Творческо - игровой проект "Мы играем в куклы"
проект (старшая группа)

Творческо - игровой проект "Мы играем в куклы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_igraem_v_kukly_proekt.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

Государственно бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №26 компенсирующего вида          

 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Творческо – игровой проект

«Мы играем в куклы»

Старшая группа

Воспитатели: Клишкова Е.В.

Орехова И.А.

Учитель – логопед Ежова Т.П.

Музыкальный руководитель Зацепина Е.В.

Павловск

Кукла - это радость, кукла - это сказка,
Кукла - это детство, что вернётся вдруг...,
С куклой очень дружат и любовь и ласка.
Кукла - это значит доброта вокруг.

                                                                                        Людмила Покровская

   Актуальность.

Пожалуй, самая главная игрушка для детей всех возрастов - это кукла. В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики. Разнообразие кукол столь велико, что его трудно привести в какую-то систему, дать классификацию или типологию кукольного мира. Куклы отличаются по материалу и сложности изготовления, по внешнему виду и своей роли в игре. Куклы могут быть сделаны из самого разного материала. Они бывают тряпичными, пластмассовыми, фарфоровыми, резиновыми, деревянными, пластиковыми и пр. Бывают разного размера - от крохотных пупсиков до огромных "девиц", ростом с 5-летнего ребенка. Куклы могут изображать людей всех возрастов: младенцы, малыши, дети-дошкольники. И, наконец, они могут различаться по характеру, что собственно и определяет суть игры и роль самой куклы в этой игре. Кукла по сути своей - отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей, вкладывает в уста куклысвои слова, мысли, переживания, через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке - красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом.

Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Каждое поколение, развиваясь из своего детства, своего культурного типа и одновременно преодолевая его, оставляет в наследство другому поколению «куклу-знак». Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно.

Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим нравственному воспитанию детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является партнёром по общению в игре. Через игры с куклами дети входят в жизнь полноправными членами общества.

Постановка проблемы

Современные дети не смотря на обилие игрушек в магазине стали играть не меньше, а хуже. Качество игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм - шалостей, проказ, забав...

Анализ игровой деятельности детей нашей группы выявил, что по- прежнему самой популярной игрой является кукла. Кукла – одна из немногих, которую ребёнок выбирает сам, и потому способы игры с ней продиктованы его фантазией, воображением, выдумкой. В игре раскрывается динамика образа куклы, её субъективно – объективный смысл. Для каждого ребёнка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности.

 В своём проекте мы хотим расширить знания о современной кукле, научить детей использовать куклу по назначению в игровой деятельности, сформировать личностные качества.

Мы включаем кукол в жизнь детей, делаем участниками детской жизни. Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются или едят, хвалит, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятии. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, куклу раздевают и укладывают в кровать, прощаются с ней. В игре, при придумывании диалогов, кукла способствует развитию устной речи, увеличение его словарного запаса. В игре с куклами развивается мелкая моторика ребёнка. Держа в руках игрушки и имея дело с декорациями, ребята визуально и сенсорно познают большое и маленькое, высокое – низкое.

 

Работа по теме проекта «Мы играем в куклы» реализуется через образовательные области:

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Цель проекта:

Побуждение интереса к кукле, обогащение и систематизация знаний детей, родителей и педагогов о кукле.

 Задачи проекта:

С детьми:

познакомить с разнообразием кукол (принадлежность, материал, величина; народные и современные);

- учить игре с куклой, выполнению игровых действий;

- учить создавать простейшие куклы из пластических материалов, ткани;

в процессе игры с куклами создавать условия для инициативного общения ребенка со сверстниками и взрослыми;

формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;

учить простейшим формам речевого этикета;

формировать основы гендерной принадлежности;

обогащать представления детей о своем прошлом и настоящем.

 С родителями:

 - способствовать осознанию родителями роли игры с куклой в нравственном становлении личности детей;

- создавать условия для участия родителей в жизни группы, используя их творческий потенциал;

- способствовать развитию родительско-детских отношений.

         

Участники проекта:

Дети 5 - 6 лет (старшая группа).

Проект предусматривает активное участие родителей, детей, воспитателей, логопеда, музыкального руководителя. 

Срок реализации проекта:

Краткосрочный (апрель 2017) 

 Этапы реализации проекта:

Первый этап – подготовительный.( октябрь-март)

    Опрос детей в игровой форме на тему «Моя любимая кукла.»

    Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме;

     Определение цели и задач проекта;

     Составление плана работы над проектом.

     Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

         Подбор дидактических и развивающих игр по теме «Кукла в жизни ребёнка»;

         Разработка и реализация конспектов НОД;

         Изготовление практического материала по теме.

Второй этап – практический. (апрель)

Основные формы реализации проекта:

беседы;

- рассматривание современных и народных кукол;

- игровые занятия;

- сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры;

- продуктивная деятельность (конструирование, лепка, рисование, ручной труд);

- презентации о народной кукле;

- просмотр кукольных спектаклей  

 - знакомство с выставками музея кукол в СПб

Познавательная деятельность:

1.НОД «Путешествие в прошлое куклы», «Куклы, в которые мы играем», по ФЭМП «Наша Маша рано встала…»

2.Составление описательного рассказа о кукле.

3.Чтение художественной литературы:

4.Познакомить детей с малыми фольклорными формами и стихами: «Девочка чумазая», «Наша Маша рано встала…»

5. Просмотр мультфильмов: «Щелкунчик», «Живая игрушка»,

Художественно-творческая деятельность:

1.Рассматривание иллюстраций и картины «Дети купают куклу»

2.Лепка «Кукла в длинном платье»

3.Совместная деятельность детей и родителей «Одень куклу в необычный наряд»

4.Рисование «Укрась платье (фартук)»

5.Конструирование из бумаги «Куклы четырех времён года»

6.МУЗО: «Детский альбом» П.И.Чайковского, песенка «Мишка с куклой…», «Танцы кукол» Д.Шостаковича.

7.Конструирование из мягких модулей «Сказочный домик для куклы»

Игровая деятельность:

      1.Дидактические игры «Купаем куклу», «Кукла Оля обедает», «Накормим куклу Машу», «Кукла хочет спать», «Стирка одежды», «Кукла заболела» «Расти, коса, до пояса».

       2.Сюжетно-ролевые игры «Готовим для кукол обед», «Куклы пришли с прогулки», «К кукле в гости», «Укладываем куклу спать».

Практическая деятельность:

1.Создание коллекции кукол.

2.Создание выставки детских работ и рисунков.

3.Оформление фотовыставки по проекту.

4.Создание картотеки стихов, загадок, потешек о куклах.

5.Подбор интересных материалов для родителей по данной теме.

Двигательная деятельность:

Физкультминутки на занятиях.

Театрализованная деятельность:

Просмотр театрализованных сказок для детей «Машенька и медведь», «Почему у зайца хвост короткий», «Рукавичка», «Лиса и заяц», «Сказка про доброго паучка»

 Третий этап – обобщающий:

 1.Обобщение результатов проекта.

 2.Выставка коллекции кукол.

 3.Выставка детских работ.

 4.Открытое занятие для родителей.

 Ожидаемые результаты:

Для детей:

- обогащение впечатлений, создание положительного эмоционального настроения в процессе игры с куклами;

сформированность (адекватная возрасту детей) представлений о многообразии кукол;

- приобретенные начальные умения игры с куклой, навыки работы с пластическими материалами, развитие воображения;

- приобретенные начальные навыки социального (нравственного) поведения во взаимоотношении детей со сверстниками и взрослыми, коммуникативные умения.

 Для родителей:

сближение родителей и детей в процессе игры с куклами или создания кукол;

приобретение знаний об игрушках, способствующих развитию детей-дошкольников;

- осознание родителями важности данного периода дошкольного детства для развития отношений ребенка со сверстниками и взрослыми.

                   

 Список литературы.

1. Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа / Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2004. – 112 с.

2. Аскарова, А. Народная кукла как средство приобщения к родной культуре / А. Аскарова // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 7. – С. 117-125.

3. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду : кн. для воспит. дет. сада / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1990. – 160 с.

4. Гришина, А. Традиции народного искусства в дошкольном воспитании / А. Гришина // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 4. – С. 59-62.

5. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа(Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»: пособие / И. А. Лыкова. – М. : «Цветной мир», 2008.

6. Миназова, Г. В умелых руках «ожившая» кукла – это маленькое чудо / Г. Миназова // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 12. – С. 120-121.

7. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Т. И, Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьева. – 2-е изд. – М. : просвещение, 2011. – 111 с.

8. Цыгвинцева, О. А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления / О. А. Цыгвинцева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 80 с., цв. ил.

 

                                                                                                                                                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация и руководство самостоятельной, творческой игровой деятельностью дошкольников. Сюжетно – ролевая игра»

1.Характеристика  игровой деятельности. Игра как средство обучения самостоятельности.2. Самостоятельная деятельность3.  Предметно – развивающая среда4. Сюжетно – ролевая игра – как один из в...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА «ИГРЫ С КУКЛОЙ» Игры с куклами для детей 2-3 лет.

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА«ИГРЫ С КУКЛОЙ»Игры с куклами для детей 2-3 лет....

Проект творческий игровой «Сюжетно-ролевые игры во второй группе раннего возраста»

Проект творческий игровой «Сюжетно-ролевые игры во второй группе раннего возраста»Воспитатель:Салихова Татьяна РаузатовнаАктуальность проекта: сюжетно - ролевая игра, как и любая другая человеческая д...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ, ТВОРЧЕСКИЙ, ИГРОВОЙ ПРОЕКТ: «ЗИМНИЕ ИГРЫ, ИГРУШКИ И ЗАБАВЫ»

Содержание:1.      Визитная карточка проекта «ЗИМНИЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ»2.      Презентация проекта.3.      Описание п...

Творческий игровой проект «Коммуникативные танцы-игры, как средство социальной компетенции ребенка. Танцуем вместе»

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входя...

Конспект игрового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Квест-игра «Тайна куклы с секретом»

Конспект игрового занятия для детей старшего дошкольного возраста «Квест-игра «Тайна куклы с секретом»...