"Преемственность детского сада и начальной школы"
статья

Турлаева Светлана Николаевна

Доклад "Преемственность детского сада и начальной школы"

Вопросы для дискуссионной полощадки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad._preemstvennost.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация

«Ельниковский детский сад «Теремок» комбинированного вида» Ельниковского муниципального района

 Республики Мордовия

Доклад «Преемственность детского сада и начальной школы»

Подготовили воспитатель

 МБДОО Ельниковский детский сад «Теремок»     Турлаева С.Н.,

«Преемственность начальной школы и детского сада»

Переходный период от дошкольника к школьному детству считается наиболее сложным. Для того чтобы он прошёл как можно «безболезненно» и «мягче», необходимо тесное сотрудничество детского садашколы и семьи. Поэтому проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием очень актуальна во все времена.

Когда ребенок идет в первый класс это начало нового этапа в жизни каждого ребёнка, вхождение его в мир знаний, сложных и разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, новых прав и обязанностей,

В работе детского сада и начальной школы вопросу преемственности мы уделяем особое внимание. Ведь с того момента, когда ребенок пришел в детский сад и до того, когда он ушел в школу, он находится в тесном контакте с воспитателями, родителями, сверстниками и то и конечно же нам не безразлично как он развивается психологически и умственно, а также физически.  В этом возрасте, ребенок как губка, впитывает все новое и наша цель дать ему только самое хорошее и самое лучшее.

Готовность детей к обучению в школе подразумевает всестороннее воспитание и развитие ребенка. Очень важна в первую очередь психологическая подготовка к школе, это формирование начал учебной деятельности. Предметная подготовка, это то, что дети овладевают разнообразными предметными знаниями, которые затем продолжают развивать в школе на разнообразных уроках.

В течение всего дошкольного обучения работа с детьми направлена на ознакомление дошкольников с понятием «школа» и все что с ней связано.  Детей знакомим: Кто такой учитель? Что такое школа? Что такое урок, перемена? Зачем надо ходить в школу? Для поддержания у детей устойчивого интереса мы используем разнообразные формы работы. В первую очередь это непосредственно образовательная деятельность (на которой закладываются основные азы развития и воспитания), также проводим разнообразные беседы, рассматриваем и обсуждаем картины и иллюстрации на школьную тематику, проводим чтение и анализ детской художественной литературы, заучиваем разнообразные стихотворения. В группе оборудован «Центр книги», в котором воспитатели систематически обновляют содержание.  В центре имеются книги специальные для чтения самими детьми (с доступным содержанием и крупным шрифтом, чтение книг по слогам). Периодически с детьми проводятся словесные и дидактические игры на школьную тематику (настольно – печатные игры для развития мышления детей, логики, воображения, игры направленные на интеллектуальное развитие).  Проводятся разнообразные сюжетно-ролевые и подвижные игры. В группе создан «Центр школьника», в который входят: магнитная доска, мольберт, наборные полотна для цифр, букв, алфавит и т. д. В этих уголках дети с удовольствием играют в школу, то, отображая роль учителя, то роль ученика. В детском саду периодически проводятся мероприятия, посвященные определенным праздникам, где дети показывают своё актерское мастерство, поют песни, читают стихи, танцуют танцы (в том числе и на День воспитателя и на День учителя).

Очень большое внимание уделяем профориентации дошкольника и вместе с детьми ходим на экскурсии (музей, почта, типография, хлебопекарня, библиотека, парикмахерская, а также экскурсия в школу). Данные экскурсии вызывают у наших воспитанников восторг, удивление, радость и желание учиться в школе.

Результатом такой ежегодной и плодотворной работы стало появление у дошкольников интереса к школьному обучению, сформировалось положительное отношение к школе, к учителю, сформировывается мотивация к учёбе.

В своей педагогической работе мы стараемся сформировать ребенка, прежде всего как личность. Педагоги начальной школы отмечают, что дети, посещающие детский сад, развиты всесторонне. Они умеют играть, разговаривать, поддерживать диалог, описывать события, картины, игрушки, считают и решают задачи, знают звуки, классифицируют их на гласные и согласные. Дети видят клетку и линии в тетради, у них развита усидчивость, они физически подготовлены к тому, что в школе определено время урока, и в это время они должны будут заниматься.

С детьми, идущими в школу, в конце учебного года, проводим итоговое НОД, где дети демонстрируют свои знания, умения и навыки приобретенные в детском саду. На такие мероприятия мы приглашаем учителей начальных классов. И нужно отметить, что все дети показывают очень неплохие результаты.

Также большая работа проводится с родителями будущих первоклассников, она направлена на просвещение родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению. Специально для родителей оформляется информационный стенд (где имеется вся необходимая информация по подготовке детей к школе), чтобы они смогли найти полезную информацию для себя. Проводим разнообразные консультации и родительские собрания на темы связанные со школьным обучением.

Таким образом, анализируя диагностические данные готовности наших детей к школьному обучению, мы отмечаем устойчивые положительные показатели по всем компонентам психологической готовности.

В ходе работы были выявлены положительные стороны совместной работы по преемственности между детским садом и школой: одним из показателей работы дошкольного учреждения является отслеживание успехов и результатов учебы в школе наших выпускников. Отслеживая результаты обучения детей в школе, мы поддерживаем связь с родителями выпускников и учителями начальных классов. И мы всегда рады услышать благодарность в свой адрес от учителей и от родителей наших воспитанников об их успеваемости в школе.

Итогом нашей работы по преемственности детского сада и школы в нашей группе, это самое главное подготовить ребенка – дошкольника к успешному восприятию школьной программы, развить воображение, словесно-логическое мышление, вызывать интерес к окружающему миру, обеспечить условия, направленные на сохранение здоровья, на развитие индивидуальности каждого ребенка и его эмоционального благополучия.    

Дискуссионная площадка

«Преемственность начальной школы и детского сада»

1.         Необходимы ли единые программы обучения детей с 3 лет до окончания начальной школы?

Основная задача дошкольного образовательного учреждения заключается в формировании у детей предпосылок универсальных учебных действий. Также нельзя забывать, что основным принципом преемственности у дошкольников является игра – деятельность, которая в дошкольном воспитании является ведущей.

Практическим обеспечением преемственных связей, по нашему мнению, может стать создание системы технологической преемственности, а именно выбор тех педагогических технологий, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития ребенка. Такими едиными технологиями на наш взгляд являются: здоровьесберегающие технологии, технологии проектной деятельности, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, технологии ТРИЗ, технология портфолио дошкольника

Можно предположить, что все ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.

«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…  Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…»

                                                                                                           

2. Какую роль в процессе преемственности играет наставничество и как вы видите роль родителей в процессе преемственности в образовании?

Развитие родительской компетентности – важная составляющая в решении проблемы преемственности

Родительскую компетентность можно развивать следующим образом:

- организовывать поддержку в реальной и дистанционной формах;

- обсуждать проблемы совместно, в кругу других родителей;

- давать информацию через информационные стенды различной тематики, включая и ответы на те вопросы, которые интересны родителям (по результатам опроса);

- привлекать родительскую общественность к участию в жизни дошкольных групп.

В результате создается особая форма общения с родителями, детьми, педагогами, выстроенная на основе единой линии развития ребенка. Все это позволяет родителям определиться с выбором школы, пока их ребенок еще находится в дошкольной группе. Происходит снижение тревожности родителей.

Практика показывает, что положительные результаты адаптации детей к школе и учебе есть там, где налажены тесные контакты учителей школы, воспитателей и родителей.

3. Возможно ли сделать дошкольное детство основой успешности будущего студента и что для этого нужно?

Дошкольный возраст – фундамент развития личности ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Мы – педагоги, должны понимать, от того, как прошло дошкольное детство, что вошло в разум ребенка и его сердце, зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш!

На Всемирном экономическом форуме были названы 10 актуальных профессиональных навыков. Один из таких навыков – эмоциональный интеллект – способность распознавать и управлять своими эмоциями, понимать чувства и мотивацию других людей для эффективного взаимодействия с окружающим миром. Почему так важно для детей разбираться в своих эмоциях? Для ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста очень важен процесс познания себя и окружающего мира. Основную роль в этом процессе играют именно эмоции. Дети с развитым эмоциональным интеллектом открыты для окружающего мира, они проще находят контакт с людьми, стремятся к саморазвитию, эффективнее решают проблемы и задачи, легче выходят из конфликтных ситуаций, с раннего возраста учатся ставить себе цели и достигать их – а всё потому, что приняли и поверили в себя!

Развитие эмоционального интеллекта в раннем детстве позволит заложить прочный фундамент для успешного и счастливого будущего.

4.        Играет ли роль внешнее оформление помещений и зданий детского сада и школы в процессе преемственности?

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем) для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции.

Предметное содержание должно выполнять информативные функции об окружающем мире и передачи социального опыта детям. Все игрушки, оборудование и другие материалы должны быть разнообразны и связаны между собой по содержанию и масштабу для обеспечения доступности среды.

Организация пространства (в здании и на участке) должна обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивать возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия.

5.        Какие электронные ресурсы современного образования необходимо задействовать для успешного процесса преемственности детского сада и школы?

Средством обеспечения преемственности между детским садом и начальной школой, так же являются педагогические технологии непрерывного дошкольного, начального, общего образования, в обязательном порядке включающие в себя: развитие любознательности, интеллектуальных способностей, творческого воображения, познавательной активности и умение общаться

Среди выбираемых технологий приоритет, как в детском саду, так и в школе отдан ИКТ технологиям, основанным на принципах развивающего обучения.

Информационная грамотность и культура стали гарантией успешной профессиональной деятельности человека. Владение ИКТ ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, продуктивно, мастерски, владеющий технологиями и информацией, имеет новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к организации своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность детского сада и начальной школы

Преемственность детского сада и начальной школы...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием ИКТ Тема: «Животные жарких стран в цирке» (в рамках реализации плана по преемственности детского сада и начальной школы)

Активизировать словарь по теме: “Животные жарких стран”. Продолжать учить различать гласные, согласные твердые мягкие звуки.Совершенствовать умение находить слова с заданным звуком, делить слова ...

план работы по преемственности детского сада и начальной школы на 2015-2016 уч. год

МДОУ как современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства....

Преемственность детского сада и начальной школы в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этог...

актуальные вопросы преемственности детского сада и начальной школы

Тема: «Актуальные вопросы преемственности дошкольногои начального образования» Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, уч...

Консультация-практикум для педагогов "Обогащение самостоятельной игры дктей. Составление технологической карты СОД. Решение задач преемственности детского сада и начальной школы".

laquo;Решение задач преемственности детского сада и начальной школы. Обогащение самостоятельной игры детей.  Составление технологической карты СОД» .        ...

Доклад "Преемственость детского сада и начальной школы"

Преемственность детского сада и школы, как уровни единой системы имеют большое значение для развития ребенка, сохранения и укрепления его психического здоровья.....