Применение технологии "кластер"в работе с детьми дошкольного возраста по направлению познавательное развитие.
учебно-методический материал (старшая группа)

Агапова Татьяна Алексеевна

Можно ли применять текнологию "кластер" в работе с дошкольниками?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klaster_moy.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

                 Применение технологии «КЛАСТЕР» в работе с детьми  дошкольного возраста по направлению познавательное развитие.


          Каким хотят видеть своего ребенка родители? В разное время данный вопрос имел разные ответы. Если в советские времена мамы и папы стремились воспитать послушного во всех отношениях «исполнителя», способного в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают вырастить человека с активной позицией, творческую личность.
          Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу. Задача воспитателя — не подвергнуть сомнению компетенцию педагога и его учения. Главное — научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения. Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче.
         Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения. По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания «на блюдечке». Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить. Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение – это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности. Как часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не доросли, чтобы спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ.
      Немаловажным для эффективности процесса обучения становится умение правильно выбрать технологические приемы, удачно их комбинировать, вмещать в рамки уже знакомых традиционных форм занятия. Одним из таких приёмов развития критического мышления является технология «кластер»
     Кластер - графический метод организации информации, в котором выделяются главные смысловые единицы, фиксирующиеся в виде схемы с пояснением всех связей между ними.
Смысл «кластера» в выделении смысловых единиц и их графическом оформлении в виде грозди.
Правила составления «кластера» очень простые:
Выделяем центр – это наша тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.
     
Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста. Но поскольку этот метод больше ориентирован на школьников, то более целесообразным считаю его адаптацию на дошкольный возраст. Можно также его немного изменить и создать разные варианты. Так  как  не все дети умеют читать, то можно использовать картинки, фотографии, рисунки, схемы.

      Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера.

1.При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения.

2.В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены.

3. Можно смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи.

4.Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

• он позволяет охватить большой объем информации;

• вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;

• дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

 В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

• умение ставить вопросы;

• выделять главное;

• устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;

• переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;

• сравнивать и анализировать;

• проводить аналогии.

Что дает применение метода кластера в познавательном развитии  детям?

Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать материал и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации. 

Выводы.  Метод кластеров универсален. Он может применяться на этапе вхождения или погружения в тему. Для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На этапе проработки содержания темы кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На этапе подведения итогов (рефлексии) понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи. Применение метода «кластера» даёт детям возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, даёт свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности "Работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития".

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тем, что увели...

Дидактическая игра с использованием ИКТ для работы с детьми дошкольного возраста по направлению художественно-эстетическое развитие "Чья тень"

Материал предназначен для развития зрительного восприятия детей, внимания, логического мышления и наблюдательности....

Дидактическая игра с использованием ИКТ для работы с детьми дошкольного возраста по направлению художественно-эстетическое развитие "Цвет и форма"

Материал предназначен для закрепления знания красного, синего, желтого и зеленого цветов; развития зрительного восприятия детей, внимания, логического мышления и наблюдательности....

Перспективный план работы группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Познавательное развитие», направление «Познание»

Перспективный план работы группы среднего дошкольного возраста. Образовательная область «Познавательное развитие», направление «Познание»...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по направлению "Познавательное развитие" с элементами экспериментирования на тему «Волшебница вода»

Конспектобразовательной деятельности попознавательному развитию с элементами экспериментирования для детей 3-4 лет«Волшебница - вода»Цель: расширение представлений о свойствах воды.Задачи:...

Мастер – класс «Применение нейропсихологических методов и приемов в работе с детьми дошкольного возраста с различными нарушениями развития»

Увеличение уровня познаний педагогов об использовании нейропсихологических технологий, обеспечение возможности их применения в образовательном процессе, пропаганда и распространение нестандартных спос...

Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

В настоящее время педагогам дошкольных образовательных учреждений все чаще приходится работать с детьми с ограниченными возможностям здоровья, в том числе, с детьми с задержкой психического развития.З...