«Система работы по патриотическому воспитанию в условиях внедрения ФГОС»
консультация

Белкина Светлана Анатольевна

 

В наш век высоких технологий, человек стремиться успеть как можно больше, зачастую забывая, что основным условием прогресса человечества является его продолжение – гармонично развитые дети! Как заведующий детским садом, как педагог, и как мать, я считаю, что важнейшими качествами ребенка, которые должны быть сформированы в детском саду – это его позитивное мировосприятие, духовная нравственность и патриотизм.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 29 «Золотой ключик»

городского округа Ступино Московской области

Методическое объединение

«Патриотическое воспитание дошкольников»

Доклад на тему:

«Система работы по патриотическому воспитанию

в условиях внедрения ФГОС»

Воспитатель:

Белкина С.А.

Новое Ступино

2019 г.

   В наш век высоких технологий, человек стремиться успеть как можно больше, зачастую забывая, что основным условием прогресса человечества является его продолжение – гармонично развитые дети! Как заведующий детским садом, как педагог, и как мать, я считаю, что важнейшими качествами ребенка, которые должны быть сформированы в детском саду – это его позитивное мировосприятие, духовная нравственность и патриотизм.

   Дошкольный возраст – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю»Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Патриотизм, применительно к ребёнку дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Из всего выше сказанного могу сказать, что патриотическое воспитание в детском саду проводится с целью (слайд 2) воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Работа патриотическому воспитанию дошкольниковвключает целый комплекс задач(слайд 2)

Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

- Уважения к людям труда;

- Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;

- Элементарных знаний о правах человека;

- Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- Чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

- Толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

- Расширение представлений о России, ее столице;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

- Вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Проблема патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. (слайд 3)

В решении поставленных задач мы руководствуемся(слайд 4)

- Законом «Об образовании в Российской Федерации»

- Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»;

- Постановлением Правительства Российской Федерации «Национальная доктрина образования в РФ»;

- «Порядоком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

- Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (слайд 5) которая ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России сказано, что «Конечным результатом реализации Программы предполагается положительная динамика роста патриотизма в стране, возрастание социальной и трудовой активности граждан, особенно молодежи, их вклада в развитие основных сфер жизни и деятельности общества и государства, преодоление экстремистских проявлений отдельных групп граждан и других негативных явлений, возрождение духовности, социально-экономической и политической стабильности и укрепление национальной безопасности»

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС (слайд 6)подразумевает следующие задачи: формирование нравственно-духовных особенностей личности; формирование чувства гордости за свою нацию; формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа; формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.

Работа по патриотическому воспитанию в нашем детском саду ведется в соответствии с Основной образовательной программой МБДОУ детского сада «Колосок» (слайд 7)разработанной на основе Основной образовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Реализуем ли мы программу в контексте патриотического воспитания в полной мере в нашем детском саду? Во всяком случае, прилагаем все возможные усилия для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, создаем соответствующее гражданско-патриотическое пространство(слайд 8) Первая часть (слайд 9) патриотического воспитания в детском саду подразумевает прежде всего организацию внутренней методологической работы в данном направлении. Так как если педагог сам не испытывает чувства любви к отечеству, то он не сможет передать его детям, также воспитателю нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи патриотизма дошкольникам. Методологическая работа по патриотическому воспитанию в ДОУ направлена на повышение квалификационного уровня воспитателей, их педагогической грамотности. Подбираются инновационные формы и методы работысоответствующие условия детского сада. Для этого проводятся тематические педсоветы, консультации

Вторая часть работы по патриотическому воспитанию направлена на взаимодействие педагогов с детьми. (слайд 10) ФГОС ДО определяет методы работы с дошкольниками: обустройство патриотических уголков в ДОУ; организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок; организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы); проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.

С первого дня поступления в детский сад дети начинает получать значимые знания о своей Родине.

В каждой группе детского сада есть уголки патриотического и духовно-нравственного воспитания, в них располагаются атрибуты государственной символики, книги о Родине, альбомы с фотографиями родного края, страны, предметы русских народных промыслов, в старших и подготовительных группах детей знакомят с портретами президента и премьер-министра. Таким образом, ненавязчиво, через предметно-пространственную среду, каждый день у воспитанников прививаются патриотические чувства и знания о Родине. В детском саду растет маленький Гражданин России.

Большая роль в реализации задач патриотического воспитания отводится совместной организованной -образовательной деятельности воспитателя с детьми в течение всего времени пребывания детей в детском саду, ведь воспитание чувств – это процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности педагоги используют дидактические и народные игры, театрализованную деятельность, беседы, выставки, конкурсы. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, посвященные семейным, патриотическим и православным темам, встречам со старшим поколением – это и традиционные встречи с ветеранами, и участниками ВОВ, и другие массовые мероприятия. При подготовке к проведению торжественных мероприятий - День Победы (слайд 11), День защитника отечества (слайд 12) и других государственных праздников дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается. Например, (слайд 13) при подготовке к празднованию Дня Победы дети изготовили фронтовое письмо, пилотку, приготовили открытку ветерану. Проведение таких праздников в детском саду помогают поддерживать сложившиеся традиции и создавать новые (слайд 14). Также это позволяет создавать в детском саду периоды повышенной творческой активности, задавать четкий ритм, избегать стихийности, определять степень воспитательного воздействия(слайд 15)

Особое внимание в нашем детском саду уделяется развитию этических и эстетических понятий: добро, зло, ответственность, совесть, честь, достоинство, прекрасное и безобразное. Все это способствуют формированию нравственно-волевой сферы личности дошкольника. В группах всех возрастов проводятся соответствующие занятия доступные пониманию детей. Всегда ярко проходят традиционные праздники и утренники, посвященные Дню семьи, Дню пожилого человека, Пасхе и многие другие. (слайд 16)

Мы понимаем, что крайне важно создать пространство для гражданско-патриотического становления личности дошкольника, где функционирует система духовно-нравственного воспитания, пространство, построенное на ценностях традиций духовной культуры, которое отвечает потребностям развития личности ребенка. (слайд 17)

Вся наша работа направлена на воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами.

Важный этап работы по патриотическому воспитанию – это взаимодействие с родителями, (слайд 18) семьей ребенка, так как они имеют существенное влияние на формирование личности дошкольника, и важно подсказать им основные направления для успешного развития у детей нравственно-духовных ценностей. С родителями проводятся тематические собрания, беседы, их привлекают к организации и участию в мероприятиях ДОУ. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции. (слайд 19,20,21, 22)

Заключительный этап работы – взаимодействие с социумом. На слайде (слайд 23) вы видите с какими организациями мы сотрудничаем. Из-за отдаленности детского сада, мы не можем быть постоянными участниками мероприятий, но некоторыми из них являемся. (слайд 24)

В 2016 году к Дню Победы проходила по всей стране акция «Читаем детям о войне»(слайд 25) Неслучайно наш детский сад стал организатором данной акции. Более 30 детей и их родителей приняли участие в мероприятии. Суть данной акции составить краткий рассказ о прочитанной книге и нарисовать рисунок. Все участники справились с заданием. А мы в свою очередь объединили работы в одну единую презентацию, которую можно посмотреть на нашем сайте.

И в заключении хочу сказать, что систематическая работа, проводимая в нашем детском саду, позволяет привить дошкольникам первичные знания истории, географии родного края, его особенностей развития и становления. Созданные нами условия позволяют растить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, гордящимися свой Родиной, страной, своим поселком, в котором он живет. (слайд 26)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях внедрения ФГОС

объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, сем...

Консультация для воспитателей «Основные формы работы педагогов с детьми при решении задач нравственно – патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС»

Патриотическое воспитание, дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного от...

Статья: «Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию в условиях внедрения ФГОС».

В данной статье собран материал моей личной работы с родителями в условиях ФГОС. Даны рекомендации, освещены общие понятия в связи с изменениями в работе музыкальных руководителей....

«Система работы по патриотическому воспитанию в условиях внедрения ФГОС»

В наш век высоких технологий, человек стремиться успеть как можно больше, зачастую забывая, что основным условием прогресса человечества является его продолжение – гармонично развитые дети! Как ...

Доклад к РМО «Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС»

Доклад к РМО «Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС»  Докладчик Митякина О.И. воспитатель второй младшей группы МКДОУ «Банно...