Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация» в старшей группе по финансовой грамотности "Поможем Красной Шапочки"
план-конспект занятия (старшая группа)

Лисанова Елена Викторовна

Умение распределять свой бюджет;  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomozhem_krasnoy_shapochke.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация» в старшей группе

Образовательная область: познавательное развитие

Тема: «Поможем Красной Шапочке»

Цель: Умение распределять свой бюджет;   

Задачи:                                                                                                                                                                                                                                                                                     

  1.  познакомить детей с понятиями «товар» и «цена»;
  2.  способствовать развитию мыслительной деятельности;
  3.  воспитывать в детях бережливость и умение экономно тратить деньги.

Дидактические материалы: карточки с графическим изображением товаров, монеты достоинством 1 рубль в количестве 10 штук на человека.

Оборудование: мяч, импровизированный продуктовый магазин, сумка для продуктов.

Ход образовательной ситуации:

1.Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Ребята, все вы бывали в магазине.

- Для чего люди ходят в магазин? (совершать покупки)

- Что нужно для того, чтобы совершить покупку? (деньги)

- Сегодня утром на электронную почту пришло письмо, его нам написала одна девочка.

А вот кто эта девочка, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Маленькая девочка весело бежит

По тропинке к домику, что в лесу стоит.

Нужно этой девочке к бабушке скорей,

Отнести корзинку с пирожками ей. (Красная шапочка)

 (Здравствуйте ребята! Мне нужна ваша помощь. Моя бабушка заболела. Она попросила меня сходить в магазин, купить хлеб, молоко, яйца, сыр и дала 10 рублей. Но мне очень хочется ещё купить шоколадку, только вот я не знаю, хватит ли денег на все покупки).

-Хотите помочь Красной шапочке?

-Сможете?

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о магазинах, их классификации и назначении, и товарах, которые в них продаются; совершенствовать умение группировать предметы по определённым признакам.

- Послушайте загадку:

Всё, что в жизни продаётся, одинаково зовётся:

И крупа, и самовар называются ...  (Товар.)

Игра «Из какого магазина товар?»

Дети становятся в круг, воспитатель встает в центр круга. Воспитатель кидает мяч ребёнку и называет наименования товаров, которые продаются в магазине, а ребёнок отвечает одним словом, как называется этот магазин.

(Если ребенок не может ответить на вопрос, воспитатель просит помощи у других ребят).

Помидоры, огурцы, картофель, капуста, кабачки. (Овощной магазин);

Табурет, кровать, шкаф, кресло, секретер (Мебельный магазин);

 Кукла, машинка, кубики, конструктор, лопатка (Магазин игрушек);

 Швабра, ведро, веревка, краска, грабли (Хозяйственный магазин);

 Платье, пальто, куртка, рубашка, брюки (Магазин одежды);

Ботинки, сапоги, туфли, кроссовки, сандалии (обувной магазин);

Батон, баранки, печенье, булочки, сухари (хлебный магазин).

Игра «Что можно купить за деньги?»  

Воспитатель называет детям слово, если оно обозначает предмет, который можно купить, дети хлопают в ладоши. (Книга, хлеб, здоровье, банан, дружба, пальто, карандаши, любовь….)

Дети присаживаются на ковёр.

- А теперь попробуйте догадаться, о каком магазине загадка.

Это крупный магазин, у него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке - от одежды до булавки.  

Воспитатель выслушивает ответы детей, и все вместе приходят к выводу, что это универсальный магазин или супермаркет.

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для формирования представлений детей о цене, как денежном выражении стоимости товара;

2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

Воспитатель приглашает детей в универсальный магазин за покупками для бабушки Красной Шапочки.

- Но прежде чем идти в магазин, нам нужно составить список покупок, которые попросила бабушка. (Дети помогают воспитателю составить список продуктов).

- Что ещё мы должны взять с собой, когда идём за покупками? (Сумку, чтобы не тратить лишние деньги на покупку пакета в магазине).

Дети выбирают товары по списку, идут на кассу, но не могут оплатить покупку.

Возникает затруднение.

- Знаем ли мы, сколько денег нужно заплатить за покупку?

-Сможем мы помочь Красной Шапочке совершить покупку? (не сможем).

- Почему не сможем?

- Значит, что нам нужно узнать, чтобы помочь Красной Шапочке?

- Сколько денег нужно заплатить за выбранные товары?

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

1) познакомить детей с понятием «цена»;

2) закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает», сформировать опыт эмоционального переживания радости открытия;

3) способствовать развитию мыслительной деятельности, творческих способностей.

-Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но хочешь узнать? (спросить у того, кто знает).

Дети садятся за столы, пред ними лежат карточки с графическим изображением товаров, которые должна купить Красная Шапочка и монеты достоинством 1 рубль в количестве 10 шт. Воспитатель обращает внимание детей на то, что под каждым товаром указана цена.

- Ребята, что такое цена? (это то, сколько стоит товар).

- В чём выражается цена товара? (в рублях).

Дети приходят к выводу: чтобы совершить покупку, нужно знать цену каждого товара.

По заданию воспитателя дети раскладывают монеты, соответственно цене товара: хлеб – 1 рубль, молоко – 2 рубля, яйца – 2 рубля, сыр – 4 рубля.

- Ребята, что ещё очень хотела купить Красная Шапочка? (шоколадку)

- Сколько денег у вас осталось? (1 рубль)

- Что нужно знать, чтобы купить шоколадку? (цену шоколадки).

Воспитатель вывешивает на доску изображение шоколадки, под которым указана цена – 1 рубль.

Дети делают вывод, что оставшихся денег хватит на покупку шоколадки! Ура!

Вывод:

- А теперь давайте напишем Красной Шапочке письмо.

- Что нужно знать, чтобы правильно распределить деньги? (нужно знать цену каждого товара). (Дети вместе с воспитателем пишут письмо и вкладывают в конверт карточку с изображением и ценой товаров).

5. Включение в систему знаний.

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать внимание.

Дети выходят на ковёр.

Подвижная игра «Магазин игрушек».

-Воспитатель предлагает поиграть в магазин игрушек: группа делится на две подгруппы, одни дети будут игрушками, которые продаются в магазине, другие – покупателями, воспитатель – продавец. Каждый ребёнок из первой подгруппы придумывает какой игрушкой он будет и как он будет её изображать.

Воспитатель объявляет: «Магазин открыт!» Покупатели приходят по очереди, здороваются и просят показать игрушки. Продавец «берет с полки» какую-нибудь игрушку и приводит ее в движение (выводит ребенка, загадавшего игрушку, и делает рукой движения по его спине, будто заводит ключом). По движениям ребенка, изображающего игрушку, покупатель должен отгадать, какую игрушку ему показали. Если он правильно догадался и игрушка ему понравилась, он спрашивает цену, платит деньги и забирает ее с собой (отводит на свободное место). Затем приходит следующий покупатель и т.д.

Когда все игрушки распроданы, роли меняются и игра начинается сначала.

6. Осмысление.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

- Где мы сегодня были?

- Что мы делали?

-Кому помогли?

- Что мы помогли узнать Красной шапочке?

 

Список литературы:

 

1. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры автор составитель А. Г. Киреева – Волгоград: 2008г.

2. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. Учебно-методическое пособие. – СПБ «Детство-пресс», 2007г.

3. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику//. Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М;-2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация» Тема: Витаминные продукты

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»Образовательная область: Социально-коммуникативное развитиеВозрастная группа: 6-7 летТема: Витаминные продукты...

Тема: «На чём ездили казаки?». Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»

Образовательная область: Познавательное развитиеВозрастная группа: средняя группаТема: «На чём ездили казаки?»Основные цели: Формировать представления о первых средствах передвижения жител...

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Традиционная одежда народов России.

Краткая аннотация к работе: Данная образовательная ситуация знакомит детей о многообразии народов, проживающих на территории России, формирует представление у детей о традиционной одежде народ России....

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Тема: «Дом, в котором мы живём»

Краткая аннотация к работе. Выбранная структура занятия соответствует образовательной ситуации «открытие» нового знания. Все  структурные единицы занятия  логически связаны...

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Тема: «Коллекционеры»

Краткая аннотация к работе:  Данная образовательная ситуация знакомит детей с коллекционированием как  одним из способов  развития познавательной активности дошкольников....

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Тема: «В гости к Белочке»

Занятие для второй младшей группы в технологии «Ситуация». Работа по данной технологии в системе дает свои плоды в плане того, что дети научились справляться с возникающим в ходе занятия з...

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация» - «Весенние цветы»

Краткая аннотация к работе: Занятие для детей второй младшей группы разработано в соответствии с технологией «Ситуация». Сценарий представляет интерес для педагогов дошкольных учреждений п...