Летний проект в 1 группе раннего возраста "Веселое лето с потешками"
проект

Бориснева Наталья Олеговна

Цель: знакомить детей с потешками, развивать речевые навыки ребёнка, память, воображение, мышление; активизировать познавательное и умственное развитие.

Воспитывать у детей любовь к книге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл letniy_proekt_1_gr_rannego_vozrasta_.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

Летний проект «Веселое лето с потешками»

в 1 группе раннего возраста.

 

Воспитатель:   Бориснева Н.О 

Актуальность

В связи с внедрением ФГОС ДО изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности. Опираясь на принципы ФГОС по дошкольному образованию, можно сделать вывод, что основное внимание разработчиков направлено на решение проблем социализации детей дошкольного возраста. Основная цель работы с детьми раннего возраста заключается в формировании и развитии речевых навыков. Чем лучше будет сформирован речевой ряд, тем легче пройдут процессы адаптации и дальнейшей социализации ребёнка. Особую роль в развитии детей раннего возраста играют малые фольклорные формы, в частности мы хотели бы обратить внимание на потешки. В нынешнее время в большинстве семей, родители практически не используют с детьми малые формы фольклора.В семьях все меньше и меньше знают данные произведения устного народного творчества, многие  помнят лишь несколько загадок и поговорок.

Детскими психологами было уже давно доказано, что потешки способствуют быстрому развитию речи ребенка, в том числе развитию памяти, логики, мышления. Потешки представляют собой самую коротенькую форму стишка складного, они быстро запоминаются и оставляют свой отпечаток на восприятии малыша. Наравне с этим, развивается и творческая сторона малыша, он может давать волю своим детским фантазиям. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.Таким образом, мы решили взять тему летнего проекта «Веселое лето с потешками», так как  работа по использованию малых форм фольклора организована недостаточно.

Продолжительность проекта: среднесрочный (3 месяца)

Тип проекта:музыкально –познавательно - игровой

Участники проекта: дети группы раннего возраста, родители, воспитатели группы.

Цель: знакомить детей с потешками, развивать речевые навыки ребёнка, память, воображение, мышление; активизировать познавательное и умственное развитие.

Воспитывать у детей любовь к книге. 

В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:

 - воспитание звуковой культуры речи:

- обогащение словаря:

- формирование грамматического строя речи

- развитие монологической и диалогической речи

- развитие мелкой моторики.

Наши задачи: 

  • Приучать детей слушать короткие, доступные по содержанию потешки, рассматривать иллюстрации
  • Стимулировать детей повторять за воспитателем слова и фразы из потешек, вызвать у малышей эмоциональный отклик к потешкам
  • Формировать грамматический строй речи
  • Развивать монологическую и диалогическую речь
  • Развивать мелкую моторику детей
  • Воспитывать звуковую культуру речи
  • Вовлечение родителей в образовательный процесс

Предполагаемый  результат:Повысить уровень сформированности у детей знаний потешек. Пополнение словарного запаса, активизация познавательного и умственного развития, ознакомление с окружающим миром, развитие восприимчивости и чувствительности, формирование гуманного отношения к миру у малышей.

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей и родителей

I этап – предварительный

 -подобрать фольклорный материал, соответственно возрасту детей

- составить картотеку потешек, пестования для всех режимных моментов;

- подобрать иллюстрированную литературу с фольклорными произведениями.

Работа с детьми:

-наблюдения за детьми, беседы.

-определение уровня речевого развития

Взаимодействие с родителями:

- ознакомить родителей с целями и задачами проекта

- консультации для родителей «Влияние потешки на процесс формирования словаря раннего возраста»«Для чего нужны потешки, прибаутки», раздел в уголке для родителей «Что мы учим».

II этап – целеполагание

На основном этапе необходимо организовать работу, с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты

-вовлечение родителей в образовательный процесс;

-активизация деятельности по совместной работе

III этап- Практическая деятельность

Картотека потешек, аудиопотешки («Ладушки», «Водичка, водичка», «Баю, баю, баюшки»)

Включение потешек в режимные моменты (артикуляционная, пальчиковая, утренняя, после сна гимнастики; физминутки, кгн и т.д.)

Заучивание потешек с детьми наизусть

 Наглядная агитация: выставка методической литературы и пособий для родителей

Познавательные беседы.

-Положительное отношение к режимным моментам и сформированность культурно-гигиенических навыков;

-развитие навыков речевого общения;

-расширение круга общения;

-развитие коммуникативных способностей;

-формирование коллективных и партнёрских отношений;

-вовлечение родителей в образовательный процесс;

-активизация деятельности по совместной работе направленная на укрепление развивающей среды.

IV этап - итоговый

- презентация - оформление результата проекта в виде коллажа «Потешки - лучшие друзья»

- итоговое мероприятие с детьми  - Театр игрушек по потешке «Курочка-рябушечка» 

 - взаимодействие с родителями, изготовление книжки своими руками вместе с детьми:  «Книжка – малышка»

 

V этап - анализ результатов проекта

-  рефлексия (анализ проекта)

 - диагностика по проекту

 - практическое применение

Формы работы с детьми

 

Образовательные области

Виды деятельности

Познавательное развитие

Д/и «Чудесный мешочек»; «Дождик – кап –кап-кап»; «Стучит, бренчит»; «Пришёл медведь к броду»;  «Вот они – сандалики у нашей Кати-крошки» и т.д.

 

Речевое развитие

 «Мишка косолапый»; «Прилетели птички, Принесли водички»;  «Зайчишка – трусишка»; «Гуси, Гуси га – га..»; «Ладушки, ладушки!..»; «Петушок, петушок...», «Большие ноги...»;  «Водичка, водичка...»; «Баю-бай, баю-бай..»;  «Киска, киска, киска, брысь!..»; «Божья коровка». 

Рассматривание иллюстраций книг «Потешки для малышей» 

Словесные игры «Кто как кричит?»; «Назови кто это» и др.

 

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетные игры «Зайчик в гости к нам пришёл» («Развитие и обучение детей раннего возраста» с. 102) и т.д.

Игра-потешка с куклами-подружками (УМП с. 146-148) 

Настольные игры «Собери картинку, узнай потешку» 

 

Художественно-эстетическое развитие

Театр игрушек по потешке « Курочка-рябушечка», «Утка – утенка» 

Рисование «Божья коровка, улети на небо»; «Прилетели птички, принесли водички» (пальчиками); «Солнышко»

(Е. А. Янушко стр. 78) 

Лепка «Ладушки, ладушки, Испекли оладушки»; «Покормим курочку» (Е. А. Янушко стр. 25); «Дождик кап-кап-кап» 

Конструирование «Построим домик для кошечки» (Л.В. Куцакова стр. 14 ); «Построим заборчик для божьей коровки» (Л.В. Куцакова стр. 19) и др.

 

Физическое развитие 

Пальчиковые игры «Зайчик »;  «Сорока»; «Пальчик о пальчик»и т.д.

Подвижные игры «Мыши водят хоровод»; «Мишка, мишка полно спать..»; «Раздувайся пузырь..» ; «По ровненькой дорожке»; «Где же наши ручки?»;  «Большие ноги шли по дороге» и т. д.

Хороводные игры по потешкам «Заинька, походи» и др. 

Физминутки; утренние, после сна гимнастики: «Зайка серенький сидит»; «Божья коровка»; «Неваляшка» и т.д. 

 

Итоговое мероприятие 

Театр игрушек по потешке « Курочка-рябушечка» 

 

Взаимодействие с родителями:

- Консультации «Развитие речи в раннем возрасте»; «Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»

- Создание книжек – малышек «Потешки для малышей»

- Буклет «Читаем детям»

 

Примерный список литературы для чтения детям (от 2 года до 3 лет) 

Русский фольклор - песенки, потешки, заклички:«Наша Маша маленька ..»; «Наши уточки с утра..»; «Пошел котик на Торжок.. »; «Чики, чики, кички»; «Солнышко, ведрышко»; «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор»; 

«Огуречик, огуречик.»; «Заяц Егорка.»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком.». 

Русские народные сказки«Козлятки и волк», обр. К.Ушинского; «Теремок», «Маша и медведь», обр. М. Булатова. 

Фольклор народов мира «Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Котауси и

Мауси», англ., обр. К. Чуковского; «Бу-бу, я рогатый», лит. обр. Ю. Григорьева;  «Горкой, горкой, горушкой», белорус, обр. Л. Елисеевой; «Ты, собачка, не лай.», молд., пер. И. Токмаковой. 

Произведения поэтов и писателей разных стран :Д. Биссет «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской; П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака; 

С. Капутикян. «Маша обедает», «Все спят», пер. с арм. Т. Спендиаровой. 

Произведения поэтов и писателей России 

А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет» (из «Сказки о царе Салтане.»); 

М. Лермонтов. «Спи, младенец» (из стихотворения «Казачья колыбельная»); 

3. Александрова. «Прятки»;

А.Барто. «Мишка», «Слон», «Лошадка», «Кораблик», «Грузовик» (из цикла «Игрушки»); «Кто как кричит»; А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка»; 

В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; А. Введенский. «Мышка», «Песня машиниста»; 

Б. Заходер. «Ежик»; 

Г. Лагздынь. «Петушок», «Зайка, зайка, попляши!»; 

С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; 

Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Шкулева. «Лисий хвостик.», «Надувала кошка шар.»; 

Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; Г. Сапгир. «Кошка»; 

К. Чуковский. «Путаница», «Федотка». 

Проза

Л. Толстой. «Три медведя»; «Спала кошка на крыше.»;  «Был у Пети и Миши конь.»; В. Бианки. «Лис и мышонок»; Н. Павлова. «Земляничка»; В. Сутеев. «Кто сказал «мяу». 

 

Литература: 

- А. Н Печёрская «Хрестоматия для детского сада» Группа раннего возраста Москва «Русское слово» 2016 г. 

- Т. В Галанова «Развивающие игры с малышами до трёх лет» Пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития» 1997 г. 

- Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду» Творческий Центр «СФЕРА» 2012 г. 

 - Е. А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста 1-3 года» Москва Г И Ц «ВЛАДОС» 2016 г 

- «Карамелька» для малышей (песенки, потешки, сказки, стихи).-М.:Омега, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в группе раннего возраста «Краски лета».

Проект в группе раннего возраста «Краски лета». Участники воспитатель, воспитанники первой младшей группы Срок реализации: июнь(краткосрочный).Цель: создание в дошкольном учреждении эфф...

Долгосрочный проект в группе раннего возраста "Здравствуй, лето красное!"

Лето самая замечательная пора в жизни детей. Небольшое количество верхней одежды. Длительные прогулки на свежем воздухе. Солнечные и воздушные ванны. Поездки на море, к озеру, в деревню к бабушке или ...

Проект для группы раннего возраста «Потешки малышам»

Проект для группы раннего возраста                     «Потешки малышам»...

Проект для группы раннего возраста «Потешки малышам»

      Проект для группы раннего возраста                     «Потешки ма...

Летний проект: "Вот оно какое наше лето" в средней группе "Колокольчик"

Сегодня государство заботится о здоровье детей, реализуя различные оздоровительные проекты, укрепляя нормативно-правовую базу по здоровому образу жизни нации. Формирование представлений о здоровом обр...

Проект для детей группы раннего возраста Тема: «Любимые потешки»

Целенаправленное и систематическое использование произведенийфольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизическогоблагополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в...