Проект по экологии
проект (средняя группа)

Цоколова Гиляна Карловна

Проект по экологии в средней группе "В природе столько красоты", по протяженности краткосрочный.Был проведен в средней группе в ноябре месяце.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt_kopiya_1.docx12.61 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение

                                                  «Детский сад «Степнячок»

Проект

       по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста

Тема: «В природе столько красоты»

Средняя группа « Бамб цецг»

«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться».

Леонардо да Винчи

                                                                                  Воспитатель: Цоколова Г. К

                                                  2020 г.

Название проекта : «В природе столько красоты».

Участники проекта: воспитанники средней группы «Бамб Цецг», воспитатель, родители.

Срок  реализации: с 9.11.2020г - 19.11.2020г.

Предмет исследования: нетрадиционное рисование, как фактор развития творческих способностей у детей.

Тип проекта: информационный, художественно развивающий.

Проблема: Проблема развития творчества всегда занимала исследователей и педагогов,  а творческая личность ценилась во все времена, однако в наше время, в условиях научно-технического прогресса и социально-экономических преобразований, необходимость формирования творчески активной личности, способной к гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, ощущается особо.

 Ориентация на творчество  сегодня, в связи с введением ФГОС дошкольного образования, является мировоззренческой установкой современной системы образования и воспитания, в том числе дошкольного. Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, В.И. Киреенко, Т.С.Комарова и др. В современных педагогических и психологических исследованиях Г.Г.Григорьевой, доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста.

В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Для того чтобы развивать изобразительное творчество необходима особая организация этой деятельности, поиск новых способов художественного выражения. Однако на практике к использованию в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности рекомендуется ограниченный круг художественных техник, что сдерживает активизацию творческих возможностей дошкольников и отрицательно сказывается на развитии изобразительного творчества.

Как нарисовать, если нет под рукой кисточки?  Рисовать кистью – это одно, а создавать композицию без кисти, но с помощью красок – это другое, необычное для детского творчества.

Актуальность проблемы:

Развитие художественно-творческих способностей у ребенка - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

И самое эффективное ее развитие начинается с дошкольного возраста.

Многие педагоги утверждают, что дети все талантливы, и нам взрослым необходимо вовремя рассмотреть, прочувствовать эти таланты и в свою очередь помочь развить художественно-творческие способности у ребенка.

По словам психолога Ольги Новиковой « Рисунок для ребенка является не искусством, а речью». Рисование позволяет детям выразить то, что в силу возраста он не может передать словами. В процессе рисования отступают запреты и ограничения и в этот момент ребенок абсолютно свободен и раскрепощен. Вместе с этим совершенствуются наблюдательность, эстетическое воспитание, художественный вкус.

Придумывая что-то новое, неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своем развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного восприятия до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно-выразительными средствами.

Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится сравнивать, думать, фантазировать.

Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. «Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению» (Л.С. Выготский), следовательно, оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического восприятия.

Творчество неразрывно связано с воображением - своеобразной формой отражения действительности, заключающейся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений и понятий. Поэтому развитие творческого воображения является необходимой составляющей в формировании художественно-творческих способностей у ребенка.

Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия, затем возникает интерес к результату, к продукту деятельности. Этот продукт-рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание. Дети получают удовольствие от рисования в большей степени благодаря тому, что в эти занятия включен процесс придумывания содержания, развертывание действий близких игре.

Очень важно не ограничивать детей, а наоборот давать им возможность выдумывать сюжет своего рисунка, что доставляет не только удовольствие, но и уточняет представления, развивает воображение. Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринять окружающую действительность, и это способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном творчестве.

Несмотря на свою открытость и готовность учиться и познавать, зачастую детям дошкольного возраста, не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения данной проблемы, я  выделила для себя критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику; умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка; способствовать овладению необходимыми навыками.  Изобразительная  деятельность  имеет большое значение для всестороннего развития дошкольника , и взаимосвязана со всеми областями образовательной деятельности . Освоение детьми нетрадиционными  техниками  рисования радует их вдвойне. Ведь дети любят все необычное и немного «волшебное», а чем не волшебство, когда обычный камешек с улицы вдруг превращается в «божью коровку». Немного прикоснуться с детьми к волшебству и стало основной проблемой проекта.

Цель проекта: 

  • Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.
  • Обратить внимание детей на красоту природы родного края, буйство осенних красок.
  • Систематизировать и углубить представления детей о времени года - осень.

Задачи программы:

1.Развивать воображение и творческие способности ребенка.

2.Обогащать и расширять художественный опыт детей.

3.Пробуждать детей к экспериментам.

4.Предоставить каждому ребенку возможность развивать мелкую

моторику, особенно пальцев, мускулатуры рук.

5.Поощрять и поддерживать инициативу, творческие находки.

6.Развивать целенаправленную деятельность детей их стремление к созидательной активности.

7.Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.

8.Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, к ее результату.

9.Развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.

10.Развивать математическое мышление, навыки счета.

Механизм  достижения цели:

 I. Подготовительный этап

- определение темы

- составление плана проекта

II. Основной этап

Перспективный план проекта:

1.Чтение художественной литературы: пословицы, поговорки, загадки, стихотворения об осени.

2.Исследовательская деятельность: собирание с детьми на прогулках разноцветных листьев, рассматривание их, сравнение по форме и величине, собирание с детьми на прогулке камушки.

3.Рассматривание иллюстраций об осени.

4.Наблюдения на прогулке.

5.Беседы об осенних изменениях в жизни растений, животных. Польза от овощей и фруктов.

6.Игровая деятельность:

а)дидактические игры «Собери картинку », « Осеннее дерево », «Собери картинку», «Найди листочек как у меня»;

б)подвижные игры «У медведя во бору», «Листопад», «Солнышко и дождик»; игры – ситуации.

Художественно – эстетическое воспитание через нетрадиционные техники рисования  методами рисования ладошкой, пальчиками, отпечатки листьями, ватными палочками, рисование на камнях.НОД "Кленовый листок", НОД " Мы рисуем на камушках", НОД " Бабочка", НОД "Божья коровка"

Совместная деятельность детей и педагога:

  • Чтение художественной литературы посвященной осени.
  • Разучивание загадок, стихотворений об осени.
  • Прогулки.
  • Изготовление поделок из природного материала.

Работа с родителями: В условиях пандемии фототчет в родительской группе в VIBER

Предполагаемые результаты:

  • Наличие у детей знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • Повышение  активности  каждого  ребёнка - участника  проекта в  использовании нетрадиционных техник и материалов в самостоятельной  деятельности.  
  • Проявление устойчивого интереса к изобразительной деятельности  у  детей средней группы.
  • Развитие сенсорных умений, мелкой моторики.
  • Повышение интереса родителей к жизни ребенка в детском саду.
  • Усвоение необходимых знаний по теме «Осень».
  • Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Нетрадиционные техники рисования:

  • Рисование ладошкой
  • Рисование на камнях
  • Отпечатки листьев
  • Рисование ватными палочками

III.        Основное содержание и методы  реализации проекта

Этапы реализации проекта: 

Подготовительный этап: 

  • Изучить и создать информационную базу по проекту.
  •  Составить план проекта.
  • Изучение литературы, подбор материала
  • Подготовить папку-передвижку «Нетрадиционные способы рисования». 

Основной этап: 

Задачи:

  • Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.
  • Обогащать и активизировать словарный запас.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать интерес к изобразительному искусству.
  • Развивать творческие способности детей.
  •  Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение).
  • Развивать координацию речи с движением, артикуляционную, мелкую и общую моторику.
  •  Прививать художественный вкус.
  •  Воспитывать навыки взаимоотношения и сотрудничества.
  •  Воспитывать активность и самостоятельность.
  • Воспитывать интерес к окружающему миру.
  •  Создать развивающую среду по данной тематике.
  • Чтение рассказов (стихов) на осеннюю тематику.
  • Прослушивание весёлых осенних песенок.
  • Провести наблюдения на прогулке за осенними изменениями.
  • Оформить выставку работ.

Заключительный этап.

  • Подвести итоги проекта.
  • С учетом пандемии подготовить для родителей  фотоотчёт по проекту в виде слайдов в группе VIBER.

Методическое обеспечение проекта 

1. Галанов А. С. и другие «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству».

2. Грибовская А. А. «Народное искусство и детское творчество».

3. Грибовская А. А. «Ознакомление дошкольников по изобразительному искусству».

5. Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность».

6. Доронова Т. Н., Е. В. Соловьева и другие «Дошкольные учреждения и семья».

8. Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста».

9. Комарова Т. С., М. Б. Зацепина «Художественная культура».

10. Комарова Т. С., А. И. Совенков «Коллективное творчество дошкольников».

11. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду».

Методические рекомендации: Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

 

Вывод

          Наблюдая за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях,   привели меня к выводу, что использования нетрадиционных техник, рисования создают ситуацию успеха у детей, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию, позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

          Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

           Изобразительная деятельность позволяет ребёнку выразить в своих рисунках своё впечатление об окружающем его мире. Используя новые и интересные технологии и педагогические технологии, стараюсь не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и даю им, возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности. Ребенок, не умея еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение, мечты. Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество и развивают горизонты сознания.

                   Нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по экологии "Вода - это жизнь!"

Я разработала проект по экологии,а также диагностику....

проект по экологии

проект по экологическому воспитанию детей...

Проект по экологии "Белая береза под моим окном"

Познавательно-исследовательский проект по формированию у детей экологической воспитанности....

Семейный экологический проект "Наши руки не для скуки,или подарки из вторсырья", в рамках конкурса эколого-исследовательских проектов "Юные экологи Москвы"

Бытовые отходы, которые мы используем от продуктов питания, загрязняют окружающую среду. Большая их часть имеет очень длительный срок разложения или совсем не разлагается в естественных условиях. Чтоб...

Проект по экологии в подготовительной группе «СОЧИНЯЕМ СКАЗКУ ПО ЭКОЛОГИИ»

Во время работы над данным проектом «Сочиняем сказку по экологии» достигли следующих результатов: - были созданы условия, раскрывающие творческие и интеллектуальные возможности детей,...

Познавательно-исследовательский проект по экологии «Маленький огонь большой Земли». Авторы проекта: Зотова Мария Владимировна, Сиркина Анна Ивановна.

Пожар – это неуправляемое горение растительности и всего окружающего. Лесные пожары уничтожают флору и фауну. Казалось бы, что тут можно сделать, ведь стихийные пожары мало зависят от воли челов...