Проект: «Сюжетно-ролевая игра «Автошкола»
проект (подготовительная группа)

Анохина Людмила Владимировна

У дошкольников нет четких представлений о разнообразии трудовой деятельности взрослых; не сформированы знания о конкретных действиях некоторых профессий. Для осуществления «детской мечты», создания условий для проведения ранней профориентационной работы с дошкольниками и формированию навыков безопасного поведения на дорогах, нами был разработан проект «Автошкола».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prekt_avtoshkola.docx419.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение № 22 г. Липецка

Проект: «Сюжетно-ролевая игра «Автошкола»

Подготовительная группа

Разработчик проекта:

Воспитатель высшей квалификационной категории:

                                       Анохина Людмила Владимировна

 г. Липецк

2020

Проект «Автошкола»

Тип проекта: информационно- игровой.

Продолжительность проекта: средней продолжительности (1 месяц)

Участники проекта: дети подготовительной группы «Капельки», родители, воспитатели.

Образовательные области: «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие».

Актуальность проекта:

Задавая вопросы детям, кем они хотят стать, когда вырастут взрослыми, многие мальчики отвечали: «Водителями».

- А знаете ли где учат быть водителями?

- Нет, ответили дети.        

У дошкольников нет четких представлений о разнообразии трудовой деятельности взрослых; не сформированы знания о конкретных действиях некоторых профессий. Для осуществления «детской мечты», создания условий для проведения ранней профориентационной работы с дошкольниками и формированию навыков безопасного поведения на дорогах, нами был разработан проект «Автошкола». 

Цель проекта: создание адаптированной системы работы с дошкольниками по организации ранней профессиональной ориентации посредством взаимодействия воспитанников, педагогов и родителей.

Задачи проекта: 

Образовательные:

  • Обогатить знания и представления детей о многообразии профессий работников Автошколы(инструктор по вождению, преподаватель, автослесарь)
  • Дать представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, результатах труда.
  • Сформировать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно – транспортной среде.
  • Способствовать формированию чувства ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих;
  • Расширять знания детей о транспортных средствах передвижения.
  • Учить отображать представления о трудовых процессах взрослых в сюжетно-ролевых играх, передавая в игре отношение взрослых к работе.

Развивающие:

  • Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуацию;
  • Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;
  • Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

Воспитательные:

  • Побуждать любознательность детей, интерес к деятельности взрослых.
  • Расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.
  •  Создать предметно-развивающую среду.

Предполагаемый результат:

Овладение детьми элементарными базовыми знаниями о профессиях работников Автошколы, понимание некоторых трудовых процессов и их последовательности. Умение самостоятельно организовывать сюжетно-ролевую игру «Автошкола» на основе имеющихся знаний о профессиях.

Продукт проектной деятельности: сюжетно-ролевая игра «Автошкола», выставка поделок совместно с родителями «Светофор своими руками», изготовление макетов по ПДД.  

Роль родителей: подбор необходимого материала по данной теме, совместная творческая деятельность.

Этапы реализации проекта:  

  • подготовительный  (Разработка паспорта проекта)
  • основной  (Реализация проекта)
  • заключительный (Анализ результатов) 

Содержание проекта

I этап : Подготовительный

  • Разработка плана реализации проекта.
  • Создание предметно-развивающей среды в группе.
  • Отбор и внедрение эффективных методик и технологий.
  • Пополнение знаний о дорожной среде, закрепление основ правильного безопасного поведения на дорогах.
  • Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы.

 Проводимая работа базировалась на следующих принципах:

  • Принцип опоры на ведущую деятельность
  • Принцип сотрудничества и сотворчества, единение взрослого и ребёнка как равноправных партнёров.
  • Принцип учёта возрастных особенностей.
  • Принцип развития личностных качеств.

В начале работы над проектом предстояло решить одну немаловажную задачу - адаптировать информационно - познавательный материал, написанный «взрослым» языком, не рассчитанный на детское восприятие, сделать его доступным, интересным, но при этом не исказить смысл образовательного содержания. Также необходимо было пополнить свой интеллектуальный багаж, изучив элементарные особенности и специфику работы работников Автошколы, профессиональную терминологию (Эстакада, автодром и т. д.). Пришлось самостоятельно посетить Автошколу, изучив специфику профессий, по итогам посещения была снята виртуальная экскурсия «Автошкола».

II этап: Основной

Мероприятия по реализации проекта:

Первая неделя

Тема

Совместная деятельность

Автошкола

Задачи:

  • Познакомить детей с профессиями работников автошколы: директор, преподаватель, инструктор по вождению, автослесарь, кассир.
  • Дать представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, о названии оборудования, инструментах и материалах, необходимых для работы,
  • Побуждать любознательность детей, интерес к деятельности взрослых.
  • Формировать представление о ценности труда взрослых.

  1. Просмотр фильма «Автошкола»
  2. Моделирование проблемной ситуации «Если я захочу стать водителем? », «Смогу я ездить без прав и почему?»
  3. Чтение худ. литературы М.Кривич «Школа пешехода», Серяков И. «Законы улиц и дорог»
  4. Просмотр мультфильма «Уроки тётушки Совы». История ПДД»
  5. Конструктивная игра "Улица"
  6. Дидактическая игра: “Законы улиц и дорог.»
  7. Подвижная игра «Путешествие по городским вывескам»,
  8. Ручной труд «Изготовление прав»        

Работа с родителями «Рассказ родителей; как я получил права»

Вторая неделя

Тема

Совместная деятельность

Профессия- преподаватель теории        Задачи:

  • Продолжать знакомить с профессиями работников автошколы – преподаватель теории.
  • Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
  • Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
  • Побуждать любознательность детей, интерес к деятельности взрослых.
  1. Беседа «Путешествие в страну дорожных знаков».
  2. Чтение стихотворений О. Емельяновой «Стихи про дорожные знаки», Ирина Гурина «Сказка про дорожные знаки», отгадывание загадок.
  3. Моделирование проблемной ситуации: «Что было бы, если бы исчезли дорожные знаки»
  4. Прослушивание музыкальной сказки «Новые приключения в городе поющих светофоров»
  5. Просмотр мультфильма «Уроки тётушки Совы
  6. Сюжетно-ролевая игра «Водитель и пешеходы»
  7. Дидактические игры «Расставь дорожные знаки» (макет района НЛМК), «Дорожные знаки»

Работа с родителями  Выставка «Светофор своими руками»

Третья неделя

Тема

Совместная деятельность

Профессия – инструктор по вождению.

Задачи:

  • Продолжать знакомить с профессией - инструктора по вождению.
  • Обогащать словарь детей профессиональной терминологией: эстакада, змейка, педаль тормоза, педаль газа, коробка передач.
  • Познакомить с особенностями работы водителей различного транспорта
  •  Способствовать формированию безопасного поведения на улице и дороге, формировать у детей культуру поведения на дороге, воспитывать наблюдательность, осторожность

  1. Беседа «Профессия – инструктор по вождению», «Профессия водитель».
  2. Чтение М. Дружинина «Наш друг светофор. Правила езды на велосипеде», И.Кончаловский «Самокат»
  3. Просмотр мультфильма «Уроки тётушки Совы. Правила катания на велосипеде – 12 серия, Транспорт- 2 серия»
  4. Аудио сказка «Приключение Зебрёнка. Зебрёнок, котёнок и велосипедный шлем.»
  5. Сюжетно-ролевая игра «Водители»
  6. Дидактическая игра «О чем говорят знаки?»
  7. Подвижная игра «Аккуратный велосипедист»

Работа с родителями совместное изготовление макетов по ПДД.

Четвёртая неделя

Продукт проектной деятельности: сюжетно - ролевая игра «Автошкола». 

III этап – Заключительный

Результат проекта

 Задачи, поставленные для реализации проекта, выполнены. Собран и систематизирован весь материал по теме. Реализация данного проекта показала, что у детей появился значительный интерес к деятельности работников Автошколы. Они могут применять свои знания, практические навыки поведения  в конкретных ситуациях, в условиях игрового пространства. Особенно детям понравилась новая для них сюжетно - ролевая игра «Автошкола». Они с удовольствием проводили уроки по ПДД, рассматривали и обсуждали ситуации на дорогах- макет района, проводили уроки вождения в автогородоке (эстакада, змейка из конусов, въезд в гараж), сдавали экзамены, в торжественной обстановке получали права. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.

Ресурсное обеспечение:

Виртуальная экскурсия «Автошкола»

Интернет-ресурсы

Литература:

  • «Правила дорожного движения: система обучения дошкольников.» Издательство: УЧИТЕЛЬ, ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2000 г.
  •  «Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры»    Автор: Татьяна Гарнышева

 Издательство: Детство-Пресс; 2010 г.

  • «Дорожная азбука в детском саду» Автор Е. Я. Хабибуллина

 Детство-Пресс Год издания:2010г.

  • Романова Е.А. «Занятия по правилам дорожного движения»

 Издательство: Сфера: 2014г.

        

Сюжетно-ролевая игра «Автошкола»

Задачи:

Образовательные:

  • Углублять знания детей о профессиях работников автошколы (преподаватель, инструктор по вождению);
  • Расширять представления детей о других профессиях, связанных с Автошколой;
  • Учить анализировать и решать дорожно-транспортные ситуации;
  • Расширять словарный запас детей: «преподаватель», «инструктор по вождению», «полигон», «эстакада».

Развивающие:

  • Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры;
  • Развивать самостоятельность при подборе атрибутов игры, при организации игровой зоны.

Воспитательные:

• Воспитывать доброжелательность между детьми, умение считаться с желаниями и интересами товарищей;

Оборудование:

Видеозапись с уроками вождения, атрибуты для игровых сюжетов «Автозаправка», «Столовая», «Больница», костюм инспектора ГИБДД, машины, переносные дорожные знаки, светофор, полотно «Пешеходный переход» , конструктор для постройки полигона - эстакады, парковки, макет улицы, плакаты со знаками, в том числе и говорящими, ноутбук, блокнот, указка.

Предварительная работа:

 Виртуальная экскурсия «Автошкола», во время которой дети познакомились с работой автошколы.

Беседы с детьми на темы: «Дорожные знаки», «Работа инспектора ГИБДД»

 Просмотр видеоматериалов из телепередач «Дорожная азбука», «Уроки Тетушки Совы о правилах дорожного движения»

Дидактические игры «Правила улиц и дорог», «Кому, что нужно для работы».

Игры с макетом.

Организация игровой обстановки:

Всё оборудование комнаты по ПДД «Азбука улиц и дорог»:

 Сюжетные линии игры:

  • запись в автошколу;
  • занятия в автошколе (теоретические и практические);
  • подготовка к сдаче экзамена в автошколе (изучение Правил дорожного движения (ПДД), прохождение медицинского осмотра, знакомство с экзаменационными билетами, изучение литературы);
  • экзамены (теоретическая часть – знание ПДД, дорожных знаков, дорожной разметки, правил поведения пешеходов и водителей, ориентировка на улицах города по макету; практическая часть – вождение: ориентировка по дорожным знакам и дорожной разметке);
  • получение водительского удостоверения.

Ролевые действия

  • Ученики: записываются в автошколу; сдают экзамены на знание ПДД, умение водить транспортное средство на автодроме, улицах города.
  • Преподаватель автошколы: проводит теоретические занятия по обучению ПДД.
  • Инструктор по вождению: проводит практические занятия по обучению вождению на территории автодрома (объясняет, как объехать препятствия –конусы, поставленные «змейкой»; как въехать и съехать с возвышенности (эстакада), как правильно парковать машины и т.д.); отвечает за заправку машины бензином.
  • Инспектор ГИБДД: проводит экзамен.

Экзамен состоит из 2-х частей.

1. Теоретическая часть: ответы на экзаменационные билеты (можно провести тестирование с помощью компьютерной, электронной игры).

2. Практическая часть: вождение транспортных средств на автодроме. Ученику безошибочно провести транспортное средство по полосе препятствий, объехать конусы, расставленные «змейкой», припарковаться в специально обозначенном месте, въехать и съехать с эстакады и т.д.

Ученик, успешно сдавший экзамен, получает «водительское удостоверение».

  • Врач: проводит медицинское обследование ученика (проверяет зрение, слух, меряет давление); дает разрешение на управление транспортным средством.
  • Слесарь по ремонту автомашин: проводит осмотр машины перед выездом на дорогу и, если необходимо
  • Работник автозаправочной станции: заправляет машину бензином, контролирует качество бензина.

Ход игры:

Пробуждение интереса к теме игры:

Воспитатель: - Ребята, я хочу у вас спросить совета? Вот у меня есть мечта, я хочу купить машину, и она почти сбылась, так как я собираюсь ее купить. Вот посмотрите! Что бы вы мне посоветовали? Какую машину выбрать?(…)

Воспитатель:  И вот представляете, как здорово, что все машины есть в автосалоне в наличии и не нужно ждать, пока ее привезут. Можно уже на этой неделе ее забрать. Но вот незадача, машина - то у меня есть, а управлять ее я не умею, что -  же мне делать? Как я буду на ней ездить?(…)

Воспитатель: - А где можно научиться водить машину и получить права?(…)

Воспитатель:  Кто из вас хотел бы в будущем иметь машину?(…)

Воспитатель: - А хотите поиграть в автошколу?(…)

Выстраивание сюжета:

Воспитатель: 

- Как мы будем играть?

-Что нам в первую очередь нужно сделать? (записаться в автошколу, пройти медицинскую комиссию).

- Дальше что мы будем делать? (… посетить занятия, выучить все дорожные знаки, научиться управлять машиной).

- А кто нам поможет в этом?(…)Ребята, а вы знаете, что учителей в автошколе называют –преподавателями, а  того кто учится – учеником.

Воспитатель:

 -  А из чего мы сделаем эстакаду и парковку? (из конструктора…)

- А кто нас всему этому научит?(…)

- Сколько будет в школе преподавателей? (2)

- Что они будут делать? (…)

- Что им нужно для работы (,….)

- А кто будет принимать экзамен? (инспектор ГИБДД)

И после успешной сдачи экзамена наши водители получат права. А еще в нашей школе будет столовая, рядом будет располагаться автозаправка и шиномонтаж, где опытные мастера подготовят учебные машины к урокам вождения.

Распределение ролей.

- Кто кем хочет быть? Кто будет инспектором ГИБДД, это должен быть человек, хорошо знающий правила дорожного движения. Мне кажется, из Миши получится замечательный  инспектор ГИБДД. Вы как считаете? Миша, будешь инспектором?

Распределяют роли (преподаватель, инструктор по вождению, ученики, врач, инспектор ГИБДД, автомеханик, рабочие заправки, повар).

 Воспитатель просит у детей разрешения взять на себя роль администратора.

Организация игровой обстановки.

- Где мы сделаем автошколу? Где будет полигон? Будет ли в нашей школе столовая? Где будет шиномонтаж, автозаправочная станция? А больницу оставим, какая у нас есть или другую построим? Каждый подумайте, что ему нужно для его роли. Дети готовят игровую обстановку, занимают свои места.

Воспитатель: Спасибо ребята, ваша игра мне понравилась, она получилась очень интересной и вы все справились со своими ролями. Я теперь знаю, что мне делать, завтра же пойду и запишусь в автошколу нашего города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой».

Выполнила воспитатель Федосеева Ю.К. МБДОУ №11 « Теремок».Цель: Научить детей игровым действиям с куклой. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Создание основы самостоятельной игровой деятел...

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой». часть 2

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой».Выполнила воспитатель Федосеева Ю.К. МБДОУ №11 « Теремок».Цель: Научить детей игровым действиям с куклой. Воспитывать бережное ...

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой». часть 2

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой».Выполнила воспитатель Федосеева Ю.К. МБДОУ №11 « Теремок».Цель: Научить детей игровым действиям с куклой. Воспитывать бережное ...

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой». часть 3

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой».Выполнила воспитатель Федосеева Ю.К. МБДОУ №11 « Теремок».Цель: Научить детей игровым действиям с куклой. Воспитывать бережное ...

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой». часть 4

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой».Выполнила воспитатель Федосеева Ю.К. МБДОУ №11 « Теремок».Цель: Научить детей игровым действиям с куклой. Воспитывать бережное ...

Проект сюжетно-ролевой музыкальной игры "Музыкальный магазин "

Развивать творческие способности детей, средствами музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной, наполненной радостью музыкального творчества....