Кружковая деятельность "Учимся договариваться"
рабочая программа (средняя группа)

Шапиро Юлия Геннадиевна

Кружковая деятельность "Учимся договариваться"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_dogovarivatsya_kruzhok.docx63.22 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №7 «РАДУГА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Принято:

Советом педагогов МАДОУ

д/с комбинированного вида №7 «Радуга»

протокол№1

«29»августа 2019 г.

Утверждаю:

Заведующий МАДОУ

детский сад  комбинированного вида

№7 «Радуга»

____________/  И.И. Матвеева/  

Приказ №225

От «02» сентября 2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружковой деятельности воспитателей

«Учимся договариваться»

в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

на 2019-2020 учебный год

Составлена на основе программ:

«Цветик-Семицветик»                                                                                                                            Под редакцией Н.ЮКуражевой,

                                                                                                        «Учимся договариватьс»                                                                                                                            Автор С.В. Игнатова

Ступино,  2019г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Принципы и подходы к формированию Программы

3

1.3

Цели и задачи данной Программы

4

1.4

Содержание Программы

4

1.5

Характеристика детей 4-5 лет с  ЗПР

5

1.6

Адресат Программы

7

1.7

Продолжительность реализации Программы

7

1.8

Формы обучения

7

1.9

Планируемые результаты освоения Программы

7

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1

Календарно-тематическое планирование

8

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3.1

Материально-технические условия реализации Программы

15

3.2

Методическое обеспечение Программы

15

3.3

Взаимодействие с родителями

16

3.4

Список используемой литературы

16

3.5

Приложение

17

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка

Известно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

 Данная программа разработана на основе программы занятий для дошкольников С.В. Игнатовой «Учимся договариваться» для детей 3-5 лет. Содержание и наполнение занятий  определяется психологическими особенностями данного возраста детей.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 г., утвержденная Указом Президента РФ от 01.06. 2012 г №761
  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Закон Московской области «Об образовании» от 27.07.2013 №94/2013-03
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155)
  • Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программ дошкольного образования» (приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014)
  • Региональная стратегия действий в интересах детей в Московской области на 2013-2017 годы.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С. Выготский, Д.Б Эльконин). Принцип личностно-ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построения материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин). Программа «Учимся договариваться» - педагогические занятия с детьми среднего дошкольного возраста по развитию коммуникативных компетенций. Включает в себя игровые и обучающие ситуации, на примере которых дети прорабатывают модели оптимального поведения в разных, в том числе конфликтных ситуациях. Направлена на формирование навыков конструктивного, доброжелательного общения между детьми, эмоционального самоконтроля, а также умения договариваться друг с другом и со взрослыми.

При разработке программы использовались следующие принципы:

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
  • взаимодействия с семьей;
  • обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка;
  • строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Новизна программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года.

Цель программы: Создание условий для естественного психологического развития ребенка. Способствовать формированию системы «Я» и развитие эмоциональных и коммуникативных компетенций детей младшего возраста.

Задачи:

  • Создавать условия для проявления всех видов активности ребенка.
  • Создавать условия для развития восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.
  • Формировать навыки конструктивного, доброжелательного общения между детьми, эмоционального самоконтроля, а также умения договариваться друг с другом и со взрослыми.
  • Развивать способность подчинять свои действия правилам.
  • Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости, восприимчивости.
  • Развивать первые «нравственные эмоции»: хорошо – плохо.
  •  Способствовать формированию позитивной самооценки.

Занятия по программе «Учимся договариваться» условно делятся на три блока:

  1. Развитие эмоциональной культуры. Игровая деятельность этого блока формирует умение осознавать свои чувства, справляться с негативными эмоциями и направлять их в позитивное русло.
  2. Формирование навыков общения в группе. Игровые модели данного блока учат ребят озвучивать свои чувства и желания, договариваться друг с другом в конфликтных ситуациях, жалеть других, уступать, помогать в трудных ситуациях.
  3. Третий блок объединяет обучающие ситуации, которые воспитывают ответственное поведение в отношении живой природы, самостоятельность и первичные навыки самообслуживания.

Характеристика детей с задержкой психического развития.

Задержка психического развития представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР.

Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки.  У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности. Выделяют четыре формы задержки психического развития по этиологическому принципу (классификация К.С. Лебединской).

Первая форма — задержка психического развития конституционального происхождения. Возникает как следствие врожденно-конституциональной этиологии. Ребенок как бы копирует структурные признаки, внешность родителей, становится похожим на них своим поведением, эмоциональным развитием и особенностями волевой сферы. Часто задержка психического развития возникает при рождении близнецов как следствие недоношенности плода. Выделяют и другие причины: физическая ослабленность женщины во время беременности; незначительная внутриутробная патология; негрубые обменно-трофические расстройства; невыраженная патология первых лет жизни.

При данной форме отставания в психическом развитии страдают в основном эмоциональная и волевая сферы, которые находятся на более ранней ступени своего развития. Для детей характерны повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций, их поверхностность, нестойкость, легкая внушаемость. Клиническим термином-синонимом этой формы задержки психического развития является «гармонический психофизический инфантилизм».

Вторая форма — задержка психического развития соматического генеза. Основной причиной ее возникновения является длительная соматическая недостаточность различного генеза: хронические инфекции, аллергические состояния, врожденные и приобретенные пороки развития соматической сферы, в первую очередь, сердца. Значительную роль в замедлении психического развития играет стойкая астения, снижающая общий и психический тонус. При данной форме задержки психического развития выделяют соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений, включая устойчивые личностные характеристики; неуверенность в себе, боязливость, капризность. Часто они связаны с ощущением своей физической неполноценности или с ограничениями (запретами), которым ребенок с ослабленным здоровьем вынужден подчиняться при воспитании в семье.

Третья форма — задержка психического развития психогенного происхождения. Ее появление обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, которые препятствуют правильному формированию личности ребенка. Речь идет о так напеваемом социальном генезе, когда неблагоприятные условия социальной среды возникают очень рано, длительно воздействуют, травмируя психику ребенка, сопровождаясь психосоматическими расстройствами, вегетативными нарушениями. К. С. Лебединская подчеркивает, что данный тип задержки психического развития следует отличать от педагогической запущенности, которая во многом обусловлена недостатками процесса обучения ребенка в детском саду или школе.

Развитие личности ребенка с задержкой психического развития психогенного происхождения идет по основным трем вариантам.

Первый вариант — психическая неустойчивость, возникающая в следствие гипоопеки. Второй вариант, при котором выражена гиперопека. Третий вариант — неустойчивый стиль воспитания с элементами эмоционального и физического насилия в семье.

Четвертая форма — задержка психического развития церебрально-органического генеза. Для этой формы характерна стойкость и выраженность нарушений эмоциональной и волевой сферы, познавательной деятельности. Существует множество мнений по поводу этиологии данной формы задержки психического развития. Выявляется негрубая органическая недостаточность ЦНС, чаще резидуального характера как следствие патологии беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации, травмы, несовместимость крови матери и плода по резус- и другим факторам); недоношенность; асфиксия и родовые травмы; постнатальные нейроинфекций; токсико-дистрофирующие заболевания первых лет жизни.

.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие.

Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Показатели

Характеристика

Ведущая потребность

Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка

Ведущая функция

Восприятие

Игровая деятельность

Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие.

Отношение со взрослыми

Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству.

Отношения со сверстниками

Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен.

Эмоции

Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта.

Способ познания

 Экспериментирование. Конструирование.

Объект познания

Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения.

Восприятие

Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер)

Внимание

Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4 предмета.

Память

Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5.

Мышление

Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению(переход от действий с предметами к действию с образами: предметы – заместители, картинки)

Воображение

Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа)

Условия успешности

Разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со взрослыми.

Новообразования возраста

Самопознание, усвоение первичных нравственных норм.

Принципы проведения занятий:

  1. Системность подачи материала.
  2. Наглядность обучения.
  3. Цикличность построения занятий.
  4. Доступность.
  5. Проблемность.
  6. Развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

  1. Организационный этап.

Создание эмоционального настроя в группе.

Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.

  1. Мотивационный этап.

Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;

Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.

  1. Практический этап.

Подача новой информации на основе имеющихся данных;

Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.

Обработка полученных навыков на практике.

  1. Рефлексивный этап.

Обобщение полученных знаний.

Подведение итогов занятия.

Целевая аудитория.Воспитанники ДОО в возрасте от 4-5 лет с задержкой психического развития (средняя группа ДОО).

Сроки реализации программы. Программа рассчитана на один год. Общее количество занятий – 23, из них 21 – развивающих, 2 – диагностических. Занятия проводятся 1 раз в две недели. Продолжительность занятий составляет 15 минут (в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН от 29.05.13.2.4.1.3049-13).

Структура Программы. Программа «Учимся договариваться» состоит из диагностической и развивающей частей. Диагностическая часть представлена педагогическим мониторингом образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Афонькина Ю.А. Развивающая часть представляет собой систематический курс занятий, которые посвящены формированию эмоциональных, коммуникативных  компетенций, развитию самоценности личности, диалогу между ребенком и взрослым о тех жизненно важных темах, которые он в данный момент проживает.

Планируемые результаты освоения Программы

  • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
  • Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

Формы подведения итогов. Диагностическое обследование детей проводится по методике Ю.А. Афонькиной «Изучение индивидуального развития детей». Включает в себя входную (в начале года), и итоговую (в конце года) диагностику эмоциональной, коммуникативно-личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.

Календарно-тематическое планирование занятий с детьми 4-5 лет с ЗПР

Месяц, неделя

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

Сентябрь,

2 неделя

Диагно

стика

Методика    Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду»

Диагностическое обследование детей.

Пособия для диагностики

Сентябрь,

4 неделя

Радость, веселье

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик»,

С.В. Игнатова «Учимся договариваться»

Знакомство с эмоцией «радость». Создание благоприятной атмосферы на занятии. Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека.

Игрушка заяц, мяч, цветные карандаши.

Октябрь,

2 неделя

Грусть

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик»,

С.В. Игнатова «Учимся договариваться»

Знакомство с эмоцией «грусть». Создание благоприятной атмосферы на занятии. Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека. Продолжать знакомство детей друг с другом. Развитие коммуникативных навыков, необходимых для общения. Развитие навыков культурного общения. Развитие произвольности (умения слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры.)

Игрушка Еж, мяч, цветные карандаши. Музыкальное сопровождение. Текст сказки «Курочка Ряба»

Октябрь,

4 неделя

Пожалей того, кому грустно

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик»,

С.В. Игнатова «Учимся договариваться»

Продолжать знакомство детей друг с другом, сплотить группу. Включить детей в ситуации взаимодействия для решения проблемных практических задач. Создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала.

Игрушка кошка, фигурки животных, мяч, волшебная палочка, цветные карандаши.

Октябрь,

5 неделя

Злость

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик»,

С.В. Игнатова «Учимся договариваться»

Знакомство с эмоцией «гнев». Развитие умения распознавать это эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека.

Игрушка Мышь, мяч, цветные карандаши. Музыкальное сопровождение. Текст сказки «Три медведя»

Ноябрь,

1 неделя

Учимся не драться

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик»,

С.В. Игнатова «Учимся договариваться»

Формировать навыки конструктивного, доброжелательного общения между детьми.

Игрушка Мышь, цветные карандаши, «Мешочек Гнева», подушка – колотушка, музыкальное сопровождение.

Ноябрь,

3 неделя

Учимся не обзываться

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик»,

С.В. Игнатова «Учимся договариваться»

Формировать навыки конструктивного, доброжелательного общения между детьми.

Игрушки белочка и еж, цветные карандаши, музыкальное сопровождение.

Декабрь,

1 неделя

Страх

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик»,

С.В. Игнатова «Учимся договариваться»

Знакомство с эмоцией «страх». Развитие умения распознавать это эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека. Закрепление мимических навыков.

Игрушки кот и зайка, цветные карандаши, музыкальное сопровождение. Картинки с изображением сказочных героев, игра «Угадай эмоцию», игра «Найди пару облачку»

Декабрь,

3 неделя

Прогоняем страхи

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик»,

С.В. Игнатова «Учимся договариваться»

Развитие коммуникативных навыков, наблюдательности. Обучение распознаванию и выражению страха. Развитие умения распознавать это эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми. Закрепление мимических навыков.

Игрушка зайки, цветные карандаши, музыкальное сопровождение.

Январь,

2 неделя

Поверь в себя!

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик»,

С.В. Игнатова «Учимся договариваться»

Развитие коммуникативных навыков, наблюдательности.

Формирование позитивного Я –образа.

Игрушкауточка, лягушка, цветные карандаши, музыкальное сопровождение.

Январь,

3 неделя

Управляем чувствами

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик»,

С.В. Игнатова «Учимся договариваться»

Развитие коммуникативных навыков, наблюдательности. Развитие умения распознавать это эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми. Закрепление мимических навыков.

Игрушка – медведь, Цветные карандаши. Текст сказки  «Какие у мамы ушки»

Февраль,

1 неделя

Друзья

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик»,

С.В. Игнатова «Учимся договариваться»

Развитие коммуникативных навыков. Учить ребят озвучивать свои чувства и желания, договариваться друг с другом в конфликтных ситуациях, жалеть других, уступать, помогать в трудных ситуациях.

Игрушка заяц. Цветные карандаши, музыкальное сопровождение.

Февраль,

3неделя

Играем вместе

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик»,

С.В. Игнатова «Учимся договариваться»

Формирование навыков общения в группе. Учить ребят озвучивать свои чувства и желания, договариваться друг с другом в конфликтных ситуациях, жалеть других, уступать, помогать в трудных ситуациях.

Игрушка зайчик, котенок, карандаши, кружочки красного и желтого цвета.

Март,

1 неделя

Как попросить игрушку

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик»,

С.В. Игнатова «Учимся договариваться»

Формирование навыков общения в группе. Учить ребят озвучивать свои чувства и желания, договариваться друг с другом в конфликтных ситуациях, жалеть других, уступать, помогать в трудных ситуациях.

Игрушка заяц. Цветные карандаши, музыкальное сопровождение.

Март,

3 неделя

Сказка «Сбежавшие игрушки»

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик»,

С.В. Игнатова «Учимся договариваться»

Развитие навыков общения. Воспитание бережного отношения к своим вещам, игрушкам.

Текст сказки М. Морозовой «Сбежавшие игрушки», игрушки для сказки.

Апрель,

1 недели

Учимся не обижаться

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик»,

С.В. Игнатова «Учимся договариваться»

Развитие навыков общения. Развитие эмоциональной культуры. Формировать  умение осознавать свои чувства, справляться с негативными эмоциями и направлять их в позитивное русло.

Игрушка заяц. Цветные карандаши, музыкальное сопровождение.

Апрель,

3 неделя

Учимся извиняться

С.В. Игнатова «Учимся договариваться»

Развитие навыков общения. Развитие эмоциональной культуры. Формировать  умение осознавать свои чувства, справляться с негативными эмоциями и направлять их в позитивное русло.

Игрушка заяц. Цветные карандаши, музыкальное сопровождение.

Апрель, 5 неделя

Не хочу, не буду

С.В. Игнатова «Учимся договариваться»

Развитие навыков общения. Развитие эмоциональной культуры. Формировать  умение осознавать свои чувства, справляться с негативными эмоциями и направлять их в позитивное русло.

Игрушка лошадь. Цветные карандаши, музыкальное сопровождение.

Май,

1 неделя

Л.Ф Воронкова «Маша – растеряша»

Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик»,

С.В. Игнатова «Учимся договариваться»

Воспитание бережного отношения к своим вещам.

Д/И «Сороконожка», Кукла Маша. Мяч, музыкальное сопровождение. Текст сказки «Маша – растеряша»

Май,

3 неделя

Диагностика

Методика    Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду»

Диагностическое обследование детей.

Пособия для диагностики.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Организованная образовательная деятельность «Учимся договариваться» (ОО Социально-коммуникативное развитие) проводится с детьми пятого года жизни 1 раз в две недели воспитателями по программе «Учимся договариваться» Игнатовой С.В. во второй половине дня.

С целью успешной реализации программы педагогам и родителям предлагается учебный комплект.

Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. В программе представлены тематические занятия, направленные на развитие эмоциональной, коммуникативной, личностной, волевой и познавательной сферы детей 4-5 лет. Каждое занятие построено в игровой форме, доступной и интересной детям. Программа предусматривает как индивидуальные, так и подгрупповые занятия, консультирование родителей.

Рабочая тетрадь «Учимся договариваться». Содержит систему развивающих занятий, выполнение которых направлено на последовательное усвоение детьми содержания программы. Включает в себя игровые и обучающие ситуации, на примере которых дети прорабатывают модели оптимального поведения в разных, в том числе конфликтных ситуациях. Направлена на формирование навыков конструктивного, доброжелательного общения между детьми, эмоционального самоконтроля, а также умения договариваться друг с другом и со взрослыми. Все задания могут быть использованы для индивидуальных занятий с ребенком, так и для работы с группой детей. Соблюдая двигательный режим: чередуя письменные задания с подвижными играми, динамическими паузами, используя пальчиковую гимнастику перед выполнением письменных заданий.

Демонстративный дидактический материал. Помогает организовать занятия с детьми дошкольного возраста. Могут быть использованы в индивидуальной и групповой работе.

Дидактические игры. Игры для сопровождения организованной образовательной деятельности. Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2-4 человека; учить выполнять правила игры.

Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными и др.).

Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое действие.

Учить подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творческую самостоятельность. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность. Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.

Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и мотивация.

В данном возрасте ребенок уже может подчинять свои желания требованиям коллектива, поэтому несколько занятий в данной программе посвящены этикету.

Коллективные занятия по психологии учитывают активное развитие всех психических процессов, свойств и состояний (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления (разрезные картинки, сюжетные картинки), эмоциональной сферы (расширение представлений об эмоциях: радость. Грусть, злость, удивление, страх, спокойствие), памяти, внимания, воображения, пространственной ориентировки (графические диктанты, рисунки по клеточкам) и саморегуляции.

Общее количество занятий. Общее количество занятий – 23, из них 21 – развивающих, 2 – диагностических. Занятия проводятся 1 раз в две недели. Продолжительность занятий составляет 15  минут (в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН от 29.05.13.2.4.1.3049-13).

Сроки реализации программы. Программа рассчитана на один год.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы.

Диагностическое обследование детей по методике Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду».

Этот вид работы включает в себя входную (в начале года), промежуточную (В середине года), и итоговую (в конце года) диагностику эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

Работа с родителями.

В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведется просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и круглых столов. Регулярное оформление информационных стендов с информацией, полезными советами,  наглядно-тематических уголков, папок-передвижек.

Литература

  1. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников для дошкольников 3-4 лет «Цветик – семицветик»/ Н.Ю. Куражевой. – СПб.: Речь, 2016 160 с.
  2. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Вторая младшая группа/Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2016. – 59 с.
  3. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду: методическое пособие/ Е.О. Смирнова – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 112 с.
  4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 304с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014 – 32 с.
  6. Учимся договариваться. Методическое пособие/ И.С. Игнатова. – М.: Издательство «Ювента», - 2013. – 98с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Показатели уровня социально-коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста по Ю. Афонькиной

Период

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и детьми

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

Развитие эмоционального и социального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

Формирование основ безопасного поведения в быту и социуме

Начало уч. года

Конец

уч. года

  1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе

Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Соблюдает  основные правила поведения в бытовых ситуациях, на занятиях, в свободной деятельности и элементарные моральные нормы при помощи взрослого.  Стремится к социально одобряемому поведению в конкретной ситуации. Положительно относится к соответствующим требованиям взрослого, замечает нарушения правил и норм других другими детьми и протестует против этого. Испытывает чувства стыда, вины при нарушении правил, норм. При помощи взрослого может определенное время сдерживать свои желания, выполнять то, что общественно важно.

Средний  уровень эффективности педагогических воздействий. Соблюдает  основные правила поведения в бытовых ситуациях, на занятиях, в свободной деятельности и элементарные моральные нормы при помощи взрослого.  Стремится к социально одобряемому поведению в конкретной ситуации. Положительно относится к соответствующим требованиям взрослого, замечает нарушения правил и норм других другими детьми и хочет быть «хорошим». Испытывает чувства стыда, вины при нарушении правил, норм при помощи взрослого. При помощи взрослого может непродолжительное  время сдерживать свои желания, но не стремится выполнять то, что общественно важно.

Низкий   уровень эффективности педагогических воздействий. Под руководством  взрослого соблюдает  отдельные  правила поведения в бытовых ситуациях, на занятиях, в свободной деятельности и элементарные моральные нормы. Чаще положительно относится к соответствующим требованиям взрослого, но может проявлять негативизм, не обращая внимания на нарушения правил и норм другими детьми. Не испытывает чувства стыда, вины при нарушении правил.  Под руководством взрослого с трудом  может непродолжительное  время сдерживать свои желания, испытывает при этом негативные переживания, протестует, импульсивен, не стремится выполнять общественно значимые дела.

Низший   уровень эффективности педагогических воздействий. Действует спонтанно, ситуативно.  Может выполнять некоторые простые нормы и  правила,  но в том случае, если они продиктованы текущей ситуацией. Не обращает внимания на нарушения правил и норм другими детьми, не испытывает чувства стыда, вины при нарушении правил.  Подчиняет действия более сильному мотиву – своим ситуативным желаниям, свои желания,  импульсивен, отказывается  выполнять общественно значимые дела или выполняет их формально; поведение «полевое».

  1. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и детьми

Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Проявляет привязанность ко взрослому, участвует в совместной с ним практической и игровой деятельности, адекватно реагирует на указания и оценку взрослого; испытывает интерес к действиям ровесников, желание принимать в них участие, стремится к контактам со сверстниками, поддерживает эти контакты, испытывает и выражает положительные эмоции в общении с другими детьми. Подчиняет свое поведение правилам общения, выражает в речи свои желания, просьбы в обращении к сверстнику, умеет уступить, подождать своей очереди, а в ситуации коммуникативных затруднений ориентируется на помощь взрослого, но после того, как самому не удалось его преодолеть.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Проявляет привязанность ко взрослому, участвует в совместной с ним практической и игровой деятельности, как правило,  адекватно реагирует на указания и оценку взрослого; испытывает интерес к действиям ровесников, желание принимать в них участие, стремится к контактам со сверстниками, поддерживает эти контакты, но не всегда умеет их поддержать, испытывает и выражает положительные эмоции в общении с другими детьми, не всегда подчиняет свое поведение правилам общения.  Затрудняется в речевом  выражении  своих желаний, просьбы в обращении к сверстнику, умеет уступить, подождать своей очереди, а в ситуации коммуникативных затруднений сразу обращается за помощью взрослого.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Участвует в совместной со взрослым практической и игровой деятельности, но нуждается в его постоянном подкреплении. Часто неадекватно реагирует на указания и оценку взрослого. Испытывает неустойчивый интерес к действиям ровесников, желание принимать в них участие, стремится к контактам со сверстниками, поддерживает эти контакты, но не стремится к контактам со сверстниками или не умеет их поддерживать;явно  выражает положительные эмоции в общении с другими детьми, зачастую не подчиняет свое поведение правилам общения.  Затрудняется в речевом  выражении  своих желаний, просьбы в обращении к сверстнику, умеет уступить, подождать своей очереди, а в ситуации коммуникативных затруднений сразу обращается за помощью взрослого.

Низший уровень эффективности педагогических воздействий Не стремится участвует в совместной со взрослым практической и игровой деятельности, но нуждается в его постоянном подкреплении. Часто  неадекватно реагирует на указания и оценку взрослого. Испытывает неустойчивый интерес к действиям ровесников, желание принимать в них участие, стремится к контактам со сверстниками, поддерживает эти контакты, но не стремится к контактам со сверстниками или не умеет их поддерживать; явно  выражает положительные эмоции в общении с другими детьми, зачастую не подчиняет свое поведение правилам общения.  Затрудняется в речевом  выражении  своих желаний, просьбы в обращении к сверстнику, умеет уступить, подождать своей очереди, а в ситуации коммуникативных затруднений проявляет негативные, неконструктивные реакции.

  1. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Самостоятельно действует в повседневной жизни, инициирует разные виды детской деятельности, может сам себя занять определенное время, уверен в себе. Обращается за помощью в ситуациях реальных затруднений, содействует в их преодолении. Проявляет целенаправленность. Замечает некоторые ошибки, стремится их исправить.

Средний  уровень эффективности педагогических воздействий. Самостоятельно или с небольшой помощью действует в повседневной жизни и привычной обстановке , в новых условиях нуждается в существенной помощи взрослого, а в детские виды деятельности включается по его предложению. Проявляет целенаправленность. Недостаточно четко выполняет речевые инструкции, требуется их повторения.

Низкий  уровень эффективности педагогических воздействий. Самостоятельности не проявляет, не уверен в себе. Недостаточно четко выполняет простые речевые инструкции, требуется их повторения.

Низший  уровень эффективности педагогических воздействий.Ко взрослому не обращается или обращается редко. На затруднение чаще реагирует плачем или негативной реакцией. . Недостаточно четко  или не выполняет простые речевые инструкции, требуется.

  1. Развитие эмоционального и социального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности

Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Замечает некоторые эмоциональные состояния других людей. Называет отдельные эмоциональные состояния. Стремится пожалеть, успокоить, порадовать.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Замечает некоторые эмоциональные состояния других людей, ситуативно откликается по побуждению взрослого. С помощью взрослого называет отдельные эмоциональные состояния. По предложению взрослого может  пожалеть, успокоить, порадовать.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. По инициативе взрослого обращает внимание на  эмоциональные состояния других людей, ситуативно откликается по побуждению взрослого. Не называет отдельные эмоциональные состояния. Вместе со взрослым может  пожалеть, успокоить, порадовать.

Низший уровень эффективности педагогических воздействий. Не поддерживает  инициативу  взрослого посодействовать другого человеку, поделиться, откликается формально, выполняя однообразные действия.

  1. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации

Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Испытывает привязанность к родителям. С удовольствием включается в семейные дела.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Испытывает привязанность к определенным членам семьи. С интересом включается в семейные дела, который быстро угасает.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Испытывает привязанность к определенному родителю, выражает ее бурно, аффективно. Совместные действия с родителями мало привлекательны.

Низший уровень эффективности педагогических воздействий. Привязанность не проявляется.

  1. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Проявляет интерес к различным видам творчества, увлекаются.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Выполняют отдельные творческие задачипо предложению взрослого.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Включается в выполнение отдельных творческих задач по предложению взрослого.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий.Не включается в выполнение отдельных творческих задач по предложению взрослого.

  1. Формирование основ безопасного поведения в быту и социуме

Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий.Имеет четкие, информативные представления, в них отражает эпизоды собственного опыта.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Имеет фрагментарные, недостаточно обобщенные и информативные представления, собственный опыт активизирует с помощью взрослого.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Представления отражает  недостаточно дифференцированные, отрывочно  собственный опыт активизирует с помощью взрослого.

Низший уровень эффективности педагогических воздействий. Представления  от своей жизнедеятельности не сформированы, свой   собственный опыт не отражает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест "Умеем ли мы договариваться с рассерженными родителями?"

Работая в дошкольном учреждении, мы, педагоги, стремимся не просто всесторонне развивать наших воспитанников, но и максимально удовлетворять ожидания их родителей. Однако взгляды сторон на предмет вос...

Договариваемся, а не наказываем!

ДОГОВОРИТЬСЯ С ДЕТЬМИ ВСЕГДА ПРОЩЕ, ЧЕМ НАКАЗЫВАТЬ Дети всегда будут шалить, шуметь, капризничать, лезть куда не надо. В общем, всячески испытывать на прочность родительское имущество и родительс...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Глупые ссорятся, а умные договариваются»

Цель: Содействие развитию у детей умения  предотвращать  ссоры и находить пути решения  конфликтных  ситуаций в процессе обсуждения проблемной ситуации.Задачи:1....

Картотека игр на развитие умения работать в команде, договариваться

Одним из важнейших компонентов общения является умение взаимодействовать с партнером. Дети дошкольного возраста чаще всего ориентируются на собственные интересы, с трудом прислушиваются к мнению сверс...

Советы и рекомендации педагогу «Как научить детей договариваться друг с другом?»

В группе между детьми часто возникают конфликты. Старшие дошкольники не умеют уступать друг другу, делиться своими вещами, находить правильные пути решения ссор....