Формирование патриотического воспитания у старших дошкольников через знакомство с устным народным творчеством и сказкой.
статья (старшая группа)

Козлова Евгения Дмитриевна

Из опыта работы педагога.

 Формирование патриотического воспитания  у старших дошкольников через знакомство с устным народным творчеством и сказкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_patrioticheskom_vospitanii.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы педагога.

 Формирование патриотического воспитания  у старших дошкольников через знакомство с устным народным творчеством и сказкой.

Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

В.А. Сухомлинский.

          Патриотическое воспитание детей – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

      Чувство Родины…. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом ближайшим окружением .

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит и слышит малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе и первое с чем знакомится малыш это сказки, прибаутки, песни, потешки …

 У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что»… воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.  

   Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

     Персонаж  сказок всегда носитель определенных моральных качеств.

Герой самых популярных волшебных сказок - Иван-царевич. Он многим помогает, животным и птицам, которые ему за это благодарны и в свою очередь, помогают ему. Он представлен в сказках как народный герой, воплощение высших моральных качеств - смелости, честности, доброты. Он молод, красив, умен и силен. Это тип смелого и сильного богатыря.

Русскому народу свойственно сознание того, что человек всегда встречается на своем пути с жизненными трудностями, а своими добрыми поступками он их обязательно преодолеет. Герой, наделенный такими качествами как доброта, щедрость, честность всегда побеждает. В русских народных сказках раскрыты определенные социальные отношения, показаны быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, русский взгляд, русский ум - все, что делает сказку национально-самобытной и неповторимой. 

        Значительное место в волшебных сказках занимают героини-женщины, который воплощают народный идеал красоты, ума, доброты, смелости. В образе Василисы Премудрой отражены замечательные особенности русской женщины - красавицы, величественная простота, мягкая гордость собой, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце. Сознанию русского народа именно такой представлялась женская красота.

 Следует также отметить, что для ребенка-дошкольника Родина - это мама-женщина, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Следует также отметить, что нравственное воспитание ребенка-дошкольника - это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово «мама» - самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Стихотворения о маме устойчиво вошли в детскую литературу. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью:

А для милой мамочки

Испеку два пряничка.

Очень верно подметил русский писатель Ю.Я. Яковлев: «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери».

Патриотическое воспитание - это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки - уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

- дружба помогает победить зло («Зимовье»);

- добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

- зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки. с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотических чувств у дошкольников через знакомство с историей родного края.

Формирование нравственности, патриотизма у дошкольников является актуальным  вопросом в современное время. Начинать работу эффективно с ознакомления с историей малой родины, воспитывая у детей чу...

Занятие по развитию речи через знакомство с устным народным творчеством «Задания дедушки Фольклора»

Цель:• Показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в поговорках, скороговорках, дразнилках, небылицах.• Формировать у детей интерес к фольклору, обогаща...

«Формирование нравственных ценностей у дошкольников через ознакомление с русским народным творчеством»

Формирование основ моральных качеств начинается еще в раннемдетстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многомзависит нравственное развитие ребенка.Сохранить человеческое в наши...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через знакомство с устным народным творчеством

quot;Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через знакомство с устным народным творчеством"....

Консультация для родителей "Приобщение к истокам народной культуры через знакомство с устным народным творчеством."

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к русской культуре через знакомство с устным народным творчеством.  Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского...

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с устным народным творчеством

В данном материале можно узнать с чего начать воспитание нравственно -патриотических чувств.Что относится к устному народному творчеству....