Развивающая предметно-пространственная среда
учебно-методический материал (средняя группа)

Петрова Анна Дмитриевна

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС (из опыта работы)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpps_mo_podderzhka_initsiativy.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 5 «РОМАШКА»  ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАТО  СВЕТЛЫЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПОДДЕРЖКЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ

(доклад для педагогов методического объединения

муниципальных образовательных учреждений)

Подготовили воспитатели

Едакова Оксана Анатольевна

Шатохина Анна Дмитриевна

2020

Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению задач. Социальный заказ государства к системе образования предполагает воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В ФГОС ДО отмечается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, а одной из задач – развития инициативы, самостоятельности и ответственности у детей. Наиболее эффективным средством по поддержке развития инициативы и самостоятельности дошкольников в специфических для них видах деятельности в детском саду является развивающая предметно-пространственная среда группы.

Вопрос организации РППС в детском саду на сегодняшний день стоит особо актуально. Развивающую среду необходимо строить таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для дошкольника интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Статичная, застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

        Как много каждый из нас делает, чтобы детишки, приходя в детский сад, чувствовали себя уютно и комфортно. Такая забота начинается с раздевалки, где должны находиться не только информация для родителей, но и какие то пособия или игры для создания положительного эмоционального настроения именно детей. В группе Активно действует центр «Здравствуйте, я пришел!» Цель данного уголка – научить дошкольников здороваться, замечать наличие детей в группе, интересоваться причиной их отсутствия, радоваться возвращению после болезни или отпуска. Наша группа называется "Цветочек", поэтому именно цветы на полянке стали основой для наклеивания фото наших воспитанников. Приходя в группу, ребята поворачивают цветочек с фото, Вечером, уходя домой, переворачивает свою фотографию обратной стороной. Так в группе родилась ежедневная традиция. Это еще одна замечательная возможность получить теплые эмоции, поприветствовать, пожелать здоровья и удачи.

В группе располагаются разнообразные схемы, алгоритмы, таблицы, модели способствующие формированию самостоятельности, навыкам планирования. Видя перед глазами алгоритм выполнения той или иной операции, ребенок может самостоятельно осуществить последовательность действий, без напоминаний регулировать своё поведение. Правила дружбы, алгоритм одевания и умывания, дежурства, правила поведения в группе, за столом и др.

«Медали» У детей 3-6 лет уже достаточно хорошо развито чувство индивидуальности. Малыш понимает, что он является частью коллектива, в котором можно выделиться среди сверстников. Естественно, для этого необходимо сделать что-то лучше, чем другие. В таких ситуациях медали становятся незаменимым атрибутом для воспитателей. Для поддержания инициативы ребенка взрослым необходимо: отмечать и публично поддерживать любые успехи детей; всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу; учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям.

 «Коробочка настроения». Во время ежедневного ритуала «Утренний сбор» дети выбирают соответствующую своему настроению карточку, рассказывают о своём настроении и прикрепляют пиктограммы настроения на  свою кабинку. На протяжении дня настроение может меняться. Ребёнок прикрепляет другой смайлик, объясняет почему, что произошло, рассказывает о причинах изменения своего настроения. Это даёт возможность отследить комфортность режимных моментов.
         Для развития самостоятельности и инициативы удобен и интересен  в прием Шапиро «Коробочка идей». Если ребенок не может себя занять, скучает, на помощь к нему приходит «волшебная коробочка». Ребенку предлагаются картинки, на которых изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности. Данная методика позволяет воспитателю увидеть  детские предпочтения и скоординировать работу с детьми.

Одним из средств поддержки детского творчества и инициативности у дошкольников – это театральная деятельность. С одной стороны, творческая деятельность дает широкие возможности для развития инициативы, а с другой - само творчество является высшей формой проявления самостоятельности. Для стимулирования детского творчества и инициативности в театрализованной деятельности созданы: «Уголок ряженья»,  «Уголок музыки», «Центр театра» В данном центре ребенок может найти образы героев для пальчикового, настольного, кукольного театра, подобрать атрибуты для игры драматизации и режиссёрских игр, где всегда есть возможность развить свою фантазию, речь, дикцию выразительность.. Все детские задумки, фантазии, сочинения дети передают в ролях, самостоятельно выбранных ими или обыгрывают с различными куклами. 

В центре сюжетно-ролевых игр находятся атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Магазин» , «Салон красоты»«Больница», «Семья», «Зоопарк» и др., разнообразные предметы-заместители, которые обладают наибольшим развивающим эффектом, позволяют ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры, ширмы, различные модули, все это легко переносится и дети могут организовать игру в любом месте группы. Дети самостоятельно разворачивают игровые действия, объединяя различные атрибуты игр и распределяя роли между собой. Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий.

С целью активизации самостоятельной художественной деятельности в центре «Акварелька» собрана подборка схем, технологических карт для рисования и лепки, ручного труда, которые находятся в доступном для детей месте. Используя, такие «выручалочки» ребенок сможет самостоятельно осуществлять свой замысел, проявлять инициативу. Необходимым элементом в РППС является размещение работ по изобразительной деятельности. В группе выделены места для выставок рисунков, поделок детей. Дети самостоятельно размещают свои работы, по своему желанию.

Используем прием: «Пространственная игра», которая относится к свободной деятельности. Создается свободное неорганизованное пространство и дается детям возможность действовать с ним по своему усмотрению. Обязательно наличие в нем большого количества неоформленных предметов крупного размера (легкие мягкие модули, коврики и куски ткани)  создает прекрасные условия для организации игрового пространства самой разнообразной тематики самими детьми.  Важна так же возможность использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели. Детский стул может стать машиной или домиком, а стол, накрытый тканью, - жилищем или норой.  Таким образом, в группе созданы условия, позволяющие каждому ребёнку, проявляя инициативу, самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство.

Условия, созданные педагогами для свободной деятельности воспитанников, обеспечивающие каждому ребенку выбор деятельности по интересам, обязательно предусматривают полоролевую специфику организации среды, которая обеспечивает ее как общими, так и специфическими материалами для девочек и мальчиков. Для мальчиков отдельно оборудованы места с техникой, конструкторами, предметами для двигательной активности. Для девочек созданы условия для игр с куклами, имеется уголок с дамскими принадлежностями: сумочки, шляпки, украшения, расчески, заколки.

В процессе реализации образовательной программы все компоненты развивающей предметно-пространственной среды меняются, обновляются и пополняются в зависимости от темы недели (игрушки, оборудование, мебель и материалы). Как следствие, среда не только развивающая, но и развивающаяся.

         Предметно-пространственную среду выстраиваем с учетом тематического принципа построения образовательного процесса. В различных уголках группы представлены материалы, позволяющие детям освоить тему календарно-тематического планирования в соответствующей деятельности. С этой целью в группе организован мини-музей. Мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать,  рассматривать. С экспонатами можно играть. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. Тема мини – музея сама подскажет, какими должны быть игры: сюжетно - ролевыми, играми – драматизациями, дидактическими и т.д. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то свое, родное, т.к. дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дома экспонаты и рассказывают о них. В книжном уголке выставляем книги по теме недели, в речевом и математическом, экологическом центрах -дидактические игры, игровые пособия, задания.

Важно отметить, что РППС группы имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к развитию и предметный мир, окружающий ребенка, необходимо постоянно пополнять и обновлять.

В заключении хотелось бы всем напомнить, что «если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....