Главные вкладки

    Нравственное воспитание
    статья (подготовительная группа)

    Скорадешкина Наталья Михайловна

    Нравственное воспитание

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dobrota_1.docx17.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Приобщение ребенка к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, т. е. ко всему тому, чем живет общество, — задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Ребенок приобретает первый социальный опыт в семье. Содержание и характер этого социального опыта зависят от духовного богатства родителей, от моральных и жизненных ценностей всей семьи, от понимания родителями ответственности перед малышом за «качество социализации», которое они ему обеспечат.

    Многие родители стремятся развивать у детей такие качества, как уверенность в себе, настойчивость, целеустремленность, способность постоять за себя, но все меньше внимания уделяют воспитанию такого прекрасного качества, как ДОБРОТА.

     А ведь именно отзывчивость, щедрость, открытость, вежливость, готовность помочь ближнему — являются важнейшими человеческими качествами. Сейчас в обществе наблюдается проявление равнодушия, нетерпимости, агрессивности между людьми и отсюда вытекает проблема, которая приобретает особую актуальность и делает процесс воспитания нравственных качеств у детей особенно необходимым. Постепенно ребенок овладеет общепринятыми нормами поведения и взаимоотношений. Но путь этот долог и не всегда эффективен. Здесь важна роль взрослого, с помощью которого этот процесс осуществляется. И прежде всего это близкие люди, родители. Они — источники развития доброты, милосердия, сочувствия, справедливости. Говорят, человек начинается с детства. Ребенок как подсолнух: он поворачивается ко всему доброму, светлому. И это добро обязательно должно исходить от родителей. Если ребенок чувствует во взрослом доброго, ласкового, справедливого человека, он и сам будет таким же. Он увидит своими глазами и поймет, где добро, а где зло. Надо ли быть добрым? Актуальный в наше время вопрос. Прежде всего, доброта — это положительное качество человека, проявляющееся в отзывчивом отношении к другим людям, наличии гуманных намерений, отсутствии неприязни к окружающим, заботе и любви к родным. Проявляя доброту, человек может оказать кому-нибудь помощь, позаботиться о ком-либо. Он должен быть добрым вопреки испытаниям судьбы. Своей добротой человек делает мир лучше, делая жизнь некоторых людей более яркой. Но, к сожалению, людей, делающих добрые дела, остаётся всё меньше и меньше. Человек, совершая доброе дело, готов пожертвовать собой ради других людей. Считается, что доброта проявление слабости. Но психологи говорят, что быть добрым — полезно. Фактически доброта — эмпатия, эмоциональный интеллект. Человек с развитым эмоциональным интеллектом статистически более успешен не только в личной жизни, но и в карьере, бизнесе..Доброму человеку проще заводить друзей и общаться с людьми. Человек счастливее, когда делает добрые дела. Доброта возвращается к нам: мы помогаем людям, они помогают нам. И все же как научить ребенка быть добрым? Каждый человек вкладывает в это понятие свой смысл, но есть нечто общее, что объединяет всех людей в понимании этого человеческого чувства. Хорошо об этом сказал К. Паустовский: «Доброта — это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе — от солнца, а все лучшее — от человека». Чаще всего дети правильно понимают, что такое доброта. Но их поступки не всегда бывают добрыми по отношению к другим. И мы, взрослые, должны воспитывать у ребят потребность совершать добрые поступки. С какого возраста начать воспитывать доброту в ребёнке? С 2 до 5 лет у детей проявляются такие эмоции как любовь, жалость, сочувствие. Когда мы своим поведением подаём пример любви и добродушия, кроха перенимает такое же отношение к людям и окружающему миру. Какие мы — такими станут и наши дети. Доброту в ребёнке нужно целенаправленно воспитывать. И совсем не важно, как он себя ведёт, послушный он и ласковый или агрессивный и капризный. Важно развивать в детях установку на добро, учить его не только брать, но и отдавать Дети должны уметь ответить на вопросы, почему нужно быть таким, поступать так, а не иначе. Приучая детей раздумывать над поступками, мы развиваем их сознание. А осознанное отношение к жизни и всему окружающему можно воспитать. Очень важно быть добрым человеком. Так вы можете помочь другому, попавшему, например, в сложное положение, сделав его счастливым. Многие родители учат гуманности абсолютно негуманными способами: командуют, угрожают, ломают в «праведном» гневе игрушки. Все это формирует у их чада установку на применение силы, а вовсе не на терпимость и доброту. Ведь дети больше верят не словам, а жестам, взглядам, интонации — всему тому, что взрослые не контролируют, однако именно это и есть правда. В процессе воспитании ребенка ему необходимо уделять должное внимание, выслушивать его, показывая своим настроем и поведением, что вы готовы ответить на возникающие вопросы и помочь в разрешении спорной ситуации. Благодаря такому поведению ребенок будет более расположен делиться именно с вами, когда у него будут появляться неразрешимые вопросы. Если же ребенок потеряет к вам уважение, то он также может перестать слушать и слушаться вас, что приведет к тому, что вы потеряете возможность учить ребенка, а именно знание помогает человеку поступать правильно и достойно справляться с жизненными трудностями. В каждом ребенке живет постоянная подсознательная потребность в чувстве собственной значимости. Помогите ему использовать свое превосходство и силу не во зло, а в добро. Чаще создавайте условия, в которых ребенок мог бы проявить свою самостоятельность, активность. Дети старшего дошкольного возраста способны не только различать хорошие и плохие поступки, но и понимать, почему нужно поступать хорошо, какой мотив стоит за каждым поступком. Осознание детьми мотивов поступков способствует более глубокому усвоению представлений о доброте и милосердии, а, следовательно, и развитию их чувств, поведения. Очень важно, чтобы ребенок, проявляя свою доброту ничего не ждал взамен. Важно, чтобы он научился получать удовольствие от своих хороших поступков. Однако не стоит переусердствовать с похвалой. Достаточным будет показать свое одобрение, чтобы малыш понял — подобное поведение является нормой для хорошего человека. Для того, чтобы ребенок стал добрым достаточно с раннего детства приучать его быть внимательным и заботливым к окружающим. Так, можно начать с помощи по дому, заботы о младших братиках и сестричках, бабушек и дедушек. Учите его помогать и защищать слабых, делиться чем-либо, учите слушать и понимать других. быть внимательным к людям, которые нас окружают — это и есть проявление доброты. Покажите своему ребенку, как Вы относитесь ко всему живому, к природе. Ведь мы сами — часть этой природы. И все мы прекрасно понимаем, что ее надо беречь. Тем не менее, не всегда поступаем так по отношению к ней. По нашей вине происходят многие пожары, гибнут растения и животные. И дети тоже это видят. Как же тогда они будут относиться к природе? Чаще беседуйте с детьми на данную тему. Говорите им о том, что если ребенок сам хочет, чтобы к нему относились по- доброму, с пониманием, то он сам должен проявлять заботу и внимание к окружающим. Расскажите своим детям, что не нужно ловить бабочек, стрекоз и других насекомых, рвать и топтать цветы, бросать мусор. Заведите какую-нибудь живность: котенка, щенка, попугайчика или морскую свинку. Пусть это будет его забота. Пусть малыш поймет, что его подопечный — существо беззащитное и чрезвычайно нуждается в его внимании, заботе, доброте. И тогда уже он никогда не пнет ногой бездомного кота. Наставить ребенка на добрый путь помогут сказки и мультфильмы. Главное — не промахнуться с выбором, ведь малыш отождествляет себя со сказочным героем. Уделите ребёнку внимание, прочитав с ним какую-нибудь сказку или посмотрев мультфильм. Обязательно порассуждайте с ним, о том, что он понял, объясните ему мораль этой истории, поясните некоторые неизвестные ему понятия. Ведь кого, как не родителей, дети будут слушать в первую очередь. Будьте терпимы и относитесь к своим детям с пониманием и заботой. Помните: вы, родители, в первую очередь можете и должны воспитывать в ваших детях добрых и отзывчивых людей, способных прийти на помощь любому, кто в ней нуждается, и что если вы сами не очень-то проявляете свои добрые чувства, то сложно будет воспитать эти чувства и в ребёнке. Если мы хотим, вырастить доброго и счастливого человека, то сами должны стать не только успешными людьми, но и заботливыми и любящими родителями, у которых всегда находится время для общения с ребенком. Какой пример, мы покажем своим детям, так они и поведут себя по отношению к нам. В семьях, где ценится честное и доброжелательное отношение друг к другу, дети не вырастают жестокими и эгоистичными людьми. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш сын или дочь были добрым и честным человеком, то сами никогда не лгите и не скупитесь на положительные поступки!

    Литература: С. А. Козлова Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью Л. Е. Тарасова, Е. А. Митрофанова По дороге доброты С. И. Семенака Учим детей доброжелательному поведению Е. В. Баринова Уроки вежливости и доброты https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/10/04/dobrota https://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2015/10/30/uchite-detey-dobrote https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-na-temu-kak-vospitat-v-rebenke-dobrotu.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Социально - нравственное воспитание детей второй младшей группы детского сада. Перспективное планирование по социально- нравственному воспитанию детей 3-4 лет "В гостях у сказки".

    "В гостях у сказки"  - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания с...

    Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

    Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

    Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"

    Консультация для родителей  по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...

    Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

    Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...

    Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию

    В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию...

    Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

    Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...