План по самообразованию. Использование современных образовательных технологий в подготовке детей к школе.
методическая разработка (старшая группа)

Соболева Ольга Александровна

Использование современных образовательных технологий в подготовке детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2019.docx47.37 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию педагога

Соболевой Ольги Александровны

тема: «Использование современных образовательных технологий в подготовке детей к школе»

на 2019-2021 учебный год

для детей 5-7 лет

Актуальность:

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский.

Одной из задач образования на современном этапе является формирование у детей практических навыков анализа информации, самообучения и самостоятельной работы. Поэтому дошкольное образование направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего.

 Ориентироваться и уверенно чувствовать в современном окружающем мире детям помогает развитое логическое мышление. Но, как известно, мышление не может сформироваться спонтанно, без целенаправленного внешнего воздействия.

 По моему мнению, наиболее эффективным пособием для развития логического мышления детей являются палочки, разработанные бельгийским математиком X. Кюизенером.

 Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность, с помощью которого можно моделировать числа, свойства, отношения, зависимость между ними с помощью цвета и длины, вызывает живой интерес детей, развивает активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения проблемных задач.

Палочки Кюизенера легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе.

Исследования педагогов-психологов Льва Семенович Выготского, Даниила Борисовича Эльконина, Василия Васильевича Давыдова, убедительно продемонстрировали огромный потенциал детских способностей и доказали, что основным условием развития мышления детей является их целенаправленное воспитание и обучение посредством игровой деятельности. Задача дошкольного образования заключается не в том, чтобы поскорее научить читать и считать, а в том, чтобы показать дошкольникам закономерности, зависимости развития окружающего мира подкреплять их доводами и фактами из различных областей жизни. Для их раскрытия часто требуются лишь соответствующие условия, которые помогут ребенку овладеть методами изучения, познания нового, такими как наблюдение, сравнение, обобщение, анализ и синтез. Это поможет сформировать у дошкольников умение учиться, станет залогом интеллектуального развития.

          Гипотеза самообразования: Какова система работы по подготовке к школе  дошкольников с использованием современной педагогической технологии -  цветных палочек Кюизенера?

         Цель самообразования: Использование инновационных методик и технологий в подготовке детей к школе».

Задачи самообразования:

1.Изучить современную научную и педагогическую литературу по вопросу «Палочки Кюизенера - средство познания логики и математики в дошкольном возрасте».

2.Разработать систему работы и игр с детьми старшего дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера ; использование игр с палочками Кюизенера в совместной и самостоятельной деятельности детей.

3. Разработать систему работы по включению родителей в образовательный процесс, работать над поиском новых нетрадиционных форм и методов работы с родителями.

Вооружить родителей знаниями и методикой по интеллектуальному развитию дошкольников, знакомить с образовательной технологией «Цветные палочки Кюизенера»  

 4. Разработать систему работы с педагогами.

 5. Создавать условия для полноценного развития каждого дошкольника, подобрать практический материал.

6. Продолжить внедрение проектной деятельности в учебно-воспитательный процесс.

7. Систематизировать и обобщить опыт работы по формированию нравственных качеств личности дошкольников.

Основные направления реализации проекта:

1. Расширение образованности.

2. Повышение педагогической и психологической компетентности.

3.Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков)

4.Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Прогнозируемый результат

Создание системы непрерывного повышения квалификации в данном направлении приведёт к:

Повышению интереса к работе;

Росту компетентности;

Росту уровня профессиональных навыков и умений;

Повышению уровня саморегуляции, самоорганизации;

Повышению ответственности и качества своего педагогического труда.

Обобщению опыта и распространению его среди воспитателей ДОУ.

План индивидуальной работы по самообразованию:

Чтение научно-педагогической литературы по проблематике, поиск высказываний известных людей(философов, педагогов, психологов) в системе Интернет.

Посещение занятий других воспитателей ДОУ и региона.

Разработка конспектов.

Ожидаемые результаты:

1. Подобрана и изучена литература;

2. Создана развивающая предметно- пространственная среда

3. Разработан перспективный план использования дидактических игр

4. В процессе использования дидактических игр (палочки Кюизенера ) наблюдается положительная динамика уровня развития интеллектуальных способностей детей.

5. Приобретены дидактические игры: палочки Кюизенера и блоки и пособия к ним.

6. Использованы в работе эффективные формы взаимодействия с родителями.

Основные вопросы, намеченные для изучения.

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Дать общую характеристику содержания понятия «Использование современных образовательных технологий в подготовке детей к школе».

3. Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе развития умственных способностей и подготовке детей к школе.

4. Разработать картотеку  игр по данной теме, в том числе и интерактивных.

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Дата начала работы над темой: 2019 год

Предполагаемая дата окончания работы: 2021год

Форма работы

Срок

Ожидаемый результат

1

Информационно – аналитический этап:

Изучение методической литературы

-Изучение опыта работы по теме через использование Интернет-ресурсов

- Проведение первичной диагностики

- Анализ и оформление результатов диагностики

- Составление перспективного   плана работы

- Проведение итоговой  диагностики

2019 – 2021г.

2019 – 2021г.

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Май

2021г.

Картотека, подбор литературы

Социальная сеть работников образования

Инфоурок и др.

-Выявить уровень развития логического мышления, умение выделять и абстрагировать свойства, сравнивать, классифицировать и обобщать, проводить логические операции

-Составить  перспективный план работы

-Выявить уровень развитяи логического мышления, умение выделять и абстрагировать свойства, сравнивать, классифицировать и обобщать, проводить логические операции

- Подведение промежуточных результатов работы

2

Внедрение в практику:

- Подготовка практического и наглядно-иллюстративного материала

- Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала 

-Оформить наглядный материал для родителей

-Научить родителей играть с палочками Кюизенера .

Сентябрь

В течение года

-перспективный план работы с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша

-Конспекты мероприятий

-Картотека дидактических  игр для детей старшего дошкольного возраста

-Папки - передвижки

3

Представление опыта работы:

-Написание творческого  отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете и родительском собрании

Создание презентаций интерактивных

Публикация в интернет порталах.

Май

Выступление на итоговом  педсовете

 Сообщение на родительском собрании.

Итоговая НОД «Путешествие в  страну математики» . Выступление на педагогическом совете сообщением «Развитие математических способностей  детей через развивающие игры с логическими палочеками Кюизенера

Обзор методической литературы

 

1.

М. Фидлер

«Математика уже в детском саду».Автор раскрывает конкретные приёмы изучения программного материала в детском саду в соответствии с возрастными возможностями детей с учетом основных дидактических принципов: от более лёгкого к более трудному, от наблюдения к элементарным обобщениям.

 

2.

Е.А.Носова

О.Л.Непомнящая

«Логика и математика для дошкольников». Раскрывает методику использования универсальных и уникальных по своим развивающим возможностям дидактических материалов –палочек Кюизенера.

 

3.

Л.Д.Комарова

«Как работать с палочками Кюизенера?».

Описывает игры и упражнения, занятия по обучению детей дошкольного возраста  математике на материале комплекта цветных палочек Кюизенера.

 

4.

В.П.Новикова

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера».

Это современная образовательная технология, которая реализуется в дошкольных учреждениях с участием родителей. С помощью занимательных игр знакомятся с числом, величиной, геометрическим фигурами; упражняются в ориентировке во времени и в пространстве.

План работы  по подготовке детей к школе  с использование инновационных методик и технологий.

2019 – 2020 уч. г.

ОКТЯБРЬ

ДАТА

ТЕМА

ЦЕЛЬ

1 неделя

 «Расскажи и покажи. Читаем символы».

Развивать  умение характеризовать признаки определенных геометрических фигур.

2 неделя

1.«Найди клад». («Логика и математика для дошкольников» в.III).

2. «Угадай-ка». («Логика и математика для дошкольников», стр.16, в.II,III)

1.Развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.

2.Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.)

3неделя

1.«Помоги муравьишкам» («Логика и математика для дошкольников», в. II, III).

2.Рабочая тетрадь «Лепим небылицы», стр.6-7.

1.Развитие устойчивой связи между образом свойства и словами, которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства.

2.Упражнять в умении выкладывать по схеме, ориентируясь на знаки-символы.

4неделя

«Угощение для медвежат». («Давайте вместе поиграем», в.II,III)

Развивать умение сравнивать предметы по 2-4 признакам; подведение к пониманию отрицания свойств.

                                                           НОЯБРЬ

ДАТА

ТЕМА

ЦЕЛЬ

1 неделя

1.Выкладываем из палочек. («На златом крыльце» № 2,3,4)

1.Группируем палочки по разным признакам, выкладываем по схеме.  

2 неделя

Рабочая тетрадь «Дом с колокольчиком», с.1,3; 2,4) по выбору детей.

 Различение и называние цвета палочек. Умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение

3 неделя

1 Игровое упражнение «Моделируем квадрат»  («Как работать с палочками Кюизенера», стр.11).

2.Игровое упр. «Подбираем к домику крышу».;

«Выкладываем из палочек» («На златом крыльце сидели» № 8,9).

Учить различать палочки по цвету; осваивать эталоны цвета и их название; использовать в речи слова: такая же, одинаковые, одинаковые по цвету и по длине…; развивать представление о квадрате; развивать зрительный глазомер; формировать навык самоконтроля и самооценки.

2.Учить различать полоски по цвету; Осваивать эталоны цвета; развивать зрительный глазомер; учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.

                                                                  ДЕКАБРЬ

ДАТА

ТЕМА

ЦЕЛЬ

1 неделя

Палочки К. «Выкладываем из палочек» («На златом крыльце сидели» №5,6,7 по выбору детей).

Различение и называние цвета палочек. Умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение. Поощрять желание выложить что-то свое из палочек

2 неделя

Палочки К. Игра-конструирование  «Собачка» («Как работать с палочками Кюизенера», стр.16).

Учить отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа;

3неделя

Палочки К. Игровое упражнение «Моделируем прямоугольник». («Как работать с палочками Кюизенера», стр.12).

Развивать представления о прямоугольнике; развивать зрительный глазомер; формировать навык самоконтроля и самооценки

ЯНВАРЬ

ДАТА

ТЕМА

ЦЕЛЬ

1неделя

Палочки К.  Рабочая тетрадь «Дом с колокольчиком», с.5,8) по выбору детей.

«Строим мебель для матрешки». Стр.14. «Как работать с палочками Кюизенера.»

 Различение и называние цвета палочек. Умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение

Учить устанавливать соответствие между цветом и числом.

                                                               ФЕВРАЛЬ

дата

Тема

цель

1неделя

Игра-конструирование «Кошечка» («Как работать с палочками Кюизенера», стр.16).

Учить отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа;

2неделя

Палочки К.Игра-конструирование  «Собачка» («Как работать с палочками Кюизенера», стр.16).

Учить отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа

Март

дата

Тема

цель

1неделя

Палочки К «Построение лестницы». Стр.19. Как работать с палочками Кюизенера.

Развивать представление о цвете, длине; учить сравнивать полоски по длине.

2неделя

Палочки К «Составление ковриков» стр.21. игр.упр. №12. Как работать с палочками Кюизенера.

Учить выбирать палочки указанного цвета.

Апрель

дата

Тема

цель

1 неделя

Палочки К. игр.упр. №12, 13. «Коврик для кошки», «Коврик для котенка». Стр.22-23. Как работать с палочками Кюизенера.

Учить различать полоски по цвету и по длине; учить составлять квадрат из палочек.; развивать зрительный глазомер.

2неделя

Палочки К. игр. Упр. №15, 16. «Коврик для собачки», «Разноцветные заборы». Стр.24-25. Как работать с палочками Кюизенера.

Составлять из палочек прямоугольник и квадрат и сравнивать их; развивать зрительный глазомер. Развивать представление о высоте.

                                                                           Май

дата

Тема

цель

1неделя

Палочки К. Игр.упр. №17. «Длинные и короткие ленточки для кукол». Как работать с палочками Кюизенера. Стр.27.

Развивать ориентировку в пространстве; учить сопоставлять палочки по длине двумя способами.

2неделя

Палочки К.  игра-конструирование  «Поезд». Стр.28. как работать с палочками Кюизенера.

Представление о цвете, его название; представление о длине, умение сравнивать палочки по длине.

2020 – 2021 уч. г.

ОКТЯБРЬ

ДАТА

ТЕМА

ЦЕЛЬ

1неделя

1.Найди такие же фигуры как эта; Найди не такие фигуры как эта по форме (цвету, по толщине, по размеру). «Логика и математика для дошкольников», стр.13.

2.Выявление и абстрагирование свойств: «Найди клад».вIII. «Логика и мат-ка для дошкольников»

1.Выяснить знания и умения детей выявлять признаки предметов. Дать возможность самостоятельно познакомиться с блоками.

2.Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.

2 неделя

1 Выявление и абстрагирование свойств:«Угадай-ка», стр.16. в.II, III. («Логика и мат-ка для дошкольников»)

2.Упражнения на освоение знаков-символов: «Кондитерская фабрика»

(Демонстрационный материал к блокам Дьенеша).

1.Развитие умений выявлять и абстрагировать и называть свой-ва предметов, обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.)

2.Развивать умение группировать блоки по 2-3свойствам.

3 неделя

1 . «Автотрасса (построй дорожку». В.II,III «Логика и математика для дошкольников», стр21.

2. «Где чей гараж» (Построй дом).«Логика и математика для дошкольников», стр.23 в.II,II).

1.Раз-ть умение выделять сво-ва в предметах, абстрагировать эти сво-ва  от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших дей-й (линейный алгоритм).

2.Развитие способностей к абстрагированию, анализу.

НОЯБРЬ

ДАТА

ТЕМА

ЦЕЛЬ

1 неделя

1Усвоение эталонов цвета. Игровое упражнение  «Строим дорожки». («Как работать с палочками Кюизенера» стр.8)

2.Игровое упражнение«Моделируем квадрат». («Как работать с палочками Кюизенера» стр.11.)

учить различать и группировать палочки по цвету; осваивать эталоны цвета и их названия; использовать в речи слова (такая же, одинаковые…)

2. развивать представления о квадрате; развивать зрительный глазомер.

2 неделя

 .Игровое упражнение «Моделируем прямоугольник». («Как работать с палочками Кюизенера» стр.12.)

 развивать представления о прямоугольнике; раз-ть зрительный глазомер.

3неделя

1.Сравнение. «Угощение для медвежат» («Давайте вместе поиграем»).

2.Палочки Кюизенера. Игр.упражнение  «Подбираем к домику крышу». ». («Как работать с палочками Кюизенера» стр.13.)

1.Раз-ть умение сравнивать по 1-4 свойствам; понимание слов «разные», «одинаковые». Понимание «отрицание свойств».

2. учить различать  палочки по цвету; осваивать эталоны цвета и их названия; раз-ть зрительный глазомер; учить понимать поставленную задачу; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

4неделя

Палочки Кюизенера. Игра-конструирование «Дом и мебель для матрешки». («Как работать с палочками Кюизенера» стр.14.)

Учит детей выбирать палочки по словесном указанию; учить устанавливать соответствие между цветом и числом; развивать воображение, зрительный глазомер.

ДЕКАБРЬ

ДАТА

        ТЕМА

ЦЕЛЬ

1неделя

 Палочки Кюизенера. Игра-конструирование «Собачки». («Как работать с палочками Кюизенера» стр.16.)

учить отбирать палочки нужного цвета и числового значения; распределять в пространстве с целью получения заданного образа.

2 неделя.

 Палочки Кюизенера. Игра-конструирование «Кошечка». («Как работать с палочками Кюизенера» стр.16.)

учить отбирать палочки нужного цвета и числового значения; распределять в пространстве с целью получения заданного образа

3 неделя

«Выкладываем сюжеты»  (На златом крыльце сидели).

.Развивать умение работать со схемой., накладывая палочки на изображение, составлять рассказы по сюжетным картинкам.

  1. неделя

 «Выкладываем сюжеты»  (На златом крыльце сидели).

Развивать умение работать со схемой., накладывая палочки на изображение, составлять рассказы по сюжетным картинкам

ЯНВАРЬ

ДАТА

ТЕМА

ЦЕЛЬ

1неделя

1.Палочки К. игра-конструирование  «Пирамидка и лесенка» стр.19 Как работать с палочками Кюизенера.

2. На златом крыльце сидели. Игр.упр27-28

 Развивать представления о цвете, длине, умение сравнивать по длине.

Знакомство с принципом окраски палочек:»Цветные семейки», с соотношением «Цвет-длина-число»

2неделя

На златом крыльце сидели. Игр.упр. 26.

Развитие умения разбивать множества по 1 свойству на два подмножества, производить логическую операцию «НЕ».

3 неделя

Игр. Упр. «Какие лесенки умеет строить Незнайка». Стр.40. Как работать с палочками Кюизенера.

Выкладываем из палочек. «На златом крыльце сидели.

№23-24

Учить определять цифровое значение палочек, состав числа. Формировать умение строить числовой ряд.

ФЕВРАЛЬ

ДАТА

ТЕМА

ЦЕЛЬ

1неделя

Палочки К. Игр. Упр. «Состав чисел из единиц». Стрю42. Как работать с палочками Кюизенера.

Учить составлять число из единиц; развивать зрительный глазомер.

2  неделя

Палочки К. игр. Упр. №31. «Как еще растут дома из чисел?» (состав числа из двух меньших).

Выкладывание из палочек по схеме. «На златом крыльце сидели»

Учить составлять число из двух меньших.

Умение работать по схеме.

МАРТ

ДАТА

    ТЕМА

ЦЕЛЬ

1 неделя

Палочки К. игр. Упр. №34. «как растут числа». Стр.45. Как работать с палочками Кюизенера.

 Продолжать учить увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 (10) на единицу; учить называть «соседей» данного числа.; учить детей сравнивать смежные числа.

2 неделя

Палочки К. Как работать с палочками Кюизенера. Стр.48. «Как белочка и ежик играли числами».

Продолжать учить увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу.; учить устанавливать логические связи и закономерности.

АПРЕЛЬ

ДАТА

ТЕМА

ЦЕЛЬ

1 неделя

Палочки К. Игровое упражнение «Сломанная лесенка». Как работать с палочками Кюизенера. Стр.49.

Продолжать учить увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу;  учить устанавливать логические связи и закономерности.

2 неделя

Палочки К.  игр.упр. «Чет-нечет» (четные и нечетные числа). Как работать с палочками Кюизенера. Стр. 50

Познакомить детей с четными и нечетными числами;  Продолжать учить увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу;  учить устанавливать логические связи и закономерности.

МАЙ

ДАТА

ТЕМА

ЦЕЛЬ

1 неделя

Палочки К. Игр.упр. №38, 39. «Измерь дорожки шагами», «Узнай длину ленты».

Учить понимать количественные отношения между числами первого десятка; находит связь между длиной предмета, размером мерки и результатом измерений.

2 неделя

Палочки К.  Игр.упр. «Палочки можно складывать». Как работать с палочками Кюизенера. Стр.56.

Палочки К. Игр.упр «Палочки можно вычитать».

Учить детей ориентироваться в пространстве («налево», «направо»); развивать количественные представления детей; учить находить полоски по сумме равные двум данным.

3 неделя

Палочки К. Игр.упр «Палочки можно делить, умножать».

Развивать количественные представления детей. Учить детей делить числа, умножать числа.

Перспективный план работы с родителями и педагогами

Месяц

Работа с родителями

Работа с педагогами

Октябрь

Выставка дидактического материала

Ноябрь

.

Выставка поделок «Веселые фигурки»

Консультация по теме самообразования

«Методические советы по использованию игр и упражнений с цветными палочками Кюизенера».

Декабрь

Папка – передвижка «Развитие математических представлений у детей с использованием палочек Кюизенера.

Игровой тренинг – практикум «с  палочками Кюизенера».

Январь

Выставка – презентация развивающих игр.

Выставка картотеки игр с счетными палочками Кюизенера

Февраль

Мастер-класс «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера».

Март

Фото – выставка «Мы играем»

Открытое занятие по математике «Мы играем и считаем».

Апрель

КВМ с участием родителей и детей «Играем вместе».

Май

Совместный семейный альбом с зарисовками придуманных из палочек изображений или сюжетов, сказок.

Презентация развивающих игр с счетными палочками Кюизинера.

Ожидаемые результаты:

Дети освоят:

  • Сенсорные эталоны формы, цвета.
  • Знаки и символы свойств (наличие и отрицание)
  • Предметные схематические модели (лесенка, обруч)
  • Представления об отношениях соответствия и порядка.
  • Действия сравнения, уравнивания, группировки, упорядочивания, соотнесения

предметов по форме, размеру, количеству.

  • Отражение в речи способов выполнения действий, свойств, отношений между

отдельными объектами и группами в пространстве (внутри обруча, за обручем,

одновременно внутри красного и синего обручей)

  • Повышение степени активности в самостоятельной деятельности.
  • Научатся высказывать суждения, доказательства, объяснять свою позицию,

выражать свое мнение.

Ожидаемым результатом в работе с родителями является:

  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Формирование интереса к развивающим играм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные компьютерные технологии в подготовке детей к школе

Статья о современных  компьютерных технологиях в подготовке детей к школе....

Непосредственно- образовательная деятельность с использованием современных образовательных технологий сенсорное воспитание детей с элементами конструирования с детьми второй младшей группы «Прогулка с Тимой»

Непосредственно- образовательная деятельность с использованием  современных образовательных технологий  сенсорное воспитание детей с элементами конструирования с детьми второй младшей группы...

Музыкальное занятие для детей подготовительной группы на тему: «Использование современных образовательных технологий музыкального развития детей дошкольного возраста»

Музыкальное занятие для детей подготовительной группы на тему: "Использование современных образовательных технологий музыкального развития детей дошкольного возраста"...

План работы. Тема: «Использование современных образовательных технологий в условиях перехода на новые образовательные стандарты»

Тема:  «Использование современных образовательных технологий в условиях перехода на новые образовательные стандарты» Цель деятельности: создание условий для регулярного осуществл...