Консультация для педагогов «Формирование коммуникативных умений у детей»
консультация

Тимирбаева Елена Сергеевна

Формирование коммуникативных умений у детей 

 

Строевой единицей коммуникативной функции речи служит сочетание двух или более взаимосвязанных реплик. Чтобы овладеть этой функцией речи, необходимо усвоить различные коммуникативных отношений. Сначала дети овладевают лишь их элементами (вопросами и ответами), затем учатся задавать вопросы, строить вопросительные предложения, дополнять неоконченные диалоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_form.kom_.umeniy.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 4» г. Аши Челябинской области

Консультация для педагогов

«Формирование коммуникативных умений у детей»

Воспитатель Тимирбаева Е.С.

Аша, 2019 год

Формирование коммуникативных умений у детей  

Строевой единицей коммуникативной функции речи служит сочетание двух или более взаимосвязанных реплик. Чтобы овладеть этой функцией речи, необходимо усвоить различные коммуникативных отношений. Сначала дети овладевают лишь их элементами (вопросами и ответами), затем учатся задавать вопросы, строить вопросительные предложения, дополнять неоконченные диалоги.

Попадая в коммуникативные ситуации, ребёнку необходимо самостоятельно организовывать своё поведение, учитывать интересы и эмоциональное состояние сверстников, применять адекватное правило и проявлять волевые усилия.

Коммуникативные отношения строятся по определённым схемам:

- вопрос – ответ;

- вопрос – ответ – вопрос;

- сообщение – вопрос;

- сообщение – сообщение;

- побуждение – сообщение.

Овладению коммуникативными отношениями того или иного типа помогает группа упражнений, выполняемых поэтапно.

На данном этапе работы дети должны овладеть следующими коммуникативными умениями: активно вступать в диалог, уметь задавать вопросы, слушать и понимать речь, строить общение с учётом ситуации, легко входить в контакт, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета, регулировать своё поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами.

ПЕРВЫЙ ЭТАП

Наиболее типичная вопросно-ответная форма речевого общения используется как для решения познавательных, так и социально-коммуникативных задач. С одной стороны, коммуникативная задача вопроса заключается в получении новой информации или уточнении уже имеющихся сведений, с другой – именно вопрос чаще всего становится инициативной диалогической репликой, служащей не только носителем информации, но и побуждающей к ответному высказыванию.

Умение и желание ребёнка задавать вопросы свидетельствуют о его активном восприятии и сознательном усвоении знаний. Чтобы спросить о чём-то, дети должны уметь выделить главное, осознать проблему и верно её сформулировать. Таким образом, обучение умению отвечать на вопросы способствует развитию умения лексико-синтаксически оформлять результаты мыслительной деятельности.

Для формирования вопросно-ответной формы речи используются различные виды беседы, игры. Особое внимание при этом необходимо уделять формированию умения слушать и слышать собеседника.

Приведём варианты игровых ситуаций.

«Паровозик с именем»

Цель: учить работать в паре и договариваться.

Дети, положив руки на плечи друг друга, двигаются по залу, превратившись в «поезд». Если вагончики очень дружные, они крепко держатся друг за друга, никто не отстаёт, но никто и не убегает вперёд. По сигналу педагога, назвавшего имя ребёнка, дети меняются местами.

«Снежный ком»

Требуется составить рассказ на заданную тему по кругу. Каждый участник начинает свою фразу с повторения конца фразы предыдущего.

«Хорошо – плохо»

Дети делятся на две команды. Задача первой – объяснять, почему весна или любое время года или какое-либо действие – это хорошо; задача второй – противоречить первой команде и объяснять, почему это плохо. Затем команды меняются ролями.

«Невпопад»

Нужно заменить ответ на заданный вопрос ответом на другую тему. Ответив на заданный вопрос, ребёнок выходит из игры.

«Распространение предложений»

По сюжетной картинке первый ученик составляет простое нераспространённое предложение, каждый следующий добавляет к нему слово.

«Путешествие Буратино»

Детям показывают Буратино и говорят, что он – заядлый путешественник и сейчас расскажет о том, где был и что видел. Дети стараются отгадать, в каких помещениях детского сада он побывал и когда это было (зимой, летом; утром или вечером). Итак, Буратино был там, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются; расстёгивают пуговицы, снимают одежду, расстилают постель, спят; пляшут, поют, кружатся, слушают; маршируют, приседают, сгибаются, спрыгивают. Был Буратино в детском саду в то время, когда дети приходят, здороваются, раздеваются, проходят в группу; обедают, благодарят; одеваются, прощаются, уходят; купаются, загорают, ходят босиком; катаются на санках, лепят снежки.

«Задуманное действие»

Один из играющих (водящий) выходит из комнаты. Остальные договариваются, что он должен сделать (например, почистить зубы, подмести пол, поглядеться в зеркало и т.п.). Водящему предлагают подсказку, например: «Это ты делаешь каждое утро». Он пытается угадать и развить задуманное действие.

«Что на что похоже»

Педагог договаривается с детьми, что для описания задуманного предмета или живого существа они будут использовать только сравнения (по внешнему виду, действиям известных всем предметов). Назначается водящий, который выходит из комнаты и стоит за дверью, пока дети загадывают что- или кого-либо. Затем он возвращается и по описаниям-сравнениям пытается отгадать, что же дети задумали.

«Я бросаю тебе мяч»

Дети становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают, и говорят: «Я бросаю тебе … конфетку (цветок, котика и т.д.)». Тот, кому бросили мяч, ловит его и отвечает примерно так: «Спасибо, ты знаешь, что я люблю сладкое (люблю играть с котёнком, люблю смотреть на цветы и т.д.)».

«Почему? А потому!»

Сначала педагог, затем дети задают «каверзные» вопросы: «Почему кошка часто умывается?»; «Может слон жить без хобота?» За самый доказательный и правдоподобный ответ ребёнок получает фишку.

«Я не …» - «Зато я не …»

Дети становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. Бросающий говорит какую-либо фразу о себе, которая начинается со слов: «Я не…». Отвечающий, ловя мяч, должен ответить: «Но зато я не…». Например: «Я не забываю чистить зубы по утрам». – «Но зато я не мою руки перед едой».

ВТОРОЙ ЭТАП

Здесь на первый план выходит общение детей друг с другом.

Приведём варианты игровых ситуаций.

«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

Дети делятся на пары, выбирают одно животное или птицу для себя и своего партнёра. Выбранное животное нужно изобразить так, чтобы остальные дети узнали его.

«Бывает – не бывает»

Педагог подбирает предметные картинки, вызывает двух детей: первый ребёнок берёт картинку и придумывает небылицу. (Крокодил летает.) Второй должен доказать, что так быть не может. (Крокодил не летает, у него нет крыльев.) Первый доказывает, что может, но при определённых условиях, и называет их. («Нет, летает: его везут в самолёте».)

«Знакомство»

Выбирается ребёнок, который берёт одну предметную картинку и, не показывая другим, несколько секунд рассматривает её. Затем картинку убирают, и ребёнок должен точно (без искажений) описать изображение, начиная со слов: «Я хочу вас познакомить с моим лучшим другом…»

«Опиши друга»

Упражнение выполняется в парах. Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают причёску, одежду и лицо своего партнёра. Потом описание сравнивают с оригиналом делают вывод о том, насколько ребёнок был точен.

«Магазин»

Один ребёнок – «продавец», остальные дети – «покупатели». На прилавке «магазина» разложены различные предметы. Покупатель не показывает предмет, который хочет купить, а описывает его или рассказывает, для чего он может пригодиться, что из него можно сделать. Продавец  должен понять, какой именно товар нужен покупателю.

«Доказательство»

Перед детьми раскладывают разные предметы (палочки, кубики, геометрические фигуры и др.). Дети обдумывают, что из них можно сделать. Например, один ребёнок говорит, что из палочек и кружков можно выложить машинку. Дети хором говорят: «Докажи!»  Ребёнок должен рассказать, как он будет это делать, и выложить придуманную им фигуру.

«Снежная королева»

Детям предлагают вспомнить сказку «Снежная королева» и говорят, что у неё есть продолжение: «Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, через которые можно было разглядеть всё то хорошее, что есть в каждом человеке». Взрослый предлагает «примерить эти очки» и посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом. (Педагог первый надевает «очки» и даёт образец описания двух-трёх детей.) После игры дети говорят, какие трудности они испытывали в роли рассматривающих, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая, что с каждым разом детям удавалось увидеть больше хорошего.

ТРЕТИЙ ЭТАП

На этом этапе используются диалоги, сюжетно-ролевые игры, диалоги с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Сюжетно-ролевая игра отвечает потребности детей воплотить в жизнь собственные замыслы, выразить свои переживания. В процессе игры они переходят от реализации хорошо усвоенных сюжетов к самостоятельному построению новых. Кроме того, в совместной игре сталкиваются индивидуальные замыслы, которые потом необходимо согласовать для создания единого общего плана.

Приведём варианты игровых ситуаций.

«Пароль»

Цели: приучить к выполнению требований воспитателя, няни, медсестры; закреплять правила поведения в общественных местах.

Перед началом игры педагог проводит беседу о требованиях, которые необходимо усвоить детям. После этого одному из них (часовому) вручаются кепка и повязка. Он становится у дверей группы, по одному пропуская детей в комнату.

Часовой. Пароль!

Ребёнок. Носовой платок! (Предъявляет свой платок.)

Последними входят те дети, кто не выполнил требования. Через пару дней пароль меняется:

- Аккуратная причёска!

- Чистая одежда!

- Подстриженные ногти! И т.д.

«Вежливость – первая и самая приятная добродетель»

Цель: воспитывать чуткость, стремление проявить заботу и внимание к окружающим.

Оборудование: карандаши, бумага, картон, пластилин и т.д.

Педагог знакомит детей со следующими правилами:

- с людьми говори ласково и приветливо;

- научись всем делиться с окружающими;

- делай всем радостные сюрпризы.

Детям даётся задание подумать, какой сюрприз они бы могли приготовить малышам из соседней группы.

Сюда входят и такие игры, как «Гости», «День рождения», «Магазин», «Улица», «Почта», «Библиотека» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях социального приюта

Выпускная квалификационная работа в МОСГИ по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях социального приюта....

Устное народное творчество, как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

В современном обществе общение приобретает новое качество: информационные технологии вытесняют  " живую" речь, поэтому, так важно научить ребёнка общаться, успешность адаптации личности...

Формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Наиболее характерным для старшего дошкольного возраста является активное освоение ребенком речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независи...

Консультация для педагогов «Формирование коммуникативных умений у дошкольников с задержкой психического развития».

Одним из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими ЗПР, является формирование коммуникативных умений....

Консультация для педагогов «Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных умений у детей»

Общение детей со сверстниками возникает в своеобразной форме и в рамках дошкольного детства проходит ряд этапов, и воспитатель детского сада должен их знать, организуя совместную деятельно...

Консультация "Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста"

Театр – особая среда для развития творческих и коммуникативных способностей детей. Это ключ к нравственному развитию ребёнка, который открывает новую грань деятельности, приобщает не только к ис...