проводить семейные праздники вместе с детьми и приглашать на них соседей или знакомых ( тоже с детьми).

Оформление и художественная часть такого семейного торжества продумывается и обсуждается заранее.  В обсуждении должен принять участие каждый член коллектива. Кто-то, например, рисует, вырезает и склеивает фигурные маски, шапочки для выступления. Другие готовят сувениры для каждого участника праздника. Эта работа может быть сделана детьми заранее , когда у них есть время продумать сюжет, выбрать соответствующий материал, качественно выполнить изделие. Совместными усилиями  составляется программа действий, распределяется объём работ на каждого  участника праздника.

           Задачи  работы   руководителя  кружка «Пчелка» по взаимодействию с родителями :                                                                                                

  • Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
  • Объединить усилия для развития у детей художественного творчества и конструктивных способностей ;
  • Создать атмосферу взаимопонимания , общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки ;
  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей ;
  • Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципы взаимодействия  руководителя кружка «Пчелка» с родителями :

  • Доброжелательный стиль общения педагога с родителями .
  • Индивидуальный подход.
  • Сотрудничество ,а не настойчивость.
  • Серьёзная подготовка.                                                                                                (Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьёзно готовить).
  • Динамичность.

    Мероприятия , проводимые руководителем кружка «Пчелка», для родителей:

  • «День открытых  дверей»

( Посещение родителями занятий кружка «Пчелка» ).

  • Мастер-класс «Игрушки для кукольного театра своими руками»

     

                                     Темы  консультаций для родителей:

 «Первые шаги в работе с бумагой в  освоении техники «Оригами».

 «Как воспитать творческую личность».

 « Истоки  рукоделия» .

                                         Конкурсы и проекты :

  1. Конкурс  поделок   «Золотая осень».

Совместное с детьми изготовление поделок из природного материала.

      2.Проект «Дерзайте -  вы талантливы!»

( Родители совместно с ребёнком изготавливают поделку,  затем на защите проекта рассказывают ,что  понадобилось для изготовления поделки, какие этапы изготовления поделки ,для чего они изготовили поделку, придумывают оригинальное название своей поделке , стихотворение ).

3.Проект «Этот День Победы».

     ( Родители совместно с ребёнком , участвуют в конкурсе рисунков и создании макетов к празднику). Совместное оформление газеты «Помним! Гордимся!»

      4.Творческий проект « Наше лето».

(В проекте принимают участие и дети , и взрослые. В  составлении альбома «Наше лето» используются  рассказы детей о летнем отдыхе, рисунки детей и взрослых ,  аппликационная работа детей и взрослых , работа с природным материалом, фотографии, ракушки , камушки , стёклышки .

     

4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

4.1. Перечень учебно-методического обучения

Для реализации программы оборудована группа, в которой имеются в наличии 6 детских столов разных размеров, 26 детских стульев разных размеров, стол взрослый - 1 шт, стул взрослый - 1 шт, доска магнитно-маркерная, мольберт, полка и стенд для выставочного материала, шкаф для материалов.

4.2. Мониторинг освоения воспитанниками программными

умениями и навыками

Критерии качества освоения ребенком ручного труда

  1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
  2. Владеет приемами работы с различными материалами.
  3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
  4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
  5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
  6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
  7. Выполняет работу по замыслу.
  8. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
  9. Показывает уровень воображения и фантазии.
  10. Использует в работе разные способы ручного труда.

Определяется 2 уровня: начало года и конец года.

Все результаты, которые должны достигнуть воспитанники, определяются программой. Они планируются и разрабатываются по годам обучения.

Методы определения результативности деятельности воспитанников:

- Анализ творческих достижений воспитанников (начало-конец учебного года);

- Тестовые, контрольные задания детям (творческие и практические).

Уровни оценка умений и навыков воспитанников:

Н (низкий) - не справляется с программой (1-3) по 10 бальной шкале.

С (средний) - справляется, при выполнении упражнений и заданий

требуется помощь педагога или частичная помощь педагога (4-7) по 10 бальной шкале.

В (высокий) - справляется самостоятельно (7-10) по 10 бальной шкале.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Работа с нетрадиционными материалами в детском саду» И.В. Новикова, Издательство ООО «Академия развития», 2012 г.
  2. «Чудеса для детей из ненужных вещей», М.И. Нагибина, Ярославль «Академия Развития», 1998 г.
  3. «Мозаика из круп и семян» Г.И. Перевертень, Издательство «Сталкер», 2006 г.
  4. «Аппликация из семян» З.Д. Коваленко, Издательство «Мозаика-синтез», 2004 г.
  5. «Поделки из коктейльных трубочек» П. Хоффман, Издательство «АРТ родник», 2007 г.
  6. «Подарки к праздникам» Г.Н. Давыдова Издательство «Скрипторий 2003», 2011 г.
  7. «Коллекция идей» Р. Туфкрео, М. Кудейко, Издательство «Линка-Пресс», 2004 г.
  8. «Мастерим вместе с детьми. Чудесные поделки из чего угодно»; О. В. Пойда, Издательство: «Олма Медиа Групп», 2013 г.
  9. «Детское творческое конструирование»; Л.А.Парамонова; Издательство «Академия», 2002 г.
  10. «Художественный труд в детском саду»; И.А.Лыкова; Издательство «Карапуз Сфера», 2008 г.
  11. «Конструировании и ручной труд в детском саду»; Л.В.Куцакова; Издательство «Просвещение», 1990 г.
  12. Основная  общеобразовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» научные редакторы Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильева, издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по ручному труду " Волшебный мир оригами"

Цель программы - Развитие творческих способностей детей в процессе занятий техникой оригами....

Программа кружка по ручному труду с нетрадиционными материалами "Умелые ручки".

Программа кружка "Умелые ручки" расчитана на работу с детьми 4-7 лет. Работа производится с нетрадиционными материалами, что способствует творческому развитию детей....

Рабочая программа кружка по ручному труду "Умелые ручки"

·         Программа кружка по ручному труду ориентирована на достижение психологического раскрепощения, реализацию творческого потенциала детей, воображения, фа...

Программа кружка по ручному труду в средней группе.

Пластилинография является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша.        …Тема кружковой работы является актуальной,...

программа кружка по ручному труду

quot;Творческая мастерская"...

Программа кружка по ручному труду "Бумажное кружево"

Программа кружка по ручному труду "Бумажное кружево"...

Рабочая программа кружка по ручному труду "Затейники" в старшей группе

Программа для старшей группы, включающая занятия по квиллингу, лепке, мыловарению...