«Тайна мыльных пузырей»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Стрелкович Елена Владимировна

Знакомство детей с процессом изготовления мыльных пузырей, развитие фантазии и творческих способностей детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе

Экспериментирование и  использование нетрадиционной техники рисования мыльными пузырями

                                                «Тайна мыльных пузырей»

                                                                                               

Цель:

Познакомить детей с процессом изготовления мыльных пузырей с целью применения полученных знаний в продуктивной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять представления детей о веществах и их свойствах в ходе исследования, применять полученные знания в продуктивной деятельности;
  • Учить детей выполнять действия согласно алгоритму; познакомить с искусством выдувания мыльных пузырей; познакомить с техникой рисования мыльными пузырями.

Развивающие:

  • Развивать воображение, фантазию, творческие способности;
  • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги;
  • Развивать речь, обогащать и активизировать словарь детей новыми словами: глицерин, емкость;
  • Побуждать детей находить решение проблемы, учить высказывать свои предположения и суждения и делать выводы; 
  • Продолжать учить согласовывать существительное и числительное: «три стакана», «одна ложка» и т.д.
  • Активизировать коммуникативные умения и навыки детей, способствовать развитию диалогической речи, продолжать формировать умение отвечать на вопросы;
    Воспитательные:
  • Воспитывать интерес к творческому процессу;
  • Воспитывать аккуратность в работе.
  • Приучать самостоятельно, готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятия рисованием

Методы:

* Словесные (рассказ, пояснения, вопросы, уточнения);

* Наглядные (рассматривание, наблюдение, показ);

* Практические (экспериментирование, рисование).

Оборудование:

Для воспитателя:  экран, флэшка с записью, демонстрационный материал. Набор для опытов

Для детей: Стаканчики, рукавички, ложки, карты-инструктаж, воронки, материалы для изготовления мыльных пузырей, альбомные листы, краски, фартуки, перчатки, шапочки, бахилы.

Ожидаемые результаты:

Знать и уметь:

- из чего состоит раствор из мыльных пузырей (что такое мыльный пузырь,  как получить «более прочные» пузыри)

-правила поведения и общения в процессе ООД.

уметь  пользоваться мыльным раствором, трубочкой, располагать пузыри по всему листу; отвечать на вопросы; доводить дело до конца; пользоваться красками.

Ход занятия:

В группу входит воспитатель, переодетый «как  ученый» (бел.халат, шапочка, очки, в руках большой чемодан)

Воспитатель. Здравствуйте,  ребята! Позвольте представиться, я профессор науки Елена Владимировна.

Я сегодня решила с вами поиграть в ученых!. Сегодня нас ждут удивительные игры, настоящее волшебство, эксперименты и еще много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас все получилось, и целый день было хорошее настроение.  Я принесла сегодня волшебный чемодан. А что в нем находится, и о чем  мы сегодня поговорим, узнаем, рассмотрев картинку (изображение мыльных пузырей)

            Воспитатель:

Что вы знаете  о мыльных пузырях! (ответы детей)

Что вы хотите сегодня узнать? (Записываем на листе ответы детей)

D:\Документы\Рабочий стол\откртое зан\(5).PNG

Воспитатель: Мыльный пузырь – это тонкий слой воды, которые с обеих сторон зажаты мыльным раствором. Так  как мыльные пузыри часто лопаются, то в раствор добавляют, например: мыло, сахар, глицерин.

Цвет пузырей на самом деле бесцветный.

Воспитатель  А где мы можем узнать больше информации про то, что нас интересует? (книги, энциклопедии, интернет, спросить у других людей, в библиотеке)

Я  собрала информацию и хочу поделиться с вами.

Как вы думаете, сколько лет мыльным пузырям? Давно ли они появились?

ИЗ ИСТОРИИ

Мыльные пузыри были придуманы несколько тысяч лет назад. Это  стало известно при раскопках, были найдены рисунки на камнях, на которых были изображены дети, играющие с мыльными пузырями. Так же в Китае найдены старинные папирусы, на них изображены несколько людей, которые выдувают мыльные пузыри из трубочек, сделанных из глины.

Позднее,  люди приспособились делать мыльные пузыри более прочными. После стирки мыльную воду использовали для игр дети.  Вначале мыльные пузыри были редкостью и продавались только в магазинах, а вскоре их можно было купить почти за бесценок у любого уличного продавца.

На этом история мыльных пузырей не закончилась, так как человечество  стремиться к прогрессу, то решили сделать надувание пузырей автоматически, что позволяло выдувать пузыри размером с воздушный шар (показ картинки воздушного шара) 

Ученые решили заморозить пузыри. Достаточно  положить снежинку на мыльный пузырь или аккуратно  положить на снег тогда мыльный пузырь замерзнет. Для его замерзания нужен мороз 7 градусов. Но если замерший пузырь случайно упадет, то он не разлетится в дребезги как стеклянный шар, а на нем появятся вмятины. Вот  такой  удивительный обыкновенный  мыльный пузырь!

Воспитатель: Вам интересно, что в чемодане? Откроем. Что видите?

Рассматриваем содержимое.

  1. Одежда (фартуки, шапочки, перчатки, бахилы, бейджи с ИО ребенка) (одевают дети)

Ребята, сегодня мы с вами будем учеными. А, кто знает, кто такие ученые?
Правильно, ученые это люди, которые занимаются наукой, проводят разные исследования. Вот и мы сегодня с вами тоже проведем своё небольшое исследование, попробуем сами создать раствор для мыльных пузырей, и выясним, из чего он состоит.
Представьте, что мы находимся в научной лаборатории мыльных пузырей, а теперь давайте присядем за столы.

  1. В каждой научной лаборатории  есть свои правила безопасности. Знаете ли вы их? (ответы детей) Правила.  (Вывешиваем на доске)
  • При работе с мыльными растворами ни в коем случае не прикасаться к глазам, носу, рту;
  • После проведения опытов тщательно промыть руки в проточной тёплой воде (желательно с детским мылом);
  • При пускании мыльных пузырей выдувать их в нужно том направлении, где нет детей;
  • Все используемые компоненты растворов (глицерин, фери и др.) тщательно закрывать крышкой после использования.

Ну что, коллеги, приступим к работе.

Начнем с главного, кто знает, как приготовить раствор для мыльных пузырей? (ответы детей)

Скажите, ребята,  а  вы хотите сами научиться делать раствор для мыльных пузырей? (ответы детей)
При приготовлении мыльного раствора мы с вами будем опираться на
схему.  Давайте ее рассмотрим. Ребята, кто сможет помочь мне ее прочесть?

  • Воспитатель. Для того, чтобы пузыри были прочнее, в наш раствор нужно добавить глицерин. Это новое для вас средство и я предлагаю вам познакомиться с ним поближе. Обратите внимание  на экран (слайд- Где используется глицерин)

    Воспитатель. Глицерин – это полезное и универсальное средство, которое используется в производстве  и находит применение во многих сферах нашей жизни… 
    В медицине оно  используется для заживление ран на коже.
    В кулинарии, при приготовлении кондитерских изделий, благодаря его свойствам улучшается состав конфет.
    Используется в производстве пластмассы и упаковочных материалов.
    Для изготовления различных видов бумаги.
    При производстве тканей.
    Так же используется для приготовления  мыла.
    Когда вы пойдете в школу, вы еще многое узнаете об этом полезном средстве.

Глицерин бесцветный, а еще, ребята, он не имеет запаха и очень вязкий. Давайте еще раз внимательно рассмотрим схему. Сколько глицерина нужно добавить в емкость,  для того чтобы пузыри были более прочными? (ответы детей

Рецепт раствора для  мыльных пузырей.

теплая вода + средство для мытья посуды (фери) + глицерина.

Воспитатель: ну что начнем наш опыт.

Что нам понадобится? (ответы детей) + (сами берут необходимый )

Берем стаканчик, в него добавляем: 50 г фери (2 ст л),25 глицерина (1 ст л),150 г воды (6 ст.л). Перемешали медленно раствор. Теперь немного потренируемся.  

Дыхательная гимнастика «Надуй шар», тренируем силу вдоха и выдоха. Дети сидят или стоят. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ф ф ф. шарик лопнул- хлопаем в ладоши, из шарика выходит воздух- ребенок произносит: ш ш ш, вытягивая губы хоботком, опускает руки,  как шарик из которого выпустили воздух.

Воспитатель: Молодцы, старались выполнить упражнения, у вас это очень хорошо получилось! А теперь мы можем приступить к самому важному, опыту

Повторяйте за мной. Разводим раствор

- Как вы думаете, ребята, такую жидкость пить можно? Почему?

(вредна для организма).

- Что у нас получилось? (пена из мелких пузырьков).

- Возьмите ложку, аккуратно положите себе на руку и подбросьте.

- Полетела пена из пузырьков? Почему? (летают только отдельные пузырьки, пена намного тяжелее и держится за ладошку).

- Посмотрите, как они жмутся друг к другу, держатся друг за друга, какие они дружные, как мы с вами, правда, ребята?

Для начала давайте поговорим, для чего нам нужны мыльные пузыри? (ответы детей)

D:\Документы\Рабочий стол\откртое зан\026.jpg

Конкурс (игры с мыльными пузырями)

Самый большой мыльный пузырь

Самый продолжительный пузырь.

Рукопожатие в пузыре.

У кого пузырей больше

Поймай пузырь на ладошку

Игрушка в пузыре

Пузырь в пузыре

Игра «Волейбол в рукавичках»

Фокус "Торнадо в банке"

Это не совсем фокус, сколько познавательный эксперимент для детей. Для него потребуются вода, прозрачная стеклянная банка с крышкой, жидкость для мытья посуды, блестки и сила рук. Заполните банку водой на 3/4, добавьте несколько капель жидкости для мытья посуды. Через несколько секунд добавьте краситель и блестки. Это поможет вам лучше увидеть торнадо в банке. Закройте банку и раскрутите её по спирали. Любуйтесь торнадо в банке.

Простые трюки с мыльными пузырями

Как сделать мыльные пузыри самостоятельно – уже понятно. Теперь нужно вспомнить простые трюки, которым вы сможете научить детей.
Мыльный пузырь не лопнет, если место посадки мокрое.

Если смочить ладонь мыльным раствором и поймать пузырь – он дольше не лопнет.
Пузырь в пузыре выдувается через соломинку, которую можно продеть через проволоку или петлю для пускания пузырей.
Мокрой соломинкой можно разрубить мыльный пузырь на 2 пузыря.

Если проткнуть пузырь пальцем, смоченным в мыльном растворе – пузырь не лопнет. То же с карандашом, волшебной палочкой и так далее.
Выдумывайте новые фокусы, создавайте потрясающий и волшебный праздник. Тем более, это восхитительное развлечение почти ничего не стоит.

Спасибо, ребята, возвращайтесь за столы, и мы продолжим наш эксперимент. Предлагаю вам на шапку из мыльных пузырей положить лист бумаги, чтобы пузырьки отпечатались.

- Что мы видим? Есть рисунок? (кроме пены, ничего не видим).

- Почему? (бесцветные пузыри).

- Что же делать? (добавить краску).

- Правильно, аккуратно добавьте краску в стаканчик и размешайте. Получилось? Молодцы.

- У вас на столах есть несколько стаканчиков с разноцветными мыльными пузырями, фоновая бумага.

Воспитатель: Сейчас мы займемся тем, что на лист бумаги будем  «выкладывать» пену из мыльных пузырей, а потом превращать мыльный отпечаток в изображение чего-либо. Чтобы рисунок получился красочным и интересным, нужно включить фантазию.

Да, мыльные пузыри необыкновенные, удивительные, любоваться ими можно бесконечно. Их изучают учёные, фотографируют, современные модельеры украшают ими одежду манекенщиц, с ними играют дети.

Ребята, скажите, так что же хорошего в пузырях?

Дети: Они красивые, ими можно играть, они нас радуют.

- А, что плохого в пузырях?

Дети: Они лопаются, могут попасть в глаза и защипать.

- Молодцы, все вы знаете!

-Вот и получилось у нас с вами настоящее волшебство, настоящее чудо.

-Давайте посмотрим у кого, что получилось. Ребята, вам понравилось рисовать пузырями?

Дети: Ответы детей.

-Что для вас было самым трудным?

Дети: Ответы детей.

-А что лёгким?

Дети: Ответы детей.

Давайте сейчас решим, добились ли мы с вами ожидаемого результата (читаем предполагаемый результат, который писали вначале занятия)

Рефлексия.

Кем  мы  сегодня были?

Что вы  делали?

Что  узнали нового?

Физкультминутка под музыку «Где водятся волшебники»

Воспитатель. Вот и подошло наше занятия к концу, мне кажется, что оно получилось веселым интересным и познавательным. Ребята, скажите, а вам понравилось? 
Если понравилось, и вам было интересно и весело, то прикрепите улыбку на воздушном шарике, который так похож на мыльный пузырь, а если не понравилось, или с чем-то не справились - изобразите грусть. 
D:\Документы\Рабочий стол\откртое зан\Печать\depositphotos_35528107-stock-illustration-happy-kids-riding-a-hot.jpgD:\Документы\Рабочий стол\откртое зан\s1200.jpgD:\Документы\Рабочий стол\откртое зан\grystnii-smailik-4.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Тайна мыльного пузыря"

Это научный  проект по занимательной физике для  детей старшей группы....

Проект "Тайна мыльного пузыря"

Познание – творческий процесс, поэтому в задачу взрослого входит поддержать и развивать в ребенке интерес к открытиям, исследованиям, создать для этого необходимые условия. Широкие возможности для раз...

Исследовательский проект "Тайна мыльных пузырей"

Исследовательский проект "Тайна мыльных пузырей"...

Проект "Тайна мыльных пузырей" 01.06.2017г.

Цель проекта: Формирование у детей способности творчески осваивать способы опытно-эксперементальной деятельности....

Исследовательская работа "Тайна мыльных пузырей"

Создать мыльные пузыри в домашних условиях, выявить наиболее удачный рецепт приготовления мыльных пузырей, провести опыты и эксперименты с мыльными пузырями...

Тайна мыльных пузырей.

Мыльные пузыри невесомые, практически неуловимые и такие красивые. Они вдохновляют многих людей, приносят радость и удовольствие....

Тайна мыльных пузырей.

Мыльные пузыри невесомые, практически неуловимые и такие красивые. Они вдохновляют многих людей, приносят радость и удовольствие. Выдувать водяные шарики – любимая забава для всех поколений. Мыл...