Мнемотехника как средство развития памяти и cвязной речи детей старшего дошкольного возраста.
консультация (старшая группа)

Семьина Наталья Андреевна

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».       

        

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Мнемотехника как средство развития памяти и cвязной речи

 детей старшего дошкольного возраста»

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».        

                                                                                                     К. Д. Ушинский

МНЕМОТЕХНИКА (в переводе с греческого) — искусство запоминания, технология развития памяти.  Это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти.

Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или знаки-символы. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

 

Актуальность использования мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того, приемы мнемотехники в результате грамотной работы взрослого, приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:

1. Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи.

2. Формирование навыков перекодирования информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы.

3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

4. Развитие творческих способностей, фантазии.

5. Совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны

речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Мнемотаблицы очень просто изготовить самим для занятий с детьми на любую тему. Очень удобно пользоваться методом мнемотаблиц при составлении описательных рассказов. Например: рассказ о себе.

  1. Меня зовут ________. Маму зовут ___________. Папу  ____________.
  2. У меня есть младший/старший брат/сестра _____________.
  3. Мама работает ______________, а папа _____________________.
  4. Моя бабушка_____________________ умеет вязать и шить, а дедушка__________ любит заниматься в саду и мастерить что-нибудь из дерева.
  5. Мы с братом/сестрой любим отдыхать на даче у бабушки и дедушки. Там мы играем в мяч, купаемся в речке, ходим в лес.
  6. Мы очень любим свою семью.

            http://dou24.ru/mkdou66/images/16-17/rod/sharova/23shar.jpg

Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки. Как ещё можно использовать мнемотаблицы, занимаясь  с ребёнком дома?

Варианты игр с мнемотаблицами:

1. Восстановить последовательность картинок по памяти.

2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые           относятся к данной теме.

3. Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;

4. Найти лишнюю картинку.

5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста.

6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные  мнемотаблицы).

7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

Педагоги и родители могут использовать метод  мнемотехники при обучении пересказу и, при загадывании загадок, при заучивании и стихотворений наизусть.

Таким образом, вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучивать стихотворение , пословицу или поговорку, пересказывать художественный текст, составлять описательный рассказ, тем самым развивая память и связную речь ребёнка.

Как вы думаете, этот приём  им пригодится в жизни? А конкретно где? Действительно, это, в дальнейшем, поможет учиться в школе: при написании изложений (для запоминания текста  дети могут выстроить цепочку символов), а также для сочинений и диктантов, при составлении и решении задач. Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами  увидите результат!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мнемотехника как средство развития памяти и cвязной речи детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Использование мнемотехники при заучивании стихов, пословиц, поговорок, в процессе составления описательных рассказов или перес...

Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: Речевое развитие детей выступает одной из важнейших задач дошкольного образования. Речь является основой для освоения ребенком культурно-исторического опыта, выступает как средство коммуник...

Консультация "Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Как же сформировать речь ребенка и наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения, объединяя их в рассказ? Для запоминания незнакомых слов, текстов...

Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: Речевое развитие детей выступает одной из важнейших задач дошкольного образования. В статье раскрываются особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством ...

Использование мнемотехники как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных п...

Консультация для педагогов "Мнемотехника как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Как же сформировать речь ребенка и наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения, объединяя их в рассказ? Для запоминания незнакомых слов, текстов...

Мастер класс «Мнемотехника как средство развития памяти у детей с ОВЗ дошкольного возраста»

Актуальность:1.Продуктивность непроизвольного запоминания повышается при наглядном подкреплении;2. Развитие образного, логического, ассоциативного мышления, воображения, внимания;3.Обогащение словарно...