Исследовательские процедуры опытно-экспериментальной работы по формированию социальных навыков у детей предшкольного возраста.
статья

Исследовательские процедуры опытно - экспериментальной работы по формированию социальных навыков у детей предшольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskie_protsedury_opytno.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательские процедуры опытно-экспериментальной работы по формированию социальных навыков

у детей предшкольного возраста.

В процессе опытно-экспериментальной работы, посвященнойформированию социальных навыков у детей предшкольного возраста, нами ставились и решались следующие исследовательские задачи:

  1. увидеть объект нашего исследования (социальные навыки) в системе значимых умений у детей предшкольного возраста;
  2. определить уровень сформированности социальных навыков у детей предшкольного возраста.

Анализ различных источников позволил определить, что понятие «социальные навыки» является многозначным и многоаспектным. Одни авторы  под «социальными навыками» понимают «…набор способов и приёмов социального взаимодействия, которыми человек овладевает на протяжении жизненного пути, использует для жизни в обществе, устанавливает своё равновесие с другими» , другие рассматривают его как «…обучение этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми».

Различные интернет источники дают следующие определения понятия «социальные навыки»:

- социальные навыки - формы специально усвоенного поведения, к которым индивид прибегает при социальном взаимодействии, с целью добиться от окружающих поощрительных реакций;

- социальные навыки - это особенный процесс, в результате которого, дети постигают все традиции культуры, а также установленные нормы общества, в данном процессе происходит формирование ценностей.

Социальные навыки у детей предшкольного возраста есть, по мнению одних авторов, набор адекватных средств общения и этически ценных образцов поведения, по мнению других авторов – это умение использовать в своем поведении эффективные (уверенные, но не агрессивные) способы взаимодействия, где присутствует понимание и уважение другого и самого себя.

В нашем исследовательском контексте,  под социальными навыками детей предшкольного возраста, мы понимаем комплекс действий, которые создают ситуацию успеха по установлению контактов в ситуации коммуникации, проявлению доброжелательного поведения, социальных норм и способов поведения, формированию эмоциональной сферы ребёнка, помогают в освоении им новой социальной роли ученика, а также делают позитивными их отношения со сверстниками и взрослыми.

В результате обобщения и анализа содержания определений «социальные навыки», в том числе у детей предшкольного возраста, а также программ и концепций предшкольного возраста, мы дифференцировали и систематизировали существенные, с нашей точки зрения, компоненты в составе социальных навыков детей предшкольного возраста. Результаты обобщения представлены в таблице 1.

Таблица 1

Структурные компоненты социальных навыков у детей

предшкольного возраста

Навыки

Описание

Направленные на формирование  социальных норм и способов поведения

Умение преодолевать ссоры и

конфликты, умение руководствоваться установленными правилами, умение выполнять инструкцию педагога, умение выполнять установленные нормы поведения.

Доброжелательного

поведения

Умение помогать друг другу.

Способствующие установлению контактов и действий в ситуации коммуникации

Умение договариваться, уважать мнение других, слушать и слышать других, работать в группе, взаимодействовать со сверстниками и со взрослыми, учитывать интересы других, выбирать способ поведения и взаимодействия с социумом.

Направленные на формирование

эмоциональной сферы

ребёнка

Умение проявлять эмпатию, отзывчивость, толерантность, умение сдерживать свои эмоции, навыки социальной восприимчивости.

Исходя из вышесказанного, мы можем утверждать, что «социальные навыки детей предшкольного возраста» понятие многоаспектное и многокомпонентное. Учитывая состав компонентов социальных навыков детей предшкольного возраста, мы смоделировали уровни и показатели сформированности социальных навыков у детей предшкольного возраста:

- высокий (Ребёнок умеет преодолевать ссоры и конфликты. В своей деятельности руководствуется установленными социальными нормами и правилами. Выполняет инструкцию педагога. Помогает другим. Приустановлении контактов договаривается. Умеет слушать и слышать других, учитывает мнение других. Предпочитает работать в группе. Хорошо взаимодействует со сверстниками и со взрослыми. Умеет выбирать оптимальный способ взаимодействия с социумом. Часто проявляет отзывчивость, эмпатию, толерантность. В достаточной степени владеет навыками социальной восприимчивости. Умеет сдерживать свои эмоции.);

- средний (Ребёнок не всегда может преодолеть ссоры и конфликты. Знает нормы и правила поведения, но не всегда ими руководствуется. Не всегда выполняет инструкцию педагога.  Редко помогает другим. Редко работает в группе. При взаимодействии со сверстниками и со взрослыми испытывает трудности. При установлении контактов редко договаривается, слушает других, учитывает их мнение. Затрудняется использовать оптимальный способ поведения. Редко проявляет отзывчивость, эмпатию, толерантность, навыки социальной восприимчивости. Может проявлять несдержанность своих эмоций.);

- низкий (Не умеет преодолевать ссоры и конфликты. Знает нормы и правила поведения, но не руководствуется ими. Не выполняет инструкцию педагога. Не помогает другим. Предпочитает работать один. Плохо устанавливает взаимоотношения со сверстниками и со взрослыми. Не умеет договариваться. Не слышит и не слушает других, не учитывает мнение других при установлении контактов. Не умеет использовать оптимальные способы поведения. Не проявляет отзывчивость, эмпатию, толерантность. Не владеет навыками социальной восприимчивости. Не умеет сдерживать свои эмоции.).

В ходе проведения опытно-экспериментальной работы по формированию социальных навыков у детей предшкольного возраста нами были использованы следующие исследовательскиепроцедуры: наблюдение за детьми в естественных и специально организованных ситуациях,авторская методика – опросник «Характер проявления социальных навыков у детей предшкольного возраста». Опытно-экспериментальная работа по формированию социальных навыков у детей предшкольного возраста была проведена на базе МДОУ «Детский сад №55» г. о. Саранск. В нём участвовало 23 ребёнка в возрасте 5,5 – 7 лет, то есть предшкольного возраста.

На первом этапе опытно-экспериментальной работы мы разработали  методику«Характер проявления социальных навыков у детей предшкольного возраста».При разработке данной методики мы учли опыт разработки диагностического материала по наблюдению за проявлениями коммуникативных способностей , а кроме того общие требования к разработке опросников. Мы взяли за основу выделенные нами компоненты социальных навыков детей предшкольного возраста. Педагогам, работающим с детьми предшкольного возраста, был предложен лист опросника с четырнадцатью утверждениями. Инструкция к выполнению методики заключалась в следующем: «определить, в какой степени проявляется тот или иной компонент социальных навыков у детей предшкольного возраста, выбрав один из вариантов ответов «редко», «чаще всего», «всегда». Количественными параметрами оценки выполнения этой методики являлись балльные оценки:

29-42 балла – высокий уровень;

15-28 баллов – средний уровень;

0-14 баллов – низкий уровень.

Анализ полученных в ходе исследования данныхпоказал, что высокий уровень сформированности социальных навыков зафиксирован лишь у 3 детей, средний уровень отмечен у 14 дошкольников, низкий – у 6 испытуемых.

Таким образом, преобладаниесреднего и низкого уровней сформированности социальных навыков у детей предшкольного возраста (61%, 26%) свидетельствует о недостаточной работе педагогов в данном направлении и необходимости проведения целенаправленной работы по улучшению показателей.

На втором этапе опытно-экспериментальной работы нами был предложен комплекс методик по формированию социальных навыков у детей предшкольного возраста. В данный комплекс входят игры, игровые ситуации, игры-драматизации, беседы, сюжетно-ролевые игры, направленные на формирование умения договариваться, уважать мнение других, слушать и слышать других, работать в группе, взаимодействовать со сверстниками, учитывать их интересы, проявлять эмпатию, отзывчивость, толерантность, сдерживать свои эмоции, навыки социальной восприимчивости.

Нами было предложено несколько методик: «Рукавички»,«Кто прав?», «Совместная сортировка», «Добрый взгляд», «Комплименты», «Добрые пожелания», «Помоги другу» и другие.

На заключительном этапе опытно-экспериментальной работы мы снова применили методику «Характер проявления социальных навыков у детей предшкольного возраста».Результаты данной работы представим в гистограмме 1.

Гистограмма 1

Сравнительная характеристика уровней сформированности социальных навыков у детей предшкольного возраста

Таким образом, проведённая опытно-экспериментальная работа даёт нам право сделать вывод о том, что социальные навыкиявляются важным компонентом в системе значимых умений детей предшкольного возраста.Целенаправленная работа педагогов в данном направлении способствует повышению уровня сформированности социальных навыков у детей предшкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования ЭМП у детей предшкольного возраста в условиях реализации ФГТ

Знакомство с применением интегрированного подхода к формированию знаний о форме и видению геометрических фигур в предметах реального мира....

Презентация опыта работы по формированию социальной компетентности детей дошкольного возраста

Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления российского дошкольного образования и требованиями государственного стандарта....

Опытно-экспериментальная деятельности, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

Дети дошкольного возраста по свой природе пытливые исследователи, поэтому грамотная организация детского экспериментирования позволяет как нельзя лучше удовлетворить интересы и потребности детей....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста»

Данная методическая разработка " Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста"  помогает при помощи экспериментирования разв...

Инновационная технология «ПОЗНАВАЙКА». Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возрастаЦель, задачи ТРИЗМетоды обучения по ТРИЗОпыт работы воспитателя по данной теме...

Опытно-экспериментальная деятельность в процессе формирования осознанного отношения детей к правилам дорожного движения

В статье представлен опыт по формированию осознанного отношения к правилам дорожного движения....