«Значение игры для всестороннего развития ребёнка»
материал

Соболева Ольга Валерьевна

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_igry_dlya_vsestoronnego_razvitiya_rebyonka.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Значение игры для всестороннего развития ребёнка»

   Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

   Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях. Разновидностью сюжетно-ролевых игр являются строительные игры.

   В практике воспитания используются и игры с правилами, создаваемые для детей взрослыми. К играм с правилами относятся дидактические, подвижные, игры-забавы. В основе их лежит четко определённое программное содержание, дидактические задачи, целенаправленность обучения. Самодеятельность детей при этом не исключается, но она в большей мере сочетается с руководством воспитателя. При овладении опытом игры, развитие способности к самоорганизации дети проводят и эти игры самостоятельно.

Сюжетно-ролевые игры.

Ролевая, или так называемая творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

  Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что они воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.

   Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне  радуется и огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия.

   Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.

   В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого воспроизведения и отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей.

   В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический, жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.

   В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.

Игры-драматизации.

   В играх - драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.п. Они сходны с сюжетно - ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т.д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

   Чаще всего основой игр - драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.

   С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

   Для развёртывания игр - драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т.п. К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих детей.

Строительные игры.

   Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.

   Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как её разновидность. У них один источник - окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.

   Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игре, прежде всего, отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.

   Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры, и вызываются ею. Она как бы задаёт цель строительной игры. Например, дети задумали играть в моряков - у них возникла необходимость строить пароход; игра в магазин неизбежно требует его постройки т.д. Однако строительная игра может возникать и как самостоятельная, и уже на её основе развивается та или иная сюжетно-ролевая. Например, дети строят театр, а потом играют в артистов.

   В старших группах дети в течение длительного времени возводят довольно сложные постройки, практически постигая простейшие законы физики.

   Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении детьми способами строительства, в развитие их конструктивного мышления, обогащение речи, упрощение положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Обдумывание и решение той или иной строительной задачи способствует развития конструктивного мышления.

   В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Под его руководством школьники овладевают точным словарём, выражающим название геометрических тел, пространственных отношений:  высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т.п.

   Строительные игры имеют важное значение для физического воспитания дошкольников. В них проявляется разнообразная двигательная активность ребёнка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети прилагают доступные им физические усилия, проявляют выносливость.

   Для строительных игр созданы специальные наборы материалов, включающие разнообразные геометрические тела (кубы, бруски, призмы, цилиндры, конусы, полушарья), дополнительные (пластины, доски, арки, кольца, трубы и т.д.)  и вспомогательные материалы для украшения построек.

   В строительных играх используются и обычные, чаще всего сюжетно-образные игрушки, широко применяются и природные материалы: глина, песок, снег, камешки, шишки, тростник и др.

Настольные игры-пособия.

   К настольным играм относятся разнообразные игры-пособия типа картинок, предметного лото, домино; тематические игры ("Где что растет", "Когда это бывает", "Кому это нужно"и др.); игры, требующие двигательной активности, сноровки и т.д. ("Летающие колпачки", "Попади в цель", "Гусёк" и др.); игры типа мозаики. Все эти игры отличаются от игр с игрушками тем, что обычно проводятся за столиками, требуют 2-4 партнёров. Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости.

   Малышам нужны игры с доступным содержанием. На карточках лото, парных картинках, книжках-ширмах изображаются игрушки, предметы обихода, простейшие виды транспорта, овощи, фрукты. Подбор картинок парами, соответствующих картинок к основной карте, название изображённого предмета, того или иного качества содействует развитию словаря, краткой поясняющей речи  ( яблоко красное, морковка оранжевая, растет на грядке).

   Для детей старших групп интересны настольно-печатные игры, в которых отражены явления природы, представлены разные виды транспорта ("Кто на чём ездит, плавает, летает"), действуют герои сказок ("Сказки Пушкина", "Смелые и ловкие",  и др.) Эти и подобные им игры требуют от детей припоминания и применения знаний, усвоенных на занятиях, в процессе наблюдений на экскурсиях. Ценными и интересными для старших детей являются игры, в содержании, в игровых действиях и правилах которых имеется элемент соревнования  в ловкости, точности, быстроте, сообразительности ("Настольный кольцеброс", "Настольные кегли", "Волчок" и др.)

  Особую группу составляют игры-забавы. В них ярко выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержатся шутка, безобидный юмор. Основное их предназначение - повеселить, позабавить детей, порадовать их . Содержание и правила многих игр требуют или быстрого игрового действия ,или отсроченного. Одни из них вызывают быструю, часто неожиданную реакцию, а другие учат детей проявлять волевое усилие. К играм-забавам относятся такие известные, как "Поймай зайчика", "Жмурки с колокольчиком" (определение направления по звуку), "Кто скорее соберёт картинку" ( на координацию движений) и др.

Подвижные игры с правилами.

   Подвижные игры прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма.

   Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

   Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

   Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. В программе воспитания в детском саду для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов: бег, прыжки, лазанье и т.д. Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.

   Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчинятся цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.

 

      Список использованной литературы.

   1   Дошкольная педагогика. Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина.  1986 год.

  2  Психология и педагогика игры дошкольника (Материалы симпозиума)/ Под ред. А. В. Запорожца А. П. Усовой. М., 1966 год

   3   Эльконин Д.Б. Детская психология М., 1960 год

   4   Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры. - Дошкольное воспитание. 1965 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение игры для всестороннего развития ребёнка

Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, и поэтому все игры могут и должны использоваться для их социального развития....

Значение сказки для всестороннего развития ребёнка

Сказка - это  основа духовной пищи маленького ребенка, это — неотъемлемая часть фундамента его будущих представлениях о мире, это  - совершенно особый язык, и особый мир....

Значение подвижной игры во всестороннем развитии ребёнка

Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Значение рисования для всестороннего развития ребёнка"

значение рисования для всестороннего развития дошкольника...

«Значение игры для всестороннего развития ребёнка».

laquo;Значение игры для всестороннего развития ребёнка». Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучен...

Значение игры во всестороннем развитие ребёнка

В последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте....

Консультация для родителей "Значение игры для всестороннего развития ребёнка"

Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста очень высока. Это главное, чем дети занимаются в свободное время. Играя, они укрепляют свои силы, обретают ловкость, развиваются духовно, тренируют па...