Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация» в старшей группе по финансовой грамотности "Поможем Красной Шапочки"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация» в старшей группе
Образовательная область: познавательное развитие
Тема: «Поможем Красной Шапочке»
Цель: Умение распределять свой бюджет;
Задачи:
- познакомить детей с понятиями «товар» и «цена»;
- способствовать развитию мыслительной деятельности;
- воспитывать в детях бережливость и умение экономно тратить деньги.
Дидактические материалы: карточки с графическим изображением товаров, монеты достоинством 1 рубль в количестве 10 штук на человека.
Оборудование: мяч, импровизированный продуктовый магазин, сумка для продуктов.
Ход образовательной ситуации:
1.Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, все вы бывали в магазине.
- Для чего люди ходят в магазин? (совершать покупки)
- Что нужно для того, чтобы совершить покупку? (деньги)
- Сегодня утром на электронную почту пришло письмо, его нам написала одна девочка.
А вот кто эта девочка, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику, что в лесу стоит.
Нужно этой девочке к бабушке скорей,
Отнести корзинку с пирожками ей. (Красная шапочка)
(Здравствуйте ребята! Мне нужна ваша помощь. Моя бабушка заболела. Она попросила меня сходить в магазин, купить хлеб, молоко, яйца, сыр и дала 10 рублей. Но мне очень хочется ещё купить шоколадку, только вот я не знаю, хватит ли денег на все покупки).
-Хотите помочь Красной шапочке?
-Сможете?
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о магазинах, их классификации и назначении, и товарах, которые в них продаются; совершенствовать умение группировать предметы по определённым признакам.
- Послушайте загадку:
Всё, что в жизни продаётся, одинаково зовётся:
И крупа, и самовар называются ... (Товар.)
Игра «Из какого магазина товар?»
Дети становятся в круг, воспитатель встает в центр круга. Воспитатель кидает мяч ребёнку и называет наименования товаров, которые продаются в магазине, а ребёнок отвечает одним словом, как называется этот магазин.
(Если ребенок не может ответить на вопрос, воспитатель просит помощи у других ребят).
Помидоры, огурцы, картофель, капуста, кабачки. (Овощной магазин);
Табурет, кровать, шкаф, кресло, секретер (Мебельный магазин);
Кукла, машинка, кубики, конструктор, лопатка (Магазин игрушек);
Швабра, ведро, веревка, краска, грабли (Хозяйственный магазин);
Платье, пальто, куртка, рубашка, брюки (Магазин одежды);
Ботинки, сапоги, туфли, кроссовки, сандалии (обувной магазин);
Батон, баранки, печенье, булочки, сухари (хлебный магазин).
Игра «Что можно купить за деньги?»
Воспитатель называет детям слово, если оно обозначает предмет, который можно купить, дети хлопают в ладоши. (Книга, хлеб, здоровье, банан, дружба, пальто, карандаши, любовь….)
Дети присаживаются на ковёр.
- А теперь попробуйте догадаться, о каком магазине загадка.
Это крупный магазин, у него не счесть витрин.
Всё найдётся на прилавке - от одежды до булавки.
Воспитатель выслушивает ответы детей, и все вместе приходят к выводу, что это универсальный магазин или супермаркет.
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для формирования представлений детей о цене, как денежном выражении стоимости товара;
2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
Воспитатель приглашает детей в универсальный магазин за покупками для бабушки Красной Шапочки.
- Но прежде чем идти в магазин, нам нужно составить список покупок, которые попросила бабушка. (Дети помогают воспитателю составить список продуктов).
- Что ещё мы должны взять с собой, когда идём за покупками? (Сумку, чтобы не тратить лишние деньги на покупку пакета в магазине).
Дети выбирают товары по списку, идут на кассу, но не могут оплатить покупку.
Возникает затруднение.
- Знаем ли мы, сколько денег нужно заплатить за покупку?
-Сможем мы помочь Красной Шапочке совершить покупку? (не сможем).
- Почему не сможем?
- Значит, что нам нужно узнать, чтобы помочь Красной Шапочке?
- Сколько денег нужно заплатить за выбранные товары?
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1) познакомить детей с понятием «цена»;
2) закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает», сформировать опыт эмоционального переживания радости открытия;
3) способствовать развитию мыслительной деятельности, творческих способностей.
-Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но хочешь узнать? (спросить у того, кто знает).
Дети садятся за столы, пред ними лежат карточки с графическим изображением товаров, которые должна купить Красная Шапочка и монеты достоинством 1 рубль в количестве 10 шт. Воспитатель обращает внимание детей на то, что под каждым товаром указана цена.
- Ребята, что такое цена? (это то, сколько стоит товар).
- В чём выражается цена товара? (в рублях).
Дети приходят к выводу: чтобы совершить покупку, нужно знать цену каждого товара.
По заданию воспитателя дети раскладывают монеты, соответственно цене товара: хлеб – 1 рубль, молоко – 2 рубля, яйца – 2 рубля, сыр – 4 рубля.
- Ребята, что ещё очень хотела купить Красная Шапочка? (шоколадку)
- Сколько денег у вас осталось? (1 рубль)
- Что нужно знать, чтобы купить шоколадку? (цену шоколадки).
Воспитатель вывешивает на доску изображение шоколадки, под которым указана цена – 1 рубль.
Дети делают вывод, что оставшихся денег хватит на покупку шоколадки! Ура!
Вывод:
- А теперь давайте напишем Красной Шапочке письмо.
- Что нужно знать, чтобы правильно распределить деньги? (нужно знать цену каждого товара). (Дети вместе с воспитателем пишут письмо и вкладывают в конверт карточку с изображением и ценой товаров).
5. Включение в систему знаний.
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать внимание.
Дети выходят на ковёр.
Подвижная игра «Магазин игрушек».
-Воспитатель предлагает поиграть в магазин игрушек: группа делится на две подгруппы, одни дети будут игрушками, которые продаются в магазине, другие – покупателями, воспитатель – продавец. Каждый ребёнок из первой подгруппы придумывает какой игрушкой он будет и как он будет её изображать.
Воспитатель объявляет: «Магазин открыт!» Покупатели приходят по очереди, здороваются и просят показать игрушки. Продавец «берет с полки» какую-нибудь игрушку и приводит ее в движение (выводит ребенка, загадавшего игрушку, и делает рукой движения по его спине, будто заводит ключом). По движениям ребенка, изображающего игрушку, покупатель должен отгадать, какую игрушку ему показали. Если он правильно догадался и игрушка ему понравилась, он спрашивает цену, платит деньги и забирает ее с собой (отводит на свободное место). Затем приходит следующий покупатель и т.д.
Когда все игрушки распроданы, роли меняются и игра начинается сначала.
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Где мы сегодня были?
- Что мы делали?
-Кому помогли?
- Что мы помогли узнать Красной шапочке?
Список литературы:
1. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры автор составитель А. Г. Киреева – Волгоград: 2008г.
2. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. Учебно-методическое пособие. – СПБ «Детство-пресс», 2007г.
3. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику//. Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М;-2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация» Тема: Витаминные продукты
Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»Образовательная область: Социально-коммуникативное развитиеВозрастная группа: 6-7 летТема: Витаминные продукты...
Тема: «На чём ездили казаки?». Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»
Образовательная область: Познавательное развитиеВозрастная группа: средняя группаТема: «На чём ездили казаки?»Основные цели: Формировать представления о первых средствах передвижения жител...
Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Традиционная одежда народов России.
Краткая аннотация к работе: Данная образовательная ситуация знакомит детей о многообразии народов, проживающих на территории России, формирует представление у детей о традиционной одежде народ России....
Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Тема: «Дом, в котором мы живём»
Краткая аннотация к работе. Выбранная структура занятия соответствует образовательной ситуации «открытие» нового знания. Все структурные единицы занятия логически связаны...
Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Тема: «Коллекционеры»
Краткая аннотация к работе: Данная образовательная ситуация знакомит детей с коллекционированием как одним из способов развития познавательной активности дошкольников....
Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Тема: «В гости к Белочке»
Занятие для второй младшей группы в технологии «Ситуация». Работа по данной технологии в системе дает свои плоды в плане того, что дети научились справляться с возникающим в ходе занятия з...
Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация» - «Весенние цветы»
Краткая аннотация к работе: Занятие для детей второй младшей группы разработано в соответствии с технологией «Ситуация». Сценарий представляет интерес для педагогов дошкольных учреждений п...