Конспект мастер – класса «Игротерапия как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Конспект мастер – класса «Игротерапия как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект мастер – класса «Игротерапия как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

Участники: педагоги дошкольных образовательных учреждений

Цель: создание условий по распространению опыта работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников посредством применения игровой технологии.

Задачи:

Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению игровых технологий для развития эмоциональной сферы

детей дошкольного возраста.

Установить эмоциональный контакт между всеми участниками мастер- класса.

Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.

Ход мастер – класса.

1. Подготовительно-организационный этап

– Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня предлагаю вам поучаствовать в мастер-классе на тему «Игротерапия как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста». Эмоции не знают языка, по ним определяют настроение. Они как дуновение ветра, в них и радость, и печаль, и есть смятение. А сейчас послушайте загадки и попробуйте их отгадать.

Антоним горя и тоски,

Любая нипочем ей гадость.

То опьянит, обняв в тески,

То слёзы дарит – это (радость)

Небо с овчинку, свет не мил.

Накатила тяжесть вскоре.

Чёрен воздух! Нету сил!

Вот оно какое (горе)

Её трясёт, глаза горят.

Сама пряма, как гвоздь!

Кидается на всех подряд.

Кто ж это? (злость)

Плохой советчик, говорят.

Парализует если, крах.

И отрицательный заряд

В себе несёт дрожащий (страх).

Неожиданный подарок-

В январе букет фиалок.

Дед Мороза появленье

Всем сулит нам (удивление).

– Попрошу выйти кому попались снежинки с отгадками, то есть со смайликами (группа из 5 человек)

– Уважаемые коллеги, я хочу познакомить вас с волшебной книгой. Итак, книга открывается, сказка начинается. В этой сказке живут волшебные существа – эмогрики. Они видят, понимают эмоции, чувства и дружат с ними. Среди них есть малышка – Улыбашка. Она такая весёлая, приветливая, и хочет она с вами подружиться, приглашает вас в эту сказочную страну.

Для этого нужно подойти к панно «Повторяйка» и выбрать понравившуюся ладошку и выполнить соответствующее движение вместе с мной (действия участников)

– Спасибо, добро пожаловать, проходите за стол.

(Эта игра развивает эмпатию, вызывает у детей положительные эмоции).

– Мой опыт показал, использование в игровой деятельности с детьми языка эмоций, даёт больше результативности. Наши дети познают мир через яркие образы, конкретно и наглядно. А многие свойства обычных на взгляд взрослого вещей, которые давно для него стали привычны и понятны, на ребенка могут произвести самое неожиданное впечатление. Смайлики детям интересны. Они помогают в детях вызвать подлинность и открытость чувств, эмоциональность.

– Самый действенный приём – это игра! Я предлагаю вашему вниманию игровые приёмы, которые использую для развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в своей деятельности.

2. Практическая часть

Игра «Создание рисунка по кругу»

Цель: создание в группе благоприятного микроклимата.

Содержание игры: У каждого участника лист бумаги и карандаш или ручка. За одну минуту все что-нибудь рисуют на своих листах. Далее передают лист соседу справа, а получают лист от соседа слева. Дорисовывают что-нибудь за одну минуту и опять передают лист соседу справа. Игра идет пока лист не вернётся к хозяину. Затем все рассматривают и обсуждают. Можно устроить выставку.

– Улыбашка рада, что вы так легко справились с этим заданием.

– Итак, продолжим. Я предлагаю вам выйти в центр зала.

– Продолжаем. Улыбашка хочет показать вам Чудо-Карусель. Хотите на ней прокатиться, повеселиться? Я буду бросать в центр карусели кубик с эмоциями. К кому перекатиться кубик, тот и должен будет угадать эмоцию, и  изобразить её.

Закружились карусели,

Всё быстрее и быстрее…

Вверх – вниз, вверх – вниз… Стоп.

Игра повторяется 5 раз.

(Вывод: Эта игра помогает с помощью мимики и жестикуляции понимать эмоции и чувства другого человека).

– А сейчас предлагаю пройти за столы. В мастерской у Улыбашки всё готово для творческой деятельности.

– Перед вами лежат обычные воздушные шарики. Из них можно сотворить волшебство, которые помогают справиться в стрессовых ситуациях. Предлагаю вам своими умелыми руками изготовить игрушку-антистресс, используя алгоритм работы, который находится перед вами.

Задания для зрителей

– Уважаемые коллеги, Улыбашка и вас не оставит без внимания, и с вами немного поиграет.

Упражнение «Калоши счастья»

А Вы знаете, кто такие оптимисты? (Ответы).

     Оптимистам гораздо интереснее, веселее и проще жить. Они умеют справляться с неудачами. Это серьезный и полезный навык, который оберегает организм от опаснейшего врага и источника всех болезней – стресса. Они делают жизнь ярче, светлее, легче. Их энергия бьет через край, а веселье притягивает. Оптимисты, про которых принято говорить, что их «стакан наполовину полон», отличаются прекрасным чувством юмора.

      Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья», которая развивает позитивное мышление педагогов, развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Калоши счастья — сказка Ганса Христиана Андерсена, с которой стоит познакомиться даже взрослым. В ней рассказывается, как разные люди считали, что в их жизни чего-то не достает. Им на помощь поспешила фея. Она вручила героям истории калоши счастья. Стоит только их надеть, как сбываются все мечты. Чем закончилась история, прочтите с ребятами в сказке. Она напомнит, что мечты однажды сбудутся, нужно лишь приложить усилия к их осуществлению в жизнь, иначе все так и останется на своих местах.

Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

 Участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе.

Заведующий отчитал вас за плохо выполненную работу.

• Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.

• В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

Вам дали большое количество детей в группу, которые ходят всем составом.

• Есть возможность попробовать свои силы в работе с большой группой.

• Это хорошая возможность освоить новые методы работы.

На работе задержали зарплату.

• Можно сэкономить на чем-то.

• Можно теперь сесть на диету.

По дороге на работу вы сломали каблук.

• Хороший повод купить новые сапоги.

Вы попали под сокращение.

• Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.

• Новый коллектив, новые перспективы.

Рефлексия.

Трудно ли было найти положительные стороны в ситуациях?

Что вы поняли для себя? 

Предлагаю  всем немного расслабиться провести шуточную разминку. Я описываю вам ситуацию, а участники, по отношению к которым справедливо высказывание выполняют определенное действие.

У кого голубые глаза - трижды подмигните

Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами

Тот, кто утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу

Кто любит кофе с сахаром и молоком, пусть заглянет себе под стул

У кого есть дети, подпрыгните - один прыжок за каждого ребенка

Кто изредка мечтал стать невидимым, пусть закроет лицо ладошками

Молодцы!– Спасибо, присаживайтесь, пожалуйста.

– Как дела в мастерской? Прошу выйти в центр зала и показать свои творения.

Игрушка-антистресс – одна из любимых игрушек детей, но и взрослые не откажутся потрогать, помять их. Они помогают снимать стресс, успокаивают. При изготовлении у детей дошкольного возраста развиваются: мелкая моторика, воображение, усидчивость, появляется желание работать, скорей увидеть результат. Какие все молодцы. Спасибо.

Рефлексия. А закончить свой мастер-класс я хотела бы стихотворением

Что такое настроенье?

Что такое настроенье?

Это игры и веселье,

Это первый снег в окошке,

Это мамины ладошки.

Это бабушкины сказки,

Это кисточки и краски.

Это радуга сквозь тучи,

Это робкий солнца лучик.

Это ласковое море,

Это мир с тем, с кем ты в ссоре.

Что такое настроенье?

Это радости мгновенья!

В дошкольном возрасте происходит знакомство с основными шестью эмоциями: радость, грусть, страх, злость, удивление, спокойствие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать....

Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Современная социальная ситуация  далеко не всегда способствует удовлетворению потребности дошкольников в эмоциональных переживаниях, обогащению их яркими впечатлениями, неповторимыми образами окр...

"Сказкотерапия-как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"

презентация на тему "Сказкотерапия  - как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс для педагогов «Театрализованная деятельность, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Маленький ребенок еще не умеет управлять своими переживаниями, поэтому очень важно научить ребенка понимать и различать эмо...

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Психологи отмечают, что особенно эффективными средствами развития эмоциональной сферы являются те виды деятельности, которые вызывают яркую эмоциональную реакцию. Именно поэтому в современных подходах...