Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования (консультация для коллег)
консультация (средняя группа)
Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования (консультация для коллег)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики посредством
нетрадиционных техник рисования.
Рисование, лепка, аппликация - это виды изобразительной деятельности, основным назначением которого - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Как правило, дети любят рисовать, тем самым они получают возможность передавать то, что им нравится, что их волнует. А это дает возможность и условия для всестороннего воспитания и развития детей. В дошкольном возрасте рисование является средством познания окружающего мира. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются так же специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того развивается мелкая моторика руки (замечено, что рецепторы заложены на кончиках пальцев) и поэтому, чем лучше будет развита моторика пальцев, тем лучше будет развита речь. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.
В настоящее время в рисовании все чаще находят свое применение нетрадиционные формы рисования. Использование их на занятиях, позволяет расширить возможности изображения уже знакомых предметов. Занятия превращаются в своеобразную игру. При этом в ход идут как традиционные средства, так и подручные. Проще всего обучать ребенка, основываясь на уже известных и знакомых ему предметах, которые он видит каждый день и к которым привык. Следует проводить занятия в игровой форме. Игра вызывает целенаправленность восприятия и в дальнейшем активизирует и повышает интерес детей к результатам работы.
Влияние нетрадиционного рисования на развития ребенка
1.Развивает мышление ребенка.
2. Развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
3. Влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. (Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша).
4.В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка.
5.Развивается воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка.
Эти способы доступны и привлекательны по своей простоте и необычности.
Виды нетрадиционных техник
«Пальчики - палитра»
Когда под рукой не оказывается кисточки, всегда есть пальчики. Если один палец обмакнуть в красную краску, а другой в синюю, третий в желтую… получается хорошая палитра.
«Печать от руки»
В этой технике дети краску не только чувствуют, но и видят. При этом развиваются не только пальчики, но и кисть руки в целом. Обмакнули всю ладонь или ее часть в краску и оставили на бумаге отпечаток. К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях.
«Печатка»
Техника «печатка» позволяет многократно изображать один и тот же предмет составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки и т.д. можно использовать «печатки» с геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник). Можно так же выполнять работу в технике «печать» листьями от цветов и деревьев.
«Тампонирование»
При тампонировании используют поролоновые палочки, ватные палочки. При этом можно дорисовывать нужные детали кисточкой. У детей довольно неплохо получаются изображения событий именно этой техникой, так как она не требует частого обмакивания палочки с поролоном в краску. Но могут возникнуть проблемы с изображением предметов требующих конкретной формы. Можно сочетать эту технику с техникой «Трафарет» вырезав трафарет и прижав его пальцем к листу бумаги, необходимо обвести его по контуру частыми и легкими прикосновениями тампона.
«Тычок жесткой полусухой кистью»
В данной технике, ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
«Набрызг»
Суть этой технике заключается в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое можно заменить зубной щеткой и стекой. Зубной щеткой в левой руке необходимо, набрать немного краски, а стекой провести по поверхности щетки быстрыми движениями, по направлению к себе. Детей очень увлекает процесс разбрызгивания краски на лист и не только.
«Монотипия»
Эту технику можно использовать в качестве упражнения по развитию фантазии, воображения, чувства цвета и формы. Для этой технологии необходима гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. Рисунок необходимо нарисовать на правой от сгиба стороне листа, левую сторону прижать к правой и разгладить. Рисуя этим способом детям можно предложить контур по правой стороне. Дети ждут того, что скрывается под сложенным листом бумаги.
«Кляксография»
Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. А рисовать в этой технике очень просто. Необходимо поставить большую яркую каплю, взять трубочку и осторожно подуть на кляксу. Суть техники большей степенью заключается в правильном раздувании капли краски.
«Рисование по сырой бумаге»
Для рисования в этой технике, необходимы влажная салфетка и емкость с водой. Необходимо намочить бумагу и разместить ее на влажной салфетке (чтоб бумага не высыхала). Для рисования здесь лучше брать акварельные краски. Процесс рисования напоминает обыкновенный, но привлекает тем, что рисунок как бы разбегается и становится прозрачным. Данный вид нетрадиционной техники практически не вызывает трудности у детей.
«Цветные ниточки»
Здесь используются нитки длинной 25-30см. окрашенные в разные цвета. Выкладывая, как угодно на одной стороне листа сложенного пополам, концы ниток выводятся наружу. Сложив половинки листа, прижимаем, их друг к друг и разглаживаем. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергиваются одна нитка за другой. Этот процесс довольно увлекательный и интересный, так как неизвестно, что может получиться.
«Граттаж»
Суть этой техники заключается в процарапывании. На бумагу наносится цветной фон, подсушивается и полностью затирается воском. В розетку наливается черная гуашь, добавляется шампунь и тщательно перемешивается. Затем покрывается парафиновый лист, и «холст» готов. Заостренной палочкой процарапываем рисунок.
«Рисование по мятой бумаге»
Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги (там, где нарушается ее структура) краска при закрашивании делается более интенсивной, темной – эффект мозаики. Ребенок самостоятельно может подготовить «холст», аккуратно смяв лист бумаги. Работы получаются похожими на своеобразную мозаику и несут в себе живость руки.
«Рисование мятой бумагой»
Этот способ немного напоминает «тампонирование», только вместо тампона используется кусочек мятой бумаги в виде кисточки для рисования, опуская кусочек бумаги в тех местах, где ожидается цвет. Здесь ребенок так же способен сам приготовить кусочек бумаги, для рисования. И чем лучше будет смята бумага, тем больше будет отпечатков краски отдельных друг от друга.
«Рисование восковыми мелками или свечой»
Такой способ издавна использовался народными мастерицами, для расписывания яиц. Суть его в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Взяв кисть или тампон с краской ведем по листу и на цветном фоне появляется рисунок. Наибольшую трудность вызывает рисование свечой, так как она прозрачная, поэтому лучше использовать простой карандаш, для выполнения наброска.
Нетрадиционные техники рисования в разных возрастных группах:
· Младшая группа (2-4 года) рисование жесткой полусухой кистью, пальчиком, рисование ладошкой, рисование ватной палочкой, печатками из картофеля, оттиск пробкой.
· Средняя группа (4-5 лет) оттиск поролоном, оттиск печатками из ластика, листьев, восковые мелки + акварель, свеча +акварель, рисование мятой бумагой, монотипия предметная.
· Старшая и подготовительная группа (5-7 лет): монотипия пейзажная, рисование зубной щеткой - расчесывание краски набрызг, кляксография с трубочкой, фотокопия – рисование свечой, граттаж черно- белый, цветной; рисование нитками, рисование солью, рисование песком.
Таким образом, использование нетрадиционных способов рисования позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливать руку ребенка к письму, через развитие мелкой моторики пальцев руки. Работая в технике нетрадиционного рисования, дети начинают чувствовать себя свободными и раскрепощенными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/18/picture-223756-1363607133.jpg)
Развитие психических процессов с помощью мелкой моторики, посредством нетрадиционной техники рисования.
Рисуя красками или мелками, разрывая бумагу, разминая в ладошках тесто или пластилин, ребенок приобретает ни с чем несравнимый опыт.Рука "познает", а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/24/picture-570838-1422087672.jpg)
Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования с использованием пальчиковых игр.
Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Как правило, дети любят рисовать, тем самым они получают возможность передавать то, что им нравится, что их волн...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/21/picture-1044608-1529589773.jpg)
Доклад родительского собрания "Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования"
Для родителей детского сада....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/07/picture-1015504-1588862120.jpg)
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования»
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/16/picture-1322295-1660680348.jpg)
Развитие мелкой моторики посредством «Нетрадиционной техники рисования»
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мо...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования"
Материал предназначен родителям дошкольников 4-7 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/10/picture-1010202-1518283050.jpg)
Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста 2-3 лет/Опыт работы.
Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста 2-3 лет. Мой опыт работы .кружок "Веселые пальчики"...