Формирование финансовой грамотности дошкольников.
статья (подготовительная группа)

Алиева Айнур Айдын кызы

В наше время в дошкольных учреждениях все актуальнее вопрос о формировании финансовой грамотности детей, ребенку важно дать не только знания и умения по развитию речи, математике, грамоте, лепке, рисованию и т.д., но и научить жить и понимать основные процессы и понятия мира, который его окружает. Для этого прекрасно подходит дошкольный возраст, именно поэтому рекомендуется начать формировать финансовую грамотность именно в этот период, в это время закладываются основы будущего финансового «здоровья». В статье рассмотрим ткие вопросы как: в каком возрасте лучше начать формироваие основ финансовой грамотности, какие этапы можем выделить при формировании финансовой грамотности, какие методы и приемы работы можно использовать и нужно ли привлекать родителей при изучении данного вопроса?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fin._gram.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование финансовой грамотности дошкольников.

          В наше время в дошкольных учреждениях все актуальнее вопрос о формировании финансовой грамотности детей, ребенку важно дать не только знания и умения по развитию речи, математике, грамоте, лепке, рисованию и т.д., но и научить жить и понимать основные процессы и понятия мира, который его окружает. Для этого прекрасно подходит дошкольный возраст, именно поэтому рекомендуется начать формировать финансовую грамотность именно в этот период, в это время закладываются основы будущего финансового «здоровья».

        Ребенок – дошкольник практически ежедневно слышит в семье о деньгах, о товарах, продуктах, ценах, о таких понятиях как: дешево- дорого, купля- продажа, скидка. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Воспитывая малыша, мало кто из родителей задумывается об отношении ребенка к деньгам, когда ребенка нужно начать знакомить с финансами и учить, как с ними обращаться. В семье не следует замалчивать тему денег. Ребенок должен знать, каким образом деньги влияют на отношения в социуме, чтобы к моменту, когда маленький человек приступит к социальному взаимодействию, он был осведомлён о финансовых отношениях между людьми.

        Важно сформировать полезные привычки в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

        Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

Содержание образования по финансовой грамотности дошкольников.

      Цель педагогического опыта - не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как: трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения.

         Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник - родители.

     Образовательная деятельность с воспитанниками включает в себя следующие методы и приемы работы:

  • Непосредственная образовательная деятельность.
  • Сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения, где дети решают познавательные, практические, игровые задачи.
  • Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемы и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы.
  • Проводятся экскурсии и беседы, с целью знакомства с людьми разных профессий.
  • Проводятся беседы, с целью выявления насколько дети усвоили материал.
  • Чтение художественной литературы. Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.

      Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

       Работу по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста можно разделить на несколько этапов:

  • Подготовительный: обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированных знаний.
  • Организационный: определение содержания и объема работы; изучение и анализ литературы, интернет - ресурсов; подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала; создание предметно-развивающей среды; разработка перспективного плана работы, анкетирование родителей.
  • Основной: апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях детского сада.
  • Заключительный: анализ результативности решения противоречий, мониторинг.

      Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагога и родителей по экономическому воспитанию дошкольников.

К ним относятся:

1. анкетирование родителей по теме формирование финансовой грамотности дошкольников;

2. информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома

3. участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в детском саду (экономические ярмарки, познавательные квесты, конкурсы);

4. создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.

      Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

       Как всё-таки правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей жизненных отношений?

         Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца. Ребенок 6-7 лет может понять все составляющие семейного бюджета и на что он тратится.

      Важно привить правильное понимание «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись, а без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье.

    Необходимо с помощью игр, рассказов, сказок, а также практических занятий (родителей с детьми) обучить дошкольников, следующему:

  • что такое деньги, какие они бывают;
  • что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;
  • что такое карманные деньги. Банковская пластиковая карта ребенка;
  • как планировать свои расходы;
  • техника безопасности использования банковских карт.

       Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.

      Тема воспитания у дошкольников финансовой грамотности довольно новая, на нее раньше обращалось минимум внимания, но наше время диктует новые правила, дети развиваются и входят в мир финансов раньше, чем это было несколько десятков лет назад. Что бы исследовать данный вопрос я познакомилась с несколькими авторскими программами по финансовой грамотности, которые могут помочь педагогу в работе по данному направлению: «Тропинка в экономику»: методические рекомендации и конспекты занятий с детьми 5-7 лет А.Д. Шатова, «Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя» А. О. Жданова, «Дети и деньги» А. Е. Пушкарь, «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности для дошкольников» Н. А. Крючкова,

      Программы рассчитаны на детей дошкольного возраста. Их целью является приобщение детей к миру экономических ценностей и воспитание этического поведения в предметном, вещном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование финансовой грамотности дошкольников

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.«Всё преимущество име...

Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности дошкольника.

Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности дошкольника....

Формирование финансовой грамотности дошкольников

в данной публикации расположены рекомендации для педагогов по формированию финансовой грамотности...

Формирование финансовой грамотности дошкольников

В данном материале раскрывается важность формирования финансовой граммотности у дошкольников....

"Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"

Материалы семинара для педагогов "Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"...

"Создание условий для формирования финансовой грамотности дошкольников по возрастам»

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Воспитателям, работающим с детьми  дош...

Общие подходы к формированию финансовой грамотности дошкольников

Общие подходы к формированию основ финансовой грамотности в соответствии ФГОС...