"Бумажный карнавал"
план-конспект занятия (старшая группа)

Трифонова Ирина Валерьевна

Занятие для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bumazhnyy_karnaal.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

               «Бумажный

    карнавал»

           Занятие в старшей группе

                                Подготовила муз. руководитель

                                Трифонова И.В.

                         

Цель занятия:

Познакомить детей с шуршащими звуками, предметами и музыкальными инструментами, их издающими.

Задачи:

  1. Развивать тонкость тембрового слуха;
  2. Способность слышать красоту тонких шуршащих и шелестящих звучаний;
  3. Развивать способность к элементарной импровизации;
  4. Звуковую фантазию;
  5. Ассоциативное мышление;

интуитивное понимание смысла выразительных средств музыки.

Пособия и материалы:

Бумажные листы различного размера, качества и толщины: газета, тетрадь, целлофан, полиэтилен, бумага гофре;

Бумажные бабочки, сделанные из разных конфетных фантиков; бумажные «барабанчики»; длинные разноцветные ленты длиной 50 см. из бумаги гофре, полиэтилена и лёгкой воздушной фольги; треугольник, коробочка, тарелка, ксилофон.

Самодельные инструменты: маракасы, сделанные из любых маленьких коробочек, засыпанных различной крупой.

Ход занятия:

На одной загадочной планете жили – были и мирно правили три короля. Одного звали Шорох Иванович, другого Шелест Петрович, а третьего Шёпот Шепотович. На этой планете всё было шуршащее и шелестящее: цветы и деревья, ручейки и птички, бумажным был фонтан на площади, и даже королевский оркестр был бумажным. И жители планеты были особенные шептунчикии шуршалочки, шелестелочки и бумажечки, шуршики и шуршунчики, листочки и странички, бумалистики и бумашуршики.

Короли часто ходили друг к другу в гости – они были очень дружны и так похожи, что надо было понять, кто из них, когда говорит, потому что короли разговаривали очень тихо. Каждый год в этом сказочном королевстве, отмечали самый главный праздник – Бумажный карнавал.

На него приглашались гости из всех других королевств.

Они приезжали в бумажных костюмах и привозили с собой музыкальные инструменты, которые могут издавать шорох и шелест. Их торжественно встречали Шорох, Шелест и Шёпот.

Предложить детям тоже очутиться на карнавале. Чтобы попасть в это таинственное королевство, пошуршать, пошелестеть, и пошептать.

Поём с детьми песенку «Много разных звуков», а затем предлагаю взять разные бумажки, прошуршать, пошелестеть ими. Можно так же пошуршать ладонями, тканью одежды, тихонько поскрести ногтями по стулу и т.д.

Очень важно, чтобы дети сами нашли подходящие звуки, услышали едва заметную разницу в них. Обратить внимание на то, что звуки должны быть очень тихими.

Открываем карнавал

«Бумажное шествие» (фонограмма торжественного марша должна звучать негромко, чтобы было слышно и шуршание инструментов). Карнавал начинается с торжественного шествия, с шуршащими инструментами – дети парами, обходят зал, затем по очереди выходят в центр зала и представляют себя, кланяясь и приветствуя королей Бумажного королевства. Цель этого упражнения – двигательная импровизация с импровизированным шуршащим аккомпанементом, поиск детьми своего индивидуального способа приветствия; каким шагом выйти, как вернуться назад, без слов сказать; «Здравствуйте, я рад вас видеть!».

Короли приветствуют гостей, своими шуршащими звуками.

«Шуршащие приветствие» - В. Селиванов «Шуточка». Это музыкальный диалог жителей Бумажного королевства – разных бумажек, бумажных султанчиков, бумажных барабанчиков, – с гостями, умеющими шуршать – маракасами, ореховыми «ниточками», целлофановыми пакетиками, кусками ткани.  Пьесу играем 2-3 раза, чередуя аметричное шуршание и ритмичное встряхивание инструментов. Например, первый раз «приветствуют» друг друга бумажки и маракасы, затем ореховые ниточки и бумажные барабанчики, в третий раз разноцветные бумажные султанчики и целлофановые пакеты, которые нужно ритмично сминать в руках. Во время исполнения пьесы дети встают к друг другу лицом в две шеренги; в одной те, кто будут шуршать, в другой те, кто будут играть ритмично.

3. Озвучиваем стихи.

Читаем детям стихотворение Э. Мошковской 

 озвучиваем шумами – бумагой различного качества, маракасами, щуршанием щеточки по кожаному барабану, потиранием ладошек и т.п. Первый раз продекламируйте стихотворение по строчкам, сопровождая его по своему усмотрению соответствующими звуками. Затем предложите сделать то же самое детям (8–10 человек), часть из которых будет «шорохами», а часть – «шелестами». Сконцентрируйте внимание детей на очень тонком тембровом различии возникающих звучаний. Его действительно надо услышать, в чем и состоит главный педагогический смысл данной модели. Модель может быть также импровизационно инсценирована прямо на занятии.

Вот прилетел бесшумно Шорох, новостей принес он ворох.

И все шорохи слетелись,  и пришел бесшумно Шелест.

Шевельнул рукою Шелест –  и все шелесты слетелись.

И шептал им что-то Шорох,  что-то страшное, чудное,

Что-то тайное, ночное.  Разошелся, расшептался,

А под утро – распрощался. Шорох вышел, Шелест вышел.

И шагов никто не слышал.

4. Играем с инструментами. Дать возможность детям прислушаться к разному звучанию маракасов. Пусть дети принесут на занятие маленькие пустые коробочки и сами сделают себе маракас, заполнив коробочки крупой. Объясните им, что внутрь этих инструментов насыпают еще также мелкие камешки, бусинки, семечки, песок, поэтому и звук у них разный.

Предложите детям подумать, как можно извлечь шуршащий звук из барабана (водить по нему ладонью, ногтями, подушечками пальцев, палочкой).

5. Фантазируем и импровизируем. Расскажите ребятам, что в Бумажном королевстве в каждом доме живет маленький добрый человечек – домовой. Его зовут Шуршунчиком. Никто не знает, как он выглядит, потому что он появляется и хлопочет только ночью. Предложите детям придумать композицию на тему «Ночное рондо». Спроси те детей, что может происходить ночью в доме и вне его? Пусть дети подумают, о чем они будут рассказывать с помощью выбранных ими инструментов. Можно организовать игру, как рондо, начиная ее хоровой декламацией и озвучивая двумя разными инструментами: – Шур-шур-шур, шух-шух-шух – Что за шорох ночью вдруг?

Дети по очереди отвечают, например, «Это мышка побежала», «Это кошка поскреблась», «Это бабочка ночная в тишине взвилась» – и чем - нибудь при это шуршат. Дальше могут быть такие слова: «Крошка еж шуршит листвой», «Дуб скрипит во тьме ночной», «Рыбки взялись за игрушки, а игрушки их – ракушки». Заключительный эпизод рондо может быть без слов – после хорового рефрена дети просто шуршат, шелестят, подбирая разные тембры и варьируя динамику. В результате у вас может получиться настоящее импровизированное рондо. Дети еще смогут к нему многое добавить и придумать, если удастся разбудить их фантазию. Из других возможных тем для свободных импровизаций можно предложить следующие: «Мышиная возня», «Разговор ежика и осеннего листка», «Бумажная фантазия», «В шкафу у королевы» («тряпичные разговоры»).

6. В конце занятия на карнавале объявляется «Танец бумажных бабочек». Разноцветные конфетные фантики волшебно превращаются в красивых бабочек, если их проткнуть палочкой от леденцов «Чупачупс» или обычной заостренной спичкой. Сделайте по две бабочки из фантиков для каждого ребенка. Дети, танцуя, вращают пальцами бабочку, и одновременно произвольно опускают и поднимают руки. Создается удивительно красочный эффект «порхания» множества бабочек в воздухе. Движения в танце могут быть свободными, педагог подсказывает детям только общие пространственные перемещения

1я часть. Легкий бег по кругу, вращая бабочками (8 тактов). Затем движение в круг и из круга, поднимая и опуская руки. 2я часть. Легкий бег врассыпную (8 тактов), к концу собраться в два круга. Движение в круг и из круга. 3я часть. Бег врассыпную (8 тактов), к концу каждому найти себе пару. Завершающие 8 тактов – импровизация в парах. Предложите детям вспомнить, как красиво танцуют летом две бабочки над цветами.

Пусть их движения станут такими же свободными и раскованными. В конце танца каждой паре надо замереть в своей особой позе.

7. Завершается карнавал волшебным «Бумажным фейерверком»: взяв разноцветные бумажные ленты, пучки нарезанного целлофана, султанчики, дети свободно танцуют под звучащую фонограмму. На слово «Салют!» они произвольно образуют группы по 3–4 человека и, подняв руки вверх, размахивают ленточками и султанчиками, изображая фейерверк. Педагог сопровождает слова «Салют!» ударами по тарелке и подбрасывает вверх конфетти, которые можно сделать самим с помощью дырокола из цветной бумаги и журнальных обложек.

Литература: Т. Э. Тютюнникова «Игры звукоми»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционная техника "Бумажная пластика или картины из бумажной массы"

На что направлено:- Ознакомление с новой нетрадиционной техникой.- Развитие мелкой моторики.- Формирование навыков сотрудничества, умение договариваться и обсуждать замысел.Материалы и инструменты, не...

"Бумажный карнавал" Совместный досуг для детей подготовительной группы с родителями с использованием системы К. Орфа

Гармонизация отношений между педагогами, детьми и родителями средствами музыкальной деятельности....

Дополнительная общеразвивающая программа «Бумажная сказка» по бумажному конструированию с детьми 3-4 лет.

Программа направлена на художественное и нравственно-эстетическое воспитание детей 3-4 лет при обучении основам бумажного конструирования.Бумажное конструирование является составной частью художествен...

Анимированная презентация "Карнавал животных". К. Сен - Санс. Сюита "Карнавал животных".

Данная презентация направлена для показа детям при знакомстве с музыкой сюиты"Карнавал животных" композитора Камиль Сен - Санса. Анимированные картинки привлекают внимание ребят.Была использована в му...

"Бумажный карнавал"(

знакомство детей с шуршащими звуками, предметами и музыкаль­ными инструментами, их издающими; развитие тонкости тембрового слуха, способность слышать кра­соту, тонких шуршащих и шелестящих зву...

Практическое мультимедийное пособие для работы с детьми дошкольного возраста "Карнавал животных" (по сюите К.Сен-Санса "Карнавал животных")

Познание окружающего мира, его взаимосвязей происходит у дошкольника через восприятие – базового психического процесса для развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер ребенка.Восприяти...

« Бумажный карнавал»

Закрепить и расширить  имеющиеся  представления у детей о бросовом материале....