Социализация дошкольников в условиях разновозрастных групп
статья

Медведева Татьяна Александровна

В статье предоставлен опыт педагогической деятельности в организации работы старшей разновозрастной группы в условиях отдаленного от города (сельского) ДОУ. Возможность интеграции направлений работы дошкольной образовательной организации, формы работы по разновозрастному взаимодействию детей дошкольного возраста.Затронута проблема приобщения детей дошкольного возраста данной категории  к социальному миру.

Презентация "Социализация дошкольников в условиях разновозрастных групп"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedchteniya_medvedeva_t.a.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение « № 31 « Аленушка» города Лесосибирска»

Социализация дошкольников в условиях разновозрастных групп ДОУ

                                                                      Медведева Т.А.

Аннотация. В статье предоставлен опыт педагогической деятельности в организации работы старшей разновозрастной группы в условиях отдаленного от города (сельского) ДОУ. Возможность интеграции направлений работы дошкольной образовательной организации, формы работы по разновозрастному взаимодействию детей дошкольного возраста. Затронута проблема приобщения детей дошкольного возраста данной категории  к социальному миру.

Направление практики:

Целевая  группа: воспитанники ДОУ;  родители; воспитатели.

Масштаб осуществляемой  работы: уровень образовательной организации.

Введение: В существующих условиях современной действительности наиболее актуальной выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса и является социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества. Особенно актуальна эта задача  в разновозрастных группах детского сада. Такие группы  появляются в силу разных причин: трудности комплектации детского сада и из-за низкой рождаемости в условиях сельской местности.

Так появился и наш  детский сад – это маленький островок для детей дошкольного возраста, удаленный от городской суеты.

Разновозрастная группа представляет собой особую социально – психологическую среду развития дошкольника, которая характеризуется сосуществованием различных систем социального взаимодействия, в которые одновременно включен ребенок: « ребенок – взрослый», « ребенок – сверстник», « ребенок – младший ребенок», « ребенок – старший ребенок».

   Проблема приобщения к социальному миру была и остается одной из ведущих в процессе формирования личности дошкольника. Тревожной тенденцией нашего времени являются изменения в нравственном, социально – коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, иногда неуправляемыми. Как следствие - манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками. Это обусловлено комплексом социально  - психологических проблем.

В разновозрастных группах, острее, чем в обычных группах, вскрываются    проблемы, которые затрудняют общение детей между собой. Большинство детей не обладают объективными знаниями и представлениями о нормах социального поведения, то есть обладают низким уровнем социальной компетентности. Некоторым детям бывает сложно устанавливать дружеские отношения с детьми других возрастов, сдерживать себя и контролировать свое поведение, у многих детей возникают сложности в разрешении конфликтов со сверстниками. У некоторых  детей, наблюдаются трудности в общении из-за недостаточного сформированных речевых навыков, низкого словарного запаса, в том числе и по возрастным ограничениям в условиях разновозрастных групп.

 Так же, имеются трудности в организации режима дня, в организации учебной деятельности, мне, как педагогу приходится тратить в два раза больше времени на подготовку и проведение непосредственно образовательной деятельности, чем в одной возрастной группе;   имеются трудности и в построении предметно-развивающей среды соответствующему каждому возрасту.

 Для устранения этих проблем важным условием является согласованная работа  воспитателя,  всех сотрудников дошкольного учреждения и родителей.  Для этого мы плотно и совместно работаем  единой командой, чтобы иметь единую концепцию в развитии и воспитании детей. Главная цель взаимодействия с родителями – повышение их компетентности в вопросах развития и воспитания дошкольников посредством организации активных форм работы, привлечение их  к активному сотрудничеству с детским садом.

В нашем ДОУ образовательная деятельность выстраивается в соответствии с принятой образовательной программой ДОУ и ФГОС дошкольного образования.

Основной целью программы является развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных,  индивидуальных  и физиологических особенностей; создание благоприятных условий для формирования активной, гармоничной, экологически грамотной, духовно – нравственной культуры личности ребенка.

Планируя работу на каждый день, определяем конкретные задачи, содержание, формы и методы работы с детьми на определенный отрезок времени, с учетом разновозрастных, личностных особенностей и уровня развития детей.

В образовательном процессе разновозрастных групп используем  фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы. Наиболее эффективным, считаем сочетание разных форм работы (коллективная работа, в парах, работа с подгруппой и индивидуальные занятия).  Общие учебные задачи  решаем на фронтальных занятиях, а конкретные (сообщение нового материала, закрепление, расширение и уточнение знаний) – на занятиях с одной подгруппой. При организации непосредственно – образовательной деятельности и праздничных утренников, работу  строим таким образом, чтобы у детей был положительный эмоциональный настрой, учитываем возрастные и индивидуальные особенности детей. При проведении образовательной деятельности опираемся  на структуру развивающего занятия: создание проблемной ситуации, определение значимой проблемы, выдвижение гипотезы, управление самостоятельным поиском детей, проведение рефлексии с учетом специфики разновозрастных групп.

Используем разнообразные методы, приемы организации деятельности: словесные, практические, наглядные, игровые, репродуктивные. Практикуем гостевой метод  -  показ театра, рассказ сказок, подвижные игры (для малышей).

В совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного. Постоянное общение младших детей со старшими, создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Здесь старшие дети, по желанию, помогают младшим одеваться, рассказывают им сказки, защищают от обидчика и служат примером для малышей. Младшие дети постоянно перенимают все положительные качества старших, обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут чуткими, доброжелательными и отзывчивыми. Таким образом от взаимодействия с друг другом каждый ребенок получает свою большую порцию внимания.

При определении общего режима для детей трех возрастов (4-7лет), за основу берем режим среднего возраста и с учетом режима для остальных детей вносим некоторые изменения  в длительность режимных процессов.

Режимные процессы начинаем проводить вначале с младшими детьми, постепенно подключая более старших (в другом порядке происходит лишь после дневного сна). Все это создает условия для того, чтобы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности постепенно переходили от одного вида деятельности к другому, не тратили время на ожидание очереди при умывании и т.д. Режим только тогда организует жизнь детей, является важным фактором воспитания, когда он выполняется четко и согласованно всеми работниками ДОУ, поэтому четко определи круг обязанностей воспитателя и младшего воспитателя. В тесном контакте с медицинской сестрой ежедневно проводятся мероприятия, способствующие психофизическому развитию, осуществляется индивидуальный подход к детям разного возраста.

В своей работе большое внимание уделяем организации предметно развивающей среды, которую организуем с учетом ФГОС дошкольного образования. Работая в этом  направлении, стремимся  к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, мобильной, вызывала стремление к самостоятельной деятельности.  Развивающая среда группового пространства организованна так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, развивая свой познавательный интерес,  объединяться с группой детей по интересам. Для того, чтобы избежать скученности детей в одном месте развивающая предметно - пространственная среда организуется по принципу зонирования. Групповое помещение подразделено на три центра: спокойный, средней активности, центр насыщенного движения. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную и творческую деятельность, развиваются его любознательность, творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное происходит развитие личности.

Для социального развития ребенка важно создание условий для формирования коммуникативных навыков. С этой целью стараемся быть партнерами детей во всех видах деятельности. В свободной деятельности используем все виды игр: сюжетно – ролевые, подвижные, дидактические, строительные, игры – драматизации, словесные и социальные. Особое место отводим  самостоятельной игре детей, наблюдение за которой позволяет определить индивидуальный маршрут развития ребенка. Во время игры у детей разновозрастной группы, более успешно идет развитие познавательных процессов, быстрее формируются и закрепляются положительные черты личности и социальные навыки, умение работать в коллективе.

    Оценивая результативность работы в данном направлении, ежегодно проводим диагностику социально-коммуникативной компетентности  наших воспитанников (по О.В.Дыбиной). Большинство детей старшего дошкольного возраста показывают  высокий уровень развития в этой области:  проявляют достаточную независимость в своих суждениях, в выборе друзей и рода занятий, проявляют инициативу в разных видах деятельности, владеют навыками самообслуживания, самостоятельно планируют свободную деятельность. Личная свобода, самостоятельность и инициативность помогает им включиться в учебную деятельность и занять позицию ученика, что подтверждается  положительными отзывами педагогов начальной школы на совместных ППк при анализе уровня адаптации к школьному обучению наших выпускников.

   Таким образом, считаю, что  работа в разновозрастной группе заключается в том, чтобы по возможности создать для каждого ребенка такие условия, в которых он мог бы попробовать себя в деле, в избранной роли и добиться успеха, создать условия для успешной жизни ребенка в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных образовательных технологий в процессе социализации дошкольников в условиях школы-интерната»

 В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Госуда...

«Формирование нравственных качеств у дошкольников в условиях разновозрастной группы»

«Формирование нравственных качеств у дошкольников в условиях разновозрастной группы» ...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СРЕДЫ, КАК УСЛОВИЮ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

1.1 Современные требования к дошкольному образованию Согласно толковому словарю Д.Н. Ушакова: среда – это социально-бытовая обстановка, в которой живет человек; окружающие условия; совокупность л...

МАСТЕР-КЛАСС Повышение педагогикой компетенции педагогов по руководству трудовой деятельностью дошкольников в условиях разновозрастных групп.

Систематизировать знания педагогов в образовательной области социально- коммуникативное развитие  ( раздел  «Трудовая  деятельность»); - способствовать  росту проф...

Презентация "Формирование познавательной активности старших дошкольников посредством детской конференции в условиях разновозрастной группы"

Презентация "Формирование речевой активности старших дошкольников посредством детской конференции в условиях разновозрастной группы"...

Реализация индивидуального подхода в работе с детьми при организации театрализованной деятельности дошкольников в условиях разновозрастной малокомплектной группы.

Данный материал раскрывает особенности реализации индивидуального подхода в работе с детьми при организаци театрализованной деятельности дошкольников в условиях разновозрастной малокомплектной группы....