ЭССЕ «Мои принципы в работе воспитателя детского сада»
материал (старшая группа)

Кипчакова Галина Аскаровна

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малый».

В.А.Сухомлинский «Сердце отдаю детям»

 

Эти строки очень ярко и правильно подчеркивают суть моей педагогической деятельности, прежде всего, направленной на умение понимать, ради чего дается ребенку детство. Ежедневное решение данной проблемы, позволяет мне смотреть с интересом в будущее, обретать смысл и индивидуальный стиль профессионально-педагогической деятельности, определять ценностные основания педагогического взаимодействия с каждым воспитанником.

Считаю, что воспитатели детского сада – это особенные люди, потому что выбрали не простую профессию. Не каждый отважится посвятить жизнь самым маленьким, стать для них второй мамой, делать с ними первые шаги в жизни, учить добру, быть честным, любить своих родных и близких, свой город, свою страну.

Детский садик… Сколько приятных воспоминаний связано с этим замечательным учреждением! Игры с друзьями и прогулки на участке, какао и манная каша на завтрак, тихий час с прочтением сказок перед сном и детские утренники, маленькие детские шалости и, конечно же, добрая и улыбчивая воспитательница.

…Здравствуй, новый день! Что ты мне принесешь? Детские улыбки и веселый смех? Радость от встречи с моими воспитанниками, коллегами и друзьями? Позитив от педагогических находок и открытий? Что меня сегодня ждет? ...

С улыбкой на лице бегу знакомой дорогой к моим воспитанникам.  Мысленно приветствую всех людей, которых встречаю на своем пути. В глазах искрится счастье! Радуюсь первому лучу солнца, голубому небу и радость появляется на моем лице, потому что я захожу в детский сад. И сердце начинает ускоренно биться в моей груди от предвкушения того, что я скоро увижу своих воспитанников.

Кто-то спросит: «Откуда же ты берешь силы, чтобы быть одновременно воспитателем и педагогом, артистом и мамой?»

Отвечу: «Главное – это любовь к жизни, к детям, к тому, что я делаю, то есть к своей работе, моей профессии».

 А делаем мы, воспитатели, самое главное дело на Земле – мы воспитываем детей, учим не только знаниям, а еще и тому, чтобы они стали добрыми, открытыми, чуткими, порядочными, честными.

В. А. Сухомлинский, очень точно отмечал в своё время, что детство – это каждодневное открытие мира. И это верно, потому что мы еще должны научить воспитанников быть любознательными и непосредственными, уметь направить и поддержать их самостоятельный выбор в познании окружающего мира, учить взаимодействовать с другими детьми и воспитывать самостоятельность.

Но учим не только мы, но и дети. Воспитанники нас учат не забывать детство и ценить каждый его миг, учат искренне улыбаться и радоваться каждой прожитой вместе минуте, прыгать от радости и восклицать от удивления, учат быть исследователями и фантазерами, мечтателями и поэтами.  Да, порой бывает очень сложно понять человечка, найти путь к его сердцу. Но протянув ему руки и распахнув свою душу, становишься с ним одним целым в беде и в радости. Поэтому, очень важно суметь разглядеть в каждом ребенке то хорошее, что помогло бы ему поверить в себя, в свои силы, позволяло чувствовать себя уверенно, и что не маловажно, показать это хорошее другим ребятам.

Сегодня, работая воспитателем дошкольного учреждения, не трудно разочароваться, испытать унижение личного достоинства, сломаться. Но мне удалось это преодолеть, позволив определить свой взгляд на профессию «воспитателя» и её принципы.

Первый мой принцип: узнать своих воспитанников.

«Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его – тоже во всех отношениях».  Я согласна с этим высказыванием, так как мысль К.Д. Ушинского не потеряла свою актуальность и в наши дни, поскольку основным направлением деятельности воспитателя является изучение личности ребенка. Если посмотреть в словарь С.И. Ожегова, то мы видим, что термин личность, раскрывается как «человек как носитель каких–нибудь свойств».

Анализ педагогических источников позволил мне сделать вывод, что личность ребенка складывается из характера, воли, мышления, внимания, темперамента, склонностей, памяти, восприятия, интересов и убеждений. Но на развитие личности ребенка влияют, такие важные факторы, как наследственность, воспитание, среда, деятельность. Поэтому при организации образовательной деятельности стараюсь учитывать интеллектуальные, социальные, психологические, физиологические характеристики всей семьи, что позволяет мне на соответствующем уровне организовать успешную адаптацию ребенка в детском саду.

Второй мой принцип: прожить жизнь в саду совместно с ребенком.

Жизнь, проживаемая совместно с ребенком – это событие! В понятие «событие» я вложила двойной смысл.

Первый, это событие личной или общественной жизни как таковое.

Второй, событие как бытие, прошедшее через мышление, при помощи которого человек организует и осмысливает ощущения и свой прожитый опыт.

Третий мой принцип: уметь профессионально разрешать конфликтные ситуации.

Профессиональная позиция педагога — взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности ребенка-дошкольника.

Считаю, что детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить, поскольку педагогу отводится роль наблюдателя-посредника, то его главная цель — целенаправленное и этичное воздействие на устранение причин, породивших конфликт, примирение участников конфликта.

Кроме того, очень важен и личный пример воспитателя, как человека, который избегает суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка при разрешении конфликта.

Четвертый мой принцип: любить детей.

Читая мысли великих педагогов о любви к детям, я открыла для себя простую истину, чтобы полюбить детей надо стать просто оптимистом и полюбить жизнь во всех ее проявлениях, уметь наслаждаться ею в каждое мгновение жизни, находить везде прелесть бытия. Этому как раз учат нас дети.

Василий Александрович Сухомлинский отмечал, что педагог без любви к ребёнку – всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Полностью согласна с этим высказыванием и считаю, что любящий детей педагог может дать много: свои знания, свою радость, свои интересы и свою любовь, то, что обязательно пригодится детям в жизни. Ведь любить - это умение не оценивать ребенка, а быть рядом с ним, умение ставить себя на место маленького человека и создавать основу, определяющую его развитие на протяжении всей последующей жизни. Поэтому, моё мнение, что любовь к детям проявляется на уровне таких нравственных отношений и качеств как доверие и уважение, требовательность и чувство меры, справедливость и великодушие, доброта и чувство такта. 

Закончить своё эссе мне бы хотелось высказыванием К. Д. Ушинского: «Педагогом может быть тот, кто имеет целостность, беззаветную искренность души, кто не торгуется с самим собой и кто сохраняет в себе вечно не стареющее детство души».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателя детского сада по организации индивидуальной работы при работе со всей группой детей.

Организовать  индивидуальную работу в ДОУ не просто, особенно, если группа переполнена.В работе представляется обобщение опыта по организации  индивидуальной работы со всей группой одновреме...

Опыт работы «Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада»

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе – это одна из самых новых проблем в отечественной дошкольной педагогике, так как наука и техника не сто...

Реализация требований ФГОС в практике работы воспитателя детского сада.Воспитатель Алексеева Людмила Николаевна ГАДОУ № 15 детский сад

С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона...

Консультация для воспитателей Использование лэпбуков в работе воспитателя детского сада.

Использование лэпбуков способствует:·         организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;·...

Опыт работы «Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада»

Опыт работы «Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада»Джумабекова Гульмира Опыт работы «Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада»Опыт работы...

Эссе "Почему я выбрала профессию воспитателя детского сада".

Хочу сегодня подарить тепло души и сердце своего частицу,С улыбкой жизнью поделиться и рассказать о том, что былоТак было суждено на свет мне появиться не на горячем юге,А в маленьком уютном городке, ...

ЭССЕ ПЕДАГОГА «Что значит быть воспитателем детского сада?»

            «Что значит быть воспитателем?»...