Мастер класс «Мнемотехника как средство развития памяти у детей с ОВЗ дошкольного возраста»
консультация по логопедии

Мосейкова Наталья Владимировна

Актуальность:

1.Продуктивность непроизвольного запоминания повышается при наглядном подкреплении;
2. Развитие образного, логического, ассоциативного мышления, воображения, внимания;
3.Обогащение словарного запаса и способствование формированию связной речи;
4.Появление предпосылок к самообучению, умению проводить самоанализ, дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_na_mk.docx74.38 КБ
PDF icon master-klass.pdf1.07 МБ
Файл anketa_obratnoy_svyazi.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс

«Мнемотехника как средство развития памяти у детей с ОВЗ

дошкольного возраста»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

  • Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями и приёмами мнемотехники;
  • Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц;
  • Активизировать деятельность педагогов по использованию мнемотехники в работе с детьми.

Оборудование:

  • Шаблоны схем, цветные карандаши, мнемотаблицы для отгадывания загадки, 5 мнемодорожек для отгадывания пословиц, 2 мнемотаблицы для отгадывания стихотоврения.

Ожидаемые результаты:

  • получение педагогами представления о мнемотехнике;
  • внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития памяти детей-дошкольников с ОВЗ.

Ход мастер-класса:

1 СЛАЙД

Мы с вами знаем, что работа с детьми дошкольного возраста, и в частности с детьми с ОВЗ строится с использованием наглядности. Для реализации принципа наглядности успешно применяется мнемотехника. Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать данный прием, который можно использовать в работе с детьми.

2 СЛАЙД

МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.

3 СЛАЙД

Актуальность:

1. В дошкольном  возрасте у детей преобладает образная память, запоминание зачастую происходит непроизвольно, его продуктивность повышается при наглядном подкреплении.

2. Развивает образное, логическое, ассоциативное мышление (в том числе умение систематизировать, анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое), воображение, внимание.

3. Прием мнемотехники обогащает словарный запас детей и способствует формированию связной речи.

4. У детей появляются предпосылки к самообучению, умение проводить самоанализ, дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными.

4 СЛАЙД

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом,  весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость текста.

5 СЛАЙД

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.

На I этапе дети знакомятся с мнемоквадратом, так скажем с некой единицей информации. Он представляет собой одно изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание.

На II этапе дети знакомятся с мнемодорожками, это последовательно соединенные мнемоквадраты. И учатся «читать» простые мнемодорожки из 2-4 символов.

На III этапе дети знакомятся с мнемотаблицами, это последовательно соединенные мнемодорожки. Мнемотаблица представляет собой некую законченную мысль, информацию. Количество мнемоквадратов в мнемотаблице зависит от возраста детей и может варьироваться от  4 до 25 мнемоквадратов.

6 СЛАЙД

Мнемотаблицы можно использовать:

- при отгадывании и загадывании загадок

- при заучивании стихов

- при пересказах сказок

7 СЛАЙД

- при обучении составлению рассказов

- для обогащения словарного запаса

- для ознакомления детей с окружающим миром

- при воспитании культурно-гигиенических навыков

- при воспитании навыков самообслуживания

 т.е. во всех областях этот прием может быть успешно применен.

8 СЛАЙД

В своей работе я использую не только готовые мнемотаблицы, но и создаем их с детьми самостоятельно.

9 СЛАЙД

А теперь я бы хотела предложить вам попробовать свои силы в «чтении» мнемотаблиц.

Сейчас на экране будут появляться мнемодорожки и мнемотаблицы, ваша задача отгадать, что в них зашифровано.

10 СЛАЙД

«Семь раз отмерь, один раз отрежь».

11 СЛАЙД

«Любишь кататься, люби и саночки возить».

12 СЛАЙД

«Дареному коню в зубы не смотрят».

13 СЛАЙД

«В одно ухо влетело, в другое вылетело».

14 СЛАЙД

«Не имей 100 рублей, а имей сто друзей».

15 СЛАЙД

«Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. Что это?»

16 СЛАЙД

«Зайку бросила хозяйка,

под дождем остался зайка,

со скамейки слезть не смог,

весь до ниточки промок».

17 СЛАЙД

«Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

 Не утонет в речке мяч».

18 СЛАЙД

Отлично, с этим заданием вы справились. Теперь я хочу предложить вам перейти к практической части мастер-класса и создать свою мнемотаблицу на стихотворение Ирины Гуриной «Веселый Снеговик».

По сугробам, напрямик
Шёл весёлый снеговик.
 
https://em-permyakova-ozr-dou66.edumsko.ru/uploads/47700/47678/section/1199428/i.jpg

А в руках его была
Не корзина, не метла, 

Не плитка шоколадная

А ёлочка нарядная!

19 СЛАЙД

И завершить свое выступление хочу словами К.Д. Ушинского: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

 20 СЛАЙД

Спасибо за внимание!

Еще прошу уделить пару минут и заполнить небольшую анкету образной связи.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс"Вышивка как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста" Презентация.

Вашему вниманию представляется мастер-класс "Вышивка как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"....

МАСТЕР - КЛАСС: "Ватопись - как средство развития творческого воображения, детей старшего дошкольного возраста"

Одним из способов развития творчества детей является использование нетрадиционной техники рисования. В процессе нетрадиционного рисования дети активно и плодотворно знакомятся со свойствами различных ...

Мнемотехника, как средство развития памяти у детей дошкольного возраста

   Константин Дмитриевич Ушинский : «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и ...

Конспект мастер – класса «Игротерапия как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

Конспект мастер – класса «Игротерапия как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»...