Программа самообразования по теме: «Позитивная социализация детей 5-6 лет в процессе взаимодействия друг с другом»
методическая разработка

Ботякова Татьяна Александровна

Данная программа самообразования  поможет   грамотно  организовать процесс самостоятельного освоения педагогом новых педагогических ценностей, способов и приёмов, технологий деятельности, умений и навыков, их использования и творческой интерпретации.   И тем самым повысить уровень своей профессиональной деятельности в вопросах социализации детей  старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия друг с другом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Красноборский детский сад «Колосок»

        

                

Программа  самообразования

 Тема:  «Позитивная социализация детей 5-6 лет в процессе  взаимодействия друг с другом»

Форма самообразования: индивидуальная.

                                         Срок реализации -  3 года.

Дата начала работы над темой: 1сентября 2019г.

Предполагаемая  дата  окончания  работы: 30 мая 2022г.

                                                                                                                                             

Автор программы

воспитатель высшей категории

Ботякова Татьяна Александровна.

с. Красный Бор

2019г.

Содержание.

Номер страницы

Введение

2

Актуальность темы

2

Цель и задачи

3

Предполагаемые результаты

4

Этапы реализации программы самообразования.

5

Литература

11

Введение

 Согласно пунктам 2.3 и 2.4 ФГОС ДО образовательная программа любой дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других. Позитивная социализация основана на получении нового опыта с радостью и удовольствием благодаря положительным подкреплениям, поощрениям, приятным эмоциям.

Для этого необходим системно-комплексный подход, который включает три взаимосвязанных направления деятельности педагога:

1.        Формирование положительного эмоционально-личностного отношения ребенка к взаимодействию со своими сверстниками.

2.        Формирование способности к самоанализу своих действий в межличностных отношениях.

3.         Формирование социально-личностного опыта общения с другими детьми.

Актуальность.

Формирование и развитие подрастающего поколения всегда были важнейшей проблемой общества. Значимость и актуальность данной проблемы в современных условиях возрастают в связи с тем, что само общество находится на переходном этапе развития. В обновлении всех сфер современного общества на первый план выдвигается социализация личности человека, т.е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Педагоги и родители как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, успешным. Кроме того, построение и формирование высших форм психической деятельности совершается именно в процессе социализации.

Проблема

Достаточно часто в общении ребенка со сверстниками возникают ссоры, обиды, несдержанность и оскорбления друг друга, приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга. Это негативно влияет на развитие личности дошкольников. Такие дети становятся замкнутыми, грубыми, завистливыми и даже жестокими. Ведь именно в детском саду дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения. Из этого следует, что проблема формирования межличностных отношений между детьми очень актуальна.

Крайне важно сформировать у ребенка умение вести себя адекватно в обществе других детей, согласовывать свои действия с действиями своих товарищей, применять на практике нормы поведения.)

Поэтому немаловажные задачи в работе педагога – формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе

Решение данной выявленной проблемы определило мою цель.

Цель: Развитие личностных качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе  взаимодействия друг с другом.

Исходя из этого, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Повысить уровень знаний путём изучения соответствующей литературы, посещение обучающих семинаров, консультаций ДОУ, самообразование по данной теме.

2. Разработать перспективный план работы с детьми по теме.

3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

4. Оформить в группе уголок: «Моё настроение», пополнить зону

психологической разгрузки игровыми предметами.

5. Подготовить  консультации, доклады, тренинги для педагогов на тему.

6. Провести  педагогический проект: «Доброе сердце».

7.  Подготовить картотеку игр на сплочение коллектива.

8. Подготовить собрания,  консультации, памятки, рекомендации для родителей по теме.

Предполагаемые результаты: 

Для воспитателя:

1 Сформированы профессиональные компетенции по развитию межличностных отношений детей.

 2.Разработкано методическое обеспечение по развитию межличностных отношений воспитанников: планирование, проблемные игровые ситуации, коммуникативные игры, картотеки различных игр, конкурсы и др.

3.Проведены квест-игры и досуговые мероприятия социально-коммуникативной направленности.  

4. Организована психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей. 

5. Разработаны собрания, консультации для родителей.

Для детей:

1. Ребёнок умеет участвовать в совместной деятельности с другими детьми, вести себя адекватно в обществе детей и взрослых.

2. Уступает сверстникам, замечает и останавливает других детей, если они делают что-либо не по правилам, радуется успехам других детей.

3. Умеет определять по выражению лица настроение, выражать чувство сопереживания при общении со сверстниками.

4. Способен оказать посильную помощь другим детям в трудной ситуации.

5. Позитивно, вежливо и доверительно общается со сверстниками.

Этапы реализации программы

Этапы

Сроки реализации

Содержание работы

Практический выход  

1.Информационно - аналитический

Самореа-лизация

сентябрь

2019 г.-

май 2020г.

Изучение педагогической литературы:

1 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения М.: Педагогика, 1986.

2.Лэндрет Г.Л. Игровая терапия : искусство отношений М., 1998.

3.Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей М.: Издательство ГНОМ, 2011.

4.Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада М.: Педагогика, 1978.

5.Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками М.: Педагогика, 1989.5. 6.Снайдер М., Снайдер Р. «Ребёнок как личность».

Анализ методической литературы по  теме.

В течение всего

периода

Изучение опыта работы коллег, посещение обучающих семинаров, консультаций ДОУ.

Просмотр интернет- ресурсов, обзор периодических изданий

Материал по теме из интернет- источников:              1.http://www.maam.ru/

2. http://nsportal.ru/

3. http://www.prosv.ru/

сентябрь

2019 г.

Подбор диагностических материалов:

1.Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция /. - М.: ВЛАДОС, 2005.

2.Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.

Диагностический           инструментарий

октябрь

2019 г.

Проведение диагностики.

Составление индивидуального образовательного маршрута.

декабрь

2019 г.

Анализ ППРС группы.

Зонирование групповых помещений  в соответствии с ФГОС ДО.

сентябрь – октябрь

2019г.

Разработка перспективного плана работы с детьми, конспектов НОД, мероприятий  по теме.

Перспективный план, методические разработки, серии конспектов НОД.

март  -апрель

2020г.

Изготовление   дидактического материала, пополнение ППРС.

Создание уголка

«Моё настроение», центр психологической разгрузки

сентябрь 2019г.-

май 2020

   Сбор информации для создания картотеки.

Картотека игр для сплоченности коллектива.

2. Организационно - содержательный

работа с детьми

сентябрь 2019г.

Тема: «Неразлучные друзья».

1.Проблемные игровые ситуации,  беседы на тему «Неразлучные друзья». Обсуждение пословиц о дружбе.

2.Коммуникативные игры «Пожелания другу», «Назови ласково друга», «Здравствуйте».

Фотовыставка  «Мои друзья».

ноябрь

2019 г.

Тема: «Культура общения».

1.Проблемная игровая ситуация «Что такое «волшебные слова».

2.Игры-тренинги на формирование культура общения: «Разговор по телефону», «Разговор в магазине», «Разговор в автобусе»

3.Игры на обучение эффективным способам общения.

 

Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Незнайки».

декабрь

2019 г.

Тема: «Мимика и жесты».  

1.Игры-тренинги: «Испорченный телефон», «Через стекло», «Расскажи стихи без слов», «Робот», «Угадай-ка».

2.Двигательные импровизации «Ожившие игрушки», «Угадай, кто это».

Рисование: «Что я хотел (хотела) сказать».

февраль 2020г.

Тема: «Наши эмоции».

1. Проблемные игровые ситуации: «Что может тебя развеселить?», «Кто смешнее придумает название», «Рассмеши Царевну-Несмеяну», «Нарисуй хвостик с закрытыми глазами», «Что случилось?».

2.Коммуникативные игры «Волшебный клубочек», «Комплименты».

3.Дидактическая игра: «Угадай эмоцию».

4.Упражнения «Зеркало», «Азбука настроений».        

Этюды-импровизации «Ссора», «Встреча», «Знакомство», «Угощение», «Удивление».

март

2020г.

 Тема: « Мы – команда».

1.Игры на сплоченность, сотрудничество: «Паровозик», «Объятия», «Аплодисменты по кругу».

2.Игры, направленные на снятие конфликтности: «Коврик мира», «Кто пришел», «Примирение», «Отгадай, кто мы?», «Разъяренная обезьянка», «Кто за кем».

3.Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост».

4.Игры-соревнования: «Эстафета»,  «Сильнее, выше, быстрее».

5.Конкурс рисунков: «Наша группа»

Спортивно-развлекательное мероприятие

«Ты, я, он, она, вместе – дружная семья!»

май

2020г.

 Тема: «Хорошо - плохо».

1.Проблемные игровые ситуации «Почему так говорят: «Доброе сердце», «Как поступить».

2.Дидактические игры «Назови добрых героев», «Кто поступил правильно?», «Выбери правила хорошего тона» и др.

3.Сюжетно-ролевая игра «Поможем бабушке».

4.Игры-дразнилки, игры-мирилки.

Открытый просмотр НОД: «Дорогою добра».

сентябрь

2020г.

Тема: «В мире сказок».

1. Беседа «Чему учат сказки».

2. Проблемные игровые ситуации: «Расскажи, какой по характеру», «Угадай, что за герой?» «Как должен поступить герой?», «Чем мы можем помочь герою?», «Кто из героев поступил неправильно?», «Назови добрых героев» и др.

3. Игры-драматизации на основе сказок.

4. Квест-игра «Спасаем Колобка».

Викторина: «В гостях у сказки».

ноябрь

2020г.

Тема:  «Наши младшие друзья».

1.Беседа «О необходимости бережного отношения к животным».

2.Проблемные игровые ситуации «Чем помочь бездомной кошке или собаке». «Как помочь птицам перезимовать», «Как ухаживать за цветами».

3.Развивающие игры: «Кто, где живет?» «Кто что любит?» «Узнай зверя по описанию»

4.Пoдвижные игры «У медведя во бoру», «Хитрая лиса» «Мыши водят хоровод» «Охотники и звери» «Гуси-лебеди» «Зайцы и волк».

Фотовыставка: «Наши младшие друзья».

январь 2021г.

Тема: «Мальчик и девочка».

1.Проблемные игровые ситуации: «За что нам нравятся мальчики(девочки)?»

2.Дидактические игры: «Подарки для Саши и Маши», «Кто что носит», «Имена».

3.Малоподвижные игры: «Угадай меня», «Найди такую же картинку», «Обмен».

4.Этюды-импровизации «Рыцари и дамы», «Ниточка и иголочка».

Групповой коллаж «Что любят мальчики и что любят девочки».        

март

 2021г.

Тема:  «Лесные приключения».

1.Сенсорные игры: «Отгадай, что звучит», «Кто больше услышит звуков природы», «Угадай, кто позвал».

2.Дидактические игры: «Угадай, чей хвост», «Найди растение родного края», «Таинственные следы».

3.Развивающие игры «Интервью о животных», «Сезонные признаки в природе», «Чем отличаются …»

4.Эстафета «Лесной лабиринт».

Квест-игра «Тайник в лесу».

май

2021г.

Тема: «Труд украшает человека».

1.Развивающие игры «Назови профессию»,  «Чей инструмент?».

2.Игровые ситуации «Мамины помощники», «Строим дом из камней», «Украшаем участок д/сада».

3.Труд в природе и на участке: Расчистка клумбы от прошлогодней травы, сбор сухих веток, подметание веранды, посадка цветущих растений.

4.Конкурс «Лучший дежурный».

Социальная акция «Чистые дорожки».

сентябрь -

февраль

2022г.

Тема:  «Дружные ребята».

1.Игры на формирование умения согласовывать собственное поведение с поведением других детей: «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем», «Передай мое настроение», «Передай мое движение», «Повторяй за мной».

2.Хороводные игры «Бабушка Маланья», «Ходит Ваня», «Карусель», «Колпачок».

3.Подвижные игры «Сороко-ножка», «Поезд», «Воротики», «Встаньте те, кто …».

4.Этюды-импровизации «Удержи предмет», «Роботы», «Паутина», «Передай цветок (цветок, игрушку)».

Проект: «Дружные ребята».

Оформление альбома: «Наша жизнь день за днем».

Работа с педаго-гами

октябрь 2019г.

Психолого-педагогический практикум для воспитателей «Социально-личностное развитие дошкольников в процессе взаимодействия

ДОУ и семьи».

Методическая папка воспитателя «Формы взаимодействия с дошкольниками по формированию межличностных отношений».

январь 2020г.

Консультация:  «Культурные практики как средство развития личностных качеств».

Коллекции тканей, бумаги, камней.

ноябрь

2020г.

Доклад:  «Развитие личностных качеств у детей 5-6 лет в процессе освоения норм поведения через проектную деятельность».

Проект: «Мы по правилам живем».

декабрь

2021г.

Консультация: «Формы организации позитивной социализации дошкольников».

Открытый просмотр

Квест – игра «Секреты дружбы»

февраль

2022г.

Доклад: «Позитивная социализация детей посредством сюжетно – ролевых игр».

Картотека сюжетно – ролевых игр.

Работа с семьей

октябрь 2019г.

Консультация: «Особенности развитие личности ребенка».

  

Папка-передвижка: «Конфликты детей».

март

 2020г.

Собрание: «Роль семьи в формировании личности ребенка».

Выставка поделок: «Моя мама мастерица».

сентябрь 2020г.

Тренинг для родителей «Социализация детей дошкольного возраста»

Картотека игр для родителей на тему «Социально - личностное развитие дошкольников»:

«Играйте с детьми дома».

февраль 2021г.

Консультация: «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»

Тестирование: «Какой у вас стиль воспитания?»

Оформление стенда  на тему «Социализация детей дошкольного возраста».

3. Обобщающий

март

2022 г.

Подведение итогов, самоанализ.

Выступление с докладом об опыте работы.

апрель

2022 г.

Оформление результатов по теме.

Отчет – презентация о проделанной работе.

4.Заключительный

май

2022г.

Транслирование полученного опыта.

Публикация методического материала  на своем  сайте  http://nsportal.ru/,

в журналах

Литература:

Методическая литература:

   1.Абашина Н. Педагогическая поддержка развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста в культурно-игровом пространстве дошкольного учреждения // Дошкольное воспитание. - 2010. № 4.- C. 20-26.

   2.Антонова Т.В. Особенности социального поведения детей в игре // Руководство играми в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой. - М.: Педагогика, 2006.

   3.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.

   4.Бариленко Н.В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности // Вопросы психологии. - №4. - 1996.

   5.Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре.  – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

   6.Деркунская В.А., Рындина А.Г. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста.  – М.: Центр педагогического образования, 2017.

   7.Ершова А.П., Букатов В.М. Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников. – СПб: Образовательные проекты. - М: НИИ школьных технологий, 2008.

   8.Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996.

   9.Коммуникативная компетентность дошкольников. Сборник игр и упражнений. - М: Книголюб, 2006.

   10.Короткова, Н.А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет) //Ребёнок в детском саду, 2006, № 5.- С. 83.

   11.Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014

   12.Пенькова, Л.А. Под парусом Лето плывет по Земле: методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей / Л.А. Пенькова. – М.: Линка-пресс, 2006.

   13.Смирнова Е.О. Развитие отношений к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. - № 3. - 1996.

   14.Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция /. - М.: ВЛАДОС, 2005.

   15.Солнцева, О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание.- № 4.- 2005.- с.33-37.

   16.Тимофеева Л.Л. Планирование образовательной деятельности и оздоровления детей в ДОО в летний период. 2014.

Нормативно - правовые документы:

    1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ.

    2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального  государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

    Интернет – ресурсы:      

     1.http://www.maam.ru/  - международный образовательный портал.

     2. http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования.

     3. http://www.prosv.ru/  - издательство «Просвещение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра «Самый лучший домик» Цель: Взаимодействие детей друг с другом естественным образом, приобретение новых знаний не только о других детях, но и о себе. Выявление стратегии поведения. Осознания свое реальное «Я». Повышение самооценки и развитие по

 Я работаю   с детьми  в методике игровой психотерапии в течении двух лет, как в групповом фармате, так и в индивидуальном. Эта методика дает хорошие результаты. Я представляю од...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Социализация» Тема: ”Знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций”

Тема  ”Знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций”занятие направленно на создание условий для естественного психологического развития ребёнка....

Тема: Позитивные результаты развития детей в различных видах деятельности

Программа дошкольного образования основана на  важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении. Дети  приобретают знания  в ходе самостоятельной деятельности.  Педаго...

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды для позитивной социализации, мотивации и поддержки индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности

Правильно организованная развивающая среда поможет каждому воспитаннику найти занятие в соответствии со своими интересами, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами ...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе Социализация." Как жить на свете туго, без подруги или друга!"

Данный материал Формирует  у детей понятия друг или подруга, дружба. Закрепляет  положительные ассоциации с этими понятиями. Учит детей определять эмоциональное состояние окружающих....

буклет – памятка для родителей о толерантности «Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими!»

Буклет – памятка для родителей о толерантности «Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими!»...