Тема: «На чём ездили казаки?». Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»
план-конспект занятия (средняя группа)

Скрягина Татьяна Данииловна

Образовательная область: Познавательное развитие

Возрастная группа: средняя группа

Тема: «На чём ездили казаки?»

Основные цели: Формировать представления о первых средствах передвижения жителей Кубани (ходили пешком, ездили на животных (конях, волах, передвигались на транспортных средствах (бричках, бестарках, линейках). Развивать интерес детей к образу жизни жителей Кубани; вызывать желание познавать старые традиции.

Дидактические материалы: Презентация к занятию, демонстрационный и раздаточный материал: виды транспорта, дидактическая игра: «Собери транспорт прошлого» (разрезной, «Волшебный тоннель времени», «Колесо истории», костюм казака.

Оборудование: Мультимедийное оборудование, аудиозаписи, магнитофон.

Краткая аннотация к работе: Новый материал для детей 4 – 5 лет. Познакомить детей со старинным транспортом казаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_chyom_ezdili_kazaki.docx18.17 КБ
Файл prezentatsiya_transport_2_wecompress.com_.pptx1.98 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «На чём ездили казаки?». Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»

Образовательная область: Познавательное развитие

Возрастная группа: средняя группа

Тема: «На чём ездили казаки?»

Основные цели: Формировать представления о первых средствах передвижения жителей Кубани (ходили пешком, ездили на животных (конях, волах, передвигались на транспортных средствах (бричках, бестарках, линейках). Развивать интерес детей к образу жизни жителей Кубани; вызывать желание познавать старые традиции.

Дидактические материалы: Презентация к занятию, демонстрационный и раздаточный материал: виды транспорта, дидактическая игра: «Собери транспорт прошлого» (разрезной, «Волшебный тоннель времени», «Колесо истории», костюм казака.

Оборудование: Мультимедийное оборудование, аудиозаписи, магнитофон.

Краткая аннотация к работе: Новый материал для детей 4 – 5 лет. Познакомить детей со старинным транспортом казаков.

Ход образовательной ситуации:

1) Введение в ситуацию.

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания детей о родном крае.

Звучит Кубанская песня «?».

Воспитатель собирает детей около казачьего уголка.

- Ребята, скажите где мы с вами живем?

- Как называется город, в котором мы живем?

- Что движется по улицам нашего города?

- Для чего нам нужен транспорт? (Транспорт очень быстро помогает людям добраться в нужное место.)

- Как вы думаете, всегда ли транспорт был помощником человека?

- А давным-давно, когда жили наши предки? На чем они ездили?

А хотите сами узнать и рассказать потом малышам на чем ездили казаки в давние - давние времена?

Сможете?

2) Актуализация знаний:

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о средствах передвижения, видах транспорта (воздушный, наземный, водный). Повысить интерес к жизни казаков.

Дети вместе с воспитателем подходят к столу, где разложены карточки с изображением разного вида транспорта и среди них лежит картинка старинного транспорта.

-Что вы видите? (Назовите, одним словом.)

Возьмите по одной картинке и назовите свой транспорт.

- Ребята, у кого воздушный транспорт? Прикрепите его на мольберт, к месту его передвижения.

- У кого наземный транспорт? Прикрепите его на мольберт, к месту его передвижения.

- У кого водный? Прикрепите так же.

3) Затруднение в ситуации:

Дидактическая задача: 1) создать мотивационную ситуацию для введения новых представлений о первых средствах передвижения жителей Кубани;

2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

Воспитатель обобщает.

- Весь этот транспорт есть у нас в городе. И в настоящее время мы с вами ездим вот на таком транспорте.

- А что это за транспорт, как он называется, и как он передвигался? (показывает картинку «линейки» - старинное транспортное средство)

- Ребята, как вы думаете, как оно называется? (Мы не заем)

- А как узнать то, что мы еще не знаем? (Спросить у того, кто знает)

Воспитатель предлагает отправиться в прошлое и узнать на чем передвигались казаки и как назывался этот транспорт, при этом взять с собой картинку «линейки».

- Как вы думаете на чем можно отправиться в прошлое? (ответы детей)

В прошлое нельзя попасть на обычном транспорте, потому что это путешествие во времени. Вот у меня есть КОЛЕСО ИСТОРИИ НАРОДА, оно нам поможет.

Если я поверну его вправо – время пойдет вперед, и мы попадем в будущее.

Если я поверну влево – то назад в прошлое. В те времена, когда жили наши предки – казаки. (крутим влево)

Итак, все готовы? Отправляемся! (звучит волшебная музыка, дети проходят через колесо времени, оказываются в прошлом, где их встречает казачка или казак)

Казачка: - Здорово ночевали, казачата?

Дети: - Здравствуйте.

Казачка: Кто вы такие и зачем пожаловали?

Дети: Мы из будущего, хотим узнать, на чем ездили казаки? И как называется, вот этот транспорт «линейка»?

Казачка: Живем, слава богу - хорошо. А помочь, рассказать – это мы за всегда можем.

Казачка: Садитесь, казачата по удобнее и внимательно слушайте.

(дети садятся на стульчики и рассматривают слайды)

4) Открытие нового:

Дидактическая задача: 1) познакомить детей с первыми средствами передвижения жителей Кубани (ходили пешком, ездили на животных (конях, волах, передвигались на транспортных средствах (бричках, бестарках, линейках, формировать умения различать эти виды старинного транспорта, закрепить их названия в речи. Развивать интерес детей к образу жизни жителей Кубани; вызывать желание познавать старые традиции.

2) закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает».

Просмотр видео слайдов по теме в сопровождении рассказа казачки.

Давним – давно, все казаки ходили пешком.

(1-слайд - Пеший путник с котомкой)

- Как вы думаете, нам было удобно? (ответы детей)

Брали казаки с собой котомку, в которую помещалось и вода, и хлеб, и одежда. Долго и тяжело нам было так путешествовать, и стали мы думать, как нам быть? И решили, что помочь нам могут животные.

- Как вы думаете какие? (2 слайд - Животные Корова, кони, волы и др.)

Правильно на всех этих животных мы ездили. Но осел – был упрям, корову и вола в пути надо было кормить травой и на них передвигаться было очень медленно. И только КОНЬ был БЫСТР, как ОГОНЬ. Он то и стал нашим верным другом и помощником.

(3 – слайд – Казак верхом на коне)

Стали казаки ездить на конях. Конь был сильным, быстрым и выносливым. Стало легче казакам, быстрее они могли добраться в нужное место.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Сам на лошадке, жена на коровке, детки на телятках, внуки на козлятках.

Но казаку стало неудобно ездить на животных, ведь необходимо было и грузы различные перевозить, и семью свою и стали казаки опять думать? И придумали БРИЧКУ. (4-слайд. Лошадь, запряженная в БРИЧКУ)

Это было первое транспортное средство.

Но вскоре и такой вид транспорта стал неудобным, как вы думаете, почему (холодно, укрыться негде)

И казак приделал крышу и получилась БЕСТАРКА.

(5 – слайд. Лошадь, запряженная в бестарку и перевозящая всю семью.)

Бестарка была более удобна, в ней помещалась вся семья, а крыша над головой помогала укрыться от палящего солнца и от дождя, высокие колеса помогали бестарке легко передвигаться по улицам города. Бестарка быстро стала городским транспортом. На ней можно было быстро добраться на работу, и на бал.

Со временем все больше становилось людей в городе, и бестарка перестала не удобной.

- Как вы думаете почему? (ответы детей)

И стали казаки думать, как им создать такой транспорт, чтобы можно было сразу перевести большое количество людей. И придумали - ЛИНЕЙКУ. (6 – слайд. Лошадь, запряженная в линейку.)

Вот так появился еще один городской транспорт. Он становился тяжелее и в него запрягали несколько лошадей. Управлял им вагоновожатый, теперь много народу помещалось в линейку. Они одновременно ехали в нужном направлении и по своим делам.

Вот так на конях верхом, на бричках, на бестарках, и линейках ездили казаки.

Казачка: Запомнили казачата, на чем ездили казаки?

Молодцы, ребята. Вот вам картинки с изображением этого транспорта. Возьмите с собой и малышам расскажите на чем ездили казаки. Вам пора возвращаться назад. До побачинья, казачата!

Дети: До свидания!

Воспитатель предлагает через КОЛЕСО ИСТОРИИ НАРОДА вернуться обратно в будущее. (крутим вправо) Возвращаемся в детский сад.

5) Включение нового в систему знаний:

Дидактическая задача: 1) организовать активный отдых детей.

2) закрепить представления детей о первых средствах жителей Кубани.

1) П/и «Кони»

2) Д/и «Собери картинку» (6-8частей.)

3) Д/и «Найди недостающую деталь» (аппликация Пешему казаку – котомку, коню – наездника, бричке – колеса, бестарке – крышу, линейке – несколько коней и вагоновожатого).

6) Осмысление:

Дидактическая задача: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

- Ребята, где мы с вами сегодня были? (ответы детей)

- Что мы узнали в прошлом?

- На чем ездили казаки?

- Вам понравилось наше путешествие в прошлое?

- Вы расскажите малышам на чем ездили казаки раньше?

Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др., при разработке занятия использовались исторические материалы, брошюры и интернет ресурсы. Данная образовательная деятельность проходит в рамках регионального компонента, что позволяет детям узнать много интересного и познавательного из истории Кубани.


Предварительный просмотр: