НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ РАЗНООБРАЗИЕ ТЕХНИК И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
материал (средняя группа)

 

     НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ  

                            РАЗНООБРАЗИЕ ТЕХНИК  И                                                                                               
          ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

      Рисование — один из ведущих видов деятельности детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Оно способствует познанию окружающего мира и является наиболее эффективным средством формирования творческой личности.  
     
Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду дает возможность воспитателям обучить детей рисованию, показать новые способы работы над созданием рисунка, а детям – отразить окружающий мир на бумаге, воплотить в реальные формы воображаемые предметы, объекты живой природы и просто получить массу положительных эмоций. Тем более, что подобные занятия абсолютно не сложные и больше напоминают игру, чем обучающий процесс. Не секрет, что каждый ребенок с энтузиазмом берется за карандаши, кисти и краски, фломастеры и пытается рисовать. Учитывая то, что каждый малыш – это личность, способности у всех разные. Кто-то сразу  чертит правильные линии и фигуры, а для других такой процесс является сложным и почти невозможным. В раннем возрасте (младшие группы детского сада) малыши не сильно задумываются над тем, правильно ли они все делают и рисуют . Взрослея, они уже начинают сравнивать свои произведения искусства с творчеством своих друзей и если замечают, что их рисунки не соответствуют каким-то требованиям или хуже, чем у другого ребенка, то просто забрасывают это занятие. И задача взрослых состоит в том, чтобы не дать ребенку разочароваться в себе и своих силах. Ведь нет ни единого человека в мире, который не смог бы не научиться рисовать.

Помимо всего перечисленного, нетрадиционные техники позволяют:

  • развить интеллектуальные способности малыша;
  • корректировать психические процессы и личностную сферу ребенка;
  • повысить уровень самооценки малыша, вселить в него уверенность в себе и своих силах;
  • развить пространственное мышление;
  • развить мелкую моторику рук;
  • научить малышей выражать свое видение, свой замысел.

    Выбор техники для рисования зависит от возрастных особенностей деток. Так, например, ребят младшей группы учат рисовать пальчиками, ладошками, ребром ладошки. Оттисками печатей из такого простого и доступного материала, как, например, картошка, отпечатками листьев деревьев, тычком жесткой сухой кисточкой.

     В средней группе уже возможно успешное применение самых разнообразных техник нетрадиционного рисования. Рассмотрим основные направления. Детям очень нравится печатание различными предметами. Это могут быть пенопластовые формы: педагог наносит на них углубленный рисунок острым предметом. Ребенок окунает такую «печатку» в краску, а затем прикладывает к листу бумаги — получается красивое изображение. Аналогично можно печатать овощами и фруктами: для этой цели особо подходят картофель, яблоки, морковь. Для этого им придается нужная форма и подбирается подходящая по цвету краска. Печатать также можно с помощью поролона, смятого комка бумаги, ватного диска. Интересное изображение получается из отпечатков листьев (таким способом можно рисовать деревья или бабочку). Сторона с прожилками покрывается краской и прикладывается к основе окрашенной стороной. Черешки у листика можно аккуратно дорисовать кисточкой. Интересный градиентный эффект получается, если на поверхности листа смешать несколько красок.                                                                                                                                                                           Более сложное занятие для дошкольников средней группы — рисование тычком жесткой кистью. По предварительно нарисованному контуру ребенок ударяет кистью с гуашевой краской. Причем, кисточка не смачивается водой. Получается имитация пушистой либо колючей поверхности, что идеально подходит для изображения животных, например, ежика, медведя или зайца. В процессе работы кисть нужно держать вертикально — тогда тычки будут ровным.

 

image

 

     Рисование тычком малыши обожают рисовать ладошками. Вся кисть ребенка погружается в гуашь либо окрашивается кисточкой, а затем он оставляет отпечаток на основе. Рисовать можно одновременно двумя ручками, окрашенными в разные цвета. Таким способом часто рисуют солнышко, травку, дерево, птичку. После работы ладошки вытираются салфеткой, затем гуашь без труда смывается водой.  

image

                             

   При рисовании пальчиками малыш опускает в гуашь не всю ладонь, а только кончик пальца. На бумагу наносятся точки или пятнышки. На каждый пальчик можно набрать краску разного цвета. Аналогичное изображение получается при использовании ватных палочек.

 

image

 

    Причудливые узоры на листе бумаги можно создавать с помощью манки (для этой цели также можно использовать соль и песок). Такая техника хороша для создания пейзажей — манная крупа придает композиции красивую текстуру. Фон посыпается крупой, пока еще не высохла краска. Через небольшой промежуток времени манка просто стряхивается, а на ее месте остаются светлые пятнышки.                                                                 Ниткография — это техника рисования обычной ниткой. Малыш складывает лист бумаги пополам, погружает нитку в краску. На одной стороне основы выкладывается изображение из нитки, при этом один ее конец остается свободным. Рисунок закрывается сверху второй половинкой бумаги и прижимается. После этого нитка вытягивается за кончик. Получается изображение, которое дорисовывается кистью до желаемого образа.

image

    Дети в средней группе любят рисовать поролоном. Это удобное средство для создания фона рисунка, кроме того, поролон имеет большие возможности воплощать фантазии ребенка. Например, это идеальный способ изобразить снежные сугробы в зимнем пейзаже.

image

     Необычное изображение получается при применении техники кляксографии. Малыш зачерпывает гуашевую краску ложечкой, а затем выливает ее на основу. Получаются пятна самой разной формы. Основа накрывается другим листом — на нем появляется изображение, которое дорисовывается до нужного образа. На пятно можно также подуть из трубочки, чтобы оно стало больше.                                                                                                             Необычный инструмент для рисования — зубная щетка. Густые жестковатые щетинки позволяют наносить детали рисунка с различной плотностью. За счет этого возникает эффект объема, можно сочетать разные оттенки.                                                                                                                                                                    Подобным способом можно рисовать и пластиковой вилкой, погружая ее кончик в краску. Так можно изобразить колючего ежика или солнышко.

 

image

 

   Для рисования в средней группе воспитатель может предложить ребятам свечи или восковые мелки. С помощью этих материалов малыш создает изображение на бумаге, а потом закрашивает его акварельными красками. Рисунок свечой или мелками остаётся белого цвета, поскольку жирная основа не вступает во взаимодействие с акварелью.

 

image



С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками из картофеля;
  • рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:                                                                                                                                           

  • тычок жесткой полусухой кистью.
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография.

  

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nm.docx743.93 КБ

Предварительный просмотр:

     НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ  

                            РАЗНООБРАЗИЕ ТЕХНИК  И                                                                                              
         ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

      Рисование — один из ведущих видов деятельности детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Оно способствует познанию окружающего мира и является наиболее эффективным средством формирования творческой личности.  
     
Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду дает возможность воспитателям обучить детей рисованию, показать новые способы работы над созданием рисунка, а детям – отразить окружающий мир на бумаге, воплотить в реальные формы воображаемые предметы, объекты живой природы и просто получить массу положительных эмоций. Тем более, что подобные занятия абсолютно не сложные и больше напоминают игру, чем обучающий процесс. Не секрет, что каждый ребенок с энтузиазмом берется за карандаши, кисти и краски, фломастеры и пытается рисовать. Учитывая то, что каждый малыш – это личность, способности у всех разные. Кто-то сразу  чертит правильные линии и фигуры, а для других такой процесс является сложным и почти невозможным. В раннем возрасте (младшие группы детского сада) малыши не сильно задумываются над тем, правильно ли они все делают и рисуют . Взрослея, они уже начинают сравнивать свои произведения искусства с творчеством своих друзей и если замечают, что их рисунки не соответствуют каким-то требованиям или хуже, чем у другого ребенка, то просто забрасывают это занятие. И задача взрослых состоит в том, чтобы не дать ребенку разочароваться в себе и своих силах. Ведь нет ни единого человека в мире, который не смог бы не научиться рисовать.

Помимо всего перечисленного, нетрадиционные техники позволяют:

  • развить интеллектуальные способности малыша;
  • корректировать психические процессы и личностную сферу ребенка;
  • повысить уровень самооценки малыша, вселить в него уверенность в себе и своих силах;
  • развить пространственное мышление;
  • развить мелкую моторику рук;
  • научить малышей выражать свое видение, свой замысел.

    Выбор техники для рисования зависит от возрастных особенностей деток. Так, например, ребят младшей группы учат рисовать пальчиками, ладошками, ребром ладошки. Оттисками печатей из такого простого и доступного материала, как, например, картошка, отпечатками листьев деревьев, тычком жесткой сухой кисточкой.

     В средней группе уже возможно успешное применение самых разнообразных техник нетрадиционного рисования. Рассмотрим основные направления. Детям очень нравится печатание различными предметами. Это могут быть пенопластовые формы: педагог наносит на них углубленный рисунок острым предметом. Ребенок окунает такую «печатку» в краску, а затем прикладывает к листу бумаги — получается красивое изображение. Аналогично можно печатать овощами и фруктами: для этой цели особо подходят картофель, яблоки, морковь. Для этого им придается нужная форма и подбирается подходящая по цвету краска. Печатать также можно с помощью поролона, смятого комка бумаги, ватного диска. Интересное изображение получается из отпечатков листьев (таким способом можно рисовать деревья или бабочку). Сторона с прожилками покрывается краской и прикладывается к основе окрашенной стороной. Черешки у листика можно аккуратно дорисовать кисточкой. Интересный градиентный эффект получается, если на поверхности листа смешать несколько красок.                                                                                                                                                                           Более сложное занятие для дошкольников средней группы — рисование тычком жесткой кистью. По предварительно нарисованному контуру ребенок ударяет кистью с гуашевой краской. Причем, кисточка не смачивается водой. Получается имитация пушистой либо колючей поверхности, что идеально подходит для изображения животных, например, ежика, медведя или зайца. В процессе работы кисть нужно держать вертикально — тогда тычки будут ровным. 

     Рисование тычком малыши обожают рисовать ладошками. Вся кисть ребенка погружается в гуашь либо окрашивается кисточкой, а затем он оставляет отпечаток на основе. Рисовать можно одновременно двумя ручками, окрашенными в разные цвета. Таким способом часто рисуют солнышко, травку, дерево, птичку. После работы ладошки вытираются салфеткой, затем гуашь без труда смывается водой.  

                             

   При рисовании пальчиками малыш опускает в гуашь не всю ладонь, а только кончик пальца. На бумагу наносятся точки или пятнышки. На каждый пальчик можно набрать краску разного цвета. Аналогичное изображение получается при использовании ватных палочек.

    Причудливые узоры на листе бумаги можно создавать с помощью манки (для этой цели также можно использовать соль и песок). Такая техника хороша для создания пейзажей — манная крупа придает композиции красивую текстуру. Фон посыпается крупой, пока еще не высохла краска. Через небольшой промежуток времени манка просто стряхивается, а на ее месте остаются светлые пятнышки.                                                                 Ниткография — это техника рисования обычной ниткой. Малыш складывает лист бумаги пополам, погружает нитку в краску. На одной стороне основы выкладывается изображение из нитки, при этом один ее конец остается свободным. Рисунок закрывается сверху второй половинкой бумаги и прижимается. После этого нитка вытягивается за кончик. Получается изображение, которое дорисовывается кистью до желаемого образа.

    Дети в средней группе любят рисовать поролоном. Это удобное средство для создания фона рисунка, кроме того, поролон имеет большие возможности воплощать фантазии ребенка. Например, это идеальный способ изобразить снежные сугробы в зимнем пейзаже.

     Необычное изображение получается при применении техники кляксографии. Малыш зачерпывает гуашевую краску ложечкой, а затем выливает ее на основу. Получаются пятна самой разной формы. Основа накрывается другим листом — на нем появляется изображение, которое дорисовывается до нужного образа. На пятно можно также подуть из трубочки, чтобы оно стало больше.                                                                                                             Необычный инструмент для рисования — зубная щетка. Густые жестковатые щетинки позволяют наносить детали рисунка с различной плотностью. За счет этого возникает эффект объема, можно сочетать разные оттенки.                                                                                                                                                                    Подобным способом можно рисовать и пластиковой вилкой, погружая ее кончик в краску. Так можно изобразить колючего ежика или солнышко.

   Для рисования в средней группе воспитатель может предложить ребятам свечи или восковые мелки. С помощью этих материалов малыш создает изображение на бумаге, а потом закрашивает его акварельными красками. Рисунок свечой или мелками остаётся белого цвета, поскольку жирная основа не вступает во взаимодействие с акварелью.



С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками из картофеля;
  • рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:                                                                                                                                           

  • тычок жесткой полусухой кистью.
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография.

  

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Группа по интересам "Техники нетрадиционного рисования" в средней группе.

Группа по интересам «Волшебные краски», нетрадиционные техники в рисовании. Дети с самого раннего возраста  пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном твор...

Конспект ООД по нетрадиционному рисованию в средней группе на тему: "Динозаврики"( ладонная техника)

Конспект ООД по нетрадиционному рисованию в средней группе на тему "Динозаврики" ( ладонная техника )...

НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ РАЗНООБРАЗИЕ ТЕХНИК И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

    Рисование Помимо всего перечисленного, нетрадиционные техники позволяют:развить интеллектуальные способности малыша;корректировать психические процессы и личностную сферу реб...

Доклад на тему: «Особенности проведения занятий по рисованию с детьми 2-3-х лет»

Методический материал по изобразительной деятельности с детьми 2-3 лет....

Конспект занятия в старшей группе нетрадиционное рисование тема «Золотая осень» техника монотипия

Конспект занятия в старшей группе нетрадиционное рисование тема «Золотая осень» техника монотипия Цель:  Познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной технико...

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию на воде в технике «эбру» для детей подготовительной к школе группе с 6 до 7 лет «Осенние листья»

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию на воде в технике «эбру»для детей подготовительной к школе группе с 6 до 7 лет «Осенние листья»Тип НОД: усвоение новых з...

Конспект занятия в старшей группе нетрадиционное рисование тема «Золотая осень» техника монотипия

Цель:  Познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования – монотипией. Продолжать учить детей работать с красками, развивать творческое воображение, ...