Самообразованию на тему: «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС».
материал

Благис Ольга Сергеевна

важность игры в образовательной деятельности ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2019-2020_2.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1».

 Самообразованию  на тему:

«Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС».

Воспитатель: Благис О.С.

Черняховск 2019-2020г.

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.

Дошкольный возраст – это возраст игры. Для дошкольника игра – такое же естественное состояние, как сон, приём пищи, движение. У ребёнка  нет другого способа, чтобы познавать окружающий мир, приобретать необходимые для жизни знания, умения, навыки. Любая игра предполагает получение опыта, необходимого для дальнейшего развития маленького индивида. По мнению детских психологов и педагогов именно в игре растущий человек раскрывает свои интеллектуальные, физические способности, испытывает самые настоящие чувства и эмоции.

Грамотный педагог с помощью игры может развить в ребёнке многие качества: мышление, внимание, ловкость, выносливость, наблюдательность, усидчивость, быстроту, память, воображение, любознательность и т.д. Эффективность обучения в игре будет зависеть от содержания игр, от того, насколько интересна игра ребёнку, соответствует ли игра возрасту. Поэтому воспитателю стоит ответственно отнестись к выбору игр, знать и учитывать возрастные особенности детей, уметь направлять течение игры в нужное русло. Также не следует забывать, что ребёнка нужно развивать всесторонне и не зацикливаться на развитии только в одном направлении.

ФГОС диктует нам содержание образовательной программы ДОУ. В соответствии с целями и задачами программы содержание её может реализоваться в различных видах деятельности, среди которых есть и игра.

Таким образом, тема «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС» является актуальной на сегодняшний день.

Цель работы по теме самообразования:  способствовать всестороннему развитию ребёнка посредством игры.

Задачи:

  1. Изучить методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по данной теме.
  2. Составить картотеку игр по разным направлениям развития.
  3. Развивать игровую деятельность детей, способствовать их развитию через игру.
  4. Вызвать интерес у родителей к совместной игровой деятельности с детьми, повысить внимание родителей к различным видам «живых» игр без использования компьютеров, телефонов и других гаджетов.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы и других источников

Сентябрь - май

1. Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду».

2. Кузнецова А.Е. «205 развивающих игр для детей».

3. Павлова Л.Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром».

4. Пенькова Л.А., Коннова З.П., Малышева И.В. «Развитие игровой активности дошкольников».

5. Сергеева И.С., Гайнуллова Ф.С. «Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников».

7. Смирнова Е.О. «Лучшие развивающие игры».

8. Интернет-ресурсы: https://nsportal.ru/

https://www.maam.ru/

Анализ изученных источников, составление картотек игр по разным направлениям: физическому, познавательному, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому, речевому для детей средней группы.

Работа с детьми

Октябрь-май

Игры, распределённые по дням неделям:

пн - сюжетно-ролевые;

вт – подвижные;

ср – дидактические;

чт – театрализованные;

пт – по выбору детей.

Минутки игры в вечернее время.

Октябрь

Знакомство детей с русскими народными играми.

Вечер «Игры наших бабушек».

Ноябрь

Игры, способствующие художественно-эстетическому развитию.

Развлечение «Забавы с красками и карандашами».

Январь

Игры на развитие логического мышления.

Вечер логических игр.

Февраль

Игры для формирования основ безопасности жизнедеятельности.

Игра-путешествие «Остров Невезения»

Апрель

Игры по духовно-нравственному воспитанию.

Досуг «В гостях у Феи вежливых слов»

Работа с семьёй

Октябрь

Консультация для родителей «Значение игры в жизни ребёнка»

Октябрь-май

Привлечение родителей к созданию совместной игровой развивающей среды группы.

Демонстрация игровых пособий и материалов, сделанных своими руками, на родительских собраниях.

Январь

Консультация «Как играть с ребёнком?»

Апрель

Добровольный эксперимент «Неделя без гаджетов».

Фотоотчёт «Живые игры».

Май

Подготовка отчёта о проделанной работе за учебный год.

Презентация для родителей (на родительском собрании) «Как мы играли»

Самореализация

Октябрь -май

Составление картотеки игр. Наблюдение за развитием детей в игре.

Картотека игр. Анализ детской игровой деятельности.

Октябрь

Составление плана работы, подготовка списка литературы  по теме самообразования для изучения.

План работы по самообразованию.

Май

Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования.

 «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС».

В настоящее время в самых разных системах обучения игре отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. 

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. 

(В. А. Сухомлинский).

С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Она играет ведущую роль в формировании доброжелательных взаимоотношений детей и формировании положительных морально - нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.

Темой своей работы я выбрала: «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС». Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.
           В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, я сформулировала цель своей работы -
способствовать всестороннему развитию ребёнка посредством игры.

Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:

  1. Изучить методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по данной теме.
  2. Составить картотеку игр по разным направлениям развития.
  3. Развивать игровую деятельность детей, способствовать их развитию через игру.
  4. Вызвать интерес у родителей к совместной игровой деятельности с детьми, повысить внимание родителей к различным видам «живых» игр без использования компьютеров, телефонов и других гаджетов.

В процессе работы над данной темой мною была изучена следующая литература:

1. Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду».

2. Кузнецова А.Е. «205 развивающих игр для детей».

3. Павлова Л.Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром».

4. Пенькова Л.А., Коннова З.П., Малышева И.В. «Развитие игровой активности дошкольников».

5. Сергеева И.С., Гайнуллова Ф.С. «Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников».

7. Смирнова Е.О. «Лучшие развивающие игры».

8. Интернет-ресурсы: https://nsportal.ru/

https://www.maam.ru/

Игра может способствовать воспитанию нравственных качеств только при соблюдении ряда условий:
• правильная организация и руководство игрой;
• правильно сформулированная мотивация;
• многообразие детских игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников, их эстетичность и привлекательность;
• учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.

При решении поставленных задач применялись следующие методы и приемы работы:
• организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым;
• инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье;
• общение и совместная деятельность с воспитателем - как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;
• наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду;
• образные игры - имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные - для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками;
• чтение стихов, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных;
• рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях), ориентировки в ближайшем окружении (в группе, ДОУ и в семье);
• сюжетно - ролевые игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых.

          Работая по теме, я разработала планирование игр с учётом особенностей детей дошкольного возраста. Также были изготовлены картотеки  русских народных игр; игры, способствующие художественно-эстетическому развитию; игры на развитие логического мышления. В процессе работы были оформлены центры для игр «Доктор Айболит», «Магазин», «Парикмахерская», «Семья»,  которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.

Также были разработаны и подготовлены консультации для родителей «Значение игры в жизни ребенка», «Как играть с ребенком», «Влияние игры на познавательную сферу дошкольника».
          Таким образом, можно сделать вывод, что, в работе с детьми были использованы различные методы для достижения хороших результатов: организация игровой деятельности, тематические досуги, развлечения, беседы, чтения художественной литературы, различные виды  игр, рассматривании иллюстраций, альбомов и картин, режимные игровые моменты, индивидуальная работа с детьми в игровой форме. Главным показателем результативности моей работы, считаю, когда ребенок искренне радуется при достижении положительного результата в игре, все это дает мне знать о том, что, дети стали проявлять любознательность, стремление к познанию окружающего мира, умение общаться со сверстниками. У детей наблюдается ярко выраженный интерес к новому, появилась уверенность в своих силах и доброжелательном отношении к окружающим людям. Работая по данной теме, я вижу положительный результат, и это дает мне стимул для дальнейшей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Воспитать ребёнка успешным – это ли не мечта любого родителя? Отсюда и желание вмесить в детскую голову как можно больше знаний, ставка на раннее (как можно более раннее) развитие. И соответствующие т...

«Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

«Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»...

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализаций ФГОС.

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста....

«Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо д...

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации фгос

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации фгос «…Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!» Е.А. Покровский...

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации фгос

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации фгос «…Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!» Е.А. Покровский...