Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования (консультация для коллег)
консультация (средняя группа)

Волченкова Наталья Викторовна

Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования (консультация для коллег)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_kolleg_razvitie_melkoy_motoriki.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики посредством  

    нетрадиционных техник рисования.

Рисование, лепка, аппликация - это виды изобразительной деятельности, основным назначением которого - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Как правило, дети любят рисовать, тем самым они получают возможность передавать то, что им нравится, что их волнует. А это дает возможность и условия для всестороннего воспитания и развития детей.    В дошкольном возрасте рисование является средством познания окружающего мира. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются так же специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того развивается мелкая моторика руки (замечено, что рецепторы заложены на кончиках пальцев) и поэтому, чем лучше будет развита моторика пальцев, тем лучше будет развита речь. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

В настоящее время в рисовании все чаще находят свое применение нетрадиционные формы рисования.  Использование их на занятиях, позволяет расширить возможности изображения уже знакомых предметов. Занятия превращаются в своеобразную игру. При этом в ход идут как традиционные средства, так и подручные. Проще всего обучать ребенка, основываясь на уже известных и знакомых ему предметах, которые он видит каждый день и к которым привык. Следует проводить занятия в игровой форме. Игра вызывает целенаправленность восприятия и в дальнейшем активизирует и повышает интерес детей к результатам работы.

Влияние нетрадиционного рисования на развития ребенка

1.Развивает мышление ребенка.

2. Развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

3. Влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. (Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша).

4.В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка.

5.Развивается воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка.

Эти способы доступны и привлекательны по своей простоте и необычности.

Виды нетрадиционных техник

«Пальчики - палитра»

Когда под рукой не оказывается кисточки, всегда есть пальчики. Если один палец обмакнуть в красную краску,  а другой в синюю,  третий в желтую…  получается хорошая палитра.

«Печать от руки»

В этой технике дети краску не только чувствуют, но и видят. При этом развиваются не только пальчики, но и кисть руки в целом. Обмакнули всю ладонь или ее часть в краску и оставили на бумаге отпечаток. К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях.

 «Печатка»

Техника «печатка» позволяет многократно изображать один и тот же предмет составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки и т.д. можно использовать «печатки» с геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник). Можно так же выполнять работу в технике «печать» листьями от цветов и деревьев.

«Тампонирование»

При тампонировании используют поролоновые палочки, ватные палочки. При этом можно дорисовывать нужные детали кисточкой. У детей довольно неплохо получаются изображения событий именно этой техникой, так как она не требует частого обмакивания палочки с поролоном в краску. Но могут возникнуть проблемы с изображением предметов требующих конкретной формы. Можно сочетать эту технику с техникой «Трафарет» вырезав трафарет и прижав его пальцем к листу бумаги, необходимо обвести его по контуру частыми и легкими прикосновениями тампона.

«Тычок жесткой полусухой кистью»

В данной технике, ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

«Набрызг»

Суть этой технике заключается в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое можно заменить зубной щеткой и стекой. Зубной щеткой в левой руке необходимо, набрать немного краски, а стекой провести по поверхности щетки быстрыми движениями, по направлению к себе. Детей очень увлекает процесс разбрызгивания краски на лист и не только.

«Монотипия»

Эту технику можно использовать в качестве упражнения по развитию фантазии, воображения, чувства цвета и формы. Для этой технологии необходима гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. Рисунок необходимо нарисовать на правой от сгиба стороне листа, левую сторону прижать к правой и разгладить. Рисуя этим способом детям можно предложить контур по правой стороне. Дети ждут того, что скрывается под сложенным листом бумаги.

«Кляксография»

Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. А рисовать в этой технике очень просто. Необходимо поставить большую яркую каплю, взять трубочку и осторожно подуть на кляксу. Суть техники большей степенью заключается в правильном раздувании капли краски.

«Рисование по сырой бумаге»

Для рисования в этой технике, необходимы влажная салфетка и емкость с водой. Необходимо намочить бумагу и разместить ее на влажной салфетке (чтоб бумага не высыхала). Для рисования здесь лучше брать акварельные краски. Процесс рисования напоминает обыкновенный, но привлекает тем, что рисунок как бы разбегается и становится прозрачным. Данный вид нетрадиционной техники практически не вызывает трудности у детей.

«Цветные ниточки»

Здесь используются  нитки  длинной 25-30см.  окрашенные в разные цвета. Выкладывая, как угодно на одной стороне листа сложенного пополам, концы ниток выводятся наружу. Сложив половинки листа, прижимаем, их друг к друг и разглаживаем. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергиваются одна нитка за другой. Этот процесс довольно увлекательный и интересный, так как неизвестно, что может получиться.

«Граттаж»

Суть этой техники заключается в процарапывании. На бумагу наносится цветной фон, подсушивается и полностью затирается воском. В розетку наливается черная гуашь, добавляется шампунь и тщательно перемешивается. Затем покрывается парафиновый лист, и «холст» готов. Заостренной палочкой процарапываем рисунок.

«Рисование по мятой бумаге»

Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги (там, где нарушается ее структура) краска при закрашивании делается более интенсивной, темной – эффект мозаики. Ребенок самостоятельно может подготовить «холст», аккуратно смяв лист бумаги. Работы получаются похожими на своеобразную мозаику и несут в себе живость руки.

«Рисование мятой бумагой»

Этот способ немного напоминает «тампонирование», только вместо тампона используется кусочек мятой бумаги в виде кисточки для рисования, опуская кусочек бумаги в тех местах, где ожидается цвет. Здесь ребенок так же способен сам приготовить кусочек бумаги, для рисования. И чем лучше будет смята бумага, тем больше будет отпечатков краски отдельных друг от друга.

«Рисование восковыми мелками или свечой»

Такой способ издавна использовался народными мастерицами, для расписывания яиц. Суть его в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Взяв кисть или тампон с краской ведем по листу и на цветном фоне появляется рисунок. Наибольшую трудность вызывает рисование свечой, так как она прозрачная, поэтому лучше использовать простой карандаш, для выполнения наброска.

Нетрадиционные техники рисования в разных возрастных группах:

· Младшая группа (2-4 года) рисование жесткой полусухой кистью, пальчиком, рисование ладошкой, рисование ватной палочкой, печатками из картофеля, оттиск пробкой.

· Средняя группа (4-5 лет) оттиск поролоном, оттиск печатками из ластика, листьев, восковые мелки + акварель, свеча +акварель, рисование мятой бумагой, монотипия предметная.

· Старшая и подготовительная группа (5-7 лет): монотипия пейзажная, рисование зубной щеткой - расчесывание краски набрызг, кляксография с трубочкой, фотокопия – рисование свечой, граттаж черно- белый, цветной; рисование нитками, рисование солью, рисование песком.

Таким образом, использование нетрадиционных способов рисования позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливать руку ребенка к письму, через развитие мелкой моторики пальцев руки. Работая в технике нетрадиционного рисования, дети начинают чувствовать себя свободными и раскрепощенными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие психических процессов с помощью мелкой моторики, посредством нетрадиционной техники рисования.

Рисуя красками или мелками, разрывая бумагу, разминая в ладошках тесто или пластилин, ребенок приобретает ни с чем несравнимый опыт.Рука "познает", а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их ...

Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования с использованием пальчиковых игр.

Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Как правило, дети любят рисовать, тем самым они получают возможность передавать то, что им нравится, что их волн...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования»

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования»...

Развитие мелкой моторики посредством «Нетрадиционной техники рисования»

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мо...

Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста 2-3 лет/Опыт работы.

Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста 2-3 лет. Мой опыт работы .кружок "Веселые пальчики"...