Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Отчизны верные сыны"
проект

 Актуальность темы:

       О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt-_otchizny_vernye_syny.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация городского округа Саранска

Управление образования

МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №14»

Проект

 по нравственно-патриотическому воспитанию

«Отчизны верные сыны"

                                                                      Составитель проекта:

                                                                      воспитатель Ишмуратова Н.Н

г. Саранск

I. Пояснительная записка

      Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

 Актуальность темы:

       О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

    Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Родной город…   Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Быть гражданином, патриотом – это воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Цель:

  Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

Задачи:

  1. Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
  2. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
  3. Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
  4. Развитие художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
  5. Развивать умение самостоятельно рассказывать о любимых местах в городе; местах боевой славы своих прадедов.
  6. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
  7. Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
  8. Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
  9. Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

Педагогические принципы работы

  1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
  3. Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
  4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
  5. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
  6. Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

II. Структура работы по теме самообразования

План работы составлен на  старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).

План определен последовательностью решения комплекса поставленных задач:
1 раздел «Город, в котором я живу».

Цель: формировать представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.

Задачи:

  • Формировать представление об исторических корнях города.
  • Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города.
  • Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.

2 раздел «Наша кладовая».

Цель: дать представление дошкольникам о народах, живущих в городе и культуре, которую они представляют.

Задачи:

  • Формировать представление об основных профессиях жителей города.
  • Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
  • Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

III. Ожидаемый результат

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Дети должны знать:

5–6 лет.

  • Знать свой домашний адрес, название города, округа.
  • Иметь представление о символике города, округа.
  • Знать название близлежащих улиц.
  • Иметь представление о жизни и быте народа, населявших город Саранск, РМ.
  • Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.
  • Знать профессии своих родителей.
  • Знать правила поведения в природе.
  • Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
  • Различать некоторые рода войск.

6–7 лет.

  • Краткие сведения об истории города, округа.
  • Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
  • Знать герб, флаг Республики Мордовия.
  • Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
  • Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
  • Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
  • Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
  • Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках, заказниках Саранска.
  • Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

IV. Этапы внедрения плана работы

  • Сбор информации.
  • Разработка и внедрение плана.
  • Разработка и реализация плана работы по теме самообразования.
  • Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
  • Реализация планов обеспечивающих выполнение воспитательно-образовательного материала.
  • Регулирование выполнения плана работы.
  • Текущий мониторинг выполнения работы.
  • Итоговый анализ реализации плана работы по самообразованию, итоговый мониторинг.

V. Механизм сопровождения плана работы

1. Планирование и подготовка

  • Изучение методической литературы.
  • План работы на год.
  • Составление разделов плана работы (по годам).
  • Обсуждение проектов каждого плана.
  • Утверждение плана.

2. Методическое сопровождение

  • Организация и проведение выступления по изучению темы самообразования.
  • Пропаганда  опыта работы среди педагогов.
  • Консультации.
  • Проведение открытых просмотров.
  • Проведение мастер-классов, круглых столов, открытых дверей.

3. Использование результатов работы

  • Подготовка и проведение методических мероприятий (МО, пед. чтений, выступления на педсоветах, открытые просмотры).
  • Оформление результатов работы.
  • Написание творческих работ, проектов.

4. Мероприятия поддержки

  • Составление плана совместных проектов между специалистами ДОУ.
  • Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников.
  • Взаимодействие с семьей.
  • Сотрудничество с Центральной районной библиотекой.
  • Сотрудничество с отделом социальной защиты населения.
  • Сотрудничество с Центром культуры и досуга, краеведческим музеем, музеем боевой славы.

5. Итоговый анализ

  • Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий мониторинг).
  • Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг).
  • Оформление результатов работы.
  • Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса по патриотическому воспитанию.

VI. Тематическое планирование

Старшая группа (5–6 лет)

Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Сентябрь

Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш край родной.

Презентация для детей «Богатыри земли русской», защитники Руси.

«Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности).

Экскурсия по экологической тропе (растительный мир родного края, г.Саранска).

Октябрь

Мир природы «Хвойные и лиственные деревья».

Сюжетно-ролевая игра «МЧС».

Рассказ воспитателя «О символике родного края».

Рассматривание карты России, карты Республики Мордовия (местоположение г. Саранска).

Ноябрь

Беседа «Чем славится

г. Саранск» (на основе наглядного материала).

Экскурсия в музей С.Эрьзи.

«Народные промыслы Мордовии»

Выставка рисунков «Мама лучшая на свете» посвященная Дню матери.

Декабрь

«Панорама добрых дел».

Экскурсия в краеведческий музей им. И.Д.Воронина.

Природоохраняемая акция «Не рубите елочку».

Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны» (профессии округа).

Январь

Чтение рассказа «Кто хозяин?» (В.Осеева)

Изготовление с детьми и родителями герба РМ.

История возникновения

г. Саранска.

Проект (д/и) «Вкусная и полезная пища».

Февраль

Защитники земли Русской (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).

Природный мир «Природа и человек».

Акция «Подарки для Защитников Отечества».

Праздник День Защитника Отечества.

Март

Праздник, посвященный международному женскому дню 8 Марта

Целевая прогулка по близлежащим улицам г. Саранска. Природоохраняемая акция «Берегите птиц».

Изготовление альбома фотографий «Достопримечательности

г. Саранска».

Экскурсия в Центральную районную библиотеку «Встреча со знаменитыми людьми

г. Саранска».

Апрель

Беседа с детьми «Люди, каких национальностей населяют наш город».

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по г. Саранску».

«Кем работают наши родители».

Беседа с детьми «История мордовского костюма».

Май

Тематический праздник «День Победы». Встреча с героями ВОВ г. Саранска.

Экскурсия в музей боевой славы.

Беседа «Национальная одежда людей, живущих на территории РМ».

Викторина «Знаешь ли ты свой город?»

Июнь

«Украсим детский сад» (озеленение территории детского сада).

«Дом, в котором я живу» выставка рисунков.

Досуг «Зарница».

«Лесные приключения» путешествие по экологической тропе.

Июль

Беседа «Растительный мир РМ». Сбор гербария.

Экскурсия на станцию юных натуралистов.

Развлечение «Приключения капельки».

Познакомить с зповедниками РМ, с животными, занесенными в Красную книгу.

Август

Развлечение «Приключения Незнайки».

Составление с детьми Красной книги г.Саранска.

«Символика города».

«Наша дружная семья» – о коренных народах населяющих город.

Подготовительная группа (6–7 лет)

Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Сентябрь

Конкурс рисунков «Мой любимый город-город Саранск».

Родные просторы (знакомство с местоположением г. Саранска на карте).

«Край, в котором мы живем».

Проект «Наше дерево».

Октябрь

«Как можно стать юным экологом».

Посещение Центральной районной библиотеки «Как все начиналось?» Встреча со старожилами, г. Саранска.

Оформление подборки из домашних фотоальбомов «История моего города».

Экскурсия по близлежащим улицам

г. Саранска. Рассказ педагога о происхождении названий улиц.

Ноябрь

Проект (комплексное занятие) «Символика РМ» (изобразительная и музыкальная деятельность).

Беседа «Лес – многоэтажный дом», знакомство с профессией лесника, егеря.

«Кладовая

г.Саранска» (полезные ископаемые округа).

Спортивный досуг, посвященный Дню матери.

Декабрь

Беседа «Важные даты РМ и

г. Саранска».

Экскурсия в музейную комнату школы №16 (преемственность).

Изготовление плакатов на тему «Сохраним красавицу елку».

Творческая гостиная для детей и родителей «Культура коренных народов РМ».

Январь

Спортивное развлечение «Достань пакет», «Ориентировка по карте».

Чтение З. Александрова «Дозор». А. Нехода «Летчики».

Экскурсия в Центральную районную библиотеку. Знакомство с известными поэтами г.Саранска.

Сбор информации об участниках войны – жителях нашего города, встреча с советом ветеранов города.

Февраль

Природоохраня-емая акция «Помогите птицам зимой».

Оформление альбома «История детского сада в фотографиях».

Операция «Радость» изготовление подарков и вручение солдатам воинской части

г. Саранска.

Праздник– День Защитника Отечества.

Март

Праздник «Наши мамы».

«Все профессии нужны, все профессии важны».

Беседа с использованием эксперимента «Край суровый и ласковый» (климатические особенности).

Рассказ педагога о Героях России, РМ, г.Саранска.

Апрель

Досуг «Зеленая служба Айболита» (к всероссийскому дню здоровья).

«Чем богат наш край» – экскурсия в краеведческий музей И.Д.Воронина.

Проект (рисование) «Язык орнаментов».

Беседа «Архитектура родного города», акция «Спасти и сохранить».

Май

Экскурсия к памятникам, павших в В.О.В.

Рассказ педагога о заповедных местах РМ.

Викторина «Конкурс знатоков родного города».

«Я и мой город» с использованием поэтических произведений искусства, местных поэтов, художников.

Июнь

День взаимопомощи «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада).

Беседа «Красная книга РМ.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу».

Игра – фестиваль «Загадки Лешего».

Июль

Тренировочное упражнение «Учимся радоваться природе».

Знакомство с мордовским народным творчеством.

Беседа «Зачем людям нужна вода?»

Составление творческих альбомов по рассказам детей «Мой город».

Август

Государственная символика. Москва-столица нашей Родины.

Праздники мордовского народа (традиции, игры, обряды).

Досуг «Наши друзья деревья».

Операция «Радость» – изготовление подарков для участников войны в мирное время.

Развлечение «Алиса в стране чудес».

VII. Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.

Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

Взаимодействие с родителями

№ п\п

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

1

Ознакомление родителей с планом работы.

По плану ДОУ

Заведующий, методист

2

Выставка цветов и композиций посвященных Дню города.

Сентябрь

Воспитатели, родители, методист

3

Клуб выходного дня для родителей «Загадки осени» (конкурс-выставка собранного урожая нашего края).

Октябрь

Воспитатели

4

Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех».

Ноябрь

Воспитатели, родители, методист

5

Круглый стол, посвященный Дню матери.

Ноябрь

Воспитатели, методист

6

День открытых дверей «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста».

Декабрь

Заведующий, методист, воспитатели

7

Оформление стенда «Древо своей семьи».

Январь

Родители, воспитатели

8

Конкурс плакатов «Защитники Отечества».

Февраль

Воспитатели, родители, методист

9

Досуг «Мой – папа».

Февраль

Физинструктор, родители

10

Проект «Мама, папа, я – спортивная семья».

По плану ДОУ

Воспитатели, музыкальный руководитель, физинструктор, родители

11

Организация совместных занятий детей и родителей.

Апрель

12

Изготовление подарков для ветеранов ВОВ. Проект «Дети ветеранам».

Апрель

Родители, воспитатели

13

День взаимопомощи: «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). Проект «Зеленая улица».

Июнь

Родители, воспитатели

14

Экологический форум «Съезд животных мордовских лесов».

Июль

Родители, воспитатели, методист

15

Участие в празднике «Наследие потомков».

Август

Родители, воспитатели

VIII. Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей

Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.

1. Познавательные занятия

  • Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения г. Саранска, РМ их символика).
  • Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате и т.д.
  • «Наш город» и т.д.

2. Традиции

  • Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского, мордовского народов укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории мордовского народа. Для этого проводятся:
  • Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;
  • Экскурсии в краеведческий музей г. Саранска;
  • Тематические досуги «Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья», «Мой папа», «Зарница».

3. Природа и экология

Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.

4. Героическое прошлое

Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:

1. Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются:

  • Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».
  • Занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки».
  • «Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.

2. «Неделя памяти» включающая:

  • оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны.
  • Занятия, беседы, слушание песен военных лет.
  • Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны.
  • Экскурсия в музей боевой славы, посвященной участникам Великой Отечественной Войны.

5. Взаимодействие с родителями

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:

  • Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.
  • Оформление групповых комнат.
  • Благоустройство ДОУ.
  • Труд бытовой в природе.
  • Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.
  • Природоохраняемые акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.

Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.

Также проводится большая работа по изучению уровня знаний, умений и навыков познавательного, социально-нравственного развития воспитанников. Диагностическое обследование (начало, конец учебного года.)

IX. Материально-техническое сопровождение

  • Дидактические и наглядные пособия;
  • современные средства ТСО;
  • методическая литература;
  • Репродукции картин;
  • картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы    «Мой город»;
  • «Моя семья»;
  • художественная литература;
  • пособие «Заповедники и заказники мордовской области»;
  • грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;
  • карты, атлас РМ.
  • символика РМ.

Используемая литература

  1. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
  2. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
  3. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
  4. Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.
  5. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
  6. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
  7. Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
  8. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
  9. Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.
  10. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
  11. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
  12. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-игра посвящённая Дню Победы «Отчизны верные сыны»

Патриотическое воспитание дошкольников - одна из приоритетных задач. Это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе - это результат длительного целенапра...

НОД " Отчизны верные сыны"

Формировать представления детей об армии, о родах войск,  об особенностях военной службы....

Интегрированное занятие с детьми подготовительной группы Тема: «Отчизны верные сыны»

Воспитание гордости за Отечество на примере подвигов воинов, защищавших Родину....

Квест-игра «Отчизны верные сыны»

Квест-игра  «Отчизны верные сыны»итоговое мероприятие «Недели памяти и славы» Цель: Создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры и ...

презентация к зональному спортивному развлечению с родителями "Отчизны верные сыны" для трех детских садов

Данная презентация поможет вам не только весело и увлекательно провести спортивное развлечение с родителями, посвященное Дню Защитника Отечества, но и поможет составить нормативные документы для взаим...

Физкультурный праздник для детей старшей группы "Отчизны верные сыны!", посвященный Дню защитника Отечества

Сценарий физкультурного праздника в старшей группе, посвященный 23 февраля - "Дню защитника Отечества". Адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений. Основной акцент праздника- ...

Квест-игра «Отчизны верные сыны»

Для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Цель: игровое объединение детей взрослых для достижения общей цели....