ВОЗМОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ГОЛОСА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. НАДО ЛИ РЕБЕНКА УЧИТЬ ПЕТЬ?
статья

Каурцева Нина Николаевна

Статья посвящена дошкольному возрасту, а именно голосу. Особенности и возможности детского голоса. Раскроем особенности каждого возраста и ответим на вопрос. Надо ли ребенка учить петь?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каурцева Н.Н. 1 квалификационная категория

Музыкальный руководитель

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое»

Россия, Иркутск

ВОЗМОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИДЕТСКОГО ГОЛОСА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. НАДО ЛИ РЕБЕНКА УЧИТЬ ПЕТЬ?

Аннотация: Статья посвящена дошкольному возрасту, а именно голосу. Особенности и возможности детского голоса. Раскроем особенности каждого возраста и ответим на вопрос. Надо ли ребенка учить петь?

Ключевые слова: дошкольный возраст, голос, ребенок, развитие.

Annotation: The article is devoted to preschool age, namely the voice. Features and capabilities of the child's voice. We will reveal the features of each age and answer the question. Should a child be taught to sing?

Key words: preschool age, voice, child, development.

Работая в дошкольном образовательном учреждении музыкальным руководителем, часто задаваемые вопросы   у родителей: почему мой ребенок практически не поет, почему тихо поет, есть ли у моего ребенка способности к пению? На эти вопросы, конечно же есть ответы и множество информации. В первую очередь, нужно знать, что каждый возрастной этап у детей имеет свои особенности развития певческого голоса.

Ведь пение - это психофизиологический процесс, который связан с работой многих важных систем человеческого организма. Для того чтобы развитие голосовых связок происходило правильно, чтобы при пении и громком разговоре ребёнок не испытывал дискомфорта, а получал удовольствие от своей деятельности - к развитию детского голоса, а именно, вокальных данных, должны подходить только профессионалы.

Так, у трёх- четырёхлетнего ребёнка голосовые связки сформированы плохо, дыхание еще слабое, на этом фоне голос сильным быть не может, поэтому в данный период нежелательно обучать ребенка исполнению песен, или выбирать доступные по тексту и речевому диапазону: чтобы мелодия была достаточно проста, не имела резких интервальных скачков, интервал между словами должен быть такой, чтобы ребёнок мог спокойно перевести дыхание.

К четырем годам дети уже в состоянии исполнить без помощи кого-либо небольшую, несложную песню, если она соответствует вышеперечисленным требованиям.

Желательно избегать песен, в которых присутствуют крикливые моменты. Развитие вокальных данных нужно связывать с развитием речевых способностей, для этого, главным образом, в дошкольный период, достаточно обращать внимание детей на чёткое проговаривание слов и звуков. Ребёнок должен слышать себя в процессе исполнения песни, в этом случае имеется больше шансов, что он будет исполнять песню естественным голосом, что очень важно при развитии вокальных способностей.

В этом возрасте у детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе музыкальных.

Если педагог правильно сделает выбор с формами и методами работы, то именно в этот период ребёнок может более ярко проявить желание заниматься музыкальной деятельностью.

Чуть позже, уже в 5-6 лет происходит совершенствование процессов высшей нервной деятельности, которые оказывают влияние на формирование голосового аппарата. Но в этот период он по-прежнему достаточно раним, звуковые способности еще не сформированы на высоком уровне, по-прежнему остаются слабыми. Нельзя допускать, чтобы ребёнок в этот период при исполнении песен использовал низкое, несвойственное его голосу, звучание.

Но разница с четырехлетними детьми всё же есть. В этот период дети произносят низкие звуки уже более устойчиво и уверенно для своего диапазона.

Ближе к школьному возрасту дети способные воспроизводить песню самостоятельно. Уже можно изучать песни с длинными фразами, поскольку дыхание у ребенка с поверхностного стало глубоким.

 Также, как четырёхлетних детей, в этом возрасте нужно учить петь, не напрягаясь, естественно. В таком случае будет правильное развитие вокальных навыков, появление в голосе напевности, крепкого звучания.

Нужно ли учить ребенка в таком возрасте пению? Скорее да, чем нет! Но, главное не переусердствовать. В процессе развития у ребенка развиваются когнитивные способности, повышается уверенность в себе. Помимо этого, в процессе пения ребёнок учится правильно дышать, и, если правильно подбирать песни, учитывая особенности, описанные нами выше, то ребёнок научится и петь, и разовьёт, вместе с этим, свои голосовые связки.

Если же попадётся не компетентный педагог, то помимо неумения исполнять песню, ребёнок может заполучить травмы голосовых связок, неправильную их формирование, проблемы с дикцией.

Помимо влияния на голосовые связки, разумеется, существует много плюсов при пении, развивается речевой аппарат, происходит знакомство с музыкальными произведениями, ребёнок культурно просвещается. Занятия пением помогают организовать, объединить детский коллектив, способствует развитию чувства товарищества. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка.  

Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть». Учите детей петь, если основы певческой грамоты ребёнок усваивает в дошкольном возрасте с помощью компетентных педагогов музыкальных школ, вокальных студий, хоровых коллективов…

 В этом случаи изменения в творческой жизни ребенка станут весомыми: он изменится не только физически, но и эмоционально.

И многие согласятся с высказыванием, исполнение песен - хорошее средство от плохого настроения и хандры.

Список литературы.

  1. Гогоберидзе, А.Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010.
  2. Емельянов, В.В. Развитие голоса, координация и тренинг / В.В. Емельянов. – СПб.: Лань, 2000.
  3. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста – М., 2000.
  4. Радынова О. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия, 2000.
  5. Суязова Г.А. Мир вокального искусства – Волгоград, 2007.
  6. Тарасова К. К постановке детского певческого голоса – Музыкальный руководитель, №3 2005.
  7. Шереметьев В. Хоровое пение в детском саду – Музыкальный руководитель, №5 2005, №1 2006. 

Почта:Ninamel24@mail.ru

Тел: 89642721266


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования представлений о времени у детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с ЗПР) старшего дошкольного возраста.

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно и ежеминутно. Данное умение жизненно необходимо, оно даёт возможность успешно развиваться, планировать свою деятельность.Познание категории времени п...

Исследование особенностей зрительного восприятия детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями.

Изучение особенностей зрительного восприятия дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (особенности восприятия цвета, представлений об эталонах геометрических форм, представлений о величине пре...

Возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста. Охрана детского певческого голоса.

В данной статье освещаются возрастные физиологические особенности строения голосового аппарата детей. Задачи педагога по вокалу. Правила по охране детского певческого голоса...

Викторина по правилам дорожного движения с детьми старшего дошкольного возраста «Надо правилам учиться, может в жизни пригодится»

Викторина посвящена актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. С каждым годом интенсивность транспорта на дорогах возрастает, а вместе с этим увеличив...

Возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста.

Очень важно, чтобы ребенок при пении чувствовал себя комфортно, т.е. пел свободно, легко и с удовольствием.Непринужденность является важнейшим физиологическим критерием работы голосового аппарата.Детс...

Возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста

Консультация для родителей и педагогов по охране детского голоса...

«Возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста»

Доктор Е. И. Алмазов, изучающий природу детского голоса, в своих исследованиях отмечал, что общее развитие ребенка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности, о...