Развитие мелкой моторики посредством «Нетрадиционной техники рисования»
проект по рисованию (младшая группа)

Вагнер Инна Савельевна

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорное развитие, координация движений - ключевые понятия для периода раннего возраста.

Изобразительная деятельность ребенка в раннем и дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно - образовательного характера.

Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является проблема развития мелкой моторики.

Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? как подготовить его к школе? Один из «практических» ответов на оба эти вопроса - развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений.

Проблема по развитию мелкой моторики рук детей 2-3 лет не теряет своей актуальности. Поэтому есть необходимость специальной целенаправленной работы по развитию тонких координированных движений рук.

Актуальность данного направления заключает в себе использование систематических упражнений как «организованного вида деятельности, способствующего развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_netraditsionnye_tehniki_risovaniya.docx91.28 КБ

Предварительный просмотр:

http://cenova.es/web/files/2015/11/manos.png

        

ПРОЕКТ

По художественно-эстетическому

развитию для детей

первой младшей группы «Репка»

 Развитие мелкой моторики

посредством

 «Нетрадиционной

техники рисования»

Подготовил:

Воспитатель Вагнер И.С.


1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.https://yt3.ggpht.com/a/AGF-l7_ZJgHvZeOgYmjgdK4P838YFIX4Yct2teF7dw=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo

Пояснительная записка

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорное развитие, координация движений - ключевые понятия для периода раннего возраста.

Изобразительная деятельность ребенка в раннем и дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно - образовательного характера.

Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является проблема развития мелкой моторики.

Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? как подготовить его к школе? Один из «практических» ответов на оба эти вопроса - развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений.

Проблема по развитию мелкой моторики рук детей 2-3 лет не теряет своей актуальности. Поэтому есть необходимость специальной целенаправленной работы по развитию тонких координированных движений рук.

Актуальность данного направления заключает в себе использование систематических упражнений как «организованного вида деятельности, способствующего развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей».


Данный проект составлен на основе:https://yt3.ggpht.com/a/AGF-l7_ZJgHvZeOgYmjgdK4P838YFIX4Yct2teF7dw=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo

  1. «ДЕТСТВО» /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017
  2. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» /Никитина А.В. /Серия: Развитие малышей, ИЗДАТЕЛЬСТВО «КАРО», 2016
  3. «Необычное творчество. Рисуем без кисточки. Для детей 2-3 лет»/ Вовикова О., ИЗДАТЕЛЬСТВО «ХАТБЕР-ПРЕСС», 2015
  4. «Изобразительная деятельность в детском саду. Третий год жизни. Цветные ладошки». ФГОС ДОО /Лыкова И.А., ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЦВЕТНОЙ МИР», 2018
  5. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности» /Рузанова Ю.В., серия Развитие малышей, ИЗДАТЕЛЬСТВО «КАРО», 2009
  6. «Рисуем ладошкой и пальчиком. Игры-занятия. 2-3 года. Весна. Альбом для рисования и творчества», /Кудрявцева Е.А.Славина Т.Н., серия Играем вместе с малышом, ИЗДАТЕЛЬСТВО «УЧИТЕЛЬ», 2018
  7. «Рисуем ладошкой и пальчиком. Игры-занятия. 2-3 года. Зима. Альбом для рисования и творчества», /Кудрявцева Е.А.Славина Т.Н., серия Развитие дошкольника, ИЗДАТЕЛЬСТВО «УЧИТЕЛЬ», 2020
  8. «Рисуем ладошкой и пальчиком. Игры-занятия. 2-3 года. Лето. Альбом для рисования и творчества», /Кудрявцева Е.А.Славина Т.Н., серия Развивающая раскраска, ИЗДАТЕЛЬСТВО «УЧИТЕЛЬ», 2019
  9. «Рисуем ладошкой и пальчиком. Игры-занятия. 2-3 года. Лето. Альбом для рисования и творчества», /Кудрявцева Е.А.Славина Т.Н., серия Познавательное развитие дошкольника, ИЗДАТЕЛЬСТВО «УЧИТЕЛЬ», 2020

Цель проекта: создание условий для развития мелкой моторики у детей раннего возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Основные задачи:

  • Развить и укрепить мелкую моторику рук.
  • Расширить представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
  • Обучить некоторым приёмам нетрадиционных техник рисования.
  • Создать развивающую среду для самовыражения детей в творческой деятельности.
  • Подвести детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.

Участники проекта:

  • Воспитатель
  • Дети, посещающие группу.
  • Родители

Проект реализуется в первой младшей группе «Репка» (дети 3-х лет)

Проект реализуется через организацию изобразительной деятельности с подгруппами детей в режимных моментах в течение дня.

Сроки реализации проекта: 1 год.

Ребенок хорошо оперирует маленькими и тонкими предметами: умеет держать карандаш, ручку, фломастер пятью или четырьмя пальцами (к возрасту 3 лет — тремя пальцами) и рисует ими простые линии и формы, проводит прямую линию, копирует круг, лепит из пластилина, нанизывает бусы на шнурок, листает книгу постранично, хорошо управляет указательными пальцами обеих рук, начинает осваивать ножницы. Собирает пирамидку из восьми элементов, соблюдая размерность, строит башню из восьми кубиков, складывает сюжетные конструкции из кубиков (дом, мост, паровоз).

Расстегивает и застегивает пуговицы и молнии, липучки на одежде, пытается завязывать шнурки на ботинках; меняет одежду на кукле; осваивает кнопки на телефоне и клавиатуру компьютера; ловко управляется с ложкой, зубной щеткой, расческой.

Предполагаемые результаты освоения проекта:

-знакомство с нетрадиционными техниками рисования;

-получение практических навыков и умения рисовать пальчиками, губкой, используя штампы, ватные палочки и другие подручные материалы для изодеятельности;

-появление устойчивого интереса к разнообразным видам и способам рисования;

-обогащение словарного запаса детей.


2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

Календарно-тематическое планирование

     Время проведения

Тема занятия

Задачи

Техника нетрадиционного рисования

сентябрь

Цветные пальчики

(свободное творчество)

Познакомить детей с техникой рисование пальчиками;

учиться опускать пальчик в краску, и наносить отпечаток на бумагу;

учить пользоваться салфеткой.

Рисование пальчиками

 (по контуру)

 Ягодки на тарелке

(лист бумаги с изображенной тарелочкой)

Продолжить знакомство с техникой рисования пальчиками;

продолжить учить придавливать палец с краской к бумаге;

закрепить знания и представления о цвете (красный).

 Вот какое солнышко

(лист бумаги с изображенным солнышком без лучиков)

Продолжать знакомство с техникой рисования пальчиками, рисовать лучки солнышка пальчиком краской желтого цвета, закрепить знания о цвете (желтый).

Разноцветные мячики

(свободное творчество)

Развивать творческие способности через рисование пальчиками;

развивать мелкую моторику пальцев рук.

октябрь

Дождик, дождик кап кап кап…

(лист бумаги с нарисованным облачком, или аппликация из цветной бумаги)

 Закрепить умение рисовать пальчиками плотно прижимая подушечку пальца;

закрепить знания и представления о цвете (синий).

Рисование пальчиками

 Листья желтые летят

(лист бумаги с нарисованным деревом без листиков)

Продолжать учить детей создавать композиции способом рисования пальчиками; правильно набирать краску и ставить отпечатки кончиком пальца;

развивать чувство цвета и композиции.

Рыбка

(лист голубой бумаги)

Закрепить умения рисовать пальчиками;

развивать мышление.

Веточка рябины

(лист бумаги с нарисованной веткой рябины)

Развивать творческие способности через рисование пальчиками;

развивать мелкую моторику пальцев рук;

воспитывать чувство прекрасного.

ноябрь

 Цветные ладошки

(свободное творчество)

 Знакомить с новой техникой рисования; учить плотно прижимать всю ладонь к бумаге;

развивать интерес к рисованию.

Рисование ладошками (коллективные работы)

 Веселые осьминожки

(коллективная работа, лист бумаги А3)

Развивать художественное воображение; учить плотно прижимать всю ладонь к бумаге; развивать координацию движений рук.

 Ежик

(лист бумаги с нарисованным контуром ежика)

Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками; учить плотно прижимать всю ладонь к бумаге;

развивать чувство, композиции, воспитывать интерес к коллективному творчеству.

Елка -колкие иголки

Закрепить технику рисования ладошками; оставлять отпечатки, опираясь всей ладонью;

закрепить знания и представления о цвете (зеленый).

декабрь

Снег идет

(лист синей бумаги)

Знакомить с новой нетрадиционной техникой рисования- ватными палочками; научить правильно держать ватную палочку- вертикально;

закрепить знания и представления о цвете (белый).

Рисование ватными палочками

Горошины для петушка

(лист с изображением петушка)

Прививать аккуратность при работе с краской; закрепить умение правильно держать ватную палочку- вертикально;

развитие речи, внимания.

Узор на варежке

(варежка вырезанная из бумаги)

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; учить удерживать тонкий предмет замкнутыми пальцами.

 Наряд для елки

(елочка вырезанная из бумаги)

Развивать творческие способности детей;

развивать мелкую моторику пальцев рук.

январь

Пушистые снежинки

(лист голубой бумаги)

Познакомить детей с техникой рисование поролоном;

учиться обхватывать мягкий предмет не прикладывая силу;

развивать интерес к окружающему.

Оттиск поролоном

Перышки для цыплят

(лист с изображением цыпленка)

Закреплять умение рисовать поролоном;

развивать моторику кистей рук.

Колеса для паровоза

(лист с изображением паровозика без колес)

Развивать воображение, наблюдательность; закреплять умение держать мягкий предмет и наносить им краску;

развивать чувство композиции.

февраль

 Мячики

(свободное творчество)

Познакомить детей с техникой рисование оттиск пробкой; научиться обхватывать предмет, прилагая силу;

раскрыть возможности использования в изобразительной деятельности различных предметов.

Оттиск пробкой

Варенье для Маши

(баночка варенья из бумаги)

Закреплять умение различать цвета;

развивать моторику пальцев рук.

Гусеница

Продолжать знакомство с техникой нетрадиционного изображения; закрепить навыки обхватывать толстый предмет прикладывая силу;

развивать интерес к рисованию.

Цветок для мамы

(свободное творчество)

Закрепить умения рисовать нетрадиционным способом;

воспитывать чувство прекрасного.

март

Салют

Познакомить детей с рисованием методом тычка; научить держать кисть вертикально;

закрепить умение ритмично наносить рисунок на всю поверхность листа.

Тычок жесткой полусухой кистью

Веточка мимозы

(лист бумаги с изображением веточки)

Упражнять детей правильно наносить узор на бумагу;

развивать моторику кистей рук.

Мишка косолапый

«Тычком» рисую медвежонка, пушистая у мишки шёрстка!

(изображением мишки)

 Развивать творческие

способности; упражнять в распределении силы удара кистью;

закреплять умение различать цвета.

Цветы для мамы

Развивать чувство цвета и композиции;

развивать интерес к мышлению, окружающему.

апрель

Первые листочки

Дать представление о технике рисования печатками; учиться держать предмет всеми подушечками пальцев;

воспитывать интерес к окружающему.

Оттиск печатками из картофеля

В подводном царстве

Развивать творческие способности и экспериментирование; плотно сжимать пальцы, удерживая предмет;

раскрыть возможности использования в изобразительной деятельности различных предметов.

Угощение для зайки

Развивать моторику пальцев и кистей рук;

воспитывать отзывчивость и доброту.

Звездное небо

Закрепить умение рисовать с помощью «штампования»; распределять силу на кончики пальцев;

закрепить умение ритмично наносить рисунок на всю поверхность листа.

май

Березки

Совершенствовать умение детей изображать нетрадиционным способом; активизировать самостоятельность;

развивать умение обхватывать мягкие предметы не прилагая силу.

Рисование поролоном

Одуванчики

Совершенствовать возможности использования в изобразительной деятельности различных предметов;

развивать умение обхватывать твердые предметы прилагая силу; воспитывать любовь к природе.

Рисование пробкой

Платье для Маши

Совершенствовать умение детей изображать нетрадиционным способом; упражнять в распределении силы удара с кисти на кончики пальцев; знакомить детей прекрасным.

Тычок жесткой полусухой кистью

Мыльные пузыри

Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предмета; учиться держать предмет всеми подушечками пальцев.

Оттиск печатками из картофеля


3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛhttps://yt3.ggpht.com/a/AGF-l7_ZJgHvZeOgYmjgdK4P838YFIX4Yct2teF7dw=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo

Формы организации Проекта

Организованная работа с детьми ведется как занятия по интересам в рамках художественно -эстетического развития.  Мероприятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю с сентября по май включительно.

Длительность каждого мероприятия рассчитана на 10 минут, согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013.

Направления работы        

Содержание деятельности

1. Работа с детьми        

1.Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера.

2.Чтение художественной литературы.

3.Знакомство с материалом для рисования.

4. Просмотр рисунков, выполненных в разных техниках рисования.

5.Пальчиковые игры, физкультминутки.

6. Организация выставки детских рисунков

2.Сотрудничество с родителями

1. «Использование нетрадиционного рисования», Мастер-класс.

2.Памятка по применению различных техник нетрадиционного рисования.

4.Участие в конкурсах рисунков, поделок, праздничных поздравлениях.

5. Организация выставок, совместных творческих работ.

3.Материально- техническое обеспечение

1. Организация предметно-развивающей среды: Центр изобразительной деятельности.

2. Материалы для занятий: альбомы для рисования, ватманы А4, гуашь, кисти широкие №5-10, цветной и белый картон, бумага цветная, восковые цветные карандаши, поролоновые губки, пробки разной фактуры (прессованные из дерева, пластмассовые), картофельные штампы, мисочки для разведения гуаши, бумажные и влажные салфетки, клеенка.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫhttps://yt3.ggpht.com/a/AGF-l7_ZJgHvZeOgYmjgdK4P838YFIX4Yct2teF7dw=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo

  1. «ДЕТСТВО» /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017
  2. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» /Никитина А.В. /Серия: Развитие малышей, ИЗДАТЕЛЬСТВО «КАРО», 2016
  3. «Необычное творчество. Рисуем без кисточки. Для детей 2-3 лет»/ Вовикова О., ИЗДАТЕЛЬСТВО «ХАТБЕР-ПРЕСС», 2015
  4. «Изобразительная деятельность в детском саду. Третий год жизни. Цветные ладошки». ФГОС ДОО /Лыкова И.А., ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЦВЕТНОЙ МИР», 2018
  5. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности» /Рузанова Ю.В., серия Развитие малышей, ИЗДАТЕЛЬСТВО «КАРО», 2009
  6. «Рисуем ладошкой и пальчиком. Игры-занятия. 2-3 года. Весна. Альбом для рисования и творчества», /Кудрявцева Е.А.Славина Т.Н., серия Играем вместе с малышом, ИЗДАТЕЛЬСТВО «УЧИТЕЛЬ», 2018
  7. «Рисуем ладошкой и пальчиком. Игры-занятия. 2-3 года. Зима. Альбом для рисования и творчества», /Кудрявцева Е.А.Славина Т.Н., серия Развитие дошкольника, ИЗДАТЕЛЬСТВО «УЧИТЕЛЬ», 2020
  8. «Рисуем ладошкой и пальчиком. Игры-занятия. 2-3 года. Лето. Альбом для рисования и творчества», /Кудрявцева Е.А.Славина Т.Н., серия Развивающая раскраска, ИЗДАТЕЛЬСТВО «УЧИТЕЛЬ», 2019
  9. «Рисуем ладошкой и пальчиком. Игры-занятия. 2-3 года. Лето. Альбом для рисования и творчества», /Кудрявцева Е.А.Славина Т.Н., серия Познавательное развитие дошкольника, ИЗДАТЕЛЬСТВО «УЧИТЕЛЬ», 2020

        Группа «Репка» «Нетрадиционные техники рисования», 2020-2021 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования с использованием пальчиковых игр.

Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Как правило, дети любят рисовать, тем самым они получают возможность передавать то, что им нравится, что их волн...

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования»

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования»...

Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования (консультация для коллег)

Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования (консультация для коллег)...

Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста 2-3 лет/Опыт работы.

Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста 2-3 лет. Мой опыт работы .кружок "Веселые пальчики"...