В помощь педагогу: приемы бесконфликтного общения с родителями и учениками
статья

В статье отражены основные способы и приемы учителя при беседе в родителями и учениками в конфликтных ситуациях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_beskonfliktnogo_obshcheniya.docx130.18 КБ

Предварительный просмотр:

В помощь педагогу: приемы бесконфликтного общения с родителями и учениками

        Когда взаимодействие учителя и родителей находится под властью чувств и разгорается конфликт, то участники не всегда могут понять, как проблема решается и какой можно найти выход. Чтобы учителю не попасть в эмоциональный клубок, следует придерживаться следующих правил в общении с родителями учеников.

1. Начинайте беседу с эмоционально ровного информирования о проблемной ситуации, краткого описания сути случившегося без оценивания и личного отношения к случившемуся. Ваша задача -  настроить родителя на взаимодействие.

2. Перейдя к концу случившегося события, сообщите о благополучном разрешении ситуации, акцентируя внимание родителя на ваших действия в отношении его ребенка, как вы ему помогали (успокоили, объяснили, показали, рассказали и пр.). Не обсуждайте других учеников и их поступков. Задача этого этапа – успокоить родителя, дать понять, что вы владеете ситуацией и находитесь на стороне  ребенка.

3. Сообщите о поведении ребенка, беспокоившее вас, которое привело к проблемной ситуации. Конкретизируйте его, исходя из данного происшествия, но без оценивания, обобщения, личных ожиданий, сравнений с другими детьми. Ваша задача - конкретизировать область родительского внимания, заботы и воспитания.

4. Этап выработки в диалоге с родителем совместного конструктивного решения. Помните, что ваши предложения носят рекомендательный характер. Старайтесь избегать проявления личного отношения, эмоционального реагирования, осуждения системы воспитания ребенка. Постройте беседу по следующей схеме:

- найдите ресурс ребенка (положительные качества);

- скоординируйте родителя в его действиях (воспитательная беседа, выработка правила, форма контроля и пр.);

- сообщите о своих способах поддержки ребенка и педагогических воздействиях, которые вы будете совершать для улучшения ситуации и  помощи ребенку;

- уточните несколько раз результат, который вы ожидаете получить, когда обе стороны будут действовать в данных направлениях. Ваши предложения не должны быть связаны с наказанием, лишением чего-либо.

Задача этапа – фиксирование ресурса ребенка и направления родительского воздействия.

5. Подведение итогов беседы. Убедитесь, что родитель вас услышал, понял рекомендации и готов к совместной работе. Ваша задача – эмоционально положительное принятие конфликтной ситуации родителем. Поблагодарите родителя за отзывчивость и сотрудничество.

        Пока формируются взаимоотношения между детьми, неизбежно возникают конфликты. Для быстрого разрешения конфликтов с учеником воспользуйтесь техникой «Zoom in – zoom out» («увеличить - уменьшить») Ричарда Вайсборда вместе с ребенком. Она позволяет взглянуть на ситуацию с разных сторон.

        Для того, чтобы взглянуть на напряженную ситуацию с позиции другого человека, необходимо сначала «увеличить масштаб» («Zoom in») со своей точки зрения, чтобы лучше понять и разобраться в конфликте. Необходимо рассмотреть проблему со своей перспективы очень пристально и внимательно, как под микроскопом, не отгораживаясь от нее.

- Что произошло? Что я сейчас хочу? Чем я недоволен? Что я чувствую? Как я ощущаю эти чувства в своем теле? Какие мысли у меня мелькают в голове? Что значит для меня эта ситуация? Что мне хочется сделать прямо сейчас?

         Остановитесь. Теперь следует «уменьшить масштаб» («Zoom out»), возвышаясь над проблемой, посмотреть на нее сверху, увидеть того, с кем произошел конфликт или ссора. Оказаться третьим лицом и подумать:

- Как он себя ощущает? Что можно ему предложить? «Уменьшение масштаба» помогает осознавать, как эмоции влияют на взаимоотношения, позволяет ребенку самостоятельно принимать правильные решения и уменьшает переживания чувства обиды, вины, гнева или стыда.

        Проблема в видении ситуации с точки зрения других состоит как раз в том, что меньше всего мы склонны к этому именно тогда, когда это необходимо больше всего.

        Иногда эффективнее составить беседу в обоими сторонами конфликта сразу. Тогда действуйте по следующему плану.

1. Обязательное выслушайте произошедшее всеми участниками, чтобы дети слушали друг друга. Установка взрослого – мы внимательно слушаем друг друга и не перебиваем. После того, как расскажет каждый, я дам вам время, чтобы вы смогли дополнить или поправить рассказ друг друга.

2. После того, как каждый ученик высказался, дайте возможность детям прояснить и утонить услышанное, а после, обобщите кратко сами суть произошедшего. Ваша установка – мы не ищем виноватых, мы стараемся понять, что привело вас к ссоре.

3. Постарайтесь совместно с детьми найти выход из ситуации через анализ поведения: что можно было бы сделать по-другому в этой ситуации, как можно было бы поступить еще, в чем были неправы оба.

4. Подведите детей к выработке предложений о разрешении данной ситуации: какой вы видите выход и что хотите сказать друг другу.

5. Старайтесь закончить беседу на позитивной ноте примирения. Поблагодарите друг друга за беседу и озвучьте взаимный соглашения.

Такой способ разрешения проблемных ситуаций прост и понятен детям, потому что в нем отсутствует оценка личности детей, т.к. фокус внимания направлен на поступок. При таком подходе к разрешению споров потребность в защите, жалобах и обвинениях других не формируется. Обучая  детей этому навыку в детстве, мы помогаем им развивать самоконтроль и способность рационально мыслить в сложных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический лекторий для педагогов "Особенности бесконфликтного взаимодействия с родителями"

Психологический лекторий  для педагогов, раскрывающий особенности взаимодействия педагогов с родителями...

Консультация «Приемы эффективного общения с родителями воспитанников ДОУ».

Консультация «Приемы эффективного общения с родителями воспитанников ДОУ»....

Памятка для педагогов "Правила бесконфликтного общения педагога с родителями в мессенджерах и соцсетях".

quot;Правила бесконфликтного общения педагога с родителями в мессенджерах и соцсетях"....

Памятка для педагогов: Бесконфликтное общение с родителями.

Бесконфликтное общение с родителямиОбщение с родителями -  важная часть образовательного процесса. Какие приемы бесконфликтного общения использовать, что делать, если назревает конфликт? По ...

Правила и приемы бесконфликтного общения педагога с родителями в мессенджерах и социальных сетях.

Сегодня, в век информатизации и компьютеризации информация является таким же ресурсом, как трудовые, материальные и энергетические....

Правила бесконфликтного общения с родителями в мессенджерах

Правила бесконфликтного общения с родителями в мессенджерах и социальных сетях....

Консультация для воспитателей. "Семь правил бесконфликтного общения с родителями в мессенджерах и соцсетях".

Психологическая коммуникацияКонсультация для воспитателей."Семь правил бесконфликтного общения с родителями в мессенджерах и соцсетях".Правило 1. Пишите по темеВсегда ука...